Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цивилизационный подход к типологии государства.




В юридической науке наряду с формационным подходом к реше­нию вопроса о соотношении государства и социально-экономиче­ского строя широко применяется и другой, получивший в обществен­ных науках название «цивилизационного подхода».

Понятие «цивилизация» утвердилось в эпоху Просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается цивилизационный подход учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опи­раются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др. В самом общем виде по­нятие «цивилизация» можно определить как социокультурную сис­тему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнеде­ятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интег­рацию.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремле­ния покончить с абсолютизацией материально-экономического на­чала, из взгляда на государство с предельно широких позиций опре­деляющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от фор-мационной теории, обосновывающей наличие тотальной детермина­ции государства экономическими причинами, цивилизационная тео­рия доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нрав­ственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять раз­витие государства.

В этой связи нам представляется, что цивилизационный подход к типологии государства отнюдь не подменяет установившийся, уже многие годы довольно продуктивно используемый формационный подход, а наоборот, творчески его дополняет и развивает.

Вместе с тем недостатком догматизированной формационной тео­рии как научной основы исследования сущности государства явля­ется и апологетика социалистического государства, представление о нем как о высшем неэксплуататорском типе государства, «отмираю­щем» государстве. Этот изъян обусловлен исходным положением дан­ной теории, которым выступает принцип последовательного, с же­лезной необходимостью осуществляемого восхождения от одного строго определенного типа государства к другому, более прогрессив­ному. Очередность появления таких типов государств из недр безго­сударственного общества устанавливается практически раз и навсег­да: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, причем каждый из них качественно превосходит предыдущий. Более того, последовательное появление на авансцене социальной жизни подобных типов государств рассматривается в качестве едва ли не главного проявления исторического прогресса.

Все это говорит о том, что нельзя представлять себе, будто эконо­мическая ось — единственный вектор общественного и соответствен­но государственного развития, предопределяющий прогресс всех дру­гих общественных институтов. Прогресс в одном секторе социальной действительности (общественная собственность на орудия и средства производства) вовсе не означает прогресса всей системы и, в частно­сти, государственно-правовой сферы. Наоборот, такой прогресс, если его вообще можно считать прогрессом, может сопровождаться рег­рессом в других областях. Главное же заключается в том, что реаль­ная история государства представляет собой сложный результат вза­имодействия различных факторов, и в конкретных условиях каждый из них может сыграть решающую роль.

Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план человеческое измерение, т. е. то качество жизни, ко­торое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие человеческого измерения превращают его в основной критерий оценок прогресса государства.

Действительно, наряду с экономикой факторами, определяющи­ми то или иное развитие государственности, являются характер иде­ологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая сре­да, международное окружение и т. д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.