1. Войти в асану.
2. Оставаясь в асане, выследить все зоны тела, где есть боль или дискомфорт.
3. Расслабить эти зоны, направить концентрацию в эти зоны.
4. «Открыть» тело в этих зонах, продолжая расслаблять мышцы.
5. Воспользоваться техникой «трансформация эмоциональных потоков» по отношению к каждой из этих зон.
6. «Расширить» тело. Создать образ проблемной ситуации. Определить, какая эмоция при этом возникает.
7. Стабилизировать состояние, продолжая открывать и расслаблять тело.
8. Оставаться в асане до полной интеграции состояния.
Глава XI
ЦЕЛОСТНОЕ (СИСТЕМНОЕ) МЫШЛЕНИЕ
В ОБУЧЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
Введение
Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки и современные методы анализа бизнеса. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей и использование пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления.
В настоящее время на смену линейному идет системное (целостное) мышление. Оно характеризуется отсутствием причинно-следственных связей и выходит за пределы пошаговых технологий, являясь одновременно интеллектуальным и интуитивным. Для его развития необходимы два типа внимания: центральное и периферийное, или «мужское» и «женское». С ними связаны два стиля мышления – «мужской» (энергия Ян) и «женский» (энергия Инь). Оба типа внимания и оба стиля мышления потенциально присутствуют у каждого современного человека, но в реальности, как правило, один из них оказывается более развит в ущерб другому.
Системное мышление представляет собой особым образом организованное взаимодействие этих двух стилей мышления. Один из них, более архаичный, основан на первом (периферийном, расфокусированном) внимании – более эмоциональном и чувственном восприятии мира. Этому стилю свойственны спонтанность, непредсказуемость, отсутствие внешней логики. Первое внимание реагирует на все важные проявления внешнего мира. Этот стиль имеет следующее преимущество. Он обеспечивает спонтанное следование событийным потокам (без ясного осознания происходящего) и большую чувствительность. Это дает высокий уровень встроенности в мир, ощущение опоры и стабильности. При таком стиле мышления изменения в жизни могут происходить, но крайне медленно.
Другой стиль основан на современном интеллектуальном мышлении. Связанное с ним второе внимание (концентрация) дает способность принимать ответственные решения и осуществлять их безотносительно к проявлениям внешнего мира. Такой стиль дает силу отстаивать свои решения и склонность и способность создавать изменения, иногда в ущерб стабильности. Это подразумевает высокий уровень осознания себя и своих действий и полную ответственность за них. Этот стиль был мало распространен в прежние времена, когда собственные решения приписывались высшей силе (Богу) и, следовательно, не подразумевали личной ответственности. Человеку не нужно было выбирать путь – традиция вела его.
Эти два стиля представляют собой иньскую и янскую части процесса системного мышления. Первому стилю соответствует (квантовое) описание в терминах состояний, в том числе эмоциональных состояний и состояний сознания. Второму стилю соответствует (классическое) описание в терминах целей, результатов и пошаговых технологий.
Системное мышление еще только формируется для социума в целом и не является общедоступным. Это создает определенную трудность для каждого современного человека: он, как правило, имеет склонность либо к первому, либо ко второму стилю мышления, в то время как искусство системного мышления состоит в гармоничном объединении этих двух стилей.
В реальных ситуациях системное мышление становится частью системного подхода к управлению, будь то управление бизнесом или командой, управление семьей или чем-либо еще. В этом случае мы будем определять системное мышление как искусство порождения информации в замкнутой системе человек – среда. Под средой будет пониматься та часть системы, которой мы хотели бы управлять. В индивидуальном восприятии среда может быть представлена знаками внешнего мира или собственным подсознанием человека, в том числе архетипическими символами, входящими в древние знаковые системы.
Выше мы рассматривали систему лидер – команда. Здесь можно говорить о системном мышлении лидера и системном подходе к управлению командой. Другие примеры систем – дух – тело, человек – семья, родитель – ребенок и т.д. В этих примерах роль среды играют тело, семья, ребенок.
В системном подходе информация (как новое знание) возникает в процессе взаимодействия частей системы, т.е. человека и среды, а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято в линейном подходе. Человек, владеющий системным мышлением, способен создавать собственные технологии решения проблем – порождать собственное знание – вместо того, чтобы изучать общепринятые способы их решения, т.е. получать знание из внешнего мира. Настоящая креативность и подлинное лидерство возможны только для тех, кто владеет этим искусством.
Для обучения такому способу мышления мы используем специальную модель его описания, основанную на идеях современной квантовой физики (описание системы классический прибор – квантовый объект; с прибором связаны категории цели и результата, с квантовым объектом – категория состояния, см. главу V). Использование этой модели дает особые преимущества в процессе обучения системному мышлению и системному подходу к управлению.
Структура модели
Предлагаемая здесь энергетическая модель представляет собой применение системного подхода к процессу мышления. Она будет сформулирована в виде определенного набора навыков, которыми может овладеть зрелый человек.
Каждый раз, когда человек попадает в событийный тупик, – в тупике оказывается именно его мышление, недостаточно совершенное для данного контекста. Тупик следует рассматривать как часть картины мира данного человека, а не как часть реального потока событий.
Если принять такую модель, то совершенствование собственного мышления и картины мира становится более целесообразным, чем поиски внешних опор и новых ресурсов, обычно принятые в социуме.
Однако совершенствовать мышление вовсе не значит получать книжное знание или знакомиться с передовыми технологиями. Это значит создавать синхронные изменения в системе дух – тело. Мы понимаем под этим картину мира и энергетические возможности человека. В результате таких изменений обычно становится ясным, что тупик был иллюзией, вызванной ошибками процесса мышления. Изменения в системе дух – тело осуществляются в данном подходе при помощи специальных энергетических практик. Одним из примеров является практика выслеживание и трансформация линий напряжения, рассмотренная в предыдущей главе. Другие практики будут рассмотрены ниже.
Эти практики могут использоваться как технический прием, позволяющий решить конкретную сложную проблему. Они также могут использоваться постоянно, становясь частью стиля жизни. Ежедневное применение этих практик для решения реальных задач непрерывно совершенствует картину мира и делает человека все более способным к системному (энергетически целостному) мышлению. Собственные взаимодействия с миром становятся частью процесса мышления, а внешний результат – его побочным эффектом.
Как уже сказано, в основе модели лежит системный подход к мышлению. В системном подходе рассматривают несколько независимых частей (элементов кибернетической системы), участвующих в процессе и объединенных друг с другом двумя типами связей – активным и пассивным. Одна связь представляет собой воздействие, другая – восприятие. Вместе они образуют круговую связь
Рис. 36. Примеры целостных систем. В последнем примере
(в случае мышления) среда представлена сферой бессознательного
Применительно к процессу мышления наличие двух частей означает, что он синхронно осуществляется на двух качественно различных уровнях. Каждому уровню соответствует определенная часть системы. В нашей модели эти два уровня связаны с ментальным и интуитивным типами мышления.
Мы используем энергетическую версию системного подхода, в которой двойные связи – восприятие и воздействие – ассоциируются с потоками энергий Инь и Ян.
Как уже говорилось, в данном подходе любая задача или проблема (независимо от того, возникает она в системе дух – тело или в системе человек – среда) рассматривается как результат внешнего воздействия, сопровождающегося распадом энергии Ци системы на полярные составляющие Инь и Ян. В частности, внешнее воздействие из широкой системы человек-среда (например, ситуация стресса) может приводить к распаду энергии Ци в меньшей системе дух – тело. Субъективно это воспринимается как появление трудной или неразрешимой задачи либо проблемной ситуации. В этом случае продукты распада – энергии Инь и Ян – оказываются перераспределенными внутри системы таким образом, что в одних ее частях преобладает энергия Инь, в других – энергия Ян. При этом одна из двух связей данной части блокируется, и такое состояние становится стабильным.
Рис. 37. Линейные системы, возникающие при разрыве двойной связи
Для системы дух – тело мы получаем тогда два внутренне конфликтных типа (линейного) мышления. В первом из них эмоциональная составляющая является главной и определяет направление мыслей; во втором эмоции и интуиция оказываются подчинены абстрактной логике.
В предлагаемой модели мышления решение проблемы представляет собой определенный энергетический процесс, восстанавливающий целостную энергию Ци. Этот процесс условно можно представлять как чередование двух этапов.
На первом этапе восстанавливается целостная энергия Ци внутри системы дух – тело: создается более точная ментальная модель происходящего или, другими словами, уточняется картина мира. Здесь используются практика выслеживания, практики трансформации энергии, а также некоторые приемы концентрации и деконцентрации внимания (см. следующие главы).
На втором этапе восстанавливается энергия Ци внутри более широкой системы человек – среда. Этот этап включает активные действия во внешнем мире. Здесь осуществляется практика неделания.
Эти два этапа последовательно повторяются до тех пор, пока проблема не оказывается полностью решенной. Заметим, что в такой модели процесс мышления (в обычном понимании) неотделим от внешних действий; одно плавно перетекает в другое. Для свободного чередования этих двух этапов необходим определенный набор навыков трансформации внутренней энергии и управления внутренним состоянием. Эти навыки используются для решения любой жизненной задачи. Ниже будет дана стратегия овладения такими навыками.
* * *
Термин мышление в данном контексте требует некоторых комментариев. При описании процесса мышления часто ссылаются на логику, интуицию, творческое озарение, а также свою способность к активным действиям. Мы хотим представить все эти разрозненные процессы в виде единой и упорядоченной модели.
В психологии категорию мышление принято использовать для обозначения процессов ментального конструирования, меняющего внутренние модели реальности. Также вводятся категории восприятие, деятельность и т.д. Все эти процессы выделены в отдельные категории только для нужд научного описания, в действительности составляя единую недифференцированную реальность человека.
В нашей модели процесс мышления рассматривается как практический навык, безотносительно к множеству интуитивных схем и теоретических классификаций, принятых в науке. Мышление, понимаемое таким образом, включает в себя и собственно логические конструкции, и эмоциональные переживания, и тонкие телесные ощущения по их поводу, а также некоторые виды деятельности, интуицию и творческие озарения. Такое мышление изменяет реальность, а не только ее отражение.
Иными словами, некоторые поступки в такой системе являются неотъемлемой частью упомянутой единой недифференцированной реальности и не могут быть выключены из естественного процесса жизнедеятельности человека без ее разрушения. Именно по этой причине мы используем термин мышление в более широком смысле, понимая под этим определенные целостные процессы. Эти целостные процессы являются многоплановыми, включая не только ментальный, но также событийный и ценностный планы. Подобный целостный взгляд не является возвратом к картине недифференцированной реальности, но позволяет дать более широкое определение категории мышления.
Итак, мы определяем мышление как энергетический процесс, организующий взаимодействие в системе дух – тело, а также в более широкой системе дух-тело – мир (или, в другой терминологии, человек – среда).
3. Тонкие тела и структура мышления