§ 468. Значительно различается, в зависимости от стиля речи, употребление обобщающих слов при однородных членах.
В научном и деловом языке обобщающие слова, как правило, указывают ближайшее родовое понятие, виды которого и перечисляются однородными членами. Такое обобщающее слово стоит впереди однородных членов: В древнерусском языке грамматически различались три категории числа: единственное, двойственное и множественное; В нашем районе имеются следующие породы лиственных деревьев: дуб, вяз, клен, липа, осина, ясень; В Волге водятся следующие породы осетровых рыб: осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь.
В художественных произведениях такое логическое использование обобщающих слов нередко затемнено и осложнено. Так, с одной стороны, обобщающее слово часто не является ближайшим родовым понятием, а указывает очень широкое понятие, к которому однородные члены не являются ближайшими видами, а между собой они не выступают как соподчиненные понятия: Перед моими глазами расстилался необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес, Софонтьево, кусочек киселевского дома... (из письма Чехова); Подобно жиденькому голоску, все у этого человека было мелко и не соответствовало его росту, ширине и мясистому лицу: и улыбка, и глазки, и пуговки, и картузик, едва державшийся на жирной, стриженой голове (Чехов); Грязь — стихия, она пропитала собой все: стены домов, стекла окон, одежды людей, поры их тела, мозги, желания, мысли... (Горький, Город Желтого Дьявола); На иных платформах был навален домашний скарб — кровати, узлы, клетка с птицами (А.Н.Толстой, Хлеб); Нас радует все: и свист ветра в окне, и равномерный стук колес, и волнующий голос паровоза... (Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды).
Как в последнем примере, обобщающими словами нередко выступают предельно широкие слова: все, повсюду, везде, всегда, при отрицании никто, ничто, нигде, никогда и т. д. Они и придают оттенок экспрессивного подчеркивания, усиления того, что по частям выражено отдельными однородными членами: Везде — над головой, под ногами и рядом с тобой живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (Горький, Город Желтого Дьявола).
Такие обобщающие слова могут употребляться и после однородных членов, чего не наблюдается тогда, когда обобщающее слово обозначает ближайшее родовое понятие: Старые, молодые и дети — все одинаково безмолвны, однообразно спокойны (Горький, Город Желтого Дьявола); Торжествующий гул железа, громкий вой электричества, гремящий шум работ по устройству новой сети металла, новых стен из камня — все это заглушает голоса людей, как буря в океане — крики птиц (там же); Вокзал в Миллерове, перроны, пути, пустыри, булыжная площадь — все было запружено людьми, телегами, скотом, конными упряжками орудий, военными двуколками (А.Н.Толстой, Хлеб).
ОБОСОБЛЕНИЕ
§ 469. Обособление со стилистической стороны представляет интерес, поскольку оно создает те или иные оттенки значения. Общей чертой обособленных членов, в отличие от необособленных, является то, что они обладают большим семантическим весом, выделяют, подчеркивают обозначаемую ими деталь, что особенно отчетливо видно из сравнения одного и того же члена, когда он то обособлен, то не обособлен: Участник соревнования, Петров, доложил о достижениях бригады и Участник соревнования Петров доложил о достижениях бригады; или: Окрыленный успехом, конструктор досрочно произвел необходимые расчеты и Окрыленный успехом конструктор досрочно произвел необходимые расчеты (смысловой вес обособленных членов получает внешнее выражение в наличии у них усиленного ударения и в их отграниченности паузами). Поэтому в первую очередь следует остановиться на случаях факультативного обособления, когда возможно употребление в предложении как обособленного, так и необособленного члена предложения (как в приведенных примерах) и выбор определяется тем, насколько свойственные этим разновидностям одного члена предложения оттенки значения соответствуют целям автора.
§ 470. Но прежде чем перейти к этой синонимике обособленных и необособленных членов, следует коснуться одного общего вопроса.
Обособление далеко не одинаково используется в разных стилях речи. Так, в научной и деловой речи почти не встречается факультативное обособление, в ней обычно находят место случаи обязательного обособления, и, таким образом, обособление почти не используется как выразительный прием. Правда, ряд обособленных конструкций в этом стиле находит особенно широкое распространение в связи с потребностями сжатого и компактного выражения дополнительных положений, связанных с основным содержанием предложения, но занимающих в нем подчиненное и второстепенное место (причастные и деепричастные обороты).
Наоборот, в художественной речи, особенно эмоциональной, факультативное обособление получает применение в самых широких размерах. Здесь не редкость встретить обособление в таких случаях, где его трудно предположить, и отдельные случаи такого обособления не предусмотрены общепринятым кодексом пунктуационного выделения обособленных членов. Мастерски пользуется обособлением А. М. Горький. Так:
В седьмом или восьмом году, на Капри, Стефан Жеромский рассказал мне... историю о мальчике, жмудине или мазуре, крестьянине, который, каким-то случаем, попал в Краков и заплутался в нем (Горький, С. Есенин).
Позднее, когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял, ночью, на Симеоновском и видел, как он, сквозь зубы, плюет на черный бархат реки, стиснутой гранитом (там же).
Человек прижался к нелепой, чугунной решетке и, зрительно, был почти неотделим от нее (Горький, Пожары).
Обособление разнообразных групп слов находим у А. Н. Толстого, который в целях их более яркого выделения нередко использует не запятую, а тире: По обе стороны полотна копошились люди, — с криком, говором, смехом копая и кидая землю. Линия окопов на западе упиралась в пышные заросли левого берега Донца. Позади, верстах в трех, раскинулась большая станица Каменская. Туда — через мост — ползли эшелоны. Много разного люда переправлялось из-за реки на лодках — добровольно рыть укрепления ("Хлеб").
Эти обособления в какой-то мере передают живые интонации и ударения устной речи.
Особенно широко используется для создания обособления необычный порядок слов; это тоже особенность эмоциональной речи, отсутствующая в деловой речи с ее общепринятым, устойчивым порядком слов.