Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типажи героев и основные конфликты подростковых текстов




 

Из четырнадцати полученных текстов только у шести текстов авторы находятся в подростковом кризисе, что было определено с помощью разработанной анкеты на характеристики подросткового кризиса.

Попробуем теперь описать героев и основные конфликты этих шести текстов.

Текст №1, автор – ученица 8го класса.

Автор удержала форму сказки. Вкратце сказка повествует о приключениях трех героев – Сметана, Помидор и Шпрота. Они жители государства «Бирюса» - холодильника. Все трое из этих героев – главные. Они – храбрые друзья, которым не безразлична проблема их государства, глобальное потепление и гниль. Они отважно отправляются в путешествие, покидают свою страну, чтобы выяснить, из-за чего же произошла в их государстве беда и ее исправить.

Главные характеристики героев – их дружба друг с другом (они друг другу помогают), смелость и инициативность – они добровольно вызвались отправиться на поиски причины проблемы.

Конфликты, характерные для подростничества, в этом тексте не выявлены.

Мораль сказки: зри в корень, ищи проблему внутри, а не снаружи. Иллюстрируется это тем, что когда герои вернули в государство холод, гниль не ушла. То есть, проблема, «гниль», связана с тем, что происходит в самом государстве, а не с тем, что за его пределами (воткнута ли вилка от холодильника в розетку). Можно проинтерпретировать, что за словом «гниль» стоит не только натуральная характеристики порчи продуктов, но и переносное значение – внутренний распад, моральное разложение. Можно вспомнить выражение «гнилое общество». Но сам автор текста содержательно эту метафору не раскрывает, не указывает ни причины внутренней проблемы, ни возможности ее разрешения.

Текст №2. Автор – ученица 9го класса.

По форме текст скорее притча, чем сказка.

Главный герой притчи – цветок Ирис. Единственное, что мы о нем узнаем, и что его характеризует, это то, что он не желтый, как остальные ирисы в клумбе, а фиолетовый. «Ты фиолетовый! Ты не такой как мы! Ты нам не нужен» - говорят Ирису остальные цветы на клумбе, от этого «Ирис сник… его бутон завял».

Мы видим, что основным конфликтом текста является типичный подростковый конфликт: желание быть принятым окружающими, но отвержение с их стороны.

Отверженный Ирис обращает на себя внимание девочки, прося ее сорвать его и забрать с собой. Девочке цветок нравится, и она его забирает домой, где им все любуются.

То есть, мы видим, что благодаря посреднику герой совершает переход в другой идеальный мир, в котором разрешается его конфликт, и он получает желаемое признание.

Текст № 3. Автор – ученик 9го класса.

Главный герой сказки – юный Пегас. В мире, где он живет, у каждого пегаса в определенный момент времени появляется своя метка, говорящая о том, каким особым талантом ее владелец обладает. Отличительной же чертой главного героя было то, что когда у всех его друзей такие метки уже появились, он все еще оставался «непомеченным».

 

На этом фоне у главного героя разыгрываются сразу три конфликта: во-первых, общество, в котором он хорошо жил, начало его отвергать, «обсуждают его бездарность» (желание быть принятым окружающими – их отвержение). Во-вторых, герой на фоне этого сам не может принимать себя таким, не обладающим талантом (я такой, но не хочу быть таким). В-третьих, героя начинает занимать вопрос своего самоопределения «Пегас сидел под деревом и думал, почему он не может найти то‚ что лучше всего у него получается».

На фоне этих конфликтов Пегас проявляет признаки рефлексивного отношения к проблеме: «Пегас понял одну вещь, все это время, чтобы получить свой талант он делал то, что говорили ему <…> никогда не задумывался - А что же нравиться ему самому?».

Тогда герой принимает решение – совершить невероятное («Это казалось невозможным, родители говорили ему, что это все сказки и такого нельзя сделать»), полететь к солнцу.

То есть мы видим, что главный герой, стремясь наконец-то самоопределиться, добиться признания окружающих и принять самого себя, совершает героический невероятный поступок. В тексте много внимания уделено именно описанию тяжести процесса полета, трудности и опасности этого пути: «холодный воздух начал жечь лёгкие», «лёд покрывал крылья», «сам всевышний был против такого безрассудного поступка» и т.д.

Главный герой проявляет в процессе этого героического поступка такие качества как упорство и стойкость: «он летел до конца, он обязан дойти до конца», «Пегас летел вверх, не смотря ни на что». Также герой проявляет смелость: «Пегас сделал то, чего страшился все эти годы».

Совершив героический поступок, Пегас самоопределяется («ему нравится летать»), находит признание окружающих («к нему подлетели его родители, его друзья и все кто был в округе»), находит свое место («Пегас организовал свою школу»).

Важным, на мой взгляд, является не только то, что герой самоопределяется и понимает, что он любит летать, но и то, что он становится в полете лучшим, становится мастером своего дела.

Мораль сказки же заключается в том, что только идя к своей мечте и не перед чем не останавливаясь, можно получить то, что заслуживаешь.

Текст №4. Автор – ученик 9го класса.

По форме текст не является сказкой, это короткий рассказ. То, что текст не приближен к сказке и вообще литературно беден, может говорить как о том, что автор просто не знаком содержательно с особенностями жанра сказки, так и о том, что у автора не хватает внутренних ресурсов (образного мышления…) для создания такого текста.

Главный герой – мальчик-жадина, который не хотел делиться едой и питьем с другом. Как это повлияло на развитие отношений с другом, и к каким вообще напряжениям и конфликтам это качество приводит в тексте не описано. Герой рассказа за жадность был наказан случайным образом – он проглотил муху.

Мораль рассказа в том, что людям всегда стоит делиться, особенно с близкими.

В случае данного текста, главный герой – это антигерой. И если говорить о проекции качеств автора в главном персонаже, то скорее всего, здесь мы наблюдаем проекцию анти-идеала автора и его норм, через их нарушение.

Текст №5. Автор – ученик 9го класса.

Текст по форме – притча. Главный герой притчи – волк.

В начале текста автор называет волка одиноким, он живет не со стаей волков, а отдельно. Но потом эта характеристика нигде больше не обнаруживается, так как волк взаимодействует с людьми, ходит с ними на охоту и даже есть человек, которого считали хозяином волка. Это старик, такой же одинокий как волк, который лучше всех охотился. То есть с одной стороны герой одинок, он не общается с другими волками, а с другой – нет, так как взаимодействует с людьми, ходит с ними на охоту. В этом смысле, возможно стоит рассматривать характеристику одиночества ни как чего-то гнетущего и нежелательного (в тексте нет ни одного упоминания о том, что волку плохо от того, что он одинок), а скорее как характеристику особенности (он не такой, как остальные волки) и самодостаточности.

Кульминация сюжета происходит, когда на охоте люди проваливаются в яму и их засыпает ветками и снегом. Волк предан людям и хочет их оттуда откопать – но не может. Жители деревни сдаются и оставляют людей в яме умирать, а волк проявляет преданность и упорство – продолжает пытаться их спасти, так и умирает, не бросив людей. Тут может быть конфликтом между чувством долга (надо) и реальными условиями (не возможно), а может быть и конфликтом между чужой жизнью и своей собственной (спасти, рискуя умереть, выжить, но не спасти). Жители, начинают чтить волка как пример верности и храбрости.

То есть мы видим, что одинокий (т.е. обособленный) герой, проявляя верность и храбрость, совершает героический поступок и умирает, становясь после смерти действительно Героем, получив признание. Хоть в тексте и не упоминалось про то, что герой хотел признания со стороны окружающих, но не получал его, тем не менее сама тема признания является одной из ключевых в подростничестве.

Текст №6. Автор – ученица 8го класса.

Текст по форме сказка.

Главный герой – Иван – дурак. Главные его характеристики – это то, что он ничего не знает, не умеет и не делает.

Первый конфликт возникает на почве того, что друзья героя меняются, каждый находит свои увлечения (один – чтение, другой – спорт), а затем и покидают деревню, найдя себе дело (один поступает в институт, другой – уходит служить). Так герой, во-первых, лишается друзей, а во-вторых, получает порицание со стороны общественности: «Какие ребята молодцы, говорили все вокруг, не то, что Иван - дурак». Героя это обижает, мы наблюдаем здесь конфликт между желанием признания и отвержением героя.

Усиливается и достигает пика этот конфликт, когда герой влюбляется. Девушка Машка отвергает его предложение о замужестве, ссылаясь на то, что он дурак и ничего не умеет, а также сравнивает его с его более положительными друзьями.

Не находя силы справиться с этим конфликтом, герой принимает решение уйти в лес и там умереть. Самоубийство тоже в каком-то смысле можно рассматривать как героический поступок, требующий решительности и мужества. Более того, поняв, что волки его не съедят, а от голода он не умрет, герой принимает решение сжечь себя – самосожжение далеко не самый легкий и безболезненный способ самоубийства. Возможно, тема огня выбрана не случайно, ведь от стыда пламенеют, а от любви сгорают. Образ огня связан с сильными эмоциями, душевными переживаниями.

В планы героя вмешалась природа – ливень затушил огонь. В дальнейшем герой перестает хотеть умереть: «Мир то прекрасен! Солнышко, небо голубое, ягодки-цветочки вокруг красивые! Эх, жалко все-таки помирать».

Здесь мы видим, что герой чувствителен к красоте, ранее в тексте также упоминалось, что одно из любимейших занятий героя – это разглядывать облака. Мы уже можем догадываться о том, что перед нами человек тонкой душевной организации (об этом может говорить и решение о самоубийстве из-за остроты переживаний несчастной любви) и возможно творческой натуры.

В лесу герой неожиданно находит себе дело – он начинает углями от костра рисовать на бересте портрет любимой. Причем это происходит как-то само собой, волшебным образом: «И потянулись Ванины руки к углям и бересте, да как-то сами собой начали рисовать». Рисовать начали руки, а не Ваня.

Герой возвращается в деревню, дарит портрет возлюбленной и получает всеобщее признание. Возлюбленная замуж за него не выходит, но тоже оценивает его художественный талант.

Герой, совершив переход в иное пространство (лес), мучимый отвержением общества (в частности – возлюбленной), совершив попытку героического действия (самоубийства), волшебным образом приобретает талант, что по возвращению приводит к тому, что героя признают («стали все особенности его характера эти в положительном свете выделять, мол, тонкая душа, творческая натура»), он самоопределяется (ему нравится быть художником) и находит свое место (в деревне он рисует жителям портреты, раскрашивает заборы, а затем уезжает в город, поступать в художественную академию).

То есть сюжет сказки довольно типичный: неудачник, пережив некоторое событие, преображается и становится признанным, престает быть неудачником.

Морали в сказке две: первая, что несчастная любовь помогает нам стать лучше, а вторая, что даже «последний неудачник» может оказаться талантливым человеком.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 633 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.