Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие особенности социальных систем




Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управле­нии объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).

Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направ­ленность, способности, темперамент и характер, а также различ­ной степени развитости основные психические сферы — эмо­циональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сооб­щество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этничес­кие, субэтнические общности, организации и коллективы) сле­дует рассматривать не только со стороны социально обусловлен­ных качеств, но и со стороны природных, биологических и пси­хологических особенностей.

Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все при­родно обусловленные особенности объекта и субъекта управле­ния находят свое отражение и в социально обусловленных харак­теристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой це­лостности в человеке природного и социального.

Уровни изучения. Все социальные и природно-психологичее-кие явления имеют, как правило, трехуровневый характер изуче­ния: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (ми­кроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трех­уровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления — этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его ос­новные сферы, социальные группы); для организации общества


(макро-, мезо- и микроуровни власти); для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика); для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т.д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаружива­ется его трехуровневое строение (даже обратившись к конкрет­ному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социаль­ном. То же относится и ко многим его "составляющим". Напри­мер, различают потребности биологические, социально-психоло­гические и социальные и т.д.).

Выделение трех основных уровней структуры различных био­социальных систем не исключает наличие соответствующих под­уровней, относящихся к тому или иному уровню изучения соци­альных феноменов.

Составные части. Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает эмоциональную, волевую и познаватель­ную сферы, которые соответствуют материальной (экономичес­кой), политической (организационно-управленческой) и духов­ной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (см. рис.32). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противопо­ложностей, являющийся глубинным механизмом психологичес­кого и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет свою противопо­ложность (феминность — маскулинность, интроверсия — экстра­версия, рационализм — иррационализм; духовное — материаль­ное, государство — гражданское общество, формальная — не­формальная структуры и т.д.). Данная закономерность действует и в отношении трехсферной структуры психологических и со­циальных явлений. Так, каждая психическая сфера включает следующие пары противоположностей: эмоциональная — рацио­нальные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); во­левая — сознательную волю и бессознательные инстинкты; поз­навательная — рациональное мышление и иррациональную ин­туицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседству­ют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное нача­ло), а с другой, — наука и технические изобретения (интеллекту­альное начало).


Рис.32. Соотношение психических • социальных сфер

Носителями в обществе основных ценностей и соответствую­щих им сфер человеческой деятельности выступают определен­ные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т.п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельст­вует, прежде всего, о доминировании в нем соответствующих со­циальных слоев и определенных социальных сфер.

Основные ценности и социальные циклы. Основные ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так назы­ваемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формиру­ют через интересы вполне осознанные потребности — биологи­ческого, социально-психологического или социального (духовно­го) уровней. Все основные ценности содержатся в коллективном


бессознательном одновременно и все они друг другу противосто­ят. Доминирование в определенный исторический период опре­деленных ценностей обусловливает смену господствующих рели­гиозно-этических систем, типов культур (по П.Сорокину), соци­альных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. На­пример, расовый цикл символизирует глобальную смену ведущих психических и социальных сфер: сенсорно-чувственной — не­гроидной расы, затем мыслительно-интуитивной — монголоид-ной расы и наконец, рационально-волевой — европеоидной ра­сы. Культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем — духовно-интуитивной идеациональ-ной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувствен­но-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем — буддизм (познавательная сфера), христианство (эмоциональная сфера), ислам (волевая сфера). Со­словный цикл представляет чередование господствующих соци­альных слоев и социально-исторических времен: иерократичес-кий слой священнослужителей (духовные времена. Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою "третьего сословия" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний — люмпенским и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленчес­ких профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной) — техники и технологи (инже­неры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "чело-вековеды" (психологи и социологи).

Выводы. Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в ар­хетипах коллективного бессознательного реализуется в осознава­емых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культиви­рование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, органи­зации, группы) с биологического уровня потребностей (преобла­дание политической сферы деятельности) через социально-био-


логический (доминирование экономики) на социальный (торже­ство духовных ценностей общества).

Структура психики человека как существа одновременно био­логического и социального соответствует, в основном, структуре общества, т.е. организм индивидуальный во многом тождестве­нен организму общественному. Человек предстает как бы связу­ющим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.