Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Преднаука и ее особенности.




В истории возникновения и развития науки необходимо выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Преднаука изучает преимущественно те вещи и процессы, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте. Он стремился при этом построить модели объектов и процессов с тем, чтобы предвидеть результаты практических действий. Предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных в практической деятельности.

Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами заменяющими объекты реального мира. При этом, деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Объединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи.

Происшедший переход от мифологии к преднауке связан с формированием эмпирического, утилитарного и технологического знания, функционирующего как система индуктивных обобщений и технических навыков. Исторически этот познавательный процесс совпадает с существованием древневосточной культуры. Наиболее развитые до VI века до н.э. в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточные цивилизации (Египет, Индия, Китай) выработали определенные в этих областях практические знания. Эти цивилизации располагали знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколения к поколению, что давало возможность рационально организовывать разнообразную деятельность. При этом, знания вырабатывались путем индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и распространялись в обществе в форме наследственного профессионализма, знания квалифицировались как идущие от бога-покровителя данной профессии.

Процесс формирования и накопления знаний протекал стихийно при отсутствии критической и рефлексивной деятельности по оценке знаний, а их признание и использование осуществлялось на бездоказательной основе и функционировало как набор готовых рецептов деятельности.

Особенностью знаний древневосточных цивилизаций является отсутствие фундаментальности, поскольку она была ориентирована на решение прикладных, практических задач, даже астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

Знания на стадии преднауки в полном смысле не были рациональными и причины этого во многом определялись характером социально-политического устройства древневосточных цивилизаций. Отсутствие предпосылок обоснования и доказательства знаний в конечном счете приводили к фетишизации. Знание, оставаясь рационально необоснованным, освященное божественным именем, превращалось в предмет поклонения, таинство.

Случайное применение знаний, выполнение различных вычислений, носящих частный нетеоретический характер, мешало знания в древневосточных цивилизациях систематичности и логической последовательности. Например математики Египта и Вавилона умели решать многие задачи и уравнения, но никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не по другому не приводилось.

В проводимых исследованиях и наблюдениях внимание концентрировалось на частных практических задачах, а теоретическое рассмотрение предмета или процесса не приводилось. Поскольку поиск, ориентированный на нахождение практических рецептов не предполагал выделение универсальных доказательств, основания для соответствующих решений были профессиональной тайной, приближая познание к магическому действию. Отсутствие доказательного в логическом плане рассмотрения объектов в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию. Очевидно, восточные ученые вынуждены были руководствоваться громоздкими таблицами, позволяющих решение той или иной конкретной задачи.

Следовательно, наука в ее современном понимании, не могла сложиться в древневосточных цивилизациях. Культура этого периода и соответствующее сознание не выработало таких способов познания, которые опираются на теоретические суждения, а не на рецепты, догмы и прорицания, возникающих с позиций социальных и теологических предрассудков. Т.о., исторический тип познания, который сложился в древневосточных цивилизациях, соответствует донаучной стадии познавательной деятельности и знания.

 

Античная наука.

Для перехода к собственно научному способу получения знания, с чего ориентацией на исследование необычных (неэмпирических) предметных связей, необходим был другой тип цивилизации, культуры. Такой цивилизацией, создавшей предпосылки для формирования подлинной науки, была демократия древней Греции с ее социальным динамизмом, активизмом и состязательностью. Наука сформировалась в рамках античной натурфилософии (естествознание) и одновременно возникли предпосылки дисциплинарной организации науки. С возникновением натурфилософии связано появление первых образцов теоретических исследований: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомное учение Демокрита, астрономические идеи Птолемея, учение о числах Пифагора, что вывело математику на теоретический уровень.

В рамках формирующейся античной науке особое внимание уделяется логике и диалектике, что указывает на процесс всеобщей рационализации мышления, оперирующему абстрактными понятиями и категориями. Дальнейшее развитие натурфилософии превращает ее зание в рационально оформленное.

В Греции впервые возникает теоретическая система математики, в рамках которой было введено математическое доказательство. Платон, например, утверждал, что математика имеет отношение у управлению государством, воспитывая возвышенный строй души и приобщаться к миру вечного бытия (идеи), где царят порядок, гармония симметрия.

Важным завоеванием античной науки было утверждение о противоречивости физического мира (Гераклит), в котором движение представляет собой важнейший атрибут материи. Логический анализ движения привели античного математика и философа Зенона Элейского к формулировке знаменитых апорий, связанных с противоречием между чувственными данными (наблюдение) и логического (мысленного) анализа. Ценность этих идей заключается в том, что утверждалось о противоречивом характере движения и невозможность его описания непротиворечивым способом.

Большое значение для развития научного познания имела деятельность софистов (Протагор и др.), сосредоточивших свои исследования на методах аргументации, логической обоснованности и достоверности суждений. Разработанные методы аргументации софистами стали прообразом формальной логики, получившей широкое применение в европейской науке.

В греческой науке преобладала идея гармонии, симметрии, упорядоченного космоса. Атомистики (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) в споре с логиками, утверждали, что все сущее состоит из атомов, взамодействующих в пустоте и характеризуется неделимостью. Мир вечен, текуч, сохраняет неизменность, во времени и пространстве. Установление законов сохранения бытия и движения сопровождалось выявлением закона причинности, утверждающего, что все происходит в силу причинной связи и необходимости.

Первую попытку систематизации знаний осуществил Аристотель (IV в. до н.э.). Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (эстетика, риторика, искусство). По Аристотелю физика исследует сущность и природу вещей, а механика постигает искусство построения машин.

Аристотелевская логика осуществила классификацию высказываний (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявила их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. У Аристотеля физика претендует на роль базисной науки, все что следует за физикой определяется как метафизика. В целом античная физика была нацелена на поиск первоосновы (субстанции) сущего (архэ) и его элементов, стихий (стоихенон).

К предпосылкам возникновения в Античной Греции комплекса естественнонаучных представлений необходимо отнести следующее. Во-первых, утвердившееся в ходе борьбы с антропоморфизмом представление о природе как некоем естественно возникшем образовании, имеющем основание в самом себе. Во-вторых, обоснование идеи онтологической нерелятивности бытия, явившееся следствием критики наивно эмпирического мировоззрения перманентного изменения. Философский и теоретический вариант этого мировоззрения разработал Гераклит в качестве центрального понятия своей системы становления бытия. Суть этой идеи выражается в законе взаимоперехода, непрестанного самовозвращения, противоборства, обновления субстанций, источник, принципы движения которых уподобляется подвижной природе огня – первоосновы сущего (одно и то же живое и мертвое и т.п.).

В-третьих, становление взгляда на мир как на взаимосвязанное целое (космос), проникающее все сущее и доступное сверхчувствительному созерцанию. Это представление имело существенное гносеологическое значение. Оно способствовало утверждению фундаментального для науки принципа как каузальность (причинность).

В качестве основного вклада античности в формировании науки являются изменения в культуре того периода (демократия и новый тип рациональности), которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования. Это событие вызовет следующий этап (в становлении подлинной науки в Новое время, когда научный способ мышления стал достоянием естествознания – становление как эксперимента (экспериментальное естествознание)), как основного метода исследования природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4747 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.