Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вставьте в текст название обозначаемого явления.




1. «…? в народных представлениях – средоточие жизненных сил человека. Они символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. Словенцы верили, что с …? можно отнять у человека силу и здоровье…».

2. В народных представлениях это является принадлежностью освоенного человеком пространства. ….? человека, животного, музыкального инструмента является существенной приметой «этого» мира, в то время, как «мир иной» отмечен печатью беззвучия.

Проверочные вопросы и задания к курсу.

1. Дайте определение понятий: семантика, семиотика.

2. Охарактеризуйте иерархию семиотических статусов.

3. Как понять «энергетическая» и «коммуникативная» функции вещей.

4. Что такое: «знак, символ»?

5. Определение понятия «мифологическая модель мира».

6. Определение понятия «мифическое время».

7. Что такое ритуалы. Охарактеризуйте структуру ритуалов.

8. Дайте определения понятия «праздник». Структура праздников.

9. Охарактеризуйте связь ритуалов с праздниками.

10. Охарактеризуйте знаково-символические функции одежды какого-либо этноса. Схема ответа: культура, пример, источник.

11. Охарактеризовать знаково-символическое значение пищи какого-либо этноса (кроме ритуальной пищи). Схема ответа: культура, пример, источник.

12. Охарактеризовать знаково-символическое значение напитков какого-либо этноса (кроме ритуальных). Схема ответа: культура, пример, источник.

13. Приведите примеры утилитарного и символического функционирования материальных объектов (вещь-знак). Схема: культура, предмет, содержание, источник.

14. Приведите примеры семиотического статуса границы в культурах. Схема: культура, предмет, содержание, источник.

15. Покажите на примере жилища какого-либо этноса проявление оппозиций «защищенный-незащищенный», «свой-чужой». Схема: культура, проявление, источник.

16. Покажите на примере жилища какого-либо этноса проявление оппозиции «мужской-женский». Схема: культура, проявление, источник.

17. Приведите примеры мифологических представлений, связанных с профессией. Схема: культура, профессия, содержание, источник.

18. Приведите примеры «обрядов сопровождения», связанных с производственной деятельностью или с жилищем (выбор места, материалов, времени для начала строительства и др.). Не менее 3-х примеров. Схема: культура, содержание, источник.

19. Раскройте содержание понятий: «уход за телом», «овещение тела».

20. Дайте определение понятия «соматические модификации» тела.

21. Объясните понятие «человеческое тело как социокультурный знак».

22. Приведите примеры знаковости человеческого тела в культурах (не менее 3-х примеров). Схема: культура, содержание, источник.

Литература.

Общие работы.

Культурология XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т.Т. 1-2;.

Свод этнографических понятий и терминов (в 4-х выпусках). М., 1986-1991. Вып. 1-4;

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995;

Литература к темам.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983;

Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей //Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: 1989; Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990;

Байбурин А.К. Пояс (к семиотике вещи) //Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992;

Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей: Веник (метла) в славянских обрядах и верованиях //Символический язык традиционной культуры: Балканские чтения-II. М.. 1993;

Грачева Г.В. Этнические особенности языка культуры // Там же.

Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральные коммуникации. М., 2000.

Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: 1989;

Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня //Русский фольклор. Л.. 1987;

Зеленин Д. К. Магические функции примитивных орудий //Известия АН СССР. Отделение общественных наук, 1931. № 6;

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1979.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотических механизмах культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т.5.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Т. 6.

Лотман Ю.М. Символ в системе культуры //Символ в системе культуры. Тарту, 1987.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994;

Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX- нач. XX вв. М.: Наука, 19844

Моррис Ч. Основание теории знаков //Семиотика. М.: Наука, 1983.

Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры Л.: Наука, 1989.

Родионов М. А. Этнокультурные особенности языка жестов у арабов Сирии и Ливана // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1975.

Семиотика и искусствометрия. М.: Наука. 1972.

Симонов П. Язык без слов //Наука и жизнь. 1977, № 12.

Сорокин Ю. А., Марковин И. Ю. Типы китайской символики в языке и культуре // Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988.

Степанов Ю. Г. Семиотика. М.: Наука, 1971.

Топорков А.Л. Гончарство: мифология и ремесло //Фольклор и этнография. Л., 1984;

Топорков А.Л. Дежа //Этнолингвистический словарь славянских древностей: Проект словника. Предварительные материалы. М., 1984;

Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989;

Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья //Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX-нач. XX вв. М., 1990. Вып. 2;

Топорков А. Л. Структура и функции сельского застольного этикета //Этнознаковые функции культуры. М., 1991;

Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции //Балто-славянские исследования. 1883. М., 1984;

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.;

Успенский Б.А. О семиотике иконы //Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т. 5;

Успенский Б.А. История и семиотика // Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб., 2002.;

Храпченко М.Б. Природа эстетического знака //Семиотика и художественное творчество. М, 1977;

Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материалах балканских загадок) //Труды по знаковым системам. Тарту, 1971;

Якобсон Р. В поисках сущности языка //Семиотика. М., 1983.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.