Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия, ёё предмет и место в культуре.




Ф. – совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законов развития природы, общества и чел. познания, о месте и возможностях чел. в мире. Ф. - общая теория мира и человека в нем. Ф. и мировоззрение связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет ф. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, ф. же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью ф., мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Ф. определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью ф. было осмысление места человека как центра вселенной. Ф. зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др.Греции. Ф. - любовь к мудрости. Ф. пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос ф. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому ф. разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Ф. стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Она изучает не мир в целом, а мир как целое. Ф. имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, гос-во. С др.стороны ф. влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции: она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира; методологическая, поисковая. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук; функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей; конструктивная, она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем; идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов; функция отражения или обобщения культуры. Ф. является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени; интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.Роль и место философии в культуре.Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории. Например, главным понятием религиозного мировоззрения выступает некое

сверхъестественное ценностное начало, морального - добро и зло, эстетического - красота, научного - истина. Самой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы - это чудесные истории разных народов о богах и героях. Важнейшие мировоззренческие вопросы - о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, добре и зле, о судьбе были унаследованы религией и ф.Религия ("благочестие") - форма мировоззрения, которая организует человеческое поведение в соответствии с некоторым высшим смыслом. В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер, то есть у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них (буддизм, христианство, ислам) становятся мировыми. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения помогали человеку ориентироваться в мире и объяснять происходящее.Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Ф. возникает практически одновременно на Востоке и на Западе, когда традиционные религиозно-мифологические представления становятся недостаточными удовлетворить мировоззренческие запросы людей. Ф. предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Ф. учила человека не принимать все на веру, призывала к самостоятельному размышлению (выводы и доказательства, интеллект). Религия же не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума. Ф., в отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается в свободе, в то время как религии необходим авторитет вероучения, церкви. Ф. невозможна без знания, религия же основывается, прежде всего, на интуиции. Положение, которое ф. занимает в истории интеллектуального развития человечества, определяется тем, что она является и мировоззрением, и исследованием. Ф. может быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место два противоположных подхода к пониманию соотношения ф. и науки. С точки зрения одного подхода, ф. рассматривается как исследование в только что складывающихся областях знания. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и др. наук от ф. В таком случае ф. не является наукой, она есть нечто предшествующее ей. С другой точки зрения, ф. выступает обобщением научных данных и определяется как наука о наиболее общих законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается в подчиненном положении у ф. Аргументы в пользу того, что ф. стоит над науками, исходят уже от Аристотеля и сводятся обычно к тому, что философия занимается более общими вещами, нежели конкретные науки. Ф. не дает нового знания, она дает возможность нового видения имеющегося знания. В этом смысле ф. по своему предмету не может пересекаться ни с одной из научных дисциплин. Ф. дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории.

 

№2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2315 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.