Целостный взгляд на человеческое бытие известен из духовных традиций. Для его описания удобно воспользоваться уже упоминавшейся здесь системой тонких тел, которая явно или неявно присутствует во многих традициях (в том числе в индийской). Она является более развернутой версией системы дух-тело и, как уже говорилось, представляет собой иерархическую последовательность уровней человеческого бытия, в которой каждый последующий уровень является более утонченным по отношению к предыдущему и оперирует более сложными категориями. Стандартная модель тонких тел содержит семь уровней:
Рис. 38. Обозначенный стрелками постоянный вертикальный
круговорот энергии, в норме объединяющий все тонкие тела,
известен в китайской традиции как макрокосмическая орбита
с ее телесной проекцией – микрокосмической орбитой
В норме между разными тонкими планами должна существовать определенная согласованность, благодаря вертикальному круговороту энергии по микрокосмической орбите. Каждый из объектов данного тонкого плана порождает свои (более грубые) копии во всех нижележащих (более плотных) телах. Например, любое событие порождает определенные мыслеформы и соответствующее эмоциональное переживание, затем телесное ощущение и, наконец, движение физического тела.
Обратный поток – снизу вверх – переносит энергию для деятельности каждого тонкого плана. Каждое нижележащее тело является источником энергии для вышележащего тела, а каждое вышележащее тело является управляющей инстанцией для деятельности нижележащего.
* * *
Схема тонких тел достаточно условна (как всякая ментальная схема); в традиции известно множество ее вариантов, и любое количество вариантов можно создать, изменив ее деление на подсистемы.
Например, внутри ментального тела можно различать понятия, суждения, логические конструкции, убеждения и т.д. Убеждение – это уже почти поступок, т.е. почти каузальный план: часто люди поступают в соответствии со своими убеждениями.
Поступки и складывающиеся из них событийные потоки постепенно приобретают и накапливают особое качество, перерастая в ценностные проявления (буддхиальный план). Точно также некоторые яркие эмоциональные проявления неотделимы от простейших мыслеформ (например, «это безобразие», «я возмущен», или «великолепно!», «я очарован!» и т.д.). Аналогично, некоторые телесные движения почти неотделимы от ощущений, и наоборот.
Расслоение, остановка между взаимодействием любых рядом лежащих тонких тел возможны, только если возникло затруднение – т.е. в естественном движении энергии возникли замедление или остановка. Естественное движение энергии подразумевает, что любая идея или мысль беспрепятственно перетекает в активные действия по ее реализации, и наоборот, каждое активное действие порождает ясное и внутренне непротиворечивое ментальное описание, которое, в свою очередь, может служить основанием для активных действий. Энергия Ци свободно движется в подсистеме, состоящей из ментального и каузального тел. Если же в этом процессе возникает раскол энергии Ци, то, как правило, активные действия прекращаются для «обдумывания». Так появляются процесс чистого мышления (горизонтальная ментальная медитация) и процесс чистого действия (горизонтальная каузальная медитация).
С точки зрения модели тонких тел, психологический термин «мышление» охватывает лишь горизонтальную ментальную медитацию.
* * *
Вернемся к обсуждению категорий тело и дух. Теперь их можно определить более точно.
Физическое, эфирное, астральное тела и нижнюю часть ментального тела (сюда, в частности, относятся логически не связанные описания деталей контекста) мы будем объединять в телесный план и обозначать категорией тело. Верхние тонкие тела мы будем объединять в категорию дух. Эта категория включает миссию, ценности и поступки, а также некоторые жизненные принципы и убеждения, поддержанные ценностями данного человека (т.е. атманическое, буддхиальное, каузальное тела и часть ментального).
В итоге, модель тонких тел представляет собой кибернетическую систему дух – тело, две части которой взаимодействуют через круговую связь: тело является источником энергии, которая поднимается в область духа, а дух является источником «знания»(под «знанием» мы понимаем все уровни осознания, а также различные уровни управления – в большей части неосознанного – телесным планом).
Рассматриваемая здесь модель мышления возникает как результат жизнедеятельности кибернетической системы дух – тело.
О теле при этом можно говорить как о смертной подсистеме, т.к. ощущения, мысли и эмоции живут крайне недолгое время и, не будучи выведенными на каузальный уровень, только косвенно влияют на внешнюю реальность; дух же можно считать бессмертным, т.к. проявление на каузальном плане – это действие, которое необратимо, навсегда изменяет внешнюю реальность. Ценности и миссия также бессмертны в масштабе жизни данного человека.
Таким образом, мы получаем систему, состоящую из двух частей.
Янская часть – дух – связана с ментальным порождением стратегии действий, последовательности шагов или законченного описания исследуемого объекта, а в более общей модели – и с активным воздействием на данный объект.
Иньская часть – тело – связана с созданием своеобразной «аксиоматики» для данного акта логического мышления или действия, т.е. пассивным сбором и систематизацией информации.
Янский и иньский типы связи в этой системе представляют собой поток управления или «знания» (от духа к телу) и энергетический поток (от тела к духу). Кроме того, с категорией дух мы будем связывать способность к концентрации, которая развивается у человека с годами, а с категорией тело связана способность к деконцентрации, которая присутствует у каждого человека изначально.
В дальнейшем под термином целостное мышление мы будем подразумевать многоплановый процесс, в котором, помимо физического тела, участвуют несколько тонких тел. В простейшей модели в нем участвуют тела от физического до ментального, а в более широкой – до каузального и буддхиального.