Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние молодежных культур и медиа на формирование индивидуальной молодежной сексуальности




В прошлом взгляд на сексуальность был проще. Девочки становились женами и матерями, защищая свою невинность и девственность для привлечения подходящего мужа. Жизнь мальчиков была преимущественно ориентированной на карьеру; вполне приемлемым считалось, что они могут "разбрасывать свои дикие сексуальные зерна" по мере освоения социальной роли защитника семьи. Сегодня их цели определяются уже не столь однозначно. Представления о "правильном" и "неправильном" сексуальном поведении стали более разнообразными, а границы между "хорошими и плохими" мальчиками и девочками - не столь отчетливыми. Увеличение дистанции между физической зрелостью подростка и освоением им традиционных семейных ролей, доступность контрацепции привели к тому, что сексуальность, женитьба и обзаведение детьми начали разъединяться и на временном, и на ценностно-смысловом уровнях1.

Молодежные журналы способствуют формированию идеологии пола, представлений о способах сексуального выражения и сексуальной власти. Видеоклипы знаменитых поп- рок-звезд являются мощным транслятором авторитетных представлений о сексуальности. Популярные музыка и танцы всегда были связаны с ритуалом спаривания, где ритм музыкального пространства и свободные телодвижения обеспечивают сексуальное освобождение и означают привлекательность. Субкультуры дают молодежи популярные модели того, что "хорошо", "правильно", "модно". Медиа-обращения редко дают последовательное описание сексуального отношения. Молодые люди сталкиваются с необходимостью самостоятельной классификации различных путей и вариаций сексуальности, развивая собственные работающие версии сексуальной жизни.

«Главный вопрос состоит не столько в том, чтобы знать, говорят ли сексу "да" или "нет", формулируют ли запреты или же разрешения, утверждают ли его важность или же отрицают его последствия, наказуемы ли слова, которыми пользуются,., сколько в том, чтобы принять во внимание самый факт того, что о нем говорят, позиции и точки зрения, с которых о нем говорят,., в каких формах и по каким каналам, скользя вдоль каких дискурсов, власть добирается до самых тонких и самых индивиду

1 См.: Moore,S., Rosenthal,D. Sexuality in Adolescence, Routledge, 1993.

альных образцов поведения, какие пути позволяют ей достичь редких и едва уловимых форм желания, каким образом ей удается пронизывать и контролировать повседневное удовольствие...»1

1 Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., 1996. С. 109.

<…>

Общие выводы

Внимание, которое уделяется проблемам сексуальности и связанным с ними новым культурным трендам, полностью подтвердило гипотезу о ведущей роли этих идей в дискурсах молодежных изданий. Одна из возможных интерпретаций - борьба за "сексуальную ориентацию" (в широком смысле) молодежи, представляет собой борьбу за власть над ее умами. Предварительный анализ текстов показал, что существует некое общее культурное и социально-нормативное пространство, внутри которого можно поместить значимые ориентиры и параметры этих дискурсов.

Среди векторов этого пространства:

- гомо-гетеросексуальный континуум;

- гомомания и гомофобия (гомошовинизм);

- четкий тендер - размытый (смешанный или смещенный) тендер;

- сексизм (феминофобия) - антисексизм;

- принцип сексуального удовольствия как здоровья - принцип сексуального удовольствия как болезни;

- традиционный (социально одобряемый) секс - шокирующий секс;

- экстремальный (катастрофический) секс - здоровый секс;

- нормативный - ненормативный секс;

- семейный секс (рождение детей) - партнерский секс, не связанный с идеей деторождения;

- сексуальное влечение, прикрепленное к определенному гендеру (через демонстрацию мужественности или женственности), - сексуальное влечение вне гендерной определенности;

- сексомания (гиперсексуальность, демонстративность - эксгибиционизм/вуайеризм) - сексофобия (асексуальность, скрытый, латентный секс);

- автоэротизм (онанизм, секс с игрушками или приспособлениями) - секс с партнером.

В этом пространстве разворачивается борьба идеологов журналов за свою паству. Пока серьезной конкуренции друг другу эти дискурсы не составляют, и эта борьба не столь очевидна. Можно предположить, что рынок молодежных журналов будет в ближайшее время расширяться. Так, например, у «Ровесника» появился мощный двойник - журнал «Детки» (название выбрано явно не случайно, моментально возникает ассоциация с нашумевшим фильмом), который позиционируется, судя по первому номеру, как журнал для физически и нравственно здоровой "новой" российской молодежи, что, по примеру американского поколения "next", является российским вариантом политкорректной молодежи, поддерживающей здоровый образ жизни. У журнала «Птюч» появился попсовый конкурент - журнал «Аи-Да», посвященный историям из жизни российских поп-звезд. Активно начинают осваивать молодежное пространство журналы «Космо» и «Плейбой». В "попсовую" медиа-дискуссию мощно включился с начала 1998 г. журнал издательского дома «Бурда» «Cool girl».

Когда мы беремся за изучение современных молодежных культур, и в особенности сексуальных представлений, использование традиционных методов становится проблематичным. Это область нового, модного, постоянно развивающегося, сенсационного, интимного и публичного одновременно. Именно черпая из этого калейдоскопа, примеряя на себя те или иные тендерные роли и сексуальные практики, молодые люди могут выбирать, играть, открывать, становиться новыми — в общем, быть такими, какими им нравится. С одной стороны, это динамичный процесс взаимовосприятия, отражения, принятия или отторжения, с другой стороны, - пространство индивидуального выбора. Конструирование сексуального селф-образа молодых происходит на фоне, и прежде всего под влиянием, а иногда под контролем массовых медиумов, всемогущих экспериментаторов и провокаторов, которые стали местом публичной исповеди и проповеди. Идеологи молодежных проектов в борьбе за свою аудиторию стараются стать для нее "своим парнем", который все и обо всем знает, может по секрету рассказать то, что от родителей или других взрослых никогда не узнаешь.

Молодежные культуры в наше время становятся самой выгодной коммерческой аудиторией не только для шоу-бизнеса, но и для реализации политических амбиций. Именно поэтому постоянное исследование новых идей, вбрасываемых в их среду, новых конструктов и трендов, может дать невероятно интересную картину становления новых идеологий.

В процессе изучения молодежных культур современности мы сталкиваемся как бы с двойной реальностью - индивидуальными версиями и их репрезентациями в текстах, которые требуют адекватных методов исследования.

В рамках отечественной социологии и культурных исследований дискурс-анализ текстов массовой коммуникации продолжает оставаться не вполне освоенной академической областью. Однако в силу растущей потребности обновления методов "живого включения" в реальность, новые направления анализа современного российского общества и культуры получают постепенное признание, поддерживаемые знакомством с новейшими концепциями западных философов и социальных мыслителей1. Так, например, изучение сексуальных дискурсов молодежных журналов помогает "схватить" изменения стереотипов, моделей и ценностей советских и постсоветских конструктов "правильной и одобряемой" сексуальности и тендерных отношений прямо в процессе, уловить нюансы и противоречия включения российских молодежных практик в глобальное культурное и информационное пространство, наметить наиболее значимые тенденции и направления их изменений.

1. Впрочем, не приходится сомневаться, что актуальность теоретических концепций таких исследователей, как М.Фуко, будет расти.

 

Источник: Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социокультурных перемен: Ч.1. - Казань: Терра-консалтинг, 1999. - 264 с.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 502 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2492 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.