Б. БИГО (В. BIGO)
В Клинике неврозов групповые поведенческие методы используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков, вытекающих скорее из структуры и норм клиники, чем из конкретного воздействия на пациента в терапевтической группе с помощью поведенческих техник.
К обучению навыкам социального функционирования мы относим следующие формы активности:
1) выполнение пациентом разных ролей в терапев
тическом сообществе, таких как функции подчинения,
наведения порядка, дежурство по уборке; руководя
щие функции в самоуправлении и связанные с этими
функциями ответственность и умение руководить дру
гими, а также сотрудничество с коллективом (де
журство по группе, отчет об активности группы);
2) организация свободного времени, своего и дру
гих, инициатива в общих развлекательных мероприя
тиях;
3) терапия занятостью, функционирование во вре
мя работы в клинике, самостоятельность, сотрудниче
ство, инициатива, заинтересованность;
4) беседы о профессии; рассказ на собрании боль-
ных о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление.
Целесообразность и терапевтическое значение этих задач пациенты часто понимают и принимают с трудом, поскольку выполняют их все по очереди, невзирая на индивидуальную степень трудности.
Объяснение их важности является трудной проблемой, поскольку в рамках сопротивления пациенту легче воспринять эти задачи как «устав клиники» и неизбежные трудности больничного режима, чем как форму лечения. Поэтому существует некоторая неоднозначность в использовании данного метода как инструмента для «обучения» новым формам поведения, поскольку значение этого тренинга различно для отдельных пациентов.
Например, для пациента, который испытывает трудности в работе, вытекающие из отсутствия упорства или неумения совместно работать в коллективе, терапия занятостью является адекватным тренингом, в то время как другой пациент, у которого нет этих проблем, может считать эту форму занятий лишней тратой времени. Или пациент, у которого есть конфликты в руководстве коллективом или он испытывает трудности в выполнении роли руководителя, получает возможность не только познать свои трудности через выполнение функций в самоуправлении, но и обучиться новым стереотипам поведения, в то время как для другого пациента это не является существенной проблемой.
Поведенческие методы в точном понимании этого термина, как использование арсенала техник, систем воздействия, направленных непосредственно на изменение симптомов и патологического поведения, в развитии Клиники неврозов прошли ряд этапов.
С первых лет стало ясно определенное место и значение поведенческих методов, применяемых в индивидуальной психотерапии. Они становились дополнительным важным терапевтическим элементом у определенного пациента. Имели целью устранение симптомов в отдельных группах больных, таких как: больные с навязчивыми состояниями, с тревожно-фобическими проявлениями (особенное агорафобией), тиками, писчим спазмом, а также с привычными рефлекторными действиями (рвота, чрезмерная автоматическая еда).
Постепенно в эту программу вошел тренинг, направленный на преодоление трудностей, возникающих в связи с закрепившимся неправильным поведением.
Пациенты тренировали разные формы поведения, которым обучались, как, например; проявление эмоций и улучшение общения с окружающими, настойчивость в систематической работе и способность к лучшей реализации целей, способность проявлять усилия, умственные или физические, планирование, учет потребностей окружающих и т. п.
Пример. Больной М. П., 24 лет, холостяк, воспитанный чрезмерно опекающей матерью, которая не предъявляла никаких требований к пациенту, помимо учебы. Отец был занят общественной и профессиональной работой, прививал сыну честолюбивые стремления, подчеркивал необходимость получения высшего образования и достижения высокого общественного положения. Пациент окончил начальную и среднюю школу без усилий, учился несистематически, его хвалили, взысканий он не имел. Дома не было никаких обязанностей. Трудности начались в высшей школе. По сравнению с коллегами ему было труднее — требования в учебном заведении были высокие, возникла необходимость в систематических усилиях, планировании учебы, умении использовать литературу, в навыках самостоятельной учебы. У пациента появились невротические симптомы, снижение самооценки, интеллектуальных возможностей. Он вынужден был взять академический отпуск. Во время пребывания в клинике был использован тренинг систематической учебы, умения пользоваться материалом, обработки его с помощью персонала или других пациентов. Подготовил также для группы задание на интересующую больных тему. В конце лечения начал готовиться к несданному экзамену и почувствовал, что справится с дальнейшей учебой.
В 60-х годах впервые была предпринята работа с гомогенной группой пациентов, страдающих навязчивыми состояниями [Ledcr S., Wysokinska Т., 1970], включающая элементы поведенческих воздействий. Ее спецификой, между прочим, являлась введение тренин-говых задач в работу группы, касающихся симптомов навязчивости; роль психотерапевта в этой группе была более директивной, форма разговора — суггестивной и авторитарной. Решение многих задач опиралось на подражание действиям психотерапевта.
Пример. Психотерапевт коснулся рукой пола, а потом лица, рекомендуя проделать то же самое пациентам, у которых страх загрязнения вызывал навязчивое мытье рук после каждого прикосновения. Для пациентов в этом упражнении тренингом было не только прикосновение к полу, а затем к лицу, но также и запрет мытья рук сразу после этого действия.
В группах пациенты обсуждали свои трудности в функционировании дома и выполняли предложенную
программу заданий в течение дня. Она касалась главным образом преодоления симптомов при выполнении таких основных действий дома, как: одевание, мытье, уборка, разговоры с домашними. Эта группа была амбулаторной. Участниками ее были как лечившиеся в данный момент в клинике больные, так и приходящие.
Некоторые виды тренинговых занятий в психотерапевтических группах, проведенных в клинике, введены также в 1967—1970 гг. Применялись они однако несистематически, в зависимости от ситуации в группе, трудностей участников группы, а также от степени усиления общих проблем и их значения в процессе психотерапии. Это был тренинг преодоления робости в группе, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих, проведения дискуссии на определенную тему в группе или упражнения в навыках «конструктивного спора». Участникам группы предлагались тренинговые задачи или они сами ставили их другим пациентам, намеренно обращались к ним с вопросами, ожидали определенной активности, поощряли, закрепляли достигнутый прогресс.
С 70-х годов коллектив Клиники неврозов, опираясь на концепцию S. Leder, начал проводить психотерапевтическое научение, используя лечебную модель клиники в недельных тренинговых группах. Было обращено внимание на сходство явлений и протекания процесса в обоих терапевтических сообществах. Выделение 3 этапов психотерапевтического процесса позволило использовать эти методы в зависимости от этапа лечения:
I этап — адаптация, вхождение в группу, открытие
себя и принятие лечения;
II этап — достижение инсайта по индивидуальной
проблематике отдельных пациентов на основе биогра
фии — так называемый период «рассказа биографий»
в групповой психотерапии;
III этап — осуществление действий, направленных
на изменение прежнего поведения на более правиль
ное, в групповой психотерапии — проблемная ак
тивность.
На каждом из этих этапов учитывались познавательный, эмоциональный и поведенческие аспекты, но в разной мере.
На третьем этапе использование поведенческих методов в группе как формы обучения действию стало
для нас необходимым элементом терапии. Относительно проще было использование этих методов в закрытой психотерапевтической группе, в которой применялись только групповые формы без индивидуальной психотерапии, в дневном стационаре Клиники неврозов. Коллектив дневного стационара разработал собственную программу, в которой третий этап лечения посвящается главным образом выполнению в группе тренинга, направленного как на ликвидацию симптомов, так и на изменение поведения.
Пациенты вместе с психотерапевтом определяют на общих собраниях больных задания для отдельных участников, опираясь на полученные на первых занятиях знания об их проблемах. Задания реализуются в форме разыгрывания сцен или тренинга, проводимого в отделении и вне его, поскольку пациенты находятся в клинике только до 16.00 ч. Каждый пациент ведет тетрадь, в которой описывает план и реализацию заданий, обсуждаемых на общих собраниях больных. Большие трудности по выделению этапов тренинговой работы в психотерапевтических группах стационарного отделения объясняются следующими причинами: 1) группы являются открытыми, и пациенты находятся на разных этапах процесса психотерапии; 2) поведенческий тренинг, нацеленный на симптомы, заключен в индивидуальной психотерапии; 3) терапевтическое сообщество в данном случае включает 3 группы, что дополнительно затрудняет координацию занятий. В 1977—1978 гг. коллектив клиники провел сравнительное исследование различных психотерапевтических методов, используя закрытые Группы. Утвердилась система воздействий, подобная применяемой в дневном стационаре и учитывающая 3 этапа психотерапии и тренинговые воздействия с целью изменения поведения на третьем этапе.
В последний период, когда в клинике стали шире использоваться групповые формы воздействия, была создана открытая поведенческая группа, в которую включаются пациенты из всех групп. Работа группы концентрируется на устранении симптомов и частично на специфическом тренинге межличностных контактов. Участники группы встречаются 2 раза в неделю, независимо от обычной лечебной программы. Группу ведут два психотерапевта, достаточно директивно, темы занятий касаются планирования тренинга, анализа
трудностей и отчета о выполнении заданий, а также заданий в рамках общих собраний больных.
Пример. Пациентка, жалующаяся на страх при контактах с другими людьми: в автобусе, в толпе, в очереди в магазине и т. д., источник которого -•видит в критической, по ее мнению, оценке ее поведения людьми,— занимается по программе систематической десенсибилизации в упоминаемых ситуациях, которая последовательно реализуется (выход из клиники и более длительное пребывание в данной ситуации). Одновременно на общих собраниях получает определенные задания, такие как: смотреть внимательно на лицо человека, который смотрит ей в глаза, концентрировать на себе внимание путем высказывания мнений и т. д., громкого предложения своей программы.
Участники группы включаются в выполнение совместных заданий, помогают себе, предлагают задания для других. Возникает большая сплоченность группы при некотором соперничестве. Независимо от встреч в группе психотерапевты систематически следят за правильностью проведения тренинга, ежедневно просматривая записи в специальной тетради для регистрации выполнения тренинга пациентами, что существенно при неожиданных сложностях или слишком неуверенном поведении пациентов, особенно в начальном периоде занятий.