Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Продуктов. Кожевенное и скорняжное




 

Наиболее обширные районы кожевенной промыш­ленности представляют особенно рельефные примеры полной слитости “кустарной” и фабр.-заводской промышленности, примеры весьма развитой (и вглубь и вширь) капиталистической мануфактуры. Характерно уже то, что губернии, выдающиеся размерами “фабр.-заводской” кожевенной промышленности (Вятская, Ни­жегородская, Пермская, Тверская), отличаются особен­ным развитием “кустарных” промыслов этой отрасли.

В селе Богородском Горбатовского уезда Ниже­городской губернии по “Указ.” за 1890 г. было 58 “фаб­рик” с 392 раб. и с суммой произв. 547 тыс. руб., а по “Перечню” за 1894/95 г. — 119 “заводов” с 1499 раб. в заведении и 205 раб. на стороне, при сумме произв. 934 тыс. руб. (эти последние цифры охватывают только обработку животных продуктов — главную отрасль местной промышленности). Но эти данные изобра­жают лишь верхушки капиталистической мануфактуры. Г-н Карпов считал в 1879 г. в этом селе и его районе бо­лее 296 заведений с 5669 рабочими (из них очень многие работают дома на капиталистов) с суммой произв. ок. 1490 тыс. руб.[405] в промыслах: кожевенном, склеива­нии подбора из сгружки, плетении корзин (для товара), шорном, хомутинном, рукавичном и особо стоящем — гончарном. Земская перепись 1889 года насчитывала в этом районе 4401 промышленника, причем из 1842 ра­бочих, о которых даны подробные сведения, 1119 за­няты по найму в чужих мастерских и 405 работают по домам на хозяев[406]. “Богородское, с его 8-тысячным населением, представляет один громадный кожевенный завод с непрерывающейся деятельностью”[407]. Точ­нее, это — “органическая” мануфактура, подчиненная небольшому числу крупных капиталистов, которые закупают сырье, выделывают кожи, производят из них разнообразные изделия, нанимая для производства несколько тысяч совершенно неимущих рабочих и гла­венствуя над мелкими заведениями[408]. Существует этот промысел очень давно, с XVII века: в истории про­мысла особенно памятны помещики Шереметевы (на­чало 19 века), значительно способствовавшие развитию промысла и защищавшие, между прочим, давным-давно образовавшийся здесь пролетариат от местных богачей. После 1861 г. промысел сильно развился, и осо­бенно выросли крупные заведения на счет мелких; века промысловой деятельности выработали из населения замечательно искусных мастеров, которые разнесли производство по России. Упрочившиеся капитали­стические отношения повели к отделению промыш­ленности от земледелия: с. Богородское не только само почти не занимается земледелием, но и отрывает от земли окрестных крестьян, переселяющихся в этот “го­род”[409]. Г-н Карпов констатирует в этом селе “полное отсутствие всякой крестьянственности в жителях”, “никак не подумаешь, что находишься в селе, а не и городе”. Это село далеко позади оставляет и Горбатов и все остальные уездные города Нижегородской губ., за исключением разве Арзамаса. Это — “один из значи­тельных торговых и промышленных центров губернии, производящий и торгующий на миллионы”. “Район про­мышленного и торгового влияния Богородского очень обширен, но ближайшим образом с богородской про­мышленностью связана промышленность его окрестно­стей приблизительно на 10—12 верст в окружности. Эта промышленная окрестность представляется как бы продолжением самого Богородского”. “Богородские жители нисколько не похожи на обыкновенных серых мужичков: это — мещане-ремесленники, народ смышле­ный, бывалый, презирающий крестьянина. Обстановка жизни и склад нравственных понятий богородского жителя вполне мещанские” К этому остается доба­вить, что промышленные села Горбатовского уезда от­личаются сравнительно высокой грамотностью населе­ния: так, процент грамотных и учащихся мужчин и женщин составляет для сел Павлова, Богородского и Ворсмы—37,8% и 20,0%, а для остальной части уезда—21,5% и 4,4% (см. земско-стат. “Материалы”).

Совершенно аналогичные отношения (только в мас­штабе меньшего размера) представляют из себя про­мыслы по обработке кожи в селах: Катунки и Городец Балахнипского уезда, Большое Мурашкино Княгининского уезда, Юрино Васильского уезда, Тубанаевка, Спасское, Ватрас и Латышиха того же уезда. Те же неземледельческие центры с “округом” окрестных зем­ледельческих поселений, те же разнообразные про­мыслы и многочисленные мелкие заведения (а также рабочие на дому), подчиненные крупным предпринима­телям, капиталистические мастерские которых попадают кое-когда в число “фабрик и заводов”[410]. Не входя в статистические подробности, которые не содержат ничего нового по сравнению с вышеизложенным, приведем только следующую чрезвычайно интересную характеристику села Катунки[411]:

“Некоторая патриархальная простота отношений между хозяевами и рабочими, впрочем, не бросающаяся в глаза с пер­вого взгляда и, к сожалению, (?) с каждым годом все более и более исчезающая, свидетельствует о кустарном характере промыслов (?). Фабричный характер как промыслов, так и населения начинает обнаруживаться только в последнее время, под влиянием в особенности города, сношения с которым облегчились с учреждением пароходства. В настоящее время село смотрит уже вполне промышленным селением: полное отсутствие всяких признаков сельского хозяйства, тесная, приближающаяся к городской, постройка домов, каменные палаты богаче и рядом с ними жалкие лачуги бедняков, скаченные в центра селения длинные деревянные и каменные здания заводов — все это резко отличает Катунки от соседних селений и ясно ука­зывает на промышленный характер местного населения. Сами жители некоторыми чертами своего характера точно так же напоминают уже сложившийся на Руси тип “фабричного”: некоторая щеголеватость в домашней обстановке, в костюме, в манерах, разгульный в большинстве случаев образ жизни ii малая забота о завтрашнем дне, смелая, подчас витиеватая реч1., некоторая гордость пред деревенским мужичьем — все эти черты общи у них со всем фабричным русским людом”[412].

В г. Арзамасе Нижегородской губернии “фабр.-за­водская” статистика считала в 1890 г. всего 6 коже­венных заводов с 64 рабоч. (“Указ.”); и это — лишь небольшая частичка капиталистической мануфактуры, обнимающей промыслы скорняжный, сапожный и др. Те же заводчики занимают рабочих на дому и в г. Арза­масе (в 1878 г. их считали до 400 чел.) и в 5-ти подго­родных селениях, где из 360 домов скорняков 330 ра­ботают на арзамасских купцов из их материала, трудясь по 14 часов в сутки за 6—9 руб. в месяц[413]; поэтому-то скорняки — народ бледнолицый, слабосильный, выро­ждающийся. В подгородной Выездной Слободе из 600 домов сапожников 500 работают на хозяев, получая кроеные сапоги. Промысел старинный, ок. 200 лет, и все растет и развивается. Земледелием жители почти не занимаются, и весь облик их жизни — чисто го­родской, живут “роскошно”. То же относится и к выше­упомянутым скорняжным селениям, жители которых “смотрят с презрением на крестьянина-земледельца, называя его “деревней-матушкой””[414].

Совершенно то же самое мы видим в Вятской губ. Вятский и Слободской уезды являются центрами и “фабр.-заводского” и “кустарного” кожевенного и скорняжного производств. В Вятском уезде кустарные кожевенные заводы сосредоточены в окрестностях города, “дополняя” промышленную деятельность боль­ших заводов[415],—напр., работая на крупных заводчи­ков; на них же работают в большинстве случаев кустари-шорники и клеевары. У скорняжных заводчиков сотни рабочих заняты по домам шитьем овчин и пр. Это — одна капиталистическая мануфактура с отделениями: овчиннодубильным-овчинношубным, кожевенным-шор­ным и т. д. Еще рельефнее сложились отношения в Сло­бодском уезде (центр промыслов — подгородная слобода Демьянка); здесь мы видим небольшое число крупных заводчиков[416], стоящих во главе кустарей-кожевников (870 чел.), сапожников и рукавичников (855 чел.), овчин­ников (940 чел.), портных (309 чел. шьют полушубки по заказу капиталистов). Вообще подобная организация производства кожевенных изделий распространена, по-видимому, очень широко: напр., в гор. Сарапуле Вятской губ. “Перечень” считает 6 кожевенных заво­дов, которые вместе с тем изготовляют и обувь, зани­мая кроме 214 рабочих в заведении еще 1080 рабочих на стороне (стр. 495). Куда девались бы наши “кустари”, эти подкрашенные всяческими Маниловыми представи­тели “народной” промышленности, если бы все русские купцы и фабриканты так же подробно и точно подсчи­тывали занимаемых ими рабочих на стороне![417]

Здесь же следует упомянуть промышленное село Рассказово Тамбовского уезда и губ. (в 1897 г. — 8283 жит.) — центр и “фабр.-заводской” промышленности (суконные, мыловаренные, кожевенные, вино­куренные заводы) и “кустарной”, причем последняя тесно связана с первой; промыслы — кожевенный, войлочный (до 70 хозяев, есть заведения с 20—30 раб.), клееваренный, сапожный, чулочный (нет двора, где бы не вязали чулки из шерсти, раздаваемой по весу “скупщиками”) и т. п. Около этого села — слоб. Белая Поляна (300 дворов), известная промыслами того же рода. В Моршанском уезде центр кустарных промыс­лов — село Покровское-Васильевское, в то же время и центр фабрично-заводской промышленности (см. “Указ.” и “Отч. и иссл.”, т. III). В Курской губ. замечатель­ны, как промышленные селения и центры “кустарных” промыслов, слободы: Велико-Михайловка (Новооскольского уезда, в 1897 г. — 11 853 жит.), Борисовка (Грайворонского у., 18071 жит.), Томаровка (Белгородского уезда, 8716 жит.), Мирополье (Суджанского уезда, более 10 тыс. жит. См. “Отч. и иссл.”, т. I, свед. 1888—1889 гг.). В этих же селениях вы най­дете и кожевенные “заводы” (см. “Указ.” за 1890 г.). Главный “кустарный” промысел — кожевенно-сапожный. Возник он еще в 1-ой половине 18-го века и к 60-м годам 19-го получил высшее развитие, сложив­шись в “прочную организацию чисто коммерческого характера”. Все дело монополизировали подрядчики, которые закупали кожу и раздавали ее в работу ку­старям. Железные дороги уничтожили этот монополь­ный характер капитала, и капиталисты-подрядчики перенесли свои капиталы в более выгодные предпри­ятия. Теперь организация такова: крупных пред­принимателей ок. 120 чел.; они имеют мастерские с наемными рабочими и раздают работу на дома; мелких самостоятельных (которые однако закупают кожи у крупных) — до 3000 чел.; работающих на дому (на крупных хозяев) — 400 чел. и столько же наем­ных рабочих; затем есть еще ученики. Всего са­пожников более 4000 чел. Кроме того, здесь есть кустари-гончары, киотчики, иконописцы, ткачи скатер­тей и т. д.

В высшей степени характерную и типичную капита­листическую мануфактуру представляет из себя беличий промысел в Каргопольском уезде Олонецкой губ.,— описанный с таким знанием дела, с таким правдивым и бесхитростным воспроизведением всей жизни про­мыслового населения мастеровым-учителем в “Трудах куст. ком.” (вып. IV). По его описанию (1878 г.), про­мысел существует с начала 19 века: у 8 хозяев 175 ра­бочих, да на них же работает до 1000 швей на дому и скорняков (по селам) ок. 35 семей, всего 1300— 1500 человек, с суммой произв. в 336 тыс. руб. Как курьез надо отметить, что тогда, когда это производ­ство процветало, — оно не попадало в “фабрично-за­водскую” статистику. В “Указ.” за 1879 г. нет на пего указания. А когда оно стало падать, тогда попало и в статистику. “Указ.” за 1890 г. считает в гор. Карго­поле и уезде 7 заводов с 121 раб., с суммой произв. 50 тыс. руб., а “Перечень” — 5 заводов с 79 рабоч. (и на стороне 57 чел.) и с суммой произв. 49 тыс. руб.[418] Порядки в этой капиталистической мануфактуре весьма поучительны, как образчик того, что делается в наших исконных, чисто самобытных “кустарных промыслах”, заброшенных в одно из многочисленных российских захолустий. Мастера работают 15 час. в сутки в крайне нездоровой атмосфере, зарабатывая 8 руб. в месяц, менее 60—70 руб. в год. Доход хозяев — ок. 5000 руб. в год. Отношения хозяев к рабочим — “патриархаль­ные”: по исконному обычаю хозяин даром дает квас и соль, которую рабочие выпрашивают у хозяйской кухарки. В знак благодарности хозяину (за то, что “дает” работу) рабочие даром приходят дергать хвосты у белок, а также чистят меха по окончании работы. Мастера живут всю неделю в мастерских, и хозяева в виде шутки поколачивают их (стр. 218, 1. с.), заставляют исполнять всякие работы — трясти сено, очищав снег, ходить за водой, полоскать белье и пр. Дешевизна рабочих рук поразительна и в самом Каргополе, а крестьяне в окрестностях — “готовы работать почти задаром”. Производство ручное, с систематическим раз­делением труда, с продолжительным (8—12 лет) уче­ничеством; судьбу учеников легко себе представить.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 293 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.