Тип государства непосредственно предопределяет его структуру. Каждому типу свойственны свои особые формы. Государству азиатского типа свойствен особый тип формы правления —деспотическая монархия По форме государственного устройства это унитарное государство, стремящееся стать империей. Следует отметить, что деспотическая монархия очень устойчивая форма. Фараоновский Египет просуществовал две с половиной тысячи лет, императорский Китай до начала XX века.
Характерная черта этих монархий состояла в том, что положение и благосостояние представителей господствующего сословия-знати зависит от места в должностной иерархии.
Экономическая основа восточных деспотий — государственно-собственнические отношения. На протяжении всей истории древнего мира, средневековья и нового времени главной движущей силой в экономике Востока была крестьянская община. Рабство на Востоке играло вспомогательную роль, просуществовав вплоть до конца XIX века.
В древних Греции и Италии из города-государства выросло государство античного типа, которое и может быть квалифицировано как рабовладельческое. Ни в каком другом типе государства не было такого соотношения лично-свободных и рабов. Например, в Афинах оно составляло примерно 70 тысяч и 400 тысяч.
Именно частнособственническая основа античного типа обусловила многообразие видов формы правления, государственного устройства и государственного режима. Античное государство подарило миру республику. Причем в двух вариантах: аристократическом и демократическом, появляются образования федеративного и конфедеративного плана.
Взаимное влияние деспотической монархии и античной республики проявилось в эллинистических монархиях, возникших на развалинах державы Александра Македонского. Влияние азиатского типа сказалось и в устройстве Римской империи, особенно в эпоху домината.
Феодальный тип государства соответствовал следующей стадии развития частнособственнических отношений, а также особенностям христианских восточноевропейской и западноевропейской цивилизаций. Устанавливается разнообразие форм государства. Причем они не встречаются на Востоке. Это раннефеодальная монархия, сеньориальная монархия, сословно-представительная монархия. Только в их условиях действовал принцип вассалитета: «вассал моего вассала не мой вассал». На Востоке такое никогда не наблюдалось. Исключение составляла Япония, но это как раз было государство феодального типа.
Наряду с монархией продолжает развиваться республиканская форма правления (вольные города, торговые республики). Развиваются и федеративные начала государственного устройства (например, союз северогерманских городов — Ганза). Нечто общее между азиатским и феодальным Типами появляется в области политико-государственного режима. Это — теократия. Ее образцами были арабский халифат на Востоке и папское государство в Италии, независимые имаматы в Азии и архиепископства в Европе.
Активно взаимодействовали государственные начала азиатского и феодального типов в условиях Византии и Московской Руси. Но все же это были пограничные варианты феодального типа.
В условиях западноевропейского Ренессанса главным в социально-экономическом развитии стран Западной Европы было формирование капиталистического уклада. Появление на исторической арене буржуазии означало рождение нового эксплуататорского класса, но его политическая роль в ту пору соответствовала относительно скромным зачаткам капиталистического уклада. Однако благодаря союзу нарождающейся буржуазии с мелким и средним дворянством утверждается абсолютная монархия.
Между западноевропейским абсолютизмом и деспотической монархией Востока всегда имелось серьезное различие. Оно заключалось в сосуществовании самодержавной власти государя и его аппарата с сословным представительством и местным самоуправлением. Английский парламент при Тюдорах и наличие во всех окраинных провинциях Франции местных штатов (некоторые дошли до революции) демонстрируют реальность подобного симбиоза.
К сказанному следует добавить, что именно в эту эпоху в результате великих географических открытий начинается создание заморских колониальных империй, и европейский путь развития государства становится доминирующим.
Эпоху Возрождения сменяет эпоха великих буржуазных революций. Их основной причиной было дальнейшее развитие частнособственнических отношений. В результате чего средневековые западно-европейские города и третье сословие разрушили государство феодального типа и заложили основы капиталистического государства.
Следует отметить, что у античного и феодального типов государства было нечто общее с азиатским. А именно: корпоративное общество, которое сформировалось в результате перехода человечества от варварства к цивилизации. Данное общество состояло из замкнутых групп — корпораций, каст и сословий, в которых права и обязанности передавались по наследству. Его экономической основой было внеэкономическое принуждение к труду.
В годы буржуазно-демократических революций на смену корпоративному обществу приходит гражданское, в котором внеэкономическое принуждение и отношения личной зависимости сменяются экономическим принуждением и личной независимостью.
Именно гражданское общество через свои институты и организации оказывает решающее влияние на развитие формы государства в рамках его буржуазного типа. В XVIII—XX веках происходит окончательное оформление современных монархических и республиканских форм правления. Начинается постепенное построение светского, правового, социального государства.
В условиях буржуазного типа государства оформились основные виды формы государственного устройства: унитария, федерация и конфедерация. Постепенно в прошлое ушли империи. Форма государственного устройства стала совмещаться с формой правления в любых комбинациях. Последнее стало возможным благодаря утверждению демократического политического режима и трех основных разновидностей государственного режима: дуализма, парламентаризма и министериализма.
В итоге можно сделать вывод, что буржуазный тип государства кардинально преобразил мир и занял в нем господствующее положение. Однако XX век преподнес человечеству неприятный сюрприз. В начале столетия появился еще один тип государства — тоталитарный, который своими формами напомнил далекое прошлое, резко усилив его наихудшие черты.
Он впервые сложился в России в условиях революции 1917— 1922 гг. (коммунистическое государство), а также в Италии, Германии, Португалии, Испании, Венгрии, Румынии, где экономический кризис, нерешенность социальных проблем и неспособность государственной власти выработать нестандартные решения обернулись установлением фашистских диктатур под знаменем национал-социализма. На сегодняшний день данный тип государства сохраняется лишь в четырех странах — Вьетнаме, Кубе, КНДР, Китае.
По форме правления это республики советского типа, что более или менее общепризнано в доктринах этих странах. Основные признаки:
1) отрицание принципа разделения властей и противопоставление ему принципа единства власти трудового народа или нации;
2) принадлежность реальной власти на каждом уровне верхушки аппарата коммунистической или фашистской партии.
Поскольку решения всех государственных органов, включая суды, инициируются или предварительно одобряются партийными комитетами, постольку государственный режим тоталитарного государства может быть определен как парто-кратический.
По форме государственного устройства тоталитарное государство может быть только унитарным (или имперским, как СССР и Китай), вопреки их официальному наименованию.
111. Типология государства: дискуссия вокруг понятия, виды.
Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений.
Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизациоиного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношении) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество:
2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии:
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.
Формационный подход.
Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.
Признаки общественно-экономической формации.
1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность)
Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.
Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей
Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.
Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций.
Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.