Государство представляет собой сложное социальное явление. По мнению историков, государство как социальный институт возникло более 5 тыс. лет назад. Появившись в глубокой древности, оно проделало значительную эволюцию от первых примитивных государственных образований до современных форм правового и социального государства. В науке нет общепринятого понятия государства. В самой общей форме под государством следует понимать политическую организацию общества, обладающую властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающую преимущественно интересы доминирующего социального слоя и выполняющую социально значимые для всего общества задачи.
Вопрос о возникновении государства до сих пор остается дискуссионным: многие поколения ученых пытались дать ответ на него. Были созданы и получили широкое распространение различные теории происхождения государства, в которых по-разному объяснялись причины и пути образования государства, его природа и сущность.
Одной из первых появилась патриархальная теория, предложенная Аристотелем. Считая, что прообразом государства является семья, Аристотель смотрел на государственную власть как на продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая, первоначально охватывая только семью, постепенно распространяется на все население полиса.
В средние века, в условиях монопольного господства христианско-религиозного мировоззрения, преобладающие позиции заняла теологическая (религиозная) теория. Ее основателями считаются христианские философы-богословы Аврелий Августин и Фома Аквинский. Согласно их учению, государство возникает и развивается как осуществление божественного замысла. В более позднее время (XVII в.) представления об изначальной данности Богом государственных установлений разделял английский мыслитель Р. Филмер.
Философская и политическая мысль Нового времени обосновала естественно-правовую, или договорную, теорию, согласно которой главной причиной возникновения государства является свободная воля людей, заключивших между собой общественный договор. Эту идею впервые выдвинул голландский мыслитель Г. Гроций. Позднее она получила развитие в сочинениях Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей.
Английский философ и социолог Г. Спенсер, считающийся видным представителем органической теории, сравнивал государство с живым организмом. По его мнению, государство представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
Сторонники психологической теории, одним из основателей которой был русско-польский социолог и юрист Л. И. Петражицкий, видели причину образования государства в естественной потребности людей жить в организованном обществе, а также в психологической необходимости слабых подчиняться воле более сильных людей.
Австрийский социолог Л. Гумплович и немецкие ученые Е. Дюринг и
К. Каутский разработали теорию насилия. Они полагали, что государство возникает в результате внешнего (завоевание одного народа другим) или внутреннего (политическое и экономическое подчинение одних членов общества другими) насилия.
В отечественной науке о государстве почти семьдесят лет господствовала марксистская теория происхождения государства. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали появление государства с экономическими изменениями в обществе: общественным разделением труда, появлением частной собственности и классов, а сущность государства сводили к обеспечению интересов экономически господствующего класса. В данной теории, как и в любой научной теории, есть как сильные, так и слабые места. К сильным следует отнести убедительное доказательство роли и значения экономического фактора в становлении государства. Общественно-историческая практика показала, что естественный ход развития общества, его хозяйства неизбежно приводит к возникновению противоположных экономических интересов и, соответственно, антагонистических общественных классов, создавая, таким образом, потребность в особой политической организации – в государстве. Слабым же местом марксистской теории является недооценка биологических, психологических, нравственных, этнических и иных факторов в образовании государства.
В новейшей научной литературе, особенно во франкоязычной, значительной популярностью пользуется олигархическая теория. Согласно ей, в любом человеческом сообществе существует возникшая из естественных различий физических и духовных способностей его членов определенная иерархия (ранжировка) людей. В результате выделяется элита («олигархи»), занимающая главенствующее положение в обществе, появляется политическая власть и рождается государство.
Такое разнообразие мнений по поводу причин возникновения и сущности государства связано с тем, что авторы данных теорий жили в разное время и в различных социально-политических условиях. К тому же сама проблема сложна и многоаспектна. Сегодня очевидно, что любая из теорий в значительной степени представляет собой субъективный взгляд ее авторов и сторонников на объективные процессы возникновения и развития государства, а само изучение феномена государственности должно учитывать всю совокупность политических, экономических, социальных, этнических, личностных факторов.