Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гибель цивилизаций и обществ происходит от общих причин




 

Крушение цивилизаций — самый поразительный и одновременно самый непонятный из всех исторических феноменов. Пугая воображение, эта трагедия таит в себе столько таинственного и грандиозного, что мыс­лители не перестают обращаться к нему, изучать его и заниматься его секретом. Нет никакого сомнения в том, что рождение и формирование народов дают любопыт­ную пищу для размышлений: развитие наций, их успе­хи, их победы и достижения не могут не поразить вооб­ражение; но как бы значимы ни казались эти факты, объяснение их не представляет труда — их полагают простым следствием интеллектуальных способностей человека; признав такие способности, уже не приходит­ся удивляться их результатам; уже своим существова­нием они объясняют великие события, истоком которых они являются. Таким образом, в этом плане ни затруд­нений, ни сомнений не предполагается. Но когда мы видим, как после определенного периода славы и могу­щества все нации заканчивают упадком и крахом — я повторяю, все, а не отдельные из них; когда мы видим разбросанные по всей земле красноречивые в своей страшной очевидности обломки цивилизаций, предше­ствующих нашей, и не только цивилизаций известных, но и многих других, названий которых мы не знаем, а также и тех, которые, покоясь ныне в виде окаменев­ших скелетов в глуши лесов, почти современников зем­ли, как выразился Гумбольдт, не оставили нам даже намека на память о себе; когда мы, возвращаясь к со­временным государствам, осознаем их невероятную мо­лодость и понимаем, что они появились только вчера и что некоторые из них уже одряхлели, вот тогда мы убеж­даемся, не без доли философского ужаса, насколько сло­ва пророков о неустойчивости вещей относятся не толь­ко к цивилизациям, но и к народам, не только к народам, но и государствам, не только к государствам, но и к отдельным личностям, и нам приходится констатиро­вать, что любая общность людей, пусть даже защищен­ная самыми совершенными общественными связями и отношениями, начинает разлагаться с первого дня сво­его образования и за всеми видимыми элементами жиз­ни несет в себе принцип неизбежной смерти.

Так в чем же заключается этот принцип? Так ли он однороден, как его результат, и все ли цивилизации уми­рают от одинаковых причин?

На первый взгляд напрашивается отрицательный ответ, поскольку множество империй — Ассирия, Египет, Греция, Рим — рухнули в результате стечения непохожих друг на друга обстоятельств. Тем не менее, снимая кожуру видимо­сти, мы обнаруживаем в этой неизбежности конца, которая неотвратимо висит над всеми нациями без исключения, на­личие, хотя и скрытое, общей причины, и исходя из этого очевидного принципа естественной смерти, независимо от случаев смерти насильственной, мы убеждаемся, что все ци­вилизации через какое-то время обнаруживают в себе глу­бинные потрясения, трудно определимые, но от этого не ме­нее реальные, которые во всех регионах и во все времена имеют аналогичный характер; наконец, замечая очевидную разницу между крушением государства и концом цивили­заций, наблюдая, как один и тот же культурный фактор то упорно сохраняется в какой-нибудь стране, находящейся под чужеземным владычеством, несмотря на самые катастро­фические события, то, напротив, исчезает или трансформи­руется перед лицом незначительных невзгод, мы все больше приходим к мысли о том, что принцип смерти, лежащий в основе всех наций, присущ не только им, но и всем осталь­ным.

Мои исследования, изложенные здесь, посвящены рас­смотрению этого важного факта.

Нам, живущим в данную эпоху, первым выпало узнать, что любая общность людей и связанная с ней интеллекту­альная культура обречены на гибель. В прежние времена этого не знали. В античную эпоху на Востоке религиозное создание, изумленное зрелищем великих политических ка­тастроф, относило их за счет небесной чумы, ниспосланной за грехи народа; считалось, что такое наказание должно при­вести к покаянию других грешников, еще не наказанных. Евреи, плохо понявшие смысл Библии, полагали, что их империя никогда не кончится. Рим, даже когда он начинал кло­ниться к упадку, не сомневался в своей вечности, о чем сви­детельствует Амедей Тьери в своей книге «Галлия под рим­ским владычеством». Нынешнее поколение не только уви­дело больше, но намного больше поняло: нет сомнений в смертности человека, потому что все люди, жившие до нас, умерли, точно так же мы твердо знаем, что сочтены и дни народов, хотя их существование длится дольше, так как среди нас нет тех, кто царил когда-то до нас. Поэтому для прояс­нения нашего вопроса не стоит прибегать к мудрости древ­них, которые могут нам предложить одно-единственное фун­даментальное замечание, а именно: наличие божественного перста, управляющего этим миром, причем это обстоятель­ство признается во всей полноте, которую ему приписывает католическая церковь. Бесспорно, что ни одна цивилизация не закатится без вмешательства Бога, и применять к смерт­ности всех без исключения цивилизаций священную аксио­му, которой древние богословы пользовались с целью объяс­нения крупных катастроф, рассматриваемых ими как изо­лированные факты, — это значит провозгласить истину высшего порядка, которая должна определять поиск земных истин. Признать, что все нации гибнут, потому что они ви­новны, — это значит провести параллель с поведением от­дельных людей и видеть в грехе зерна разрушения. Следуя этой логике, даже мало-мальски просвещенный человек бу­дет считать, что каждый народ ждет участь тех, кто его со­ставляет, что каждая нация виновна виной своих составных элементов, поэтому исчезнет так же, как исчезнут они; но повторяю: кроме этих двух безусловных истин древние не оставили ничего, что бы могло нам помочь.

Они ничего не говорят о том, как божественная воля приводит к гибели народов — напротив, они считают, что пути этой воли неисповедимы. Охваченные почти­тельным страхом при виде руин прошлого, они поспеш­но заявляют, что государства не развалились бы без воли Провидения. Я готов поверить, что в некоторых обстоя­тельствах могло случиться чудо, но там, где священные свидетельства не дают точного ответа — а это как раз большинство случаев, — можно на законных основани­ях считать мнение древних неполным, недостаточно под­крепленным и признать, что поскольку небесный гнев об­рушивается на нации постоянно, причем в силу какого-то решения, предшествующего появлению самого первого народа, такой приговор является предопределен­ным, закономерным и соответствует непреложному ко­дексу вселенной, а также остальным законам, которые неуклонно управляют как живой природой, так и неор­ганическим миром.

Возможно, у нас есть основания упрекать священную философию древних времен в том, что, в силу недоста­точности опыта и ограниченности, она объясняет тай­ну неопровержимой теологической истиной, которая сама представляет собой тайну, и не касается фактов, находящихся в области разума, но мы не можем поста­вить ей в упрек то, что она не поняла величия проблемы или стала искать решение на земном уровне. Лучше ска­зать, что она ограничилась постановкой вопроса, и не ее вина, что она не решила его, и даже не прояснила. Именно поэтому теологическая философия стоит выше всех трудов школы национализма.

Лучшие умы Афин и Рима пришли к следующему вы­воду, который не опровергнут до сих пор: государства, на­роды, цивилизации гибнут только от роскоши, безделья, плохого управления, падения нравов, фанатизма. И эти фак­торы — либо в совокупности, либо по отдельности — были объявлены причиной краха того или иного общества, а ес­тественным выводом из этого постулата является следу­ющий: если нет в наличии ни одного из этих элементов, ни­какой иной разрушительной силы и быть не может. В ре­зультате приходится признать, что всякое общество умирает только насильственной смертью, будучи в этом отношении более счастливо, чем человек, и что если устра­нить упомянутые выше причины разрушения, то можно представить себе народ, столь же долговечный, как сам зем­ной шар. Рассуждая таким образом, древние и не подозре­вали о том, к чему это приведет; они видели в этом лишь способ утвердить моральную доктрину, что, как известно, служит единственной целью их исторической системы. В описании событий они настолько были озабочены доказа­тельством благости добродетели и пагубности порока и пре­ступности, что все, выходящее за рамки этого нравствен­ного контекста, их почти не интересовало и чаще всего не замечалось или игнорировалось. Этот метод был ложным, ограниченным и слишком часто противоречил намерениям своих создателей, т. к. клеймо добродетели или порока ста­вилось в зависимости от требований момента; но до определенной степени это можно объяснить благими намерени­ями, и если гений Плутарха и Тацита извлек из этой теории только романы и пасквили, то, смею утверждать, эти ро­маны великолепны, а пасквили благородны.

Мне хотелось бы проявить снисходительность к мыс­лителям восемнадцатого века, но у них есть свои мэтры, а это уже другое дело: первые были до фанатизма озабо­чены поддержанием социального порядка, вторыми же двигала жажда нового и стремление к разрушению; одни пытались извлечь добрые плоды из своих выдумок, дру­гие извлекали из них ужасные последствия, умея нахо­дить оружие против всех принципов правления, которым по очереди наклеивали ярлык тирании, фанатизма и па­дения нравов. Чтобы не дать обществу погибнуть, Воль­тер предлагал покончить с религией, законом, промыш­ленностью, торговлей под тем предлогом, что религия есть фанатизм, закон — это деспотизм, промышленность и торговля суть роскошь и разврат. Следовательно, на­личие стольких недостатков означает дурное правление.

Моя задача меньше всего состоит в том, чтобы всту­пить в полемику: я хотел лишь отметить, насколько раз­личные результаты дает мысль, общая для Фукидида и аббата Рейналя — у одного она сугубо консервативна, у второго цинично агрессивна и в обоих случаях ошибочна. Неправда, что всегда замешаны непременно те причины, которыми объясняют падение народов, и, охотно призна­вая, что в какой-то момент умирания народа они могут присутствовать, я отрицаю, что они достаточно сильны, что в них достаточно разрушительной энергии, чтобы без других факторов привести к столь пагубным катастрофам.

ГЛАВА II





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2300 - | 2053 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.