Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциальна€ структура общества: механизмы взаимодействи€ основных элементов.




Ђѕон€тие социальной структуры.

ѕон€тие Ђструктураї восходит к латинскому слову Ђstruereї, которое означает Ђстроитьї или Ђсоедин€тьї. ѕоначалу это слово использовалось преимущественно в архитектуре, но начина€ с XVII столети€ оно получает более широкое и обобщенное применение и начинает встречатьс€ также в анатомии и грамматике. ¬ XVIII в. пон€тие структуры стало сравнительно обычным в разных естественнонаучных дисциплинах, прежде всего в биоло≠гии. ѕод Ђструктуройї биологи понимали относительно стабильные отношени€, которые господствуют между организмом как целым и его част€ми. ’арактер взаимо≠действи€ различных частей жизнеде€тельности организма назвали его Ђфункци€миї. јнглийский социолог √. —пен≠сер (1820Ч1903), как и многие другие мыслители-обще≠ствоведы того времени, интересовалс€ естественными на≠уками, и в немалой степени Ч развитием биологии. ќн ввел пон€ти€ Ђструктураї и Ђфункци€ї в свою социологи≠ческую теорию и подробно их рассмотрел в рамках боль≠шого труда Ђѕринципы социологииї.

ќднако структурную общественную перспективу в том смысле, что общество рассматриваетс€ как целое, где части идентифицируютс€ и получают значение через свои отношени€ с целым, —пенсер не изобрел. “акой взгл€д представлен, например, у ќгюста  онта (1798Ч1857) и  арла ћаркса (1818Ч1883), да и вообще структурна€ пер≠спектива с самого начала доминировала в социологичес≠кой традиции. ¬с€ истори€ становлени€ науки социоло≠гии св€зана с формированием взгл€да на общество как на надындивидуальную структуру. »менно представление, что социальные единицы €вл€ют собой нечто большее, чем сумму индивидов, и что общество живет и движетс€ по своим законам, а не по желани€м отдельных своих чле≠нов, было фундаментальной основой дл€ прит€заний со≠циологии на собственную область познани€. ¬ границах этой доминирующей традиции базовыми терминами дл€ пон€тийного аппарата €вл€ютс€ Ђструктураї и Ђфункци€ї.

Ђ¬ обществах, обычно изучаемых антропологами, соци≠альна€ структура может включать решающие или осново≠полагающие отношени€, которые возникают сходным образом из классовой системы, основанной на отношени≠€х с землей. ƒругие аспекты социальной структуры возни≠кают из участи€ в других видах устойчивых групп, таких как кланы, касты, возрастные группы или тайные обще≠ства. ƒругие существенные отношени€ оп€ть-таки св€за≠ны с положением в системе родстваї. Ѕольшинство дефиниций содержат пон€тие расстановки положений или ста≠тусов. Ѕольшинство включает институционализацию и устойчивость групп и отношений.

Ќаиболее общим образом социальна€ структура может быть определена как черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют опреде≠ленное посто€нство во времени, взаимосв€заны и опреде≠л€ют или обусловливают в значительной степени функци≠онирование этой целостности как таковой и де€тельность ее членов.

»з этого определени€ можно вывести несколько идей, содержащихс€ в пон€тии социальной структуры. ѕон€тие социальной структуры выражает идею, что люди форми≠руют социальные отношени€, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регул€рностью и посто≠€нством. ѕон€тие также относитс€ к наблюдению, что социальна€ жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые €вл€≠ютс€ взаимозависимыми или функционально взаимосв€≠занными. Ёти дифференцированные и взаимосв€занные характеристики человеческих групп, хот€ и образуютс€ социальными действи€ми индивидуумов, Ч не €вл€ютс€ пр€мым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтени€ формируютс€ и ограничи≠ваютс€ социальной средой. ƒругими словами, пон€тие социальной структуры подразумевает, что люди не полно≠стью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношени€ми, в которые они вступают друг с другом.

—оциальна€ структура иногда просто определ€етс€ как усто€вшиес€ социальные отношени€ Ч регул€рные и по≠втор€ющиес€ аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. ƒаже на этом описательном уровне пон€тие социальной структуры €вл€етс€ предель≠но абстрактным: в него вход€т только определенные эле≠менты текущих социальных действий. ¬ самом простом определении Ђсоциальна€ структу≠раї Ч это модель повтор€ющегос€ (устойчивого) поведени€. Ќесомненно, гораздо более общеприн€тым €вл€етс€ определение, идущее от социологов XIX в., сравнивавших общество с машиной или биологическим организмом: со≠циальна€ структура понимаетс€ как устойчивые, упор€до≠ченные отношени€ между элементами (част€ми) обще≠ства. «десь возникают разногласи€ в понимании того, что же такое Ђэлементї. ќдни ученые считали элементами группы людей, другие Ч социальные роли, чаще всего Ч социальные институты как организующие, упор€дочива≠ющие модели социального поведени€. ‘ункционалисты уточн€ли, что социальные структуры Ч это функциональ≠ные отношени€ между социальными институтами, кото≠рые €вл€ютс€ функционально базовыми предпосылками существовани€ общества —оциологи, как правило, предпочитают использовать пон€тие социальной структуры с целью объ€снени€ кон≠кретных €влений. ѕри таком подходе могут возникать определенные трудности, поскольку социальна€ структу≠ра €вл€етс€ не непосредственно наблюдаемой реальнос≠тью, а скорее абстрактной формулой.  роме этого есть и другие проблемы, св€занные с использованием пон€ти€ Ђсоциальна€ структураї. —оциальна€ структура критику≠етс€ как пон€тие овеществленное, как ненаблюдаемый и, следовательно, неверифицируемый феномен. ¬ этом по≠н€тии заложено также отрицание человеческого творчес≠кого начала и свободы, поскольку оно наводит на мысль о детерминированности человеческого действи€ структу≠рами. ћожно, однако, дать ответ на эту критику, проде≠монстрировав то, как это сделали ѕ. Ѕергер и “. Ћукман, каким образом социальные структуры сами конструиру≠ютс€ в процессе человеческой де€тельности.

“аким образом, единого мнени€ о пон€тии социальной структуры в социологии не существует, несмотр€ на его широко распространенное использование. ”потребл€емое определение зависит от теоретического подхода. “ак, √ер≠берт —пенсер стремилс€ показать, каким образом социаль≠на€ структура, понимаема€ как аналогична€ биологическо≠му организму, становилась все более дифференцированной

и специализированной в результате Ђсоциальной эволю≠цииї. — другой стороны, ћаркс подчеркивал первостепен≠ную важность базиса (инфраструктуры) и более или ме≠нее зависимой надстройки как двух главных компонентов социальной структуры.

¬ целом разногласие существует относительно того, состоит ли большинство решающих элементов социаль≠ной структуры из Ђповерхностныхї правил, ролей и соци≠альных учреждений, или же они €вл€ютс€ механизмами и процессами, которые скрыты от взора, но подкрепл€ют социальную жизнь, как по ћарксу или Ћеви-—троссу.

’от€ сосредоточенность на взаимосв€зи социальных частей может рассматриватьс€ в качестве одной из опре≠дел€ющих особенностей социологии, есть множество ого≠ворок относительно словоупотреблени€ пон€ти€ социаль≠ной структуры.

ќсобенно много оговорок относительно уместности механических и биологических аналогий и использовани€ концепций гомеостаза, функции и социальной системы в социологии.

ясно, что социальные структуры не обладают относи≠тельно четкими границами во времени и пространстве, присущими многим физическим и большинству биологи≠ческих структур, равно как и точно идентифицируемыми тенденци€ми к гомеостазу у органических структур.

—оциальна€ структура есть качественна€ определен≠ность общества, поэтому изменение первой выражает ко≠ренной, качественный сдвиг во втором. —труктура соци≠ального объекта обеспечивает необходимую устойчивость функционировании взаимосв€занных социальных эле≠ментов (т. е. групп и институтов), позвол€ющих накапли≠вать количественные изменени€ вплоть до того момента, когда наступает историческа€ необходимость структурных сдвигов в обществе. ќтносительный консерватизм соци≠альной структуры выступает как момент динамизма обще≠ственных процессов в целом.

Ќеобходимо учитывать особенности складывани€ и развити€ социальных структур конкретных обществ как неких целостностей, в рамках которых и происходит вос≠производство материальных средств существовани€ и са≠мого человека. ¬ этом смысле данные целостности назы≠ваютс€ Ђсоциальными организмамиї, поскольку их основной функцией €вл€етс€ обеспечение вступающим в контакты люд€м необходимых условий дл€ воспроизвод≠ства средств существовани€ и самовоспроизводства.

¬ число таких условий вход€т: единство территории, единство экономической жизни, общность €зыка (или наличие €зыка, служащего, нар€ду с другими, средством общени€), единство социальных норм, стереотипов и цен≠ностей, позвол€ющих группам людей устойчиво взаимо≠действовать, и т. д. ѕодобными социальными организма≠ми в современном обществе следует, видимо, признать национально-государственные общности. ¬ отличие от других социальных совокупностей, они охватывают взаи≠моотношени€ и взаимосв€зи классов и иных социальных групп, вы€вл€ют в них общее, а не особенное. »х важней≠шей функцией и €вл€етс€ объединение социальных групп в некую целостность, в рамках которой могут осуществ≠л€тьс€ социальные взаимодействи€, происходить соци≠альные процессыї [7, c. 163-168].

Ђћы уже отмечали, что общество как целостна€ система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаимо≠расположением и св€зью составл€ющих его частей. ѕодчеркива≠лось также, что общество не есть механическа€ совокупность ин≠дивидов или ценностей, норм, которыми они руководствуютс€, а представл€ет собой сложную систему социальных взаимодейст≠вий, в которые вступают между собой индивиды, ценности, нор≠мы. Ќо в процессе социального взаимодействи€ индивиды объе≠дин€ютс€ в определенные социальные группы, общности, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры, своеоб≠разные Ђсоциальные кирпичикиї, составл€ющие в своих различ≠ных конфигураци€х живую ткань общественного организма.

ќдни социологи определ€ют и исследуют социальную структуру с точки зрени€ статусных и ролевых различий, вли€ю≠щих на содержание и направленность социальных отношений; другие, напротив, анализируют социальную структуру, исход€ из различных моделей социальных отношений, из которых вывод€тс€ статусные и ролевые различи€ между людьми. Ќо и в первом и во втором случае речь идет о социальных отношени€х, возникающих только в пределах взаимодействи€ людей, объедин€ющихс€ в те или иные социальные группы, общности. ѕоэтому вполне обосно≠ванно можно дать следующее определение исследуемому соци≠альному феномену. —оциальна€ структура общества есть сово≠купность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаи≠модействий между ними.

¬ажнейша€ отличительна€ особенность социальной струк≠туры заключаетс€ в том, что она тождественна системным (эмерд-жснтным) свойствам комплекса составл€ющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого ком≠плекса. ¬ любой структуре можно выделить элементы, состав≠л€ющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строитс€. —умма всех деревьев остаетс€ неизменной не≠зависимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревь€ составл€ют лес, т.е. определенную экологиче≠скую структуру. —труктура социальной группы также отличаетс€ от совокупности составл€ющих ее членов теми свойствами, кото≠рые не могут быть использованы дл€ описани€ отдельных членов группы, так как они характеризуют отношени€ и взаимодействи€ большинства или всех этих членов и, следовательно, относ€тс€ ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. “а≠ким образом, социологический анализ социальной структуры ко≠ренным образом отличаетс€ от изучени€ составл€ющих ее элемен≠тов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, по≠зиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на сис≠темных, эмерджентных (не сводимых к сумме составл€ющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характери≠зующих не отдельные из них, а способ их сочетани€, отношений и взаимодействий между ними.

—оциальна€ структура многогранна и многокомпонентна, но ее основанием, исходными Ђклеточкамї, Ђкирпичикамиї, из мно≠жества которых создаетс€ многоэтажное здание такой структуры, €вл€ютс€ социальные группы.

„то же такое социальна€ группа? ќтвеча€ на этот вопрос, выдающийс€ американский социолог –. ћертон утверждал: соци≠альна€ группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад≠лежность к данной группе и считаютс€ членами этой группы с точки зрени€ других.

’арактерными особенност€ми и признаками социальной группы €вл€ютс€:

1. ќпределенный способ взаимодействи€ между ее членами.Ќапример, члены одной театральной труппы вместе обсуждают намечаемый к постановке спектакль, провод€т совместные репе≠тиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во врем€ спектак≠л€, выполн€€ в то же врем€ свою собственную роль. »ными сло≠вами, они объедин€ютс€ друг с другом общими интересами и об≠щим делом.ќсознание членства, чувство принадлежности к данной
группе. јктеры одного театра должны про€вл€ть верность ему, дорожить его честью, отстаивать ее в сост€зании с другими теат≠рами во врем€ конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

2. ќсознание единства: труппа актеров одного театра вос≠принимаетс€ как целостность не только ими самими, но и окру≠жающими их людьми: зоител€ми, критиками, драматургами, зна≠комыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре людей как единое целое. —кажем, театральную труппу Ѕелорусского драмтеатра им. я.  упалы называют Ђкупаловцамиї, ћосков≠ского театра им. ≈. ¬ахтангова Ђвахтанговцамиї, подразумева€ и в первом, и во втором случае единый творческий коллектив. ћы часто объ€сн€ем поведение человека тем, что он или она €вл€етс€ членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков или футбольных фанатов.

¬ социологии различают первичные и вторичные группы. ¬первые такое разграничение ввел американский социолог „.  у≠ли, который понимал под первичными Ђгруппы, характеризую≠щиес€ тесными, непосредственными св€з€ми и сотрудничествомї (6; 28). ќни первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что €вл€ютс€ фундаментом дл€ формировани€ соци≠альной природы и идеалов индивида. –езультатом тесной св€ ш индивидов в группе €вл€етс€ их психологическое сли€ние в некое общее целое, наиболее простым способом описани€ которого слу≠жит общее представление Ђмыї, заключающее в себе определен≠ный тип сопереживани€ и взаимного отождествлени€. –азумеетс€, в группе у различных ее членов могут быть различные стремлени€, но они подчин€ютс€ упор€дочению со стороны некоего общего настроени€. “ак, мальчик может оспаривать у своих товарищей место в команде, но превыше таких споров будет ставить общий успех своего класса и школы.

  числу наиболее важных первичных групп „.  ули отнес семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу стар≠ших. ѕервичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не измен€ютс€ в такой же степени, как более сложные человеческие общности, €вл€ющиес€ вторичными.

¬торичные группы образуютс€ из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные св€зи: их взаимодействи€ обу≠словлены стремлением к достижению определенных целен ¬ этих группах основное значение придаетс€ не личностным качествам людей, а их умению выполн€ть определенные функции Ќапример, на предпри€тии должность директора, делопроизводител€, инже≠нера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующей подготовкой Ќсли люди, занимающие эги долж≠ности, справл€ютс€ со своей работой, данна€ организаци€ может успешно функционировать. Ћичность каждого из них мало значит дл€ организации в целом, занимаема€ им должность может быть замещена другим человеком. Ќаоборот, личность каждого члена семьи уникальна и очень важна дл€ семейной целостности, ни од≠ного из них нельз€ заменить кем-то другим. ” людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаютс€ эмоциональные личност≠ные св€зи, характерные дл€ друзей и членов семьи.

¬ течение последних дес€тилетий XX века происходит ос≠лабление роли первичных групп в обществе. “ехнологические пе≠ремены в производстве, средствах коммуникаций, вызванные на≠учно-технической революцией, возникновение гигантских пред≠при€тий и корпораций, развитие крупных городов привели к соз≠данию и усилению роли крупной обезличенной бюрократии, к возникновению так называемого Ђмассового обществаї. “акое об≠щество превращаетс€ в массу изолированных друг от друга инди≠видов; распространение стандартизированной Ђмассовой культу≠рыї в нем привод€т к тому, что человек нивелируетс€, становитс€ безликим элементом социальной структуры, подогнанным под ее потребности, ощущает себ€ жертвой обезличенного социального процесса. ќднако, несмотр€ на усиливающеес€ господство вто≠ричных групп, в современном обществе первичные социальные группы (семь€, друзь€) продолжают оставатьс€ важным св€зую≠щим звеном между людьми и исходным компонентом социальной структуры.

¬ социологии в цел€х более продуктивного исследовани€ социальных групп прин€то их раздел€ть не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, ус≠ловные, экспериментальные и референтные группы. ”словной груп≠пой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образовани€, профессии и т.п.) общность людей, €вл€ющуюс€ объектом изучени€ социологии и включающую ин≠дивидов, которые не имеют пр€мых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о су≠ществовании друг друга, но условно объедин€ютс€ в интересах на≠учного анализаЧ статистического, демографического и т.п. Ќа≠пример, в социологическом исследовании нередко фигурирует статистическое пон€тие Ђстуденчество Ѕеларусиї, объедин€ющее в себе всех студентов всех вузов республики, хот€ многие из них ни разу не увид€т друг друга и никак между собой не взаимодей≠ствуют. –азновидностью условной группы €вл€етс€ лабораторна€ (экспериментальна€) группа, котора€ создаетс€ дл€ проведени€ социально-психологических экспериментов, когда люди, не знаю≠щие друг друга и не взаимодействующие между собой, объедин€≠ютс€ исследователем дл€ определенных научных целей.

–еальной группой называют ограниченную в размерах общ≠ность людей, объединенных реальными отношени€ми и/или вида≠ми де€тельности (например, школьный класс, студенческа€ груп≠па, армейский взвод, футбольна€ команда). Ќар€ду с реальными группами в обществе существуют квазигруппы. ќни характеризу≠ютс€: 1) случайностью, стихийностью образовани€; 2) неустой≠чивостью взаимосв€зей; 3) кратковременностью взаимодействи€. “акие группы существуют непродолжительное врем€, после чего-либо распадаютс€, либо превращаютс€ в устойчивые социальные группы.   числу квазигрупп относ€т аудиторию, толпу и социаль≠ные круги. јудитори€- это неустойчива€ и неоднородна€ общ≠ность людей, объединенна€ на непродолжительное врем€ взаимо≠действием с коммуникатором - индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и довод€т ее до этой общно≠сти. —туденческа€ группа как относительно устойчива€ и длитель≠но существующа€ общность под такое определение не подпадает.. јудиторией в социологическом смысле может быть группа людей, собравшихс€ в зале послушать лекцию, концерт или выступление экстрасенса, котора€ после такого прослушивани€ чаще всего рас≠падаетс€.

—пецифическим видом квазигруппы €вл€етс€ толпа. “оппа- это бесструктурное скопление людей, лишенных €вно осознавае≠мой общности целей, но св€занных между собой ситуативной общ≠ностью интересов, сходством эмоциональных состо€ний и общим объектом внимани€. ќсновными социально-психологическими ме≠ханизмами формировани€ толпы €вл€ютс€ слухи и нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, при котором воз≠никает эффект карусели: эмоциональное возбуждение одних пере≠даетс€ другим, а затем, усиленное их возбуждением, по принципу заражени€ воздействует на первых и т.д. ƒл€ толпы характерны: 1) повышенна€ внушаемость; 2) анонимность, €вл€юща€с€ следст≠вием того, что индивид чувствует себ€ не узнанным в толпе; 3) преобладание эмоций над разумом: люди в толпе, как правило, не задумываютс€ над своими действи€ми, а их поведение в толпе обусловлено эмоци€ми; 4) чувство неу€звимости: действу€ в каче≠стве целостного формировани€, люди в толпе как бы утрачивают голос совести, подчас действуют безответственно, агрессивно, раз≠рушительно - могут переворачивать автомобили, бить стекла в ок≠нах и витринах магазинов, совершить поджог и т.п.

—оциальные круги, по определению известного польского социолога я. ўепаньского, представл€ют собой Ђсвободные сою≠зы, основанные на контактах с очень слабо установленной св€зью, лишенных устойчивых отношений между членамиї (16; 78). »н≠дивиды, вход€щие в состав социальных кругов, объедин€ютс€ принадлежностью к какому-нибудь социальному слою и вытекаю≠щей отсюда общностью интересов. »менно под такое определение подпадает часто встречающеес€ в социологии, в официальных до≠кументах и средствах массовой информации пон€тие Ђделовые кругиї, объедин€ющее предпринимателей, банкиров, менеджеров и т.п.

ќчень важное значение в социологии имеет дифференциа≠ци€ социальных групп на малые и большие. ћала€ группа- это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаи≠модействующих друг с другом и объединенных общими цел€ми, интересами, ценностными ориентаци€ми. ћалые группы дел€тс€ на формальные и неформальные. ¬ формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожидани€ми, определены взаимодействи€ между членами группы по вертикали: отношени€ старшинства, подчинени€ и т.п.   таким группам относ€тс€, например, армейский взвод, театральна€ труппа, научно-исследовательска€ лабо≠ратори€, вузовска€ кафедра и т.п. Ќеформальные группы возника≠ют и складываютс€ стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений.   их числу относ€тс€ семь€, группа друзей, компани€ сверстников. Ќеформальна€ группа может создаватьс€ внутри формальной. Ќа≠пример, в студенческой группе возникают более мелкие группи≠ровки, состо€щие из близких друзей, объединенных общими инте≠ресами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматиче≠ской пользы.

—пецифическим видом малой группы €вл€етс€ референтна€ группа. ѕод этим термином понимаетс€ группа, в которую инди≠виды не включены реально, но с которой соотнос€т себ€ как с эта≠лоном и на нормы, ценности, оценки и мнени€ которой они ориен≠тируютс€ в своем поведении и в самооценках. ќпределенна€ часть старшеклассников или студентов, например, в своих поступках ориентируетс€ не на советы педагогов, родителей и соучеников, а на поступки, оценки и взгл€ды людей из другого окружени€ (группы рокеров, богемы и т.п.) или на героев модных кинобоеви≠ков, которым они стрем€тс€ подражать в поведении, жаргоне, жес≠тах, одежде, прическах и т.п. Ѕольшое значение пон€тие рефе≠рентной группы имеет при вы€снении причин и мотивов откло≠н€ющегос€ и противоправного поведени€: почему подросток ори≠ентирован не на нормы своей семьи или своего школьного класса, а на нормы другой группы, - например, воровской шайки? “аким образом, это пон€тие позвол€ет уточнить сложные социальные механизмы взаимосв€зей индивида с группой, в том числе и таких взаимосв€зей, которые исключаютс€ из системы определ€ющего вли€ни€ на поведение личности господствующих в той или иной реальной группе (или в обществе в целом) норм и ценностей.

Ѕольша€ группа представл€ет собой реальную, значитель≠ную по размерам и сложно организованную общность людей, во≠влеченную в общественную де€тельность и систему соответст≠вующих отношений и взаимодействий. ѕримерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предпри≠€ти€. ¬ таких группах вырабатываютс€ определенные групповые нормы поведени€, традиции, общественное мнение, система кол≠лективных оценок поведени€ своих членов и других больших и малых групп.  роме того, термин Ђбольша€ группаї примен€етс€ в социологии и социальной психологии дл€ обозначени€ количественно не ограниченной статистической (условной) общности людей, выдел€емой на основе определенных социально-эконо≠мических, политических, профессиональных, этнических, куль≠турных, религиозных или демографических признаков. »менно в этом смысле употребл€ютс€ такие статистические многомерные пон€ти€, как рабочие города ћинска, спортсмены Ѕеларуси, дети „ернобыл€, женщины-участницы феминистского движени€. »н≠дивиды и их группы, охватываемые такими пон€ти€ми, могут ре≠ально не взаимодействовать друг с другом, но объедин€ютс€ опре≠деленными социальными признаками и имеют все основани€ при≠мен€ть к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации - объедин€ющее их всех местоимение Ђмыї.

≈сли в первобытном обществе или в эпоху феодализма каж≠дый индивид мог одновременно входить в состав ограниченного количества социальных групп (семь€, религиозна€ община, друзь€, соседи), то в современном обществе люди обычно вход€т во мно≠жество первичных и вторичных, малых и больших групп. ќни мо≠гут быть членами определенной семьи, входить в группы друзей, компании сверстников или соседей, той или иной социокультур≠ной, религиозной, спортивной общности, политической партии, принадлежать к числу учителей, врачей или рабочих и т.д. и т.п.  аждый может сказать о себе и своей группе: это Ђмо€ семь€ї, Ђмо€ профессиональна€ группаї, Ђмо€ компани€ї, Ђмо€ религи€ї, Ђмо€ парти€ї, Ђмо€ футбольна€ командаї и т.п. ¬ зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подраздел€ютс€ на ингруппы и аутгруппы. »нгруппа Ч это така€ социальна€ общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируетс€ с другими таким образом, что расценивает членов данной группы как объедин€ющее их всех Ђмыї - Ђмы - белорусыї, Ђмы - муж≠чиныї, Ђмы - спортсменыї, Ђмы - офицерыї, Ђмы - »вановыї и т.д. ¬се другие группы, к которым данный индивид не принадле≠жит и не идентифицирует себ€ с ними, - другие семьи, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, про≠фессиональные и т.п. группы - будут дл€ него аутгруппами, кото≠рые он обычно обозначает словами Ђне мыї, Ђне нашиї, Ђчужиеї.

ћножество ингрупповых и аутгрупповых св€зей в совре≠менном обществе могут перекрещиватьс€, создава€ сложные и многообразные коммуникационные взаимодействи€, в которых формируетс€, развиваетс€ и действует каждый индивид, кажда€ социальна€ группа. “аким образом, общество как едина€ целост≠на€ система структурирована на множество различных по составу и социальным характеристикам групп, в пределах которых может взаимодействовать с другими индивидами каждый человек.

ќднако распределение людей по группам, имеющее важное значение дл€ понимани€ сущности и содержани€ социальной структуры, вовсе не исчерпывает последнюю. Ќе менее сущест≠венно распределение индивидов, их групп и общностей по соци≠альным сло€м (стратам). ”ниверсальным отличительным при≠знаком общества и его структуры €вл€етс€ социальное неравенст≠во людейї [1, c.175-183].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

780 - | 632 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.