Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки.




 

«Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на него оказывается не так уж просто. Почему? Да потому, что общество — это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.

В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество — это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные, интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.

Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согла­ситься и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организа­ция? И почему все это привязано к одной стране, ведь человече­ское общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни.

Можно было бы привести и другие подходы к определению общества, но и уже из приведенных рассуждений ясно, что социо­логия нуждается в более широком и универсальном определении своего основного объекта. Оно может быть таким' общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Подчеркнем: общество - не механический агрегат индиви­дов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие. Общество представляет собой сгусток взаимодействий между людьми, сложившийся в устойчивую и развивающуюся целостность. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и раз­вития. Из курса школьной истории хорошо известно, что жизнь общества, т.е. общественная жизнь людей, не остается раз навсе­гда данной, а непрерывно обновляется, изменяется, развивается. Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенно­го этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, со­временном обществе; во втором - об обществе аграрном, индуст­риальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общест­ва. Первым из них является социальность (от латинск. socialis -совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специ­фическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в живот­ном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или мура­вейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуаль­ная особенность, а как общая характерная черта, свойственная по­ложению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, куль­туре и т.д.), на любом этапе его развития.

Второй отличительный признак общества - способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимо­действий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколь­ко индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).

Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сфе­рах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимо­действием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимо­действие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).

Третьим признаком общества является территория, на ко­торой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества. Если мы сравним образ жизни, обычаи, культуру, религиозные представления и т.п. эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории, на которой они проживают на протяжении веков, с теми же характеристиками полинезийцев, живущих на островах Тихого океана, или жителей Центральной и Восточной Европы -поляков, белорусов, украинцев, русских и т.п., - роль территории как существенного признака общества станет отчетливо заметной. Недаром знаменитый английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в преде­лах которой они формировались, а известный специалист по этногенезу Л.Н.Гумилев подчеркивал значение природно-ландшафтного, т.е. территориального, своеобразия в формировании типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев тех или иных этносов.

Четвертый отличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в ' эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным ономожет быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха- это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или ки­тайское общество существенно отличается от английского или бе­лорусского.

Причем социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Поясняя такое различие, П. Сорокин говорил, что люди, находящиеся вблизи друг друга в геометрическом (физическом) пространстве (например, король и его слуга), могут одновременно находиться очень далеко друг от друга в социальном отношении. А это означает, что они, во-первых, занимают различное социальное положение; во-вторых, отделены друг от друга социальной дистанцией. Опреде­лить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т.п.) - это значит определить его место в соци­альном пространстве. В отличие от физического пространства, из­меряемого тремя координатами (высота, длина и глубина) соци­альное пространство более многомерно. Если мы скажем, что Сер­гей - сын Ивана Петровича, то из такой констатации мы получим очень мало существенной информации. Но если мы добавим, чю Сергей не только сын Ивана Петровича, но еще и житель города Минска, еще и белорус по национальности, еще увлекается рок-музыкой, еще занимается политической деятельностью в какой-либо партии (БНФ, коммунистической или объединенной граж­данской), да еще ко всему тому является студентом Белорусского университета или Института современных знаний, т.е. добавим к его характеристике несколько социальных координат, то сумеем более точно определить его социальное положение, т.е. место в социальном пространстве.

Социальное время гоже существенно отличается от физиче­ского времени. Если в пределах макромира (а именно в этих пре­делах и существует общество, развиваются социальные процессы и явления) физическое время течет более или менее равномерно и измеряется часами, годами, столетиями, то социальное время не ограничивается такими измерениями, хотя они и очень важны для его характеристики. Общество в своем развитии проявляет отли­чительную особенность - ускорение социального развития с пере­ходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Рабовладельческое общество, например, развило все свои особенности гораздо быстрее, чем предшествовавший ему первобытнообщинный строй, а феодальное- в 3-4 раза быстрее, чем рабовладельческое. Чем ближе к современности, тем меньше в объеме спирали социального времени, и тем быстрее, динамичнее развивается общество.

Пятый признак общества- высокий уровень самоутвер­ждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, кото­рая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, не­обходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уро­вень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегу­ляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказы­вается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития. Скажем, уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, ока­зался бы явно недостаточным для общества современного.

Шестым существенным признаком общества является на­личие в нем специальных органов для осуществления его саморе­гуляции - социальных институтов. Социальный институт пред­ставляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осущест­вление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей со­вокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейшим из таких социальных институтов является государст­во - основная политическая организация, осуществляющая власт­ные функции, объединяющие и консолидирующие проживающие в данной стране группы людей в единое целое, и включающая оп­ределенный тип режима власти (республика, монархия), органы и структуру правления (президент, парламент, правительство). К числу социальных институтов относятся также семья, школа (вуз), учреждения культуры, науки, религиозные организации, суд, про­куратура, тюрьма, армия, полиция (милиция). Деятельность этих и других социальных институтов обеспечивает самовоспроизводст­во, саморегуляцию общественной жизни, устойчивость и стабиль­ность в развитии общества, его единство и целостность.

Седьмой отличительный признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать от­дельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общ­ность), социальные институты. Особенность социального развития в том и состоит, что субъект социальной деятельности сам же и организует и осуществляет ее с учетом особенностей социального пространства и социального времени той территории, в пределах которой она протекает.

Восьмым отличительным признаком общества является на­личие в нем социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы индивидов и их групп, взаимодействий и социальных институтов. Оно обладает сложной структурой. В лю­бом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличи­ем или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и

культуры, принадлежностью к гой или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей сово­купности и составляют его социальную структуру. Структура эта, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее под­вержена различным изменениям и находится в процессе динамич­ного развития. Какую бы из структурных частей общества мы ни взяли, будь это семья, город, религия, культура или государство, все они, во-первых, существенно отличаются друг от друга своей сущностью, содержанием, формами, особенностями функциони­рования и т.п.; во-вторых, находятся друг с другом в многообраз­ных и сложных отношениях взаимодействия; в-третьих, испыты­вают те или иные изменения, т.е. развиваются.

Все названные признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая поэтому влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложно­структурированной системы. Эта система в своей целостности, сущности и функциях не может быть сведена к сумме составляю­щих ее частей, ибо из их взаимодействия возникают новые, не присущие ни одной из таких частей, но реализуемые только на уровне общественной целостности отличительные признаки, свой­ства, отношения и функции. Принципиально важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Этот состав многоком­понентен, но самыми основными из них являются следующие че­тыре взаимосвязанных и непросто взаимодействующих друг с дру­гом подсистемы единой системы общества.

Первой такой подсистемой является исторически первичное системообразующее ядро общества - его социальная (в термино­логии Т. Парсонса - социетальная) подсистема, которая представ­ляет собой исторически изменяющуюся социальную, основанную на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форму жизне­деятельности людей, реализующуюся в функционировании и раз­витии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества. В состав этой интегративной в своей сущности подсистемы общества входят: социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические ха­рактеристики — соотношение мужчин и женщин, детей и взрослых, пожилых и молодых людей, динамика рождаемости и смертности,

продолжительность жизни, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности и группы, их со­циальные статусы и роли.

Наряду и в тесном взаимодействии с социальной подсисте­мой в единой и целостной системе общества функционирует его экономическая подсистема. Она представляет собой сложное сис­темное образование, включающее в себя: производство, распреде­ление, перемегцепие, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей па рынке труда (предприниматели, рабочие, служащие, крестьяне, безработные), экономическое стимулирование различных видов деятельности (заработная плата, гонорар, премия, пенсия, посо­бие), финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им, организации и учреждения. Согласно К. Марксу, экономическая структура общества, представляющая собой совокупность произ­водственных отношений, в которые люди вступают, осуществляя процесс производства необходимых им жизненных благ, составля­ет реальный базис общества, над которым воздвигается в качестве надстройки духовная жизнь с ее продуктами - наукой, искусством, правом, политикой и т.п.

Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она ох­ватывает собой всю совокупность социально-политических взаи­модействий между индивидами и группами, политическое уст­ройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика и др.), органов государственной вла­сти, деятельность политических партий, общественных органи­заций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию вчасти (президент, парламент, правительство), наличие политических прав и свобод граждан, а также ifennocmeu, норм и правил, регулирующих политическое по­ведение индивидов и социальных групп.

Четвертый важный компонент системы общества состав­ляет социокультурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры; средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение и т.п.

Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непре­станно функционирующую целостную систему общества» [1, c.158-165].

«Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные поня­тия. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и об­разующих некоторое целостное единство. Внутреннюю при­роду, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь — это набор фактов, обуславлива­ющих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Со­циальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социаль­ными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социаль­ную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

Социальное взаимодействие — это процесс, в кото­ром люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, измене­ния в социальной общности или обществе в целом, вызыва­емые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, нако­нец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Соци­альные отношения — это относительно устойчивые и са­мостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Итак, общество складывается из множества индиви­дов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму инди­видов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество — это не суммативная, а целост­ная система. Это означает, что на уровне общества индиви­дуальные действия, связи и отношения образуют новое ка­чество, системное качество. Системное качество — это осо­бое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодейст­вия и отношения носят надындивидуальный, надличност­ный характер, то есть общество — это некоторая самостоя­тельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определен­ную структуру связей и отношений и в процессе социализа­ции включается в нее. За счет чего же достигается эта цело­стность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаи­модействий и отношений. Наиболее характерными являют­ся коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элемен­тов. Координация — это определенная согласованность эле­ментов, тот оcобый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Суб­ординация — это подчиненность и соподчиненность, указы­вающая на особое специфическое место, неодинаковое зна­чение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включен­ных в него элементов в отдельности. Вследствие своих инте­гральных качеств социальная система приобретает опреде­ленную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития» [10, c.50-51].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 493 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2378 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.