Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О том, как понимать слово «вырождение»; о смешении этнических принципов и о том, как формируется и распадается общество




 

Если читатель правильно понял все вышесказанное, он не сделает вывод, что автор не придает никакого значе­ния болезням социального организма и что плохое прав­ление, фанатизм, безверие представляют в его глазах ни­чего не значащие факторы. Конечно же, у моих мыслей совсем другое направление. Я, как и все, признаю, что нет ничего хорошего, когда общество страдает от этих недугов, и что все заботы, все труды и усилия, предпринимаемые для того, чтобы избавиться от них, не пропада­ют даром; я просто утверждаю, что если эти дезорганизу­ющие элементы не вызваны более сильным разрушитель­ным принципом, если они не являются следствием скры­того и более страшного зла, можно быть уверенным, что их удары не будут смертельны, что после более или менее продолжительного периода страданий общество выйдет из него, возможно, обновленным и более сильным.

Приведенные примеры мне кажутся достаточными, хотя их число можно приумножать до бесконечности; именно по этой причине здравый смысл инстинктивно чувствовал истину. Он понял, что по большому счету не стоит придавать незначительным явлениям первостепен­ного значения, что следует в другом месте и более тща­тельно искать причины жизни и смерти, управляющие судьбой народов. Поэтому, независимо от обстоятельств благополучия или недуга, ученые начали рассматривать конституцию общества саму по себе и склонны допус­тить, что никакая внешняя причина не является смерто­носной до тех пор, пока разрушительный принцип, рож­денный в недрах общества, неотделимый от общества, не приобретает достаточных масштабов; и, напротив, как только этот разрушительный фактор проявляется в полной мере, гибель народа предрешена, даже если у него самое лучшее правление на земле. Это напоминает исто­щенную лошадь, падающую на ровной дороге.

Приняв такую точку зрения, мы делаем шаг вперед и выходим на почву, более философскую, чем раньше. Дей­ствительно, Биша не надеялся открыть большую тайну об­щечеловеческого существования; изучая внешние обстоя­тельства, он искал ответы в самой сути человека. Только таким путем можно сделать открытие. К сожалению, эта здравая мысль была результатом работы инстинкта и не продвинулась в своем логическом развитии, поэтому по­терпела поражение при первых же трудностях. Исследова­тели вскричали: «Да, в самом деле, причина распада соци­ального организма находится в нем самом, но в чем заклю­чается эта причина?» В ответ они услышали: «Вырождение». Нации умирают, если они состоят из вы­рождающихся элементов. Ответ был точным — и этимо­логически, и во всех отношениях; надо было лишь опреде­лить, как понимать термин «выродившаяся нация». И вот здесь лежит камень преткновения: «выродившимся народом» назвали народ, который утратил исходные доброде­тели отцов-основателей в результате дурного правления, злоупотребления своими богатствами, фанатизма или ате­изма. Как же все это знакомо до скуки! Получается, что нация гибнет под ударами социальных болезней, потому что она выродилась, и она выродилась, потому что поги­бает. Этот «круговой» аргумент доказывает лишь, что наша наука социальной анатомии находится в детском воз­расте. Я склонен думать, что народы гибнут потому, что они выродились, а не по иной причине; они делаются окон­чательно неспособными пережить внешние удары, удары злосчастной судьбы, не могут подняться на ноги и корчат­ся в агонии. Если они умирают, то лишь потому, что не обладают перед лицом опасности той силой, которая отли­чала их предков, одним словом, они выродились оконча­тельно. Повторяю, это очень удачное выражение, но оно нуждается в пояснении и осмыслении. Как и почему теря­ется жизненная сила? Вот вопрос, который следует задать. Как происходит вырождение? Вот что надо объяснить. До сих пор ограничивались терминологией, не вникая в смысл. И ниже я попытаюсь сделать следующий шаг.

Итак, я считаю, что слово «вырождение» применительно к народу должно означать и означает, что этот народ уже не имеет тех качеств, которые имел прежде, т. к. в его жилах течет другая кровь. Скажем по-друго­му: сохранив прежнее имя, он не сохранил расу, к кото­рой принадлежали его основатели; наконец, человек упадка, называемый «выродившимся» человеком, есть продукт, отличающийся с этнической точки зрения от героев великих эпох. Хорошо, если бы он оставил в себе хоть часть своей сущности, однако чем больше он вы­рождается, тем быстрее эта сущность исчезает. В нем уже преобладают гетерогенные элементы, они-то и со­ставляют совершенно новую национальность, причем новую в худшем смысле; он уже не принадлежит к тем, кого все еще считает предками — разве что отдаленно напоминает их. Он вымрет окончательно, а вместе с ним и его цивилизация. Это произойдет, когда первородный этнический элемент окажется настолько разбавленным примесью чужих рас, что виртуальность этого элемен­та уже не имеет существенного значения. Разумеется, нация не исчезнет в физическом или абсолютном смыс­ле, но практически ослабнет до такой степени, что вырождение можно считать завершенным со всеми его при­знаками.

Если мне удастся доказать эту теорему, значит, я вскрыл суть вырождения и объяснил смысл этого слова. Показывая постепенное изменение сущности нации, я в какой-то мере размываю ответственность за упадок: она уже лежит не на сыновьях, а на племянниках, затем на кузенах, затем на более дальних родственниках, и когда окажется, что в момент своей гибели тот или иной народ несет в своих жилах очень малую часть крови отцов-ос­нователей, будет достаточно понятно, почему гибнут ци­вилизации, переходя из рук в руки. Одновременно я зат­рагиваю еще более дерзкий предмет, нежели тот, что рас­сматривался в предыдущих главах, а именно: существуют ли между человеческими расами действительно серьезные различия «врожденного» характера и можно ли их опреде­лить качественно?

Чтобы не терять времени, начну с рассуждений, ка­сающихся первого пункта, а второй прояснится по мере их изложения.

Моя мысль станет более понятной, если я сравню на­цию, любую нацию, с человеческим организмом. Физи­ологи считают, что он постоянно обновляется во всех своих составных частях, что в нем происходит нескон­чаемая трансформация и что по прошествии определен­ного времени он содержит в себе малую толику того, что исходно составляло его основу: в старике почти ни­чего не остается от человека средних лет, в последнем мало остается от подростка, а в подростке — от ребен­ка; таким образом, материальная индивидуальность под­держивается только внутренними и внешними форма­ми, которые видоизменяются, уступая место другим, мало похожим на прежние. Единственная разница меж­ду человеческим организмом и нацией, на мой взгляд, заключается в том, что в последней формы уничтожа­ют друг друга и исчезают с невероятной быстротой. Возьмем народ, или, лучше сказать, племя, в тот мо­мент, когда оно, поддавшись инстинкту жизнестойкос­ти, придумывает себе законы и начинает играть какую-то роль в этом мире. При этом по мере роста его по­требностей и его сил оно вступает в неизбежный контакт с другими семействами, и ему удается присоединить их к себе силой или мирными средствами.

Не всем общинам доводится подняться до такого уров­ня, перейдя который племя в один прекрасный день ста­новится нацией. Если некоторые расы, даже не очень высоко стоящие на лестнице цивилизации, тем не менее перешагнули этот порог, нельзя считать это общим пра­вилом; напротив, мне кажется, человеческой общине трудно возвыситься над уровнем частичной организа­ции, и лишь особо одаренным группам удается переход в более сложное состояние. В доказательство напомню нынешнее состояние многих таких групп, разбросанных по всему миру. Крупные племена, особенно негры-пелас­ги Полинезии, самоеды и другие представители северно­го полушария, а также большая часть африканских не­гров так и не смогли выйти из состояния бессилия и жи­вут как бы наложенные друг на друга и полностью независимые от остального мира. Самые сильные истреб­ляют слабых, а те стараются как можно дальше «ото­двинуться» от сильных — этим ограничивается вся по­литика таких эмбрионов общества, которые с момента появления человека на земле пребывают в столь удру­чающем состоянии, так и не найдя ничего лучшего за свою долгую историю. Мне могут возразить, что эти не­счастные составляют меньшую часть населения земли; это правда, но не стоит забывать других, им подобных, которые когда-то существовали и исчезли. Число их не­измеримо и наверняка составляет подавляющее большин­ство чистых рас среди желтых и черных народов.

Если же допустить, что для очень большого числа людей оказался невозможен первый шаг к цивилизации, если учесть, что такие народности рассеяны по всей зем­ле, во всех географических и климатических зонах -на землях, покрытых льдом и снегом, в умеренных и жарких районах, на берегу морей, озер и рек, в глуши лесов, на зеленых равнинах или в пустынях, — придет­ся сделать вывод, что какая-то часть человечества из­начально лишена способности к самоцивилизации даже в самой малой мере, поскольку неспособна подавить в себе естественное отвращение, которое человек, точно так же, как и животные, испытывает к «скрещиванию».

Однако оставим в покое эти несоциабельные пле­мена и продолжим подниматься по лестнице истории с теми, которые понимают, что если они хотят уве­личить свою жизненную силу и благосостояние, тогда абсолютно необходимо либо военными, либо мир­ными средствами, вовлечь соседей в свою сферу оби­тания. Конечно, самый простой способ — война. Итак, начинается война, но когда она закончится, когда раз­рушительные страсти утихнут, останутся пленники, они становятся рабами, рабы работают, и вот появ­ляются классы, развивается промышленность, и пле­мя переходит в категорию народности. Это уже бо­лее высокий уровень, но не все общности, достигшие его, поднимаются выше -- многие ограничиваются этим и закосневают на этой ступени.

Однако другие, более предприимчивые и энергичные, смотрят дальше и идут дальше простого мародерства: они захватывают большую территорию и делают своей собственностью не только жителей, но и их земли. С это­го момента формируется настоящая нация. Часто в те­чение какого-то времени обе расы — победители и по­бежденные — продолжают жить бок о бок, не смешива­ясь, однако по мере того, как они становятся все более нужны друг другу, как устанавливается общность тру­дов и интересов, как обиды забываются, а побежденные естественным образом начинают подниматься к уровню победителей, последние находят множество причин снис­ходительно относиться к этой тенденции и даже поощ­рять ее: вот тогда и происходит смешение крови, и пред­ставители двух рас уже перестают принадлежать к раз­личным племенам, все больше соединяясь в одно целое.

При всем этом инстинкт изоляции настолько укоре­нен в человеке, что даже на этом этапе скрещивания имеет место сопротивление дальнейшему процессу. Есть народы, чье смешанное происхождение достовер­но известно и которые, тем не менее, сохраняют клано­вый дух. Например, арабы, которые не только вышли из ветвей семитской группы — они одновременно принад­лежат к двум семействам — Сима и Хама, — не говоря уже о бесчисленных родственных переплетениях мест­ного масштаба. Несмотря на различные истоки, их при­верженность к племенной изоляции является одной из самых поразительных особенностей их национального характера и политической истории; их изгнание из Испа­нии можно объяснить не только их географической раз­дробленностью на этом полуострове, но и более глубо­кой раздробленностью — соперничеством семейств внутри маленьких монархий Валенсии, Толедо, Кордо­вы и Гренады [1]. Это замечание можно отнести к боль­шинству народов, прибавив, что там, где стерлись пле­менные различия, их место занимает инстинкт самоизо­ляции по национальному признаку, который настолько силен, что подавить его не в силах даже религиозная общность. Это имеет место у арабов и турков, у персов и евреев, у приверженцев парсизма и индусов, у сирий­ских несторианцев и курдов; этот инстинкт проявляет­ся и у европейских турков, следы его можно встретить в Венгрии, у мадьяр, саксов, валахов, хорватов, и я ут­верждаю, что в некоторых районах Франции, стране, где расы перемешаны более, чем где бы то ни было, су­ществуют деревни, жители которых и сегодня не хотят родниться с соседними селениями.

Я считаю себя вправе заключить, исходя из этих примеров, охватывающих все страны и эпохи, даже нашу страну и наше время, что человечество во всех своих ответвлениях испытывает тайную неприязнь к смешению, что у некоторых народов это чувство не­искоренимо, а у других мало выражено; что даже те, кто окончательно освободились от этого инстинкта, сохраняют в себе его следы — и вот эти последние народности могут ступить на тропу цивилизации.

Таким образом, род человеческий подчиняется двум законам — отторжению и притяжению, — кото­рые в разной мере воздействуют на все расы, причем первый закон соблюдают только те расы, которым никогда не дано подняться выше элементарного объе­динения на уровне племени, между тем как второй действует с такой силой, что соблюдающие его этни­ческие группы более способны к прогрессу.

Но здесь необходимо сделать уточнение. Я привел пример народа в эмбриональном или семейственном со­стоянии, я дал ему способности, чтобы он мог перейти в состояние нации, и вот он сделался нацией; история скрывает во тьме прошлого составные элементы исход­ной группы, и мне известно только то, что эти элемен­ты обеспечили его трансформацию, о которой я расска­зал; теперь перед ним две возможности, две судьбы, и обе они предопределены — он будет либо победителем, либо побежденным.

Я сделал его победителем, наделил его блестящей судь­бой: он властвует над соседями и одновременно цивилизует их; он не сеет смерть и разрушение там, где проходит; он уважает чужие памятники, институты, нравы, обычаи; из­меняет он лишь то, что ему кажется полезным изменить, что можно заменить чем-то более совершенным; в его ру­ках слабость превращается в силу, и действует он так, как сказано в Писании: «И возвысится он над людьми».

Не знаю, приходила ли читателю такая мысль, но в на­рисованной мною картине, которая может относиться к индусам, египтянам, персам, македонцам, мне кажутся главными два момента. Первый: некая нация, не облада­ющая ни силой, ни могуществом, неожиданно попадает под пяту завоевателя и оказывается перед лицом новой лучшей судьбы — так случилось с саксами Англии, ког­да их завоевали норманны. Второй: некий избранный и сильный народ, наделенный явной предрасположенностью к смешению с другой кровью, вступает в близкие отно­шения с расой, отсталость которой подтверждается не только ее поражением, но и отсутствием качеств, имею­щихся у победителей. И вот с того времени, когда совер­шилось завоевание и началось слияние, следует датиро­вать начало изменений в составе крови победителей. Если обновление на этом и закончится, то по прошествии опре­деленного периода, продолжительность которого зависит от первоначальной численности вступивших в соприкос­новение народов, сформируется новая раса, конечно, не такая могущественная, как лучший из ее предков, однако все еще сильная и обладающая особыми качествами, обус­ловленными смешением и неизвестными обеим исходным группам. Но обычно объединение не ограничивается уча­стием только двух рас.

Я представил себе могущественную империю, ока­зывающую влияние на соседей. Я предполагаю, что она предпримет новые завоевания, следовательно, всякий раз к общему кроветоку будет добавляться новая кровь. Отныне, по мере увеличения нации – за счет оружия или договоров, — все больше изменяется ее этнический характер. Она становится богатой, предприимчивой, ци­вилизованной; потребности и привычки других народов находят полное удовлетворение в ее столицах, больших городах и портах, и к ней стекаются тысячи и тысячи чужеземцев. Проходит немного времени, и на смену пер­воначальному различию по национальному признаку приходят кастовые различия.

Разумеется, в соответствии с моим планом, народ, о котором идет речь, выражает свои идеи изоляции офи­циальными религиозными установлениями, и нарушите­лей ждет суровое наказание. Итак, этот народ цивилизо­ванный, у него мягкие и снисходительные нравы даже в отношении веры, его оракулы красноречивы и убедитель­ны, но все равно появляются «внекастовые» особи, по­этому каждый день необходимо создавать новые разли­чия, придумывать новые классификации, множить соци­альные категории так, что невозможно уже разобраться в нагромождении всех подразделений, варьирующихся до бесконечности от провинции к провинции, от кантона к кантону, от деревни к деревне. Именно так происходило в странах Индии. Там, пожалуй, только брахманы про­являли стойкость в изоляционистских идеях, а сами на­роды, кстати, цивилизованные благодаря брахманам, не приняли или, по крайней мере, давно отвергли сковыва­ющие предписания. Во всех государствах, имеющих раз­витую интеллектуальную культуру, почти не обраща­ли внимания на те отчаянные попытки, которые были предприняты законодателями Арьяварты из желания при­мирить предписания закона Ману с упрямой логикой ре­альности. Касты, которые существовали, исчезли в тот момент, когда все люди, без различия в происхождении, усвоили науку пробиваться наверх и получать извест­ность благодаря полезным открытиям или талантам. Но одновременно с этого дня нация, бывшая когда-то побе­дительницей и активной цивилизующей силой, стала ис­чезать: ее кровь смешалась со всеми стекающимися к ней ручейками.

Кроме того, часто случается, что численность домини­рующего народа начинает уменьшаться по сравнению с побежденными, а, с другой стороны, некоторые расы, слу­жащие фундаментом для населения обширных террито­рий, быстро размножаются — например кельты и славяне. Вот еще одна причина, почему быстро исчезают гос­подствующие расы. Другая заключается в том, что их высокая активность и большая роль в государственных делах чаще делают их представителей жертвами войн и мятежей. Таким образом, если, с одной стороны, они объе­диняют вокруг себя, благодаря своей цивилизаторской функции, другие элементы, чтобы поглотить их, то они становятся жертвами своей малочисленности и еще ты­сяч прочих разрушительных обстоятельств.

Очевидно, что исчезновение расы-победительницы в раз­ных регионах происходит разными темпами. Тем не менее этот процесс всюду идет до конца, и везде он завершается задолго до того, как исчезает цивилизация, рожденная этой расой; иными словами, народ может жить, существовать, функционировать, даже становиться сильнее уже после того, как исчезла движущая сила его жизни и славы. Возможно, здесь есть противоречие с тем, что сказано выше? Нисколь­ко, потому что если влияние цивилизующей крови ослаб­ляется, то остается энергия, когда-то вложенная в покорен­ные или присоединенные народы: так, институты, которые создал покойный цивилизатор, законы, которые он сфор­мулировал, модель нравов, которые он оставил, живут и после его смерти. Конечно, нравы, законы, институты ви­доизменяются, искажаются, теряют свою силу и актуаль­ность, но пока хоть что-то от них остается, здание стоит, в теле живет душа, труп еще двигается. Когда первоначаль­ный импульс делает последний вздох, все заканчивается, ничего не остается, цивилизация умирает.

Теперь, как мне кажется, я имею все необходимое, чтобы решить вопрос жизни и смерти наций, и заявляю, что ни один народ никогда бы не умер, если бы состоял из одних и тех же национальных элементов. Если бы империя Дария могла выставить в битве при Арбелле персов, истинных ариев, если бы римляне Нижней Им­перии имели сенат и милицию, составленные из этни­ческих элементов, похожих на те, что существовали во времена Фабиев, их владычество не закончилось бы, и сохрани персы и римляне целостность крови, они бы жили и царили еще долго. Мне могут возразить, что в конце концов и к ним бы пришли более сильные завое­ватели или они все равно бы рухнули под разными уда­рами, в результате продолжительного давления или про­сто от случайно проигранной битвы. Действительно, государства могут исчезать таким путем, но только не цивилизации, не социальный организм. Нашествия и по­ражения — это всего лишь досадные, но временные зат­руднения. Примеров тому предостаточно.

В современную эпоху китайцев завоевывали дважды, и они всегда вынуждали завоевателей ассимилировать­ся с ними, они внушали им уважение к своим нравам, они многое им дали и почти ничего от них не взяли. Первых захватчиков они прогнали, и придет время — так же по­ступят со вторыми.

Англичане — хозяева Индии, однако их нравствен­ное влияние на подданных равно почти нулю. Различ­ными путями они сами подвержены влиянию местной цивилизации и не могут внедрить свои идеи в умы масс, которые боятся их и покоряются им только физически, сохраняя свой образ жизни во всей целостности. Дело в том, что индусская раса осталась чужой той расе, которая там сегодня властвует, и ее цивилизация не поддается закону силы. Внешние формы, королевства, империи могут изменяться, но основа, на которой сто­ят такие сооружения, может меняться только вместе с ними, и пусть Хайдарабад, Лахор и Дели перестанут быть столицами — индусское общество этого даже не заметит. Придет день, когда, тем или иным образом, Индия начнет жить снова по своим законам, как она делает это и сейчас, только скрытно, и благодаря ны­нешней расе или метисам восстановит свою полити­ческую сущность.

Случайные завоевания не решают судьбу народа и его жизнь. Самое большее — они могут привести к тому, что на какое-то время народ перестает проявлять себя и те­ряет внешние атрибуты. Пока кровь народа и его инсти­туты еще сохраняют в достаточной степени следы изна­чальной расы, этот народ не умрет; пусть он, как китай­цы, имеет дело с завоевателями, которые превосходят его только в материальном плане, или, как индусы, ве­дет молчаливую и терпеливую борьбу против нации, пре­восходящей его во всех отношениях (англичане), его бу­дущее служит ему утешением — когда-нибудь он будет свободен. И, напротив, тот народ, который, как греки или римляне Нижней Империи, совершенно исчерпал свой этнический принцип, умрет в первый день своего пора­жения: он использовал время, данное ему свыше, т. к. полностью изменил свою расу, свою природу и, следователь­но, выродился.

Исходя из этих рассуждений, следует считать решенным вопрос о том, что было бы, если бы карфагеняне не потер­пели поражение от удачливого Рима, а стали бы хозяевами Италии. Поскольку они принадлежат к финикийской расе, уступающей в политических качествах легионерам Сци­пиона, иной исход битвы при Заме никак не отразился бы на их судьбе. Они могли восторжествовать на один день, а на следующий все равно проиграли бы; или другой вари­ант: в результате своей победы они могли бы влиться в итальянский элемент (этнос), как это и случилось после их поражения, но окончательный результат был бы тем же са­мым. Судьба цивилизаций не имеет ничего общего со слу­чайностью и не зависит от расклада карт; меч убивает толь­ко людей, и самые воинственные, самые опасные и удачли­вые нации, когда у них в сердце, в голове и в руках нет ничего, кроме бравады, стратегического искусства и воен­ного везения, нет иного высшего инстинкта, в лучшем слу­чае заканчивают тем, что учатся у побежденных, причем учатся плохо, как надо жить в мирной обстановке. В анна­лах кельтов, кочевых орд из Азии, есть много интересного и поучительного на сей счет.

Мы определили смысл слова «вырождение» и с его помощью рассмотрели вопрос жизнестойкости народов, теперь надо доказать то, что для ясности обсуждения я должен был заявить априори: есть существенные раз­личия между человеческими расами. Последствия это­го доказательства будут иметь огромное значение. Но прежде чем мы приступим к этому, следует выстроить всю совокупность фактов и рассуждений, способных выдержать столь большое здание. Решение первого воп­роса было лишь преддверием храма.

 

Примечания

 

1) Такое стремление арабских наций к этнической изоляции иног­да проявляется весьма странным образом; один путешественник рас­сказывает, что в Джидде, где нравы очень свободные, бедуинка, ко­торая может согласиться на все, что угодно, ради денег, будет чув­ствовать себя опозоренной, если сочетается законным браком с турком или европейцем, которым она обычно отдается с чувством презрения.

 

ГЛАВА V





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.