К капиталистической мануфактуре относятся также промыслы села Безводного Нижегородской губернии и уезда. Это — тоже одно из промышленных сел, большая часть жителей которого вовсе не занимается земледелием, и которое служит центром промыслового округа из нескольких селений. По земской переписи 1889 г. (“Материалы”, в. VIII, Н.-Н. 1895), в Безводнинской волости (581 двор) 67,3% Дворов не имели посева, 78,3% дворов было безлошадных, 82,4% дворов с промыслами, 57,7% дворов с грамотными и учащимися (против среднего по уезду 44,6%). Безводнинские промыслы состоят в изготовлении разных металлических изделий: цепей, уд, металлических полотен; размеры производства определялись в 21/2 млн. руб. в 1883 г.[430], в 1½ млн. руб. в 1888/89 г.[431] Организация промысла — работа на хозяев из их материала, распределенная между рядом детальных рабочих ц исполняемая отчасти в мастерских предпринимателей, отчасти на дому. Напр., в производстве уд различные операции исполняются “загибальщиком”, “рубачами” (работают в особом помещении) и “пенюгальщикамш (женщины и дети, завостривающие уды на дому), причем все эти рабочие работают за сдельную плату на капиталиста, и загибальщик от себя отдает работу рубачам и пенюгальщикам. “Вытягивание железной проволоки производится ныне посредством конных воротов; прежде проволоку тянули собиравшиеся сюда в большом количестве слепцы...” Одна из “специальностей” капиталистической мануфактуры! “По своей обстановке это производство резко отличается от всех остальных. Людям приходится работать в душной атмосфере, пропитанной зловредными испарениями от накапливающегося лошадиного кала”[432]. По тому же типу капиталистической мануфактуры организованы в Моск. губернии промыслы грохотоплетный[433], булавочный[434] и канительный[435].[lxxxvi] В этом последнем промысле в начале 80-х годов считали 66 заведений с 670 рабочими (из них 79% наемных) и с суммой произв. 368 ½ тыс. руб., причем некоторые из этих капиталистических заведений попадали изредка и в число “фабрик и заводов”[436].
Того же типа, по всей вероятности, организация слесарных промыслов Бурмакинской волости (и окрестных волостей) Ярославской губ. и уезда. По крайней мере мы видим здесь то же разделение труда (кузнецы, под-дувалы, слесаря), то же широкое развитие наемного труда (из 307 кузниц Бурмакинской волости 231 с наемными рабочими), то же господство крупного капитала над всеми этими детальными рабочими (скупщики стоят во главе; на них работают кузнецы, на кузнецов — слесаря), то же соединение скупки с производством изделий в капиталистических мастерских, из которых некоторые попадают иногда в списки “фабрик и заводов”[437].
В приложении к предыдущей главе были приведены статистические данные о подносном и медном промыслах[438] Московской губ. (последний в районе, называемом “Загарье”). Из этих данных видно, что наемный труд играет преобладающую роль в этих промыслах, что во главе их стоят такие крупные мастерские, в которых приходится в среднем по 18—23 наемных рабочих на одно заведение и по 16—17 тыс. руб. производства. Если добавить к этому, что разделение труда применяется здесь в очень широких размерах[439], то станет ясно, что перед нами — капиталистическая мануфактура[440]. “Мелкие промышленные единицы, составляющие аномалию при существующих условиях техявки и разделения труда, могут держаться наряду с большими мастерскими только с помощью удлинения труда до его крайних пределов” (Исаев, 1. с., с. 33), — напр., у подносчиков до 19 часов. Рабочий день вообще здесь 13—15 часов, а у мелких хозяйчиков — 16—17 часов. В большом ходу расплата товаром (и в 1876 и в 1890 гг.)[441]. Добавим, что давнее существование промысла (он возник не позже начала 19 века), при широкой специализации занятий, выработало и в данном случае чрезвычайно искусных работников: загарцы славятся своим мастерством. В промысле появились и такие специальности, которые не требуют предварительной подготовки и доступны прямо малолетним рабочим. “Уже эта возможность — справедливо замечает г. Исаев — быть прямо малолетним рабочим и как бы выучиться ремеслу не учась, показывает, что дух ремесла, требующий воспитания рабочей силы, исчезает; простота многих детальных приемов является признаком перехода ремесла в мануфактуру” (1. с., 34). Заметим только, что “дух ремесла” всегда до известной степени остается в мануфактуре, ибо базис ее — то же ручное производство.