совокупность последовательных звеньев, относящихся к разным отраслям, но связанных между собой по принципу полного вертикального комбината (минеральные удобрения — зерно и корма — мясо и молоко), производств, которые одновременно входят как секторы в территориальные ячейки пространственных систем (экономические и промышленные узлы, районы, регионы). Так называются компактные группировки городов, градообразующая база которых создана немногими профилирующими, взаимосвязано развивающимися отраслями хозяйства. Роль этих «дирижирующих» отраслей в функциональной структуре городов проявляется очень отчетливо. Все остальные виды деятельности подчинены ведущей отрасли и образуют с ней взаимосвязанное сочетание.Чаще всего подобные группировки возникают в районах добычи угля, нефти и газа, железных руд и руд цветных металлов, горно-химического сырья. Иногда профессиональные корпорации однотипных отраслевых центров не образуют компактной группы, распределяясь по обширной территории, по всей стране и крупному экономическому району.
Таким образом, город-лидер не только становится первенствующим по масштабам, характеру (высокая доля завершающих производств) и сложности сосредоточенного в нем промышленного производства, но и, обогащая свою функциональную структуру центральными функциями, превращается в региональный или субрегиональный центр. Появление учреждений науки, высшего образования, проектно-конструкторского дела, вначале в качестве звеньев, обслуживающих основные производства, учреждений культуры и искусства — театров, музеев, выставочных и концертных залов, творческих союзов деятелей разных отраслей культуры - делает среду такого центра действительно урбанизированной и даже высокоурбанизированной.
4) широко распространенная конгломеративность, маскирующая истинное число узкоотраслевых центров, создающая большие трудности упорядоченного развития; для одноотраслевых центров, наоборот, простота планировочной структуры, обусловленная наличием одной промышленной зоны;
5) выдвижение города-лидера, являющегося центром системы. Его командное положение объясняется и высоким производственным централитетом, и повышенной долей производств, дающих конечную продукцию, и развитостью сопутствующих отраслей, и развитием социальной сферы; последнее превращает город-лидер в ЦМ самого высокого в системе ранга.
Компактные территориально-отраслевые системы городов получили в России развитие в Кузбассе, Восточном Донбассе, Мосбассе (угледобыча), Поволжье и Западной Сибири (добыча нефти и газа), на Таймыре (добыча и переработка медно-никелевых руд), Кольском полуострове (добыча и обогащение медно-никелевых и железных руд, апатитов и нефелинов). Своеобразная группа городов сложилась на базе уникальных бальнеологических ресурсов в районе Кавказских Минеральных Вод.
Характерные признаки рассматриваемой системы:
1) подобие функциональных структур и сочетаний производств; участие в формировании градообразующей базы ограниченного числа профилирующих отраслей; наличие своего рода типовых комбинаций производств и видов деятельности;
2) соподчиненность городов - промышленных центров в рамках производственной иерархии; достаточно четко выраженный производственный централитет;
3) у большинства рассматриваемых систем сильно выраженный «промышленный флюс» в самом невыгодном для города виде из-за преобладания отраслей, оказывающих особо сильное негативное воздействие на окружающую среду; следствие «утяжеленности» промышленной структуры, в которой решающее значение принадлежит добыче полезных ископаемых, металлургии, химии, теплоэнергетике, производству строительных материалов;
22. Влияние региональных условий на системы городов Оно весьма значительно и устойчиво, несмотря на ряд нивелирующих процессов, стирающих региональные особенности и наделяющих города сходными стандартными чертами. Региональные особенности придают городам своеобразие, а это - ценность, возрастающая с течением времени. Города весьма отзывчивы на влияние особенностей региона, которое отражается на их облике и в наборе функций, в специфике проблем (повсеместные проблемы имеют региональную окраску, помимо них возникают проблемы, свойственные лишь городам данного региона). Регион отражается в зеркале своих городов
Во многих случаях решающее значение в формировании городов и их сетей имеет географическое положение региона, особенно, положение относительно ядра страны, ее базового района, соседское положение и положение относительно государственных границ. В первом приближении все крупные районы России можно разделить на центральные, окраинные и транзитные. Для центральных районов характерно формирование крупных многофункциональных центров с высокой долей высших ярусов функциональной структуры (наука и проектирование, культура, образование, банковско-финансовая деятельность, информационное обеспечение, прогрессивные отрасли промышленности). Распространен тип городов-научных центров и центров НИОКР. Наиболее развитые части сети городов трансформируются в систему, о чем свидетельствует образование крупных городских агломераций.
Для окраинных районов характерны города-узлы внешнеэкономических контактов, благодаря которым страна включается в мирохозяйственные связи. Близость к «выходам» страны за рубеж способствует развитию также типичных для таких районов ресурсных городов, во многом определяющих экономическое «лицо» района.
Транзитные районы обладают благоприятными возможностями для возникновения городов-центров обрабатывающей промышленности, подключающихся к потокам сырья, топлива, энергии, которые проходят через район.Вслед за географическим положением требует рассмотрения и оценки обеспеченность района ресурсами, особенно ресурсами общегосударственного значения, с чем связано формирование основных сырьевых и топливно-энергетических баз страны
Соотношение городского и сельского расселения - существенная часть характеристики расселения в регионах. Районы заметно различаются и по характеру взаимодействия городов и сельской местности.
Сейчас происходит трансформация сельского расселения под воздействием крупных городов. Удаленные от города местности испытывают отток населения, здесь сворачивается сеть населенных пунктов в результате отмирания наиболее мелких и наименее удобно расположенных. В ближайшем окружении города расселение стабилизируется, численность населения в ряде случаев даже возрастает, взаимопроникновение городского и сельского расселения усиливается.
Характер взаимодействия с сельской местностью, сформированность ТСХ и зрелость самого расселения определяют направления, интенсивность, масштабы и темпы саморазвития расселения. Саморазвитие расселения идет по нескольким направлениям, соотношение которых составляет одну из особенностей того или иного региона:
вызревание городов из сельских населенных пунктов;
корректировка системы центральных мест, стремление к более полной их иерархии;
формирование агломераций как системы саморегулирования крупных центров — ядер агломераций;
линейно-стремительные процессы, наращивание цепочек городов вдоль транспортных магистралей;
формирование надагломерационных урбанистических образований, в которых одновременно и сопряженно реализуются и центростремительные и линейно-стремительные процессы;
формирование сердцевины регионального расселения — регионального опорного каркаса.
23. Связь географии и градостроительства. Каждый город формируется под влиянием зональных, региональных, локальных условий: природных, социальных, экологических, национально-этнических и др. Их территориальную дифференциацию изучает география.
География иградостроительство давно и совершенно естественно тяготеют друг к другу. Градостроительство нуждается в географизации, а география находит в градостроительстве и районной планировке удобный полигон исследований, сферу внедрения полученных ею результатов. Участие географии в научном обеспечении нужд градостроительства многосторонне. Можно выделить несколько видов этого участия.
Так были открыты закономерности территориального распределения городов-центральных мест (центров обслуживания населения и хозяйства окружающих районов) и создана теория центральных мест немецким географом В.Кристаллером.
Разработки Г.А. Гольцем в области самоорганизации систем расселения, выявленная им важная константа самоорганизации — постоянство затрат времени на трудовые поездки в пригородных зонах — нашли применение в градостроительной практике, способствовали правильному пониманию градостроителями сущности процессов расселения, роста городов и городских агломераций.
В географии установлена закономерность смены крупного центра системой городских и сельских поселений (городской агломерацией), плотно окружающей город-центр, дополняющей его и активно с ним взаимодействующей. Выявлены особенности трансформации территориальной структуры хозяйства в окружении крупных центров.
Этим беглым перечнем, разумеется, не исчерпывается перечень направлении и результатов географических исследований, которые работают на градостроительство и уже признаны планировщиками. Е.Н. Перцик обстоятельно охарактеризовал использование в градостроительстве и районной планировке теории, концепции, идей, выдвинутых географией.
О том, что географы и градостроители имеют сходные точки зрения и проявляют внимание к тем или иным объектам изучения, свидетельствует, например, тот факт, что иногда происходило параллельное исследование интересующих их объектов.
Сферы контактов географии и градостроительства при решении проблем развития городов и их систем выгладят следующим образом.
Фундаментальные исследования, которые проводят географы,служат составляющей частью концептуальной основы важнейших градостроительных документов — генеральных схем расселения. Фундаментальные географические исследования позволяют определять и разрабатывать стратегию расселения, выраженную в принципах перспективного расселения. Принимая во внимание географические особенности разных стран, прежде всего таких крупных и разнообразных по условиям формирования городов, как Россия, градостроительную политику необходимо географизировать.
Конкретные географические исследования для градостроительства широко распространены. При этом речь идет не о готовых работах, которые используются градостроителями и планировщиками при создании схем расселения, проектов районной планировки, генеральных планов городов, а о специальных, выполненных географами по заданию градостроительных организаций. Участие географов в градостроительном проектировании. Это происходит не только тогда, когда географы являются сотрудниками градостроительных организаций, хотя именно в таких случаях методология и методика географии непосредственно внедряются в градостроительные работы. Географы привлекаются в авторские коллективы, разрабатывающие градостроительные документы.
Географический мониторинг развития расселения формально не организован, хотя потребность в такой работе очевидна. Однако центральные географические учреждения (Институт географии РАН, географические факультеты Московского и Санкт-Петербургского университетов), довольно многочисленные географические коллективы в ряде крупных центров России, прежде всего институтов географии в Иркутске и Владивостоке, а также университетов Воронежа, Перми, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Уфы, Тюмени, Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя, Владикавказа, Казани ведут, по сути дела, систематические наблюдения за процессами расселения, эволюцией его систем, формированием агломераций, развитием и ростом больших городов. Государственная экспертиза градостроительных проектов проводится при обязательном участии географов разных специальностей, в ряде случаев под их руководством. Географии, которая, по выражению М.В. Ломоносова, «всея вселенная обширность единому взгляду повергает», близка общенароднохозяйственная точка зрения, которой необходимо руководствоваться при проведении экспертизы.