Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человеческие расы не равны по интеллекту; человечество не может совершенствоваться до бесконечности




 

Чтобы лучше понять интеллектуальные различия между расами, в первую очередь следует определить, до какой тупости может опуститься человечество. Мы уже знаем, каких высот оно может достичь — я имею в виду цивилизацию.

До сих пор у большинства ученых прослеживалась явная тенденция утрированно принижать неразвитые расы. В первых сведениях о диких племенах краски были сгущены до предела: дикарям приписывали такую не­мощь ума и способности рассуждать, которая ставила их на одну ступень с обезьяной и немного выше слона. Справедливости ради скажем, что были и прямо проти­воположные описания. Если путешественник встречал теплый прием на каком-нибудь острове, если он заме­чал у жителей мягкость нравов и радушие, видел дика­рей, которые могли выполнять кое-какую несложную работу и помогать матросам, тут же на аборигенов, как из рога изобилия, сыпались похвалы: их называли спо­собными, восприимчивыми, талантливыми, и порой этот энтузиазм переходил все границы.

Иными словами, крайности были и с той и с другой стороны. Если некоторые жители Таити помогали отре­монтировать парусную оснастку китобойного судна, нельзя только по этой причине считать весь народ способ­ным к цивилизации. Если какой-то дикарь с острова Тон­га-Табу благожелательно отнесся к чужеземцам, он не обя­зательно способен усвоить прогресс; точно так же нельзя низводить до стадии зверя аборигена с глухого побережья только за то, что он встретил стрелами первых пришель­цев или за то, что те увидели, как он ест сырых ящериц и земляные лепешки. Разумеется, такая трапеза не свиде­тельствует о выраженном интеллекте или о прогрессив­ных нравах. Но я уверен в том, что в самом отвратитель­ном каннибале осталась искорка божественного огня, и из нее в определенный момент может зажечься разум. Нет таких дикарей на земле, у которых не имелось бы хоть каких-то, пусть самых примитивных, суждений об окру­жающих их вещах — суждений истинных или ложных, справедливых или ошибочных, но уже сам факт их нали­чия в достаточной мере доказывает, что искры разума не лишены все ветви человеческого рода. По этой причине самые отсталые дикари способны воспринять религию, отличаясь этим от- самых умных животных.

Однако может ли зародыш одухотворенности, скры­тый в глубине сознания каждого представителя нашего рода, развиваться до бесконечности? Все ли люди в оди­наковой степени обладают неограниченной способнос­тью к интеллектуальному развитию? Поставим вопрос по-иному: обладают ли различные человеческие расы интеллектуальной силой, равняющей их друг с другом? В сущности, это вопрос о безграничной способности рас к совершенствованию и об их равенстве. Мой ответ ка­тегоричен: ни в коем случае.

Идея бесконечного совершенствования весьма со­блазняет наших современников; они приводят в каче­стве доказательства следующее: наша цивилизация имеет такие достоинства и такие успехи, каких не было у наших предшественников. При этом перечисляются все факты, кои характеризуют наши общества. Я о них уже говорил, но охотно повторю сказанное еще раз.

Нас уверяют, что в области наук мы имеем самые раз­нообразные познания, что наши нравы в целом мягкие, а мораль превосходит моральные принципы древних греков и римлян. Что же касается политической свободы, про­должают убеждать нас, мы имеем идеи, чувства, мнения, убеждения, терпимость, которые лучше всех прочих фактов доказывают наше превосходство. Нет недостатка в прекраснодушных теоретиках, считающих, что наши об­щественные институты открывают нам прямую дорогу в сад Гесперид, столь долго разыскиваемый и никогда не находимый с тех пор, как древние мореходы засвидетель­ствовали его отсутствие на Канарских островах.

Конец таким неумеренным претензиям может поло­жить более или менее серьезное знакомство с историей.

Это правда, что мы обладаем большей ученостью, чем древние. Но ведь мы использовали их открытия. Если у нас больше знаний, так это лишь потому, что мы являем­ся их продолжателями, учениками и наследниками. Сле­дует ли из этого, что открытие возможностей пара и ре­шение нескольких задач в области механики ведут нас к всезнанию? Более того: откроют ли эти успехи все тай­ны материального мира? После того, как мы завершили это победное шествие, для успеха которого надо сделать очень и очень много шагов, еще даже не обдуманных нами, сумеем ли мы перешагнуть этап чистой констата­ции физических законов? Нам предстоит — и мне очень хочется этого — намного увеличить наши силы и воз­можности, чтобы лучше понимать природу и заставить ее служить нашим нуждам. Нам еще предстоит исследо­вать землю вдоль и поперек или честно признать, что это невозможно. Нам следует обратиться к небу и, прибли­зившись на несколько тысяч метров к пределам атмос­феры, решить многие задачи астрономии. Тем не менее это не подвинет нас к бесконечности. Даже сосчитав все планетарные системы, которые движутся в пространстве, станем ли мы ближе к этой бесконечности? Разве мы уз­нали о великих тайнах этого мира нечто такое, что не было известно древним? Мне представляется, что мы лишь изменили методы, которыми пользовались до нас, чтобы пробиться к тайне. Но мы не сделали ни одного шага вперед в окружающей нас тьме.

А если допустить, что мы лучше понимаем отдельные факты, то сколько же мы утратили понятий, хорошо изве­стных нашим далеким предкам! Нет никакого сомнения в том, что во времена Авраама о первых исторических со­бытиях знали больше, нежели знаем мы. Как много от­крытий сделано нами — либо с большими усилиями, либо совершенно случайно, — которые в конечном счете ока­зались забытыми и вновь найденными знаниями! Во многих областях мы просто отстаем от наших предков! Что мы можем поставить из своих самых блестящих достиже­ний рядом с теми чудесами, которые являют нам Египет, Индия, Греция, Америка и которые свидетельствуют о безграничном величии других памятников, исчезнувших в веках — причем в большей степени в результате неле­пых и разрушительных действий человека, нежели време­ни! Что значат наши искусства рядом с искусством Афин? Что значат наши мыслители в сравнении с философами Александрии и Индии? Чем могут похвастать наши по­эты перед Вальмики, Калидасой, Гомером, Пиндаром?

Мы идем другим путем. Мы употребляем наш разум на иные цели, иные исследования, отличные от целей и задач остальных цивилизованных групп человечества; но изменяя почву, мы не сумели сохранить плодородие земель, возделываемых до нас. Т. е. наши завоевания со­провождаются поражениями. Итак, налицо слабое уте­шение — вместо прогресса мы отклоняемся в сторону. Чтобы можно было говорить об истинных приобретени­ях, необходимо, чтобы, сохранив во всей целостности главные богатства прежних обществ, мы смогли бы ря­дом с их достижениями поставить некие крупные завое­вания, к которым равным образом стремились и мы и они; чтобы наши науки и наши искусства, опирающиеся на их науки и искусства, обнаружили новые глубины в царстве жизни и смерти, новые знания о возникновении живых существ и главнейшие принципы миропорядка. Однако во всех этих вопросах современная наука уже не проявляет той проницательности, которая отличала -по крайней мере есть основания считать так — антич­ные времена. Наша наука пришла самостоятельно толь­ко к следующему огорчительному признанию: «Я ищу и не нахожу». Поэтому нет реальных достижений в интел­лектуальных завоеваниях человека. Разве что наша кри­тика стоит гораздо выше, чем у наших предшественни­ков. Это немаловажно, но критика предполагает класси­фицирование, а не приобретение.

Что касается наших якобы новых мыслей о полити­ке, можно смело отнести на их счет еще большую раз­бросанность, чем в наших науках.

Великое множество теорий, коим мы любим хвастать, имело место и в Афинах после Перикла. Чтобы убедить­ся в этом, достаточно перечитать те комедии Аристофана — сатирические гиперболы, — которые Платон реко­мендовал всякому, пожелавшему ознакомиться с обще­ственными нравами города Минервы. Впрочем, такую аналогию перестали проводить с тех пор, как появилось мнение, что огромное различие между нашим нынешним общественным порядком и состоянием Древней Греции заключается в факте рабства. Однако от этого демаго­гия сделалась еще более явственной. В ту эпоху к рабам относились точно так же, как сегодня относятся к проле­тариям, и вспомним, как старались афиняне понравить­ся своему плебсу после битвы в Аргинузах.

Обратимся теперь к Риму и возьмем письма Цицерона. Каким идеальным умеренным «тори» выглядит этот рим­ский оратор! Как похожа римская республика на наши кон­ституционные государства, что касается партийных де­батов и парламентских битв! В Древнем Риме в недрах общества также волновалось население, состоящее из обо­зленных рабов, в которых бунт был всегда — если не в кулаках, то в душе. Но довольно об этом сброде, тем бо­лее, что закон не признает за ними факта гражданского существования: он ничего не решал в политике и выходил на сцену только в дни волнений по наущению возмутите­лей спокойствия, рожденных свободными гражданами.

Что же мы имеем в результате? Если исключить ра­бов, посмотрим на людей, собиравшихся на Форуме -похоже ли их собрание на современный общественный порядок? Толпа, требующая хлеба, развлечений, дармо­вых денег и права наслаждаться; буржуазия, стремяща­яся к разделу государственных должностей; патриции, подверженные постоянной трансформации и постепен­но теряющие свои права вплоть до того момента, когда даже их сторонники в качестве единственной защиты согласились на отказ от всех привилегий и стали требо­вать одну вещь — свободу для всех.

Разве в хаосе нынешних взглядов и мнений, разнооб­разных до предела, встречается хоть одно-единственное, которое не высказывалось бы в Риме? Я упоминал пись­ма из Тускулума и назвал их выражением мнения прогрес­сивного консерватора. В сравнении с Суллой Помпеи и Цицерон были либералы. Для Цезаря они были недоста­точно либеральны. Для Катона либерализма в них было чересчур много. Позже, в годы принципата, мы увидим в Плиний-Младшем умеренного роялиста и сторонника порядка и спокойствия. Он против избытка свободы и из­бытка власти и, будучи позитивным в своих доктринах, он сторонится рухнувшего величия эпохи Фабия, предпо­читая ему прозаическое правление Траяна. Между тем так полагали не все. Многие, опасаясь нового Спартака, счи­тали, что император должен быть твердым. Напротив того, провинциалы требовали и получали то, что мы на­зываем сегодня «конституционные права»; между тем со­циалисты видели своего глашатая ни в ком ином, как в галльском «цезаре» Юнии Постуме, который часто вос­клицал: «Богатые и бедные всегда враги!».

Короче говоря, всякий, кто имел маломальские пре­тензии на участие в спектакле эпохи, отстаивал равен­ство всех людей, всеобщее право владеть благами этой земли, необходимость греко-латинской цивилизации, не­обходимость ее совершенствования и смягчения с тем, чтобы ее будущие успехи превзошли нынешние, а в кон­це концов речь шла об ее увековечивании. Такие идеи представляли собой не только утешение и гордыню язычников — они отражали глубокую надежду первых из самых известных отцов Церкви, выразителем мыс­лей которых был Тертуллиан.

Наконец, завершая картину, заметим, что самой мно­гочисленной партией была партия равнодушных — лю­дей слишком слабых, слишком брезгливых и боязливых или слишком нерешительных, чтобы разглядеть истину в ворохе разношерстных теорий, постоянно мелькавших перед глазами; эти люди использовали для своей выго­ды порядок, когда он существовал, поддерживали – явно или неявно — беспорядок, когда он наступал, во все времена восхищались материальными достижения­ми, неизвестными их отцам, и, не желая размышлять и ломать голову, утешались благополучием сегодняшним.

Возможно, у нас было бы больше оснований верить в прогресс политических наук, если бы мы изобрели ка­кие-то механизмы, неизвестные до нас или не использо­вавшиеся прежде. Увы, сия слава миновала нас. Ограни­ченные монархии существовали во все времена. Такие примеры можно отметить даже у некоторых американс­ких народов, оставшихся, впрочем, варварами. Демок­ратические и аристократические республики всех типов и форм были и в новом свете, и в старом. В этом отноше­нии Тласкала являет собой типичный образец так же, как Афины, Спарта и Мекка до Магомета. Хотя правда в том, что мы несколько усовершенствовали науку прав­ления, но этот штрих не может служить основанием рас­считывать на бесконечный прогресс. Так не лучше ли оставаться скромными и следовать словам самого муд­рого из царей: «Нет ничего нового под солнцем».

Замечу в качестве отступления следующее.

Иногда считают правление в Соединенных Штатах Америки чем-то оригинальным, уникальным и присущим нашей эпохе, причем самым замечательным в этой системе считают инициативу и ограничение даже про­стого вмешательства правительства или административ­ных институтов в жизнь общества. Если внимательно присмотреться к изначальным формам всех государств, основанных белой расой, мы увидим ту же картину. Са­моуправление — это не изобретение Нью-Йорка: оно су­ществовало еще в Париже в эпоху франков. Хотя отме­тим справедливости ради, что американцы обращаются с индейцами более бесчеловечно, чем обращались с гал­лами вассалы Хлодвига. Однако следует учесть, что эт­ническая дистанция между просвещенными республикан­цами Нового Света и их жертвами гораздо больше, чем между победителями-германцами и побежденными.

Позже, когда мы обратимся к размышлениям об исто­ках арийских обществ, мы увидим, что все они начинались с чрезмерной независимости от магистрата и от закона.

Как мне представляется, все новинки в области поли­тической мысли ограничиваются двумя крайностями, пред­ставленными двумя народами, один из которых живет на северо-востоке Европы, другой — в областях, прилегаю­щих к Нилу, на крайнем юге Египта. Правители первого, обитавшие возле Казани, имели привычку отправлять на виселицу мыслящих в качестве профилактической меры. Об этом пишет арабский путешественник Ибн Фозлан.

У другой нации был такой обычай: когда царь боль­ше не устраивал родичей и министров, они объявляли ему об этом и добавляли, что поскольку он не нравится «муж­чинам, женщинам, детям, быкам, ослам и т. д.», самое лучшее для него — умереть и тут же помогали ему в этом.

Пора обратить взор на наши нравы. Их считают бо­лее мягкими, чем в остальных крупных человеческих обществах — вот еще одно утверждение, уязвимое для критики.

Есть риторики, которым хотелось бы сегодня, чтобы из правовых норм государств исчезла война как полити­ческий инструмент. Эту теорию они позаимствовали у Сенеки. На Востоке были мудрецы, которые проповедо­вали на этот счет идеи, совпадающие с понятиями мо­равских братьев. Но даже если приверженцы всеобщего мира сумеют отвратить Европу от оружия, им придется потратить много усилий для того, чтобы навсегда изме­нить человеческую природу со всеми человеческими страстями. Ни Сенеке, ни брахманам это не удалось. Со­мнительно, что такая миссия под силу нам: стоит лишь посмотреть на наши поля и улицы, где льется кровь.

Мне бы также хотелось видеть наши принципы чис­тыми и возвышенными. Но как обстоит дело в действи­тельности?

Наши страны с начала современной цивилизации не могли прожить и пяти десятков лет без кровопролития в отличие от Италии римской эпохи, которая наслаж­далась двумя столетиями мира; впрочем, это осталось, как ни печально, в прошлом.

Следовательно, состояние нашей цивилизации не сви­детельствует о стремлении человечества к совершен­ствованию. Человек научился многим вещам и одно­временно многие забыл. Он не прибавил ни одного чув­ства к уже имевшимся, ни одного члена к своему телу, ни одной способности к своей душе. Он всего лишь пе­решел на другую сторону выпавшего на его долю кру­га, а сравнение его участи с участью многих видов птиц и насекомых не дает повода для утешительных мыслей относительно его счастливого будущего.

В тот самый момент, когда были сотворены термиты, пчелы, черные муравьи, они инстинктивно нашли образ жизни, подходивший им. Термиты и муравьи внутри сво­их сообществ вначале нашли способ сооружения жилищ, источники пищи и систему сохранения яиц для воспроиз­водства, и натуралисты считают, что с тех пор все это не претерпело ни изменения, ни совершенствования. Так же и пчелы со своим монархическим правлением, которое зна­ет случаи свержения монарха, но не знает социальных ре­волюций, ничуть не изменили своему образу жизни, угод­ному их природе. Метафизики раньше называли живот­ных машинами и приписывали Богу причину их движения или «anima brutorum». Если сегодня внимательно присмотреться к нравам этих так называемых автоматов, при­дется не просто отказаться от этой вредной гипотезы, но и признать наличие разума у животных.

В самом деле, что можно сказать, когда в царстве пчел мы видим, как суверены вызывают гнев поддан­ных, что предполагает либо мятежный дух у последних, либо неспособность первых исполнять свои обязаннос­ти? Что можно сказать, когда термиты оставляют в живых побежденных рабов, чтобы затем заставить их работать на себя или заботиться о термитах-детенышах?

Разумеется, наши государства имеют более сложное устройство, но вот я наблюдаю такую картину: грязный, кровожадный, погрязший в безделии дикарь бродит без цели с заостренной палкой, служащей копьем, по своей земле, даже не затронутой культурой; следом за ним, как тень, идет его жена, соединенная с ним только насилием [1]; эта женщина несет на руках ребенка, которого она непре­менно убьет, если он заболеет или надоест ей [2]; проголо­давшись, супруги останавливаются, обрадованные, что нашли добычу, перед жилищем умных муравьев, разру­шают его и пожирают муравьиные яйца и снова лениво уходят в свое логово, т. е. в расщелину скалы. И вот я задаю себе вопрос: может быть, эти погибшие насекомые более счастливы, чем глупое семейство их убийц; может быть, инстинкт животных, ограниченный минимумом по­требностей, делает их более счастливыми, чем разум, с которым человечество появилось на земле во сто раз бо­лее уязвимым, чем остальные обитатели нашей планеты, более беззащитным перед лицом страданий и невзгод, вызываемых ветром, солнцем, снегом и дождем. О бедное человечество! Никогда ему еще не удавалось придумать способ одеть и обуть всех на этом свете, спасти всех, без исключения, от голода и жажды. Разумеется, самый при­митивный из дикарей гораздо более изобретателен, неже­ли животные, но животные знают то, что приносит им пользу, а нам это неведомо. Они этим дорожат, а мы нет, даже когда это приходит нам в голову. Их всегда защи­щает инстинкт, помогая им находить самое необходимое. И в то же время на земле живут толпы человеческих су­ществ, которые испокон веков так и не сумели выбраться из состояния обреченности и нищеты. Что касается зем­ного существования, у нас не лучшие перспективы, чем у животных — перед нами горизонт, идти до которого доль­ше, но он также не беспределен.

Я не стану подчеркивать эту грустную реальность, за­ключающуюся в том, что обретая, мы постоянно теряем; тем не менее именно этот факт обрекает нас блуждать в наших интеллектуальных дебрях и никогда не разобрать­ся в них до конца. Если бы этот фатальный закон не суще­ствовал, тогда в один прекрасный день, пусть и весьма далекий, но тем не менее возможный, человек, овладев опытом прошлого, познав все, что в его силах, освоив все, что он может освоить, в конце концов научился бы ра­зумно пользоваться своими богатыми возможностями, стал бы жить в ладах с природой, не боролся бы со своими со­братьями, а только с нищетой, и, окончательно успокоен­ный, вкусил бы отдых — пусть и не достигнув вершины совершенства, но, по крайней мере, будучи в состоянии материального благополучия и душевного равновесия.

Однако такое блаженство, как бы эфемерно оно ни было, нам даже и не обещано, потому что по мере усво­ения нового человек утрачивает уже усвоенное; пото­му что он не способен ничего приобрести в интеллекту­альном отношении без того, чтобы ничего не потерять в плане физическом; а самое главное — он не в состоя­нии надолго удержать свои достижения.

Что до меня, то я считаю, что наша цивилизация ни­когда не погибнет, поскольку в нашем распоряжении есть печатный станок, пар и порох. Но что дал, в смысле циви­лизации, печатный станок народам Китая, Японии? Ведь у них есть книги — много книг, причем гораздо более де­шевых, чем у нас. Так почему же эти народы настолько примитивны и слабы, настолько близки к тому уровню, на котором человек цивилизованный, развращенный, слабый и ленивый, уступает в смысле интеллекта варварам, которые угнетают его, как только представится случай [3]? Почему же так происходит? А потому, что печатный ста­нок есть средство, а не принцип. Когда он служит для рас­пространения священных, здравых и спасительных идей, он приносит благотворные плоды и способствует циви­лизации. Если же, напротив, состояние умов настолько низкое, что из печати не выходят ни философские, ни ис­торические, ни литературные произведения, способные питать гений нации, если продажная печать служит лишь размножению грязных и вредоносных сочинений, плодов воспаленного ума, отравленных плодов сектантской те­ологии, безудержно либеральной политики, «либертинской» поэзии, то как и каким образом печатный станок мо­жет спасти цивилизацию?

Предполагается, что с той же легкостью, с какой он способен размножать шедевры мысли, печатный станок может их сохранять, а в эпохи интеллектуального не­дорода, когда общество ничего подобного им не порож­дает, он может и внушать их, по крайней мере, людям честным и ответственным. В сущности так оно и про­исходит. Тем не менее, чтобы взять книгу о прошлом и прочитать ее ради собственного усовершенствования, необходимо обладать заранее самым большим благом на свете — просвещенной душой. В плохие времена, сви­детельствующие о забвении общественных добродете­лей, людям не до древних сочинений, и мало кто посе­щает библиотеки. Тогда много значит уже сама мысль о том, чтобы побывать в столь священном месте.

Впрочем, долговечность, предсказанная плодам от­крытия Гутенберга, пожалуй, слишком преувеличена. За исключением нескольких произведений, все осталь­ные умирают очень быстро, как когда-то умирали, ру­кописи. Особенно быстро исчезают из широкого упот­ребления научные труды, выпущенные в нескольких сотнях экземпляров. Их можно найти, пусть и с боль­шим трудом, в крупных собраниях. Точно так же дело обстояло с интеллектуальными сокровищами антично­сти, и это лишний раз подтверждает тот факт, что вовсе не эрудиция может спасти народ, пришедший в упа­док.

Посмотрите, что стало с мириадами прекрасных про­изведений, напечатанных начиная с того дня, как начал работать первый печатный станок. Большинство их за­быты. Те, о которых сегодня еще вспоминают, уже не имеют читателей, а книга, за которой гонялись пятьде­сят лет назад, даже своим названием не вызывает ника­ких воспоминаний.

Чтобы поднять престиж печатного станка, едва не зап­ретили хождение рукописей, хотя трудно себе предста­вить, насколько широко они были распространены. Во времена римской империи было очень много средств обу­чения, нередки были и книги, если судить по великому числу бродячих полунищих грамматиков, встречавших­ся в самых глухих деревнях, которых можно сравнить с нынешними адвокатами, романистами и журналистами и чьи развращенные нравы, лишения и страсть к удоволь­ствиям красочно описал в своем «Сатириконе» Петро-ний. Когда наступил полный упадок, еще можно было найти нужную книгу. Вергилия читали повсюду. Крес­тьяне, которые слышали о нем столько восторженных слов, считали его опасным чародеем. Его переписывали от руки монахи. Они также переписывали Плиния, Диокорида, Платона и Аристотеля. Они переписывали даже Катулла и Марциала. В средние века, судя по тому боль­шому числу свидетельств, что остались после стольких войн, разрушений, пожаров в монастырях и замках, было великое множество литературных, научных, философс­ких произведений, вышедших из-под пера людей незау­рядных. Итак, чересчур преувеличено значение печат­ного станка для науки, поэзии, морали и истинной циви­лизованности, и было бы более справедливым отметить его роль в смысле повседневных услуг, которое это изоб­ретение оказало различным религиозным и политичес­ким партиям. Повторю еще раз: печатный станок пред­ставляет собой отличный инструмент, но без рук и голо­вы инструмент работать не может.

Нет нужды в пространных доказательствах, чтобы показать, что порох также не может спасти общество в минуты смертельной опасности. Разумеется, опыт об­ращения с ним не забывается. Но вряд ли есть сомне­ния, что дикие народы, которые обладают сегодня порохом, как и мы, будут пользоваться им исключитель­но в целях разрушения.

Что касается пара и прочих индустриальных дости­жений, я скажу о них то же самое, что о печатном стан­ке — т. е. что это великие открытия, — и добавлю, что в истории было немало научных открытий и их плодов, которые канули в забвение, когда движение человечес­кой мысли, породившее их, остановилось навсегда и унес­ло навеки тайну, которая была их источником. Наконец, я хочу напомнить, что материальное благо всегда было лишь внешним придатком цивилизации и что не суще­ствовало общества, которое выжило исключительно по­тому, что оно знало способы быстрее передвигаться и хорошо одеваться.

Все существовавшие до нас цивилизации верили, что их незабываемые открытия навечно запечатлели их на скрижалях времени. Все они верили в свое бессмертие. Инки, чьи паланкины мчались по превосходным доро­гам длиной в несколько сотен лье, которые до сих пор связывают Куско и Кито, наверняка были убеждены в незыблемости своих достижений. Тем не менее безжа­лостные века, подобно взмаху орлиных крыльев, сбро­сили их империю, вместе со многими другими, в самую глубокую пропасть небытия. Однако же и эти власти­тели Перу имели свои науки, своих инженеров, свои могучие машины, которыми мы восхищаемся сегодня, не в силах разгадать их тайну. А ведь они знали секрет перемещения огромных масс. Они сооружали крепости, укладывая друг на друга глыбы длиной тридцать во­семь и шириной восемнадцать футов. Руины Тихуанако являют собой именно такое потрясающее зрелище: огромные глыбы, перемещенные на расстояние несколь­ких лье. Но знаем ли мы, как справились с этим масте­ра народа, канувшего в Лету? Нам известно об этом не больше, чем о способах и средствах сооружения гиган­тских, поистине циклопического размера стен, останки которых все еще противостоят времени в разных мес­тах Западной Европы.

Таким образом, не стоит путать результаты цивили­зации с ее причинами. Причины теряются, результаты же забываются, когда исчезает разум, взрастивший их, а если они сохраняются, то только благодаря новому ра­зуму, который ими овладевает и часто придает им новый импульс. Человеческий интеллект, постоянно колеб­лющийся, кратковременный в пространстве и времени, не отличающийся вездесущностью, возвеличивает то, чем овладевает, забывает то, что упускает из рук и, ус­тремляясь дальше по кругу, границы которого ему не дано прорвать, оплодотворяет лишь какую-то часть сво­их временных владений, оставляя бесплодной другую. И всегда человек одновременно и превосходит своих предков и уступает им. Следовательно, человечество никогда не может превзойти самого себя; значит, не спо­собно человечество к бесконечному совершенству.

Примечание

1) У многих народов Океании брак происходит следующим об­разом. Мужчина замечает девушку, которая ему подходит. Он за­бирает ее у ее отца за мелкие подарки — особенно дорогим считает­ся бутылка водки. Затем он уводит ничего не подозревающую де­вушку в кусты или за большой камень и сваливает ее с ног ударом палки, избивает до бесчувствия и только после этого радостный и счастливый жених несет окровавленную невесту к себе. Вот и вся брачная церемония.

2) Орбиньи рассказывает, что индейские матери безумно любят своих детей и балуют их безмерно, становясь их рабынями, однако же если вдруг ребенок чем-то не угодит матери, она может его уто­пить, задушить или просто бросить в лесу.

1) Например, сиамцы — это народ, который стоит на самой низ­шей ступени индо-китайской цивилизации, однако все они умеют читать и писать.

ГЛАВА XIV





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2482 - | 2217 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.