Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства.




Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компро­мисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и со­трудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспе­чения общесоциальной направленности в содержании всех осущест­вляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классо­вых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматри­вать его таким, каково оно есть в действительности.

Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односто­ронности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ог­раничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застыв­шее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономи­ческого и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.

Соответственно в определенных условиях, например, в рабовла­дельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных госу­дарствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитар­ным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на пер­вый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

При первобытно-общинном строе исторически первой формой догосударственной организации общества была родовая община, а право, регулирующее отношение в данном обществе выступало в форме обычаев. Обычаи имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

В догосударственном обществе, как правило, соблюда­лись в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуж­дался в подкреплении путем прямого принуждения, обще­ство выступало в роли коллективного носителя силы — обя­зывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть на­рушителя (преступника).

Согласно суждению К. Маркса власть в государстве принадлежит экономически господствующему классу, а следовательно и право направленно на удовлетворение потребностей и защиту интересов этого класса.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сто­рон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по об­щему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гума­нистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современ­ном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие со­циального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, вер­ховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высоко­авторитетного и независимого суда и т.д.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти ко­торого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого — признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Россий­ская Федерация — Россия есть демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления» не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне сущест­вующее государство стало правовым.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2339 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.