Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как проходил образовательный и научные процессы в Средневековых университетах?




 

Средневековые города были не только экономическими, но и культурными центрами.

С ХII в. наряду с элементарной и профессиональной школой в городах получает распространение новое образование – среднее и высшее. К этой школе, непосредственно связанной с городом, переходит от монастырей научная и интеллектуальная инициатива.

Городские школы привнесли в мир средневековых представлений новое– схоластический – рационалистический (т. е. логический) метод мышления, противопоставлявший ментальное оснащение ссылке на авторитет принцип ее логического обоснования. Изменялось отношение к книгам – из сокровища в монастырской культуре они превращаются в городской школе в источник познания, добываемого посредством критического анализа.

Постепенно учителя, отделяясь от церковных и монастырских властей, стали создавать свои корпорации – университеты. Сам термин «университет» означал первоначально всякое объединение людей, связанных общими интересами и имеющими правовой статус. С конца ХIV в. его стали использовать применительно к академической корпорации.

Открытие университетов имело большое значение для культурного развития европейских стран. Римские папы первоначально с опаской отнеслись к новым учебным заведениям, но затем сочли за благо взять их под свое покровительство. Хартии, полученные от пап и королей, давали университетам юридическую и административную автономию, делали их независимыми от светских и духовных местных властей.

Наиболее древними университетами являются Парижский, делавший упор на богословие, и Болонский, прославившийся преподаванием права. Формировавшиеся одновременно, они вместе с тем существенно отличались по своему внутреннему устройству, олицетворяя два основных типа университетов Средневековья. Университет в Болонье (и в Падуе) представлял собой студенческую организацию, возникшую для защиты интересов приезжавших в город студентов-правоведов. Объединения студентов – гильдии – осуществляли руководство университетской жизнью.

Но эта система не представляла собой демократической организации, так как власть находилась в руках немногочисленных должностных лиц – ректоров и канцелярии.

Парижский университет, напротив, сложился как организация преподавателей. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в университетских собраниях.

По парижскому типу строились северные университеты. Оксфорд перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возник не в епископальном городе и, соответственно, его подчинение епископальным властям было более слабым, чем во французских университетах.

Далеко не все студенты, поступившие в университет, были в силах одолеть полный курс наук. Среди студентов были и такие, кто годами кочевал по университетам разных стран и городов, чтобы услышать лекции знаменитых профессоров. Таких студентов называли вагантами – «бродячими» студентами.

Во всех университетах существовали «младшие» и «старшие» факультеты, т. е. особые отделения, на каждом из которых обучали разным наукам. Студенты слушали лекции или участвовали в диспутах. Лекция (в переводе с латинского – «чтение») начиналась с зачитывания преподавателем важных мест из сочинений древних или средневековых ученых. Затем профессор комментировал и пояснял их. Диспутом называлось обсуждение спорных вопросов.

К ХIV в. в Европе появилось 60 университетов. Это дало мощный толчок развитию науки. Ученых в Средние века называли схоластами. Многие из них были преподавателями в университетах. Они учили рассуждать и строить доказательства.

История сохранила имена видных ученых того времени. Это философ и магистр Петр Абеляр, «отец» средневековой схоластики и мистики архиепископ Ансельм Кентеберийский, ученик Абеляра Арнольд Брешианский – пропагандист идеи равенства и бедной церкви раннего Средневековья, Джон Уиклиф, профессор Оксфордского университета, доктор богословия, предтеча реформационного европейского движения. Безусловно, это только небольшая часть тех, кто воплощал интеллектуальный облик средневековой эпохи.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.