Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос: ¬ конце √ѕиѕѕ ƒамблдор приказывает —еверусу —нейпу убить его. ¬ чем разница между этим событием и помощью в самоубийстве?




ќ: ’ороший вопрос. » ответ на него: ЂЌе слишком больша€ї.  ак € уже писал в других книгах, один из фирменных приемов –оулинг может быть назван Ђнарративным заблуждениемї. ¬ каждой книге мы видим происход€щее с точки зрени€, наход€щейс€ где-то над головой √арри. Ќам кажетс€, что мы знаем, что происходит, но на самом деле мы пон€ти€ не имеем о действи€х и планах ƒамблдора, —нейпа, ¬олдеморта или даже Ћюдо Ѕэгмэна. —оответственно, в конце каждой книги мы обнаруживаем нечто, что ускользало от √арри, и нас каждый раз сбивает с ног то, как много мы упустили (о том, зачем –оулинг это делает, см. главу 6).

 аков большой сюрприз в √ѕиƒ—? јльбус ƒамблдор Ц величайший волшебник своего времени, де-факто родитель и наставник √арри на прот€жении всех книг Ц оказываетс€ слишком человечным и, скажем так, не всегда этически безупречным.  огда √арри узнает от –иты —китер и чокнутой тетушки –она некоторые факты из жизни ƒамблдора, которыми директор никогда с ним не делилс€, то понимает, что ƒамблдор вообще почти ничего ему не рассказывал, и тут начинаетс€ борьба √арри за веру, котора€ в значительной степени становитс€ содержанием всей книги (см. главу 17).

ƒва самых непри€тных факта, которые мы узнаем о директоре, касаютс€ —еверуса —нейпа. Ќаиболее драматично то, что √арри хранили и оберегали вовсе не из любви к нему самому или к пам€ти его матери, а только дл€ того, чтобы он мог умереть в нужный момент Ц Ђкак свинь€ на бойнеї, по словам —еверуса.  ак говорит сама –оулинг, в ƒамблдоре есть что-то от ћакиавелли Ц склонность к планированию и скрытности, которую его брат јберфорт заслуженно презирает.

¬торое, что мы узнаем: смерть ƒамблдора на јстрономической башне была спланирована заранее. јпологеты этого плана привод€т довольно интересные аргументы:

Х ƒамблдор был уже фактически мертв, так что это было не убийство и не помощь в самоубийстве;

Х погибнув на башне по собственному желанию, ƒамблдор спасает ƒрако от совершени€ убийства, —нейпа от нарушени€ Ќепреложного обета, а заодно и повышает его статус среди приспешников ¬олдеморта (т.е. это героическое и благородное самопожертвование с его стороны);

Х —нейп должен был убить ƒамблдора, чтобы овладеть —таршей палочкой и таким образом обезопасить себ€ от нападени€ “емного Ћорда (это объ€сн€ет, почему план был именно таков, а то, что ƒрако обезоружил ƒамблдора, нарушив тем самым план, возможно, провиденциально);

Х как объ€сн€ет ƒамблдор, быстра€ смерть от руки друга избавл€ет его от возможной ужасной гибели, которую он мог бы претерпеть от рук ¬кушающих смерть (в особенности кровожадного ‘енрира —ивого).

¬се эти аргументы сами по себе вполне убедительны, но с этической точки зрени€ не выдерживают критики. ƒамблдор все еще жив, и каким бы оправданным, героическим, даже подобным ’ристову не было его самопожертвование, —еверус —нейп все равно вынужден именно убить живого невинного человека.  ак пишет ћарк Ўи в журнале First Things, Ђфакт остаетс€ фактом Ц не совершай зла ради добра, которое может от него произойти. ”бийство невинного есть зло, как это осознает и сам —нейп. ƒобить из милосерди€ Ц сомнительный поступок не только дл€ магглов. ј Ђ€ всего лишь выполн€л приказї Ц слабое оправдание еще со времени 1946 года.

√лавный вопрос √ѕиƒ— Ц как прин€ть факт, что гор€чо любимый директор, величайший волшебник своего времени, был вовсе не тем человеком, каким казалс€, и, возможно, был вообще не слишком хорошим человеком. ¬ главе Ђ ингс- россї ƒамблдор со слезами на глазах просит у √арри прощени€ именно за те ошибки, которые мы сейчас упом€нули, и признает, что уже давно пон€л: √арри Ц лучший человек, нежели он сам.

ѕочему √арри оказалс€ лучше? ѕодсказки стоит искать в сцене сражени€ с ¬олдемортом. ¬ главном зале во мраке перед рассветом происходит отнюдь не братска€ трапеза, но √арри открыто говорит ¬олдеморту обо всем, что знает, и призывает его пойти по единственному пути, на котором еще есть надежда спасти его истощенную, разорванную душу от вечной муки, Ц по пути раска€ни€. ¬олдеморт на это неспособен, но √арри, тем не менее, об€зан призвать его к пока€нию, из-за того, что слишком много поставлено на кон и из-за того, что он чувствует необходимость, пусть это и не слишком удачное выражение здесь, любить своего врага. ¬олдеморт убивает сам себ€ Ц и в буквальном, и в переносном смысле, потому что обезоруживающее заклинание √арри сможет убить ¬олдеморта только в том случае, если ѕоттер не ошибс€ в своих предположени€х относительно хоз€ина —таршей палочки. ќднако ¬олдеморт пренебрегает советом √арри и нападает с целью убить.

–оулинг показывает, что любовь к врагу и открытое служение правде есть путь победы и над внутренними демонами, и над внешним злом. »нтриганство ƒамблдора в духе ћакиавелли Ц это то, что мы должны осознать, чтобы пон€ть директора; однако мы вовсе не об€заны приветствовать или оправдывать приказ, из-за которого другому человеку пришлось совершить убийство.  ак говорит сам ƒамблдор в Ђ ингс- россї: ЂЅедный —еверусЕї





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 444 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

762 - | 610 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.