Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Продолжение определения слова «цивилизация»; различные характеры человеческих обществ; наша цивилизация ни в чем не превосходит другие, которые существовали до нее




 

Когда какая-нибудь нация, принадлежащая к женско­му или мужскому типу, обладает достаточно сильным ци­вилизаторским инстинктом, чтобы навязать свой закон другим народам, и особенно способная учитывать их по­требности и чувства и воспринимать их убеждения, с это­го момента начинает существовать новая культура, сфор­мировавшаяся в результате смешения. Именно в этом зак­лючается самое важное и практическое достоинство этого инстинкта, и это делает его полезным и обеспечивает ему жизнь, т. к. индивидуальные интересы по своей природе стремятся к самоизоляции. Объединение всегда в чем-то ущемляет их, поэтому, чтобы какое-либо убеждение ста­ло плодотворным, оно должно отвечать логике и чувствам народа, в котором оно созревает.

Когда массы начинают понимать и принимать общий закон своей нации, тогда это понимание переходит на ос­новные потребности. «Мужские» нации тянутся к благо­получию и накоплению богатства, «женские» больше оза­бочены миром воображения, но повторяю еще раз: как толь­ко масса людей становится под единое знамя, или, что в данном случае точнее, как только определенная система жизни становится общепринятой, рождается цивилизация.

Вторым фактором, связанным с этим состоянием, яв­ляется потребность в стабильности, которая непосред­ственно вытекает из вышеизложенного; дело в том, что когда люди сообща принимают объединяющий их прин­цип и соглашаются на отдельные жертвы, чтобы осуще­ствить этот принцип, у них появляется потребность ува­жать его независимо от того, что он дает им лично, и объявить его незыблемым. Чем чище раса, тем меньше уязвима ее социальная база, поскольку расовая логика не меняется. Однако необходимо, чтобы потребность в стабильности находила удовлетворение. Смешение кро­ви приводит к изменениям национальных идей, в резуль­тате начинается заболевание, которое требует измене­ний в системе. Иногда такие системные перемены дей­ствительно ускоряют прогресс, особенно на заре общества, когда конститутивный принцип является аб­солютным и сильным по причине явного преобладания одной расы. Затем, когда множатся различия за счет уве­личения числа гетерогенных элементов, преобразования перестают отвечать общему интересу. Тем не менее, до тех пор, пока объединенная группа людей остается под влиянием прежних идей и впечатлений, она продолжает питать химерическую веру в свою стабильность благо­даря, быть может, желанию улучшить свое благосостоя­ние. Несмотря на постоянное ослабление скрепляющего элемента, она считает себя вечной и устремленной к не­коему земному раю. Она продолжает придерживаться веры в то, что Бог благосклонен к цивилизации и радеет за интересы людей, хотя сами люди ежечасно убивают эту веру своими поступками; пусть внешне это и не про­является, но внутренне общество уверяет и утешает себя тем, что завтрашний день будет для него светлым.

Рядом со стабильностью и мирным сосуществова­нием отдельных интересов следует поставить еще два признака цивилизации — неприятие насилия и социабельность.

В конечном счете социабельность и потребность отста­ивать свои интересы головой, а не кулаками, обеспечива­ют прогресс в менталитете, который, в свою очередь, при­водит к материальным улучшениям. Именно по этим двум признакам можно определить социальное состояние нации [1].

Мое представление о цивилизации можно сформули­ровать следующим образом: «Состояние относительной стабильности, в котором индивидуумы стараются удов­летворить свои потребности без ущерба для других, со­вершенствуют свой менталитет и свои нравы».

Эта формула охватывает все народы, о которых я го­ворил как о цивилизованных. Теперь поставим вопрос так: можно ли считать все цивилизации равными даже при на­личии указанных признаков? Вот в этом я сомневаюсь. Дело в том, что потребности и социабельность даже раз­витых наций отличаются как по размаху, так и по тен­денции, поэтому их менталитет и нравы также различны. Что нужно индусу в материальном плане? Рис и масло, чтобы кормиться, и кусок ткани, чтобы одеться. Конечно, такую непритязательность можно отнести за счет клима­тических условий. Но вот тибетцы живут в суровом кли­мате, однако и они непритязательны в этом смысле. В том и другом народе доминирует философский и религиозный менталитет, отсюда их специфическая потребность в пище для души и тела. Здесь мы не видим никакого равновесия между мужским и женским принципами, предпочтение от­дается ментальной стороне жизни, вот почему все усилия этой цивилизации направлены на достижение одного ре­зультата в ущерб другому. Огромные памятники, насто­ящие горы из камня, сооружаются там ценой усилий и ли­шений, которые потрясают воображение. Гигантские со­оружения скоро покроют всю страну, но для чего? Для того, чтобы славить богов; но ничего не делается для че­ловека — разве что могилы. Рядом с прекрасными творе­ниями скульптуры стоят не менее совершенные литера­турные произведения. В области теологии и метафизики они настолько же изобретательны и утонченны, насколь­ко многогранны, и человеческая мысль радостно и спо­койно погружается в их непостижимые глубины.

Что же до лирической поэзии, «женская» цивилиза­ция составляет гордость всего человечества.

Но если из сферы идеалистических мечтаний мы спу­стимся на почву полезных достижений и наук, которые представляют собой генерирующую энергию материаль­ного прогресса, яркий день сменится глухой ночью. Прак­тические изобретения редки, незначительны, неплодот­ворны, талант наблюдения отсутствует начисто. Если китайцы много занимались этим, то индусы почти не об­ращали на это внимания; греки также оставили нам в наследство знания, зачастую недостойные их гения, а римляне, дойдя до кульминационной точки своей исто­рии, не ушли далеко от греков, т. к. азиатская примесь, которая проникала в них с невероятной быстротой, от­нимала в них качества, необходимые для терпеливого изучения действительности. Хотя можно отметить, что их административный гений, их законы и сооружения в достаточной степени указывают на позитивный харак­тер, который их общественная мысль принимала в опре­деленные моменты, и доказывают тот факт, что если бы Южная Европа не подвергалась постоянной колонизации со стороны Азии и Африки, позитивная наука от этого бы выиграла, а на долю германской предприимчивости досталось бы меньше славы.

Завоеватели V столетия принесли в Европу дух, напо­минающий китайский, но с другим оттенком. Он в боль­шей мере был пропитан женскими качествами. Он же обес­печил более надежное согласие между двумя движущими принципами. Всюду, где властвовали эти народы, мы ви­дим облагороженный прагматизм. В Англии, Северной Америке, Голландии, Ганновере такие качества преобла­дают над остальными национальными инстинктами. То же самое имеет место в Бельгии, а также на севере Фран­ции, где все, что имеет позитивное применение, находило плодородную почву. По мере продвижения к югу эти пред­посылки ослабляются. Причем это объясняется не более жарким солнцем, хотя, разумеется, каталонцы и пьемонтцы живут в более теплом климате, чем жители Прованса и нижнего Лангедока. Это есть воздействие крови.

На земле преобладает группа «женских» или «фемини­зированных» рас; это замечание особенно верно в отноше­нии Европы. Если исключить тевтонское семейство и часть славян, на нашем континенте останутся только группы, скудно наделенные прагматическим чувством, которые уже сыграли свою роль в предыдущие эпохи, и повторить это им больше не дано. Массы людей во всем их разнооб­разии — от галлов до кельтов, от кельтов до безымянной смеси итальянских и романских наций — представляют собой нисходящую лестницу не в смысле развития их «муж­ского» принципа, а в смысле хотя бы общих способностей.

Наша цивилизация сформировалась в результате сме­шения германских племен с расами древности, это был союз преимущественно «мужских» групп с расами и остатками рас, вовлеченными в поток древних идей; богатство, раз­носторонность, плодовитость — качества, делающие честь нашим обществам — суть естественный результат самых разных элементов, которые были перемешаны, видоизме­нены и использованы нашими предками.

Всюду, куда простирается наш культурный мир, он не­сет в себе два общих признака: во-первых, германское вли­яние, во-вторых, христианство. Но, хочу напомнить еще раз, второй признак, хотя он более очевиден и бросается в глаза, поскольку привнесен извне, не является в данном случае определяющим: на земле много христианских на­ций и еще больше тех, которые могут стать таковыми, однако они не составляют часть нашей цивилизации. На­против, позитивным и решающим мне представляется пер­вый признак. Там, куда не проник германский элемент, не может быть цивилизации, похожей на нашу.

Правомерен вопрос: можно ли утверждать, что евро­пейские общества целиком и полностью цивилизованы? Что идеи и действия, которые формируются на поверхно­сти этих наций, имеют предпосылки, глубоко укоренив­шиеся в массах, и что следствия этих идей и этих принци­пов отвечают инстинктам большинства? Из этого следу­ет еще один неизбежный вопрос по поводу низших классов наших народов: мыслят ли они и действуют ли они сооб­разно тому, что именуется европейской цивилизацией?

Мы с полным основанием восхищаемся исключитель­ной однородностью идей и взглядов, которая в гречес­ких государствах великой эпохи античности определяла всю жизнь их граждан. По каждому существенному воп­росу мнения были часто противоречивы, но сводились к чему-то общему: в политике людям хотелось больше или меньше демократии, больше или меньше олигархии; в сфере религии предпочтение отдавали либо Элевсинской Церере, либо Парфенонской Минерве; что касается ли­тературного вкуса, они могли колебаться между Эсхи­лом и Софоклом, между Алкеем и Пиндаром; в сущнос­ти спор велся вокруг идей, которые можно назвать наци­ональными. В Риме перед пуническими войнами ситуация была такая же, а цивилизация страны была однородной и неоспоримой. Она охватывала всех — и господ и ра­бов; все участвовали в ней, пусть и в разной степени.

Со времен пунических войн у наследников Ромула и у всех греков, начиная с Перикла и особенно Александ­ра, эта однородность все больше и больше претерпевала изменения. Все большее смешение наций приводило к сме­шению цивилизаций, в результате появился весьма мно­гогранный продукт, очень сложный и гораздо более утон­ченный, чем античная культура, который, как в Италии, так и на земле Эллады, отличался тем важным недостат­ком, что существовал лишь для высших классов, а низ­шие слои населения оставались в неведении относитель­но его природы, его преимуществ и перспектив. После великих азиатских войн римская цивилизация, без сомне­ния, была ярким проявлением человеческого гения; од­нако за исключением греческих риториков, составляющих ее трансцендентальную часть, сирийских знатоков юриспруденции, представлявших атеистическую систе­му законодательства, эгалитарную и монархическую по духу, богатых людей, участвовавших в управлении го­сударством или в финансовых делах и, наконец, празд­ных бездельников, эта цивилизация имела несчастье по­чти не восприниматься массами, поскольку народы Ев­ропы ничего не смыслили в ее азиатских и африканских элементах. Они не сознавали, что египтяне не более их понимали, что цивилизация им приносит из Галлии и Ис­пании, что нумидийцы не могли оценить то, что давал им остальной мир. Таким образом, ниже слоя, называе­мого социальными классами, существовало великое мно­жество людей, цивилизованных иначе, чем официальный слой, или вообще не знавших цивилизации. Следователь­но, только меньшинство римского народа, которое осоз­навало тайну и суть цивилизации, придавало ей какое-то значение. Вот вам пример цивилизации, несомненно выдающийся, но уже не общими идеями народов, входя­щих в нее, а скорее истощением, слабостью и отстране­нием этих народов.

В Китае имеет место совершенно иная картина. Здесь мы видим огромную территорию, но на всем этом про­странстве основная раса (других я сознательно не беру во внимание) проникнута одним общим духом, общим пониманием своей цивилизации. Независимо от прин­ципов, независимо от того, одобряют или не одобряют люди порядок вещей, надо признать, что массы прини­мают в нем активное участие. И дело не в том, что стра­на свободна в общепринятом смысле этого слова и что каждому гарантировано то место, какое он заслужива­ет. Я далек от того, чтобы рисовать такую идеальную картину. В Срединной Империи и крестьяне, и горожа­не вряд ли могут рассчитывать только на свои силы и таланты, чтобы пробиться наверх. На этом конце зем­ли, несмотря на официальные обещания учредить сис­тему экзаменов на право занятия должностей, никто не сомневается в том, что лучшие места займут дети чи­новников или их близкие и что занятие наукой не всем по карману, но дело в том, что угнетенные и обделен­ные, страдая от злоупотреблений, не представляют себе лучшей доли, и существующая цивилизация служит предметом неизменного уважения для всего народа.

И еще один удивительный факт: образование в Китае является почти всеобщим, и нам трудно представить, на­сколько высок его уровень. Дешевые книги, большое чис­ло школ и недорогое обучение в них обеспечивают доволь­но значительные возможности для тех, кто хочет учиться. Законы, их суть и их тонкости хорошо известны населе­нию, и правительство даже поощряет изучение юриспру­денции как полезной науки. Люди, объединенные общим инстинктом, испытывают ужас перед политическими по­трясениями. Один большой знаток в таких вопросах, ко­торый не только жил в Кантоне, но и изучал тамошние дела, господин Джон Фрэнсис Дэвис, комиссар Ее Величе­ства в Китае, утверждает, что он увидел нацию, в исто­рии которой не было ни одной попытки осуществить со­циальную революцию или изменить форму правления. По его мнению, китайскую нацию лучше всего назвать на­родом, состоящим из убежденных консерваторов.

В этом заключается ее кардинальное отличие от ци­вилизации римского мира, в лоне которого правитель­ственные перевороты происходили с невероятной быст­ротой вплоть до нашествия северных народов. Во всех уголках этой огромной империи всегда находились на­роды, недовольные существующим порядком и готовые на самые безумные действия. За многовековой период не осталось ничего в этом смысле неиспробованного и ни одного принципа, уважаемого всеми. Собственность, религия, семья вызывали большие сомнения в их леги­тимности, и внушительные массы людей, то на севере, то на юге, часто пытались силой реализовать новаторс­кие теории. Ничто в греко-римском мире не имело под собой прочного основания, даже имперское единство, жиз­ненно необходимое для общего блага; и не только армия с многочисленными Августами-самозванцами постоян­но делала попытки сокрушить этот столп, этот паллади­ум общества, но и сами императоры, начиная с Диокле­тиана, так мало верили в монархию, что сознательно вво­дили двойное правление, а затем управляли даже вчетвером. Повторяю: ни один институт, ни один прин­цип не был устойчив в этом несчастном обществе, кото­рое не имело лучшего мотива целостности, чем физичес­кая невозможность рухнуть, вплоть до того момента, когда нагрянули мощные силы, расшатали его и превра­тили в более стабильное целое.

Итак, мы рассмотрели два совершенно отличных друг от друга социальных организма – Поднебесную Империю и римский мир. К цивилизации Восточной Азии я бы прибавил брахманскую цивилизацию, кото­рая заслуживает восхищения своей силой и своей глу­биной проникновения. Если в Китае все или почти все население обладает определенным уровнем знаний, то же самое можно сказать и об индусах: каждый из них пропитан духом древности и четко знает, что он дол­жен выучить, как мыслить и во что верить; среди буд­дистов Тибета и других районов горной Азии редко встретишь крестьянина, не умеющего читать. Там все имеют близкие взгляды на самые важные вопросы.

Существует ли такая же однородность у европейских наций? Этот вопрос совершенно излишний. Вряд ли в гре­ко-римской империи можно увидеть такое разнообразие и многоцветье — я имею в виду не между разными наро­дами, а внутри одной национальности. Я позже коснусь России и австрийских государств. А теперь посмотрим, как обстоит дело в Германии или Италии, особенно юж­ной ее части; в Испании, хотя и в меньшей мере, ситуа­ция почти такая же, то же самое относится и к Франции.

Итак, Франция: начнем с того, что различие в мане­рах поражает даже поверхностного наблюдателя; дав­но замечено, что между Парижем и остальной террито­рией существует пропасть, а у самых ворот города на­чинается нация, совершенно отличная от той, что живет за его стенами. Те, кто верит в политическое единство в стране и отсюда делает вывод о единстве идей и сли­янии крови, глубоко заблуждаются.

Нет ни одного социального закона, ни одного формирую­щего принципа цивилизации, который воспринимался бы оди­наково во всех наших департаментах. Нет смысла проводить сравнение между Нормандией, Бретанью, Анжевеном, Лимузеном, Гасконью, Провансом — все знают, как мало похожи друг на друга жители этих мест и как различны их взгляды. Отметим только, что если в Китае, на Тибете и в Индии са­мые важные понятия относительно сохранения цивилизации известны всем классам, у нас дело обстоит совсем наоборот. Самые первостепенные, самые элементарные наши знания остаются тайной для подавляющего большинства сельского населения: как правило, люди там не умеют ни читать, ни пи­сать и нисколько не озабочены тем, чтобы научиться, потому что не видят в этом никакой пользы и применения. В этом отношении я мало верю в обещания законотворцев, в наши псевдоинституты, зато доверяю своим глазам и фактам, за­регистрированным проницательными наблюдателями. Пра­вительство исчерпало все возможности, чтобы вытащить кре­стьян из сетей невежества; не только дети могут учиться в деревнях, но и взрослые в возрасте двадцати лет, записанные на военную службу, попадают в полковые школы, где есть прекрасные условия для получения самых необходимых зна­ний. Несмотря на эти усилия, несмотря на отеческую заботу со стороны органов управления, сельские жители ничему не учатся. Я видел — и все, кто жил в провинции, тоже видели, — как родители посылают своих детей в школу с нескрываемой неохотой и считают потерянным время, которое они там про­водят; они забирают их оттуда под малейшим предлогом и разрешают учиться только в первых классах, а после школы юноша старается как можно скорее забыть то, чему он на­учился. Некоторые даже бравируют своим невежеством: на­пример, демобилизованные солдаты не только не желают боль­ше читать и писать, но делают вид, будто забыли французс­кий язык, и часто это им удается. Я бы приветствовал с большой радостью столько усилий, впустую потраченных на обучение сельского населения, если бы не был убежден, что наука, которой их обучают, нашим крестьянам не под­ходит и что за их кажущимся безразличием скрывается не­истребимая враждебность к нашей цивилизации. Я вижу доказательство моим словам в пассивном, молчаливом со­противлении, но есть еще одно обстоятельство: там, где удается сломить это упорство, появляется другой, более убедительный фактор, приводящий меня в замешательство. Кое в чем попытки обучения бывают успешны. В наших восточных департаментах и крупных промышленных го­родах насчитывается большое число рабочих, которые охотно учатся читать и писать. Они живут в среде, кото­рая демонстрирует им пользу образования. Но после того, как эти люди овладевают элементарными знаниями, как они ими распоряжаются? Они используют их для того, что­бы приобрести более глубокие враждебные чувства к со­циальному порядку — и на сей раз уже не инстинктивные, а активно осмысленные. Исключение можно сделать толь­ко для сельских жителей и рабочих северо-запада, где эле­ментарные знания распространены больше, чем в других местах, где они лучше закрепляются и дают, как правило, хорошие плоды. Очевидно, это обусловлено тем, что жители тех районов стоят ближе к германской расе. Добавлю, что все, сказанное в отношении северо-западных департаментов, относится и к Бельгии и Нидерландам.

Итак, мы констатировали определенную неприязнь к нашей цивилизации, а теперь заглянем в глубину рели­гиозных чувств и взглядов. Что касается веры, надо от­дать должное христианской религии в том, что она не является категоричной и не втискивает людей в узкие рамки. В противном случае она столкнулась бы с опас­ными рифами. Епископам и священникам приходится бо­роться сегодня, как и век, и пять, и пятнадцать веков на­зад, против предубеждений и привычек, передаваемых по наследству и тем более угрожающих, что люди почти никогда в них не сознаются, поэтому переубедить их не­возможно. Нет ни одного просвещенного священника, служащего в деревне, который бы не знал, с каким не­пробиваемым упрямством даже набожный крестьянин продолжает прятать и лелеять в себе какую-нибудь пер­вобытную идею, выходящую на поверхность помимо его воли и только в редких случаях. Если заговорить с ним на эту тему, он будет все отрицать и никогда не поддер­жит разговор, оставаясь непоколебимо убежденным в своей правоте. Он всецело доверяет своему пастору, но тайно исповедует свою религию; отсюда молчаливость, которая во всех провинциях страны является самой ха­рактерной чертой крестьянина при встрече с городским жителем, называемым в деревне не иначе, как буржуа; отсюда непроходимая демаркационная линия между ним и самыми уважаемыми людьми его кантона. Это и есть отношение большинства народа к цивилизации, того са­мого народа, который слывет наиболее приверженным к ней; если бы мне сказали, что, согласно статистике, во Франции живет 10 миллионов душ, включенных в сферу социальных отношений, а 26 миллионов остаются за ее пределами, я бы решил, что первая цифра занижена.

Кроме того, если бы наши сельские жители были толь­ко грубыми и невежественными, можно было бы не тре­вожиться по поводу такого разделения и тешить себя на­деждой на то, что постепенно их можно переделать и вве­сти в круг людей, уже просвещенных. Но в этой массе встречаются настоящие дикари: на первый взгляд их мож­но принять просто за неучей, из которых можно что-нибудь вылепить, потому что у них отстраненные и ничего не выражающие лица, но если чуть глубже проникнуть в их мысли, в их частную жизнь, становится ясно, что, ос­таваясь в добровольном самозаточении, они вовсе не сла­бы и не беззащитны. Их симпатия и антипатия вырыва­ются наружу очень редко, и вся их натура заключена в логичный круг глубоко укорененных идей. Коснувшись религии, я также должен отметить, какая огромная дис­танция разделяет наши моральные доктрины и взгляды крестьян, насколько то, что они назвали бы «деликатнос­тью», отличается от того смысла, какой мы придаем это­му слову! Наконец, с какой настороженностью они смот­рят на того, кто не является, подобно им, крестьянами -так наши очень далекие предки смотрели на чужеземцев! Конечно, они не станут его убивать из страха, пусть даже мистического, который внушают им законы, не принима­емые, кстати, ими; но они его искренне ненавидят, опаса­ются его, а если есть возможность поглумиться над ним безнаказанно, они сделают это с превеликим удовольстви­ем. Выходит, они злые? Судя по их отношению друг к дру­гу, этого не скажешь: они обмениваются шутками и даже любезностями. Но дело в том, что они считают себя со­всем другим человеческим видом — угнетенным, обижен­ным, слабым, имеющим право на хитрости, и в то же вре­мя сохраняющим гордость, граничащую с упрямством, и с презрением относящимся к чужакам.

В некоторых провинциях Франции крестьянин счита­ет, что у него благороднее кровь и древнее род, чем у его сеньора. У крестьян семейная гордость сегодня соблюда­ется строже, чем когда-то в среде средневековой знати.

Однако не стоит заблуждаться: французское населе­ние по своей внутренней сути не имеет ничего общего с его внешним обликом — это пропасть, над которой ви­сит цивилизация, а в глубине дремлют неподвижные воды, которые время от времени свирепо вспенивают­ся. Самые трагические события заливали страну кро­вью, и в этих событиях земледельцы обычно занимали навязанную им позицию. Если речь не шла об их непос­редственных и личных интересах, они вообще не вме­шивались, даже не выражали никаких чувств. Многие наши деятели, напуганные и шокированные этим, выс­казывались в том смысле, что крестьяне развращены до глубины души, однако это совсем не так. Крестьяне смотрят на нас почти как на врагов. Они ничего не ожи­дают от нашей цивилизации и участвуют в ней только по принуждению, а по возможности считают себя впра­ве извлекать выгоду из ее потрясений. Если же мы бу­дем рассматривать их вне этого антагонизма, порой активного, чаще всего инертного, нельзя не признать высокие моральные качества, пусть и выраженные весь­ма своеобразно, этих людей.

Все, сказанное мною о Франции, можно отнести ко всей Европе, и я исхожу из того, что современный мир охваты­вает бесконечно больше, чем он в состоянии объять, и в этом он похож на римскую империю. Следовательно, нельзя особенно доверять долговечности нашего социаль­ного состояния, а та малая толика уважения, которое оно внушает даже слоям, стоящим выше крестьян, кажется мне временным явлением. Нашу цивилизацию можно срав­нить с недолговечными островками, которые вытолкну­ты на поверхность моря подводными вулканами. Под дей­ствием разрушительных течений, лишенные силы, кото­рая первоначально их поддерживала, они когда-нибудь развалятся, и торжествующие волны поглотят их облом­ки. Печальный конец, который до нас пережили многие благородные расы! Нет возможности избежать такой уча­сти. Мудрость может лишь предвидеть, но не более того. Самая расчетливая осторожность не в силах поколебать незыблемые законы истории.

Таким образом, непонятная, презираемая или ненави­димая людьми, собравшимися под ее сенью, наша цивили­зация, тем не менее, являет собой один из величайших па­мятников, созданных человеческим гением. По правде го­воря, она проявляет себя не изобретательностью. Оставим в стороне это качество и признаем, что она возвеличила творческий дух и славу завоеваний как следствие этого духа. Понять все — значит все принять. Если она не со­здала точных наук, то она, по меньшей мере, придала им точность и избавила их от тумана, который, как ни стран­но, окутывал эти науки больше, чем любые другие. Бла­годаря выдающимся открытиям она больше знает о мате­риальном мире, чем прежние общества. Она разгадала часть главных законов природы, она сумела их сформу­лировать, описать и извлечь из них поистине волшебные силы, чтобы во сто крат увеличить силы человека. По­степенно, используя индуктивные инструменты, она реконструировала гигантские фрагменты истории, о кото­рых древние даже не догадывались, и чем дальше она от­ходит от первобытных эпох, тем яснее она их видит и проникает в их тайны. В этом заключаются ее достоин­ства, и оспаривать их нет смысла.

Приняв этот аргумент, вправе ли мы сделать вывод о том, что наша цивилизация превосходит все существо­вавшие и существующие на земле? И да и нет. Да — по­тому что она, благодаря разнообразию составляющих ее элементов, опирается на мощный фундамент сравне­ния и анализа, который позволяет ей впитывать в себя почти все; да — потому что этот эклектизм способству­ет ее развитию в самых разных направлениях; еще раз да — потому что, благодаря германскому гению, слиш­ком практичному, чтобы быть разрушительным, она со­здала моральный кодекс, мудрые положения которого были неизвестны до нее. Но я говорю «нет», когда эти заслуги доводят до объявления ее абсолютного и безого­ворочного превосходства; я говорю «нет», ибо такого превосходства не вижу почти ни в чем.

В искусстве правления она рабски следует за беско­нечными колебаниями, вызванными потребностями раз­личных рас, которые ее составляют. В Англии, Голлан­дии, Неаполе, России принципы еще достаточно устойчи­вы, потому что население указанных стран более однородно или, по крайней мере, принадлежит к группам одной категории, имеющим похожие инстинкты. Но в дру­гих местах, особенно во Франции, в Центральной Ита­лии, в Германии, где царит этническое многообразие, тео­рии власти никогда не поднимаются до истины, а полити­ческая наука постоянно экспериментирует. Нашей цивилизации, неспособной внушить в себя веру, недоста­ет той устойчивости, которая является одним из главных признаков, включаемых мною в определение цивилиза­ции. Поскольку это роковое бессилие не знакомо буддис­тскому и брахманистскому обществам, поскольку его не знает и Поднебесная Империя, в этом смысле упомяну­тые цивилизации превосходят нашу. Там все согласны в своих политических взглядах. Там можно благополучно жить, если будет мудрая власть, т. к. в этом случае веко­вые институты приносят добрые плоды.

Когда, оказавшись в плохих или неумелых руках, она вредит общественному благу, люди на нее жалуются и жалеют самих себя. Но никогда они не теряют уваже­ния к своим институтам. Иногда они их исправляют, но никогда не ниспровергают и не заменяют. Надо быть слепцом, чтобы не видеть в этом гарантию долговеч­ности, коей не отличается наша цивилизация.

Что касается искусств, наша отсталость по сравне­нию с Индией несомненна, как и по сравнению с Егип­том, Грецией и Америкой. Ни в грандиозном, ни в пре­красном у нас нечего сравнить с шедеврами древних рас; когда дни наши будут сочтены, когда развалины наших памятников и наших городов покроют нашу землю, бу­дущий путешественник, оказавшись в лесах и болотах на берегах Темзы, Сены и Рейна, не найдет ничего, что могло бы соперничать с величественными руинами Филы, Ниневии, Парфенона, Салсетты или долины Теночтитлан. Если в области позитивных наук у будущих эпох будет чему у нас поучиться, этого нельзя сказать о по­эзии. Отчаянное восхищение, которое мы испытываем – и не без основания — к интеллектуальным достижениям чужих цивилизаций, еще одно тому свидетельство.

Поговорим теперь об утонченности нравов. Несомнен­но, в этом отношении равных нам нет. Наши вкусы -утонченные за счет нашего прошлого, в котором были моменты, когда роскошь, тонкость привычек и велико­лепие жизни воспринимались гораздо глубже и шире, чем в наши дни. По правде говоря, наслаждения были дос­тупны не всем. То, что называется «благополучием», при­надлежало немногим. Я с этим согласен, но надо при­знать как неопровержимый факт, что благородные нра­вы не только облагораживают быт избранных, но и возвышают дух масс, созерцающих, но не участвующих в празднике жизни. Кроме тоге, утонченность наклады­вает на всю страну отпечаток величия и красоты и пре­вращается в общее достояние. В этом смысле наша ци­вилизация, исключительно скрупулезная во внешних ат­рибутах, не имеет соперниц.

В заключение сказанного замечу: организующий ха­рактер любой цивилизации определяется самым очевид­ным признаком доминирующей расы; цивилизация из­меняется, трансформируется по мере того, как эта раса сама подвергается изменениям; именно в рамках циви­лизации в течение более или менее продолжительного периода продолжает действовать импульс, который когда-то дала ей исчезнувшая раса, и, следовательно, сис­тема, сформировавшаяся в обществе, представляет со­бой факт, который ярче всего свидетельствует о конк­ретных способностях и уровне народа – это лучшее зеркало, в котором народ отражает свою индивидуаль­ность.

Мне кажется, мои рассуждения охватили слишком широкий круг вопросов. Между тем пора вернуться в русло моих прямых намерений.

Прежде всего, я выдвинул следующее положение: жизнь и смерть обществ происходит в силу внутренних причин. Я назвал эти причины. Я обратился к их скры­той от глаз природе, чтобы сделать их более выпуклы­ми, и показал абсурдность тех предпосылок, которые обыкновенно им приписывают. В поисках признака, ко­торый мог бы обозначать их во всех случаях, я остано­вился на способности создать цивилизацию. Это и бу­дет служить отправной точкой нашего дальнейшего пу­тешествия. Итак, с чего мы начнем? Мы признали такую способность скрытой причиной жизни и смерти обществ и назвали ее естественным и постоянным признаком. Теперь перейдем к изучению интимной природы этой причины. Я отметил, что она заключается в достоин­ствах той или иной расы. Логика требует уточнить сра­зу, что я имею в виду под словом «раса». Это и будет служить предметом следующей главы.

 

Примечания

 

1) Как раз в этом состоит главный источник ложных суждений относительно чужих народов. Если внешне их цивилизация не по­хожа на нашу, мы иногда делаем поспешный вывод о том, что они либо варвары, либо стоят ниже нас.

ГЛАВА X





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 291 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.