Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос: Относится ли ГП к классической литературе? Является ли Роулинг писателем-классиком наравне с Шекспиром, Толстым или Толкином?




О: Трудно отрицать, что поттериана – это классическая литература, а Роулинг – классический автор. Думаю, весь вопрос в том, как это оценивать. Когда Time magazine внес Роулинг в список «Персон» 2007 года, там была приведена цитата из высказывания одного английского профессора как раз на эту тему:

«Они произвели взрыв – это признают даже их критики, – и вдохновили поколение жадных до чтения людей, которые не боятся толстых книг и сложных сюжетов. «Их легко недооценить из-за трех вещей, которые я называю Дарами смерти для ученых, – говорит Джеймс Томас, профессор английского языка университета Пеппердин. – Они не могут быть хорошими, потому что они слишком новые, слишком популярные и слишком детские». Однако он настаивает, что эти книги – куда больше, чем просто развлечение. «Они сделали миллионы детей более сметливыми, более чувствительными, несомненно более грамотными и, возможно, более нравственными, избегающими таких вещей, как лицемерие и жажда власти. Из этих детей вырастут хорошие взрослые, как я надеюсь. Мне неизвестны другие произведения, которые произвели бы такое волшебное действие на миллионы читателей за столь короткое время».

У меня есть три лакмусовых бумажки, которыми я проверяю книги на принадлежность к классической литературе:

1) Задает ли автор важные вопросы о том, что значит быть человеком?

2) Есть ли в содержании книги ответы автора на эти вопросы?

3) Являются ли ответы поучительными и увлекательными?

Если книга принадлежит к английской литературной традиции, то последний вопрос проще переформулировать так: «Являются ли ответы христианскими?» Не так уж много книг выдерживают это тройное испытание. Если вы внимательно читали до сих пор, то знаете, что поттериана его выдерживает. Сага о ГП превосходит ожидания по всем трем показателям настолько же, насколько ее популярность превосходит популярность прочих книг.

Слушатели обычно считают, что я шучу, когда говорю, что Роулинг вполне можно сравнить с Шекспиром, Толстым или Толкином. Часть этого недоверия, несомненно, происходит из упомянутых профессором Томасом «Даров смерти для ученых»: эти книги слишком новые, слишком популярные и слишком детские, чтобы их воспринимали всерьез. Точно так же Шекспира и Диккенса современники не принимали всерьез, считая их творчество забавой для деревенщин. Но невозможно отрицать, что у Роулинг есть немало преимуществ по сравнению с авторами, которыми все восхищаются, но которых никто не читает.

• В ее книгах нет ни изощренной элоквенции, ни пафосных страниц (хотя Роулинг и продвинулась в эту сторону очень далеко по сравнению с «Мурашками» (Прим - серия ужастиков для детей младшего и среднего школьного возраста) и прочей детской литературой). Соответственно, ее тексты более доступны для читателей – юных и старых – и ее идеи лучше проникают в головы. А учитывая, какой духовный груз заложен в эти идеи, это немаловажно.

• На страницах поттерианы есть место чувству юмора и даже грубоватым подростковым шуточкам. Один мой друг-толкинист однажды задумчиво сказал: «Знаешь, во «Властелине Колец» нет шуточек по поводу Урана» (Прим - в русском переводе ГП эту шутку пропустили, ибо она основана на непереводимой игре слов Uranus (Уран) и your anus (твоя задница). У Роулинг на одном из уроков Трелони Рон обращается с этим каламбуром к Лаванде Браун). И так оно и есть. Я не думаю, что это дает Толкину существенное преимущество, если на одну чашу весов положить «Хоббита» и «Властелина колец», а на другую – семь томов ГП. Шутки «Властелина Колец» будут в этом смысле сильно отставать.

• Роулинг предлагает своей постмодернистской аудитории вечные истины в таком виде, что те воспринимают их как что-то очевидное, хотя в другой обстановке могли бы отвергнуть или даже осмеять их. Существование души? Важность того, во что веришь? Уверенность в жизни после смерти и суде над теми, чья душа истощена, а сердце черно? Роулинг контрабандой доставляет эти драгоценности вместе с другими идеями христианского учения в своем сюжете прямо в сердца самых скептических и даже циничных читателей.

У К.С. Льюиса были еще более простые критерии оценки хорошей книги. Первый из них, высказанный в статье «Эксперимент и критицизм», таков: перечитывают ли ее снова и снова? Сам Льюис, как говорят, каждый год перечитывал все произведения Джейн Остин. По его словам, у ее книг есть только два неисправимых недостатка: их слишком мало и они слишком коротки. Дж.К. Роулинг и Бенджамин Дизраэли тоже любят Остин: автор ГП 20 раз перечитывала «Эмму», а премьер-министр 17 раз – «Гордость и предубеждение».

Мне попадались читатели, которые уже успели осилить все 4100 страниц семитомника несколько раз. Я разговаривал с покупателями в книжном магазине в день выхода ГПиПП и обнаружил там мать и дочь, которые в предвкушении шестой книги 15 раз перечитали пять предыдущих. Они выглядели вполне вменяемыми. Так что ГП проходит и этот, как я его называю, Остин-тест. Читатели по меньшей мере трех поколений перечитывают его как минимум однажды (и еще покупают фильмы).

К.С. Льюис также считал, что книга хороша, если она вам понравилась и вы чувствуете, что после прочтения стали лучше. Это может прозвучать слишком просто, даже по-детски, но это очень мощный критерий. Способна ли книга на то, для чего, по идее, предназначены все книги и развлечения? Сидней сказал однажды, что их цель – назидать, развлекая.

Завершая свой труд «Как Гарри всех нас околдовал», или «Что движет ГП-манией», я надеюсь, что вы поняли, почему люди всех возрастов и вероисповеданий любят романы о ГП. Эти книги отвечают на главные духовные вопросы, а важность последних особенно остро ощущается поколением, далеко отстоящим от времени, когда религиозная жизнь была традиционна. В эпоху скепсиса, неверия в само существование трансцендентного наша способность различать что-либо за пределами материи и энергии почти атрофировалась за недостатком упражнения, и наш сознательный ум склонен отрицать ее.

И в этот вакуум вторгаются истории про юного волшебника и его сражение с Волдемортом вовне и внутри себя. Роулинг, используя традиционную символику веры и английской литературы, тренирует атрофированное духовное чувство своих читателей и задействует их способность любить и понимать мир, давая ей трансцендентное измерение.

Она назидает, развлекая, – и мы определенно становимся лучше после этого великолепного наставления. Так что, я думаю, это прекрасные книги. Спасибо за то, что присоединились ко мне в этом увлекательном приключении. Пишите и сообщайте мне все, что сами думаете на эту тему. Заранее благодарю за письма. Увидимся на сайте Hogwarts Professor!

http://www.hogwartsprofessor.com/

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 851 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2860 - | 2583 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.