Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наука средних веков Возрождения.




Характер средневековой науки определяется всей системой теологического мировоззрения, элементами которого выступали универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.

Универсализм – стремление к всеобщему познанию, попытка охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное целое, как всеединство. Обоснованием этой модели выступало представление о единстве космоса и человека. Знать способен только тот, кто проник в суть божественного творения, поскольку оно универсально.

Символизм – будучи сотворенной, любая вещь лишается статуса онтологической основательности, и ее существование, как производное от верховного (божественного) плана, символично и является олицетворением скрытой за ней фундаментальной сущности.

Иерархизм – все вещи «видимые» обладают свойством воспроизводить «вещи невидимые», быть их символами, но не все в одинаковой мере. Мир – иерархия символов, которые подразделяются на «высшие» и «низшие». Так вода «благороднее» земли, воздух «благороднее» воды и т.д.

Телеологизм – истолкновение явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для выполнения на Земле заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые более благородны и служат скоту. Логическим завершением телеологизма в средние века явился телеологический антропоцентризм.

Человек представляется в Средневековье существом двойственным: с одной стороны, он – венец творения, воплощение божеского, созданного по его образу и подобию, с другой он – плод искушений дьявола греховная тварь. Средневековье формирует взгляд на философию и науку как на «служанок» богословия, а весь мир оказывается заполненным таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать в соответствии с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины достигается лишь на основе смирения и любви. Задачи научного исследования направляются на достижение благодати и спасения. В науке господствовал схоластический метод - цитирование религиозных авторитетов и их толкование и обоснование.

В рамках средневековой схоластики реализовалось мощное развитие норм логического мышления. Именно с этим периодом связано формирование теоретических и операциональных оснований математической логики, внесен вклад в развитие теории высказывания и теории логического следования и пр. В целом с периодом схоластики связывают становление европейского стиля мышления и разработки категориального аппарата логики.

Вершиной схоластического мировоззрения является учение Фомы Аквинского, в котором существуют указания на метод постигающего (интеллектуального) созерцания, который схватывает не образ предмета, недоступный ни физике, ни математике, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, т.е. само бытие.

Основная идея Средневековья, сформулированная Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские науки, которые получают знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении (теология).

Средневековые ученые Аверроэс и др. в основном, выходцы из арабских университетов, называли свое знание натуральной магией – глубокое познание тайн природы. При этом магия понималась как знание скрытых сил и законов Вселенной без них нарушения и без насилия над Природой.

Эпоха Средневековья характеризуется увлечением алхимией (искусство выплавки металлов). Алхимия выполняет важную роль в качестве предпосылки экспериментального метода, поскольку оперирует с реальными веществами.

Научный и промышленный переворот, который произойдет в Новое время, был в значительной степени подготовлен средневековой культурой, в рамках которой возникли университеты (XII в.) и школы (университеты в Болонье и Париж-Франция). Методами преподавания были лекции и семинары-диспутации.

Оксфордский университет (Англия) отличался свободной атмосферой, благоприятной для развития естественных наук (арифметика, геометрия, астрономия).

Наиболее известными представителями естествознания этого периода были Роджер Бэкон (1214-1292 гг.) и Уильям Оккам (1285 – 1349 гг.).

Р.Бэкон стремился создать энциклопедию наук, в которой кроме математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он считал аргументацию и эксперимент основными способами познания. Р.Бэкон подготовил век опытной науки, постоянно указывал на необходимость знания математики в научных исследованиях.

Английский философ и логик Уильям Оккам отстаивал идею независимости научных истин от богословия, их непосредственной связи с опытом. Оккам различает интуитивное знание (восприятие) и абстрактное (отвлеченное). Принцип Оккама («бритва Оккама») – не следует множить сущности без надобности, т.е. мысль о том, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет, отсюда название его учения – терминизм. Т.о. особенность средневековой науки, заключается в том, что она выступает как совокупность правил в форме комментариев и как стремление к систематизации и классификации знаний.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) подготовила научную революцию XVIв., во многом изменившую механику, геометрию, географию, астрономию, открыла бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, активную роль познающего разума. Для этой эпохи характерны интерес к человеку, эксперименту, свободному поиску и творчеству, а в целом к науке.

Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) математик, священник – первый последовательный пантеист (растворение Бога в природе), рассматривал Бога как «бесконечный максимум», приближающийся к природе как к ограниченному максимуму. Кузанский формирует идею бесконечности Вселенной, и идею о совпадении противоположностей. Отсюда у него универсальный прием философского восхождения: соединяй видимое в предшествующем им единстве.

Знаменитый немецкий ученый И. Кеплер (1571 – 1630 гг.) развивает идею взаимного влияния небесных светил. Он обосновал математическим способом точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него – третий закон Кеплера. Эти и другие открытия Кеплера сыграли огромное значение в формировании науки Нового времени.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1271 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.