Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная философия науки, её предмет и особенности.




Словосочетание «философия науки» употребляется в двух основных смыслах. Оно обозначает, во-первых, направление в западной и отечественной философской мысли (хотя иногда и выражается сомнение в существовании философии науки в таком качестве) (11, 62); во-вторых, философскую дисциплину (как раздел философского знания и соответствующую ему учебную дисциплину). Эти две «ипостаси» философии науки следует различать. Философия науки как направление философии представлена многими оригинальными концепциями, которые разрабатывали ту или иную эпистемологию и определённые модели развития науки, выявляли роль науки и характеристики познавательной деятельности. Философия науки как дисциплина начала складываться в первой половине прошлого столетия и получила новый мощный импульс для дальнейшего развития во второй половине ХХ века в связи с научно-технической революцией и потребностью в осмыслении социокультурных функций науки в новых условиях. (Философия науки как направление возникла на столетие раньше). Несмотря на эти различия философия науки как дисциплина испытывает значительное воздействие со стороны разработок, проводимых в рамках философии науки как направления в западной философии. Более того, для неё характерна «персонификация»: сама тематика, понятийный аппарат и стержневые проблемы получают свой статус в контексте разработок и выводов конкретного учёного той или иной школы.

С.А.Лебедев выделяет два возможных для философии способа осмысления понятия «наука», которые он условно называет «кантовским» и «контовским»(см.12,7). Первый способ является трансцендентально-аналитическим. Суть его в том, что, во-первых, задаются параметры науки как специфической структуры сознания, а во-вторых, даётся ответ на вопрос, как возможна такая структура с точки зрения всеобщих характеристик сознания, его оснований и познавательных средств. Данный подход опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и только во вторую – на исследование эмпирического бытия науки. Начало трансцендентально-аналитической традиции было положено древнегреческими философами, и она господствовала вплоть до ХIX века. Однако наиболее чёткую формулировку ей дал И.Кант в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествознание? и др. Поэтому данный способ философского исследования науки может быть назван «кантовской» парадигмой философии науки.

Второй способ философского анализа науки – синтетически-обобщающий. Он опирается преимущественно на эмпирическое исследование науки как социокультурной реальности с особыми когнитивными, коммуникационными и практическими механизмами воспроизводства и функционирования. Философия науки в таком понимании опирается на метанаучные разработки (история науки, социология науки, логика науки, нуковедение др.). Исследуя конкретно-исторические формы существования науки, многообразия её дисциплин, данный подход имеет целью обобщение её своеобразия, выявление общих закономерностей, тенденций развития науки. Этот тип философии науки впервые был отчётливо представлен в работах О.Конта, поэтому может быть назван «контовским».

В первом случае мы имеем дело с философией науки как элементом философской теории, а во втором – как с обобщающей философской науковедческой дисциплиной. Вопрос «стыковки» этих двух парадигм – одна из актуальных и наиболее интересных проблем современной философии науки. Большинство отечественных специалистов по философии науки неявно придерживаются второй парадигмы. Но существует и установка, не связывая себя жёстко ни одной из парадигм, использовать ресурсы и язык обеих.

Круг проблем философии науки достаточно широк: существует ли однозначная детерминация положений науки со стороны опытных данных; каковы критерии научности; возможны ли обоснования предпочтительности одной теории по отношению к другим; в чём состоит логика научного поиска, каковы модели развития знания, и многие другие. В вопросе формулировки главных проблем философии науки нет полного единомыслия среди специалистов, но чаще всего называются следующие: само понятие «наука», структура научного знания, динамика научного знания. Вокруг этих проблемных блоков строится и курс философии науки как учебной дисциплины.

С учётом сложности науки как объекта познания, её исторической изменчивости, «погружённостью» в социокультурный контекст, обширностью связанного с ней проблемного поля определение её предмета формулируется так: это – «общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

Философия науки представляет собой рефлексию по отношению к науке во всех её аспектах, связях и исторической динамике. Наука является объектом анализа не только для философии, но для ряда других «наук о науке». История науки – это дескриптивная дисциплина, занимающаяся описанием конкретных открытий и изобретений в различных отраслях науки в разные периоды времени. Науководение – также тяготеет к описательному характеру, она, как правило, малопроблемна и представляет собой разработку основ политического и государственного регулирования науки, рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, управления и планирования исследований. Область статистического изучения динамики информационных массивов науки оформилась под названием «наукометрия». Эта дисциплина является применением методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, научных кадров, финансовых затрат. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества, типологию поведения учёных, взаимодействие формальных и неформальных сообществ учёных, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в разных типах общественного устройства. Психология научного творчества исследует такие компоненты данного процесса, как воображение, интуиция, «инсайт», принцип «гештальта» и др. Философия науки взаимодействует со всеми перечисленными дисциплинами, но занимает своё особое место среди них.

Обращаясь к науке как сложному и противоречивому объекту в его целостности и исторической изменчивости, философия исследует взаимодействие научного познания с другими видами познания. Это взаимодействие проявляется и в процессе научных открытий, и в процедурах их включения в культуру, и во влиянии науки на все другие формы человеческого познания.

Философия науки учитывает дифференциацию научного знания, внутридисциплинарные и междисциплинарные взаимодействия. Философия изучает их общие характеристики. Её цель – выявить особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные методы и процедуры, обеспечивающие порождение нового знания.

Рассматривая науку как деятельность по производству новых знаний, философия принимает во внимание не только изменение имеющихся знаний, но и изменчивость самой научной деятельности. В этом процессе изменяются все её компоненты: объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда.

Современная философия науки рассматривает науку как социокультурный феномен. Поэтому одна из важнейших её задач – исследование исторических изменений способов формирования нового знания и механизмов воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Здесь важны связи философии науки с социологией науки.

Выявляя общие закономерности развития научного познания, философия опирается не только на содержание конкретных наук, но и на исторический материал, будучи связанной с работами историков науки.

По своему статусу философия науки является социально-культурным знанием независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук.

Предпосылки к формированию философии науки как самостоятельной области исследований складывались в течение продолжительного времени в истории философии, но её окончательное превращение в специализированную область произошло только в ХХ веке. В основе её становления лежали два взаимосвязанных фактора: изменения в философии и потребности науки в разработке нового типа её философско-методологического обоснования. Отдельные области философского знания конституируются в качестве самостоятельных дисциплин. Такой статус приобретает и философия науки. С другой стороны, процесс дифференциации и специализации в науке привёл к утрате прежнего единства, основанного на механистической картине мира. Возникла острая проблема согласования представлений о реальности в различных науках и воссоздания целостной картины мира. В этих условиях формировалась философия науки как область философского знания, направленного на методологическую и мировоззренческую проблематику.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1015 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.