Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологическое объяснение 3 страница






Их сотрудники следят за со­блюдением правил, предусмотренных законодательством, хо­тя многие другие правила связаны лишь с бюрократическими процедурами. В органах социального контроля имеется мно­гочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков нало­гов и чиновников правительственных органов управления.

Уголовное право -,это система'формального социального контроля, в которой существует несколько определенных эта­пов, превращающих индивидуума в девианта. Прежде всего он подвергается аресту. На следующем этапе девиант пред­стает перед судом по уголовным делам, который выносит при­говор, решающий его дальнейшую судьбу. Наконец, в зависи­мости от результата второго этапа,он может попасть в тюрь­му или подвергнуться другому виду наказания (на схеме 7-1 представлены этапы, которые проходит преступник в системе формального социального контроля).

Полиция

На первом этапе этого процесса обычно происходит встре­ча представителя полиции с человеком, подозреваемым в на­рушении закона. Полицейский может выследить автомобиль, петляющий по узким улицам, и заставить водителя остано­виться у края тротуара. Сотрудник полиции имеет право обы­скать подозреваемого, заставить его идти под конвоем или применить к нему другие меры пресечения противоправных действий. Подозреваемый, в свою очередь, может проявить участливое, нейтральное или воинственное отношение к представителю власти. На основе этого контакта представи­тель полиции принимает решение, влияющее на дальнейший ход событий, - он может отпустить подозреваемого, сделать ему предупреждение, привести в полицейский участок для проверки на содержание алкоголя в крови или возбудить про­тив него уголовное дело.

Общение с потенциальными преступниками оказывает влияние на личность полицейских (Школьник, 1966). На каждом шагу они сталкиваются с опасностью; они. обладают властью над рядовыми гражданами; вышестоящие начальни­ки оказывают на них давление и предъявляют к ним требова­ния. В результате всего этого у служащих полиции складыва­ется особое отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего, они придают важное значение так называемым сим­волическим уликам - имеются в виду неопрятная одежда по­дозреваемых или их враждебное отношение к полицейским;


эти факторы определяют их обращение с потенциальным преступником.

Давление, оказываемое на представителей полиции, также способствует формированию у них несколько иного представ­ления о справедливости, чем у сотрудников других правоох­ранительных органов. Они стремятся к наиболее полной сво­боде действий, не признают ограничений этой свободы. Про­курор, окончивший юридический колледж, с большей готов­ностью применяет общие для всех правила и, следовательно, проявляет большее уважение к правам преступников, кроме того, он стремится ограничить власть полиции. Судья, веро­ятно, придает более важное значение четкому соблюдению правил судопроизводства и стремлению к максимальной объ­ективности и компетентности.

Судебный процесс начинается с ареста. Но кто же подвергается аресту? На практике доказано, что возраст, раса, клас­совая принадлежность и пол правонарушителя влияют на ре­шение полиции об аресте. На схеме 7-2 показано, что среди арестованных подавляющее большинство составляют мужчи­ны, молодежь, негры.

На обращение с правонарушителями оказывают влияние также особенности ситуации. Например, в соответствии с за­конами некоторых крупных городов полиция имеет право подвергнуть человека карантину, если существуют подозре­ния, что он болен венерической болезнью. Это дает возмож­ность изолировать арестованных проституток до обследова­ния их специалистами по венерическим болезням. Однако в действительности лишь двое из каждых пяти арестованных проституток подвергаются карантину (Школьник, 1966), по­тому что полиция использует данный закон не как средство борьбы с венерическими заболеваниями, а как способ угрозы проституткам. Те из них, которые "сотрудничают" с пол­ицией (например, служат осведомителями), не подвергаются карантину. Таким образом-^ на практике не обязательно со­блюдается принцип равенства всех перед законом.

Тот факт, что в обращении с преступниками допускается неравенство, противоречит основной ценности американского общества - незыблемости буквы закона. Вполне очевидно,* что существует некоторое несоответствие между идеалом и дей­ствительностью. Оно объясняется тем, что полиция должна в первую очередь укреплять "закон и порядок". Граждане же придают главное значение искоренению преступности в об­ществе, а не тому, насколько строго полиция соблюдает зако­ны. Если полицейские в какой-то мере нарушают правила и незаконно задерживают закоренелого преступника, это вызывает скорее общественное одобрение, чем осуждение. Поэ­тому неудивительно, что полицейские в первую очередь стремятся к осуществлению карательных функций, а не к обеспе­чению свободы граждан.


Схема 7-2 Соотношение всего населения США с теми, кто был арестован в 1984 г., по полу, возрасту и расовой принадлежности.

 

 

 

 

Источник: 11.8. Вигеаи оГ 1пе Сепвиз, 1986

 

Суды

После ареста преступники переходят в руки судебной сис­темы. Зал суда в нашем представлении ассоциируется с на­пряженной, полной драматизма борьбой; каждая сторона от­стаивает свои доводы, и окончательный приговор выносится на основе их тщательного анализа. Однако в действительно­сти все обстоит иначе. Присяжные заседатели не имеют до­статочно времени на тщательное рассмотрение каждого дела, поэтому многие дела решаются вне суда или путем обсужде­ния, почти ничего общего не имеющего с судебным процес­сом, предусмотренным Конституцией. Один из студентов

юридического факультета сравнивал судебный процесс с кар­точной игрой "в дурака" (Карлин, 1975), в которой "подсуди­мый находится в положении дурака, набравшего карты всех выигрывающих и проигрывающих соперников" (с.348).

В США от 90 до 98 процентов уголовных дел не рассматри­ваются в судебном порядке (Фили, 1979). В результате иссле­дования 1640 дел, переданных в суд первой инстанции, было установлено, что ни одно из них не рассматривалось в судеб­ном процессе.

Самым распространенным способом ведения уголовных дел в судах низшей и высшей инстанций стала договорен­ность с подсудимыми, признающими свою вину. Суть такой договоренности заключается в том, что подсудимый готов признать свою вину, если ему будет предъявлено обвинение в менее тяжком преступлении и это повлечет за собой смягче­ние приговора. Такой способ ведения дела связан с меньшими материальными затратами, чем длительный судебный про­цесс. Один случай такой договоренности недавно получил широкую известность. Речь идет о деле Квентина Дэйли, ко­торый в прошлом считался звездой баскетбола университета Сан-Франциско; в дальнейшем он стал профессиональным игроком чикагской команды "Сшса^о Ви11з". Дэйли признал­ся в изнасиловании студентки медицинского училища при отягчающих вину обстоятельствах и получил условное осуж­дение; была достигнута договоренность, что взамен ему не будут предъявлены обвинения во множестве других совер­шенных им изнасилований.

Почему договоренность о признании вины получила широ­кую огласку, несмотря на то, что это, в какой-то мере, навер­ное, мешает строгому исполнению законов, предусмотренных уголовным правом? Фили (1979) утверждает, что такой спо­соб ведения уголовных дел выгоден для всех, участников су­дебного процесса. Подсудимый, признавший свою вину, из­бавлен от мучительной неопределенности длительного судеб­ного процесса; он экономит деньги, которые теряет в связи с необходимостью отлучаться с работы, кроме того, он не дол­жен платить комиссионные поручителям и гонорар адвокату; наконец, важную роль играет экономия времени. Что касает­ся адвокатов, то это освобождает их от неизбежных трудно­стей ведения уголовного процесса; кроме того, договорен­ность о признании вины дает им возможность на деле дока­зать, что они служат интересам подсудимых, поскольку им удается значительно смягчить приговор. Судьям также вы­годна договоренность о признании вины, так как это ускоряет весь ход судебного процесса; в противном случае они были бы


перегружены делами, и их безнадежно поглотила бы нудная и дорогостоящая судебная волокита.

Олсон (1975) высказал мнение, что договоренность о при­знании вины реализует своего рода индивидуальный подход к тем, кто по воле судьбы оказался на скамье подсудимых, и в некоторых случаях подобный судебный процесс становится более гуманным. "Мы должны помнить о том, - заявляет он, что наши законы, связанные с вынесением приговора (напри­мер, за мелкие кражи), являются жестокими, устаревшими и довольно бессмысленными. Наказания, определяемые на их основе, часто бывают слишком суровы" (с.25). Договорен­ность о признании вины дает судьям некоторую свободу дей­ствий, и они могут смягчить наказание, если посчитают, что оно не соответствует тяжести преступления.

Результаты исследования, проведенного Хэганом и Бернш-тейном (1979), свидетельствуют о том, что преступники из различных социальных слоев по-разному используют догово­ренность о признании вины. Анализ данных десяти федераль­ных окружных судов позволил установить, что выходцы из "высших слоев общества" (так называемые белые воротнич­ки или деятели торговли и представители технократии), об­виненные правительственными органами в таких преступле­ниях, как мошенничество или незаконные махинации в торг­овле, с большей готовностью используют договоренность о признании вины (они угрожают передать свои дела на рас­смотрение в обычном судебном порядке, если не будут смяг­чены предъявленные им обвинения и степень возможного на­казания), чем представители "низших слоев общества" (так называемые уличные преступники), обвиняемые местной полицией. Исследователи объясняют это тем, что представи­тели средних и высших слоев стараются извлечь максималь­ную выгоду из своего признания вины и отказываются ее при­знать, если у них нет уверенности в том, что это облегчит их дальнейшую судьбу. Однако закоренелые преступники уже привыкли к судебным процедурам, и их, вероятно, больше устраивают традиционные и более привычные методы веде­ния дел.

Тюрьмы

Обычным наказанием за совершенное преступление слу­жит тюремное заключение. Преступники, которые прибыва­ют в тюрьмы, лишены "свободы, товаров и услуг, половых сношений с лицами противоположного пола, самостоятельно­сти и защиты" (Олсон, 1975). Они становятся частью особой


социальной системы, в которой сформировались свойствен­ные ей статусы и роли. Один из исследователей тюремных со­циальных систем (Гарабедян, 1963) представил следующую классификацию основных типов заключенных:

1. "законопослушные?* - заключенные, участвующие в программах реабилитации и установившие вполне нормаль­ные отношения с сотрудниками тюрьмы;

2. "достойные парни" - не принимающие участие в про­граммах реабилитации и избегающие контактов со служащи­ми тюрьмы;

3. "политики" - принимающие активное участие в про­граммах реабилитации и устанавливающие широкие контак­ты с сотрудниками тюрьмы и другими заключенными;

4. "отверженные" - это те, которые полностью изолирова­ны от служащих тюрьмы и других заключенных, потому что они подрывают тюремную дисциплину;

5. "звонки" - заключенные, поведение которых непоследо­вательно, они обычно уклоняются от контактов как с сотруд­никами тюрьмы, так и с другими заключенными.

Кроме того, в тюремном мире складывается совершенно особая система норм: "Не доноси на другого", "Не будь бол­ваном" и т.п. Установлено, что готовность соответствовать этим нормам меняется в зависимости от того, сколько време­ни заключенный находится в тюрьме и когда закончится его срок. Большинство заключенных склонны к "девиации" в се­редине назначенного срока; другими словами, когда время, проведенное в тюрьме, примерно равно времени, оставшему­ся до окончания срока (Гарабедян, 1963).

Одним из самых страшных пороков тюремного мира явля­ется агрессивность одних заключенных против других. Ряд исследователей изучали причины такой агрессивности и ус­ловия, наиболее способствующие ее проявлению. На основе исследования, проведенного Эллисом, Грасмиком и Гильма-ном (1974), выявлены семь основных факторов, влияющих на эту тенденцию: возраст; наличие других заключенных, склонных к агрессивности; время, проведенное в тюрьме; ра­са; условия содержания в тюрьме; посещения извне; назна­ченный срок. Взаимосвязь между этими факторами имеет сложный характер, но, видимо, высокий уровень агрессивно­сти непосредственно обусловлен преобладанием: 1) молодых заключенных; 2) лиц, которым осталось отбыть в тюрьме год или несколько лет; 3) заключенных, к которым не приходят посетители. Среди названных факторов наиболее важную роль играет возраст. Почему молодые преступники более аг­рессивны, чем те, кто старше их по возрасту?

Согласно мнению Эллиса и его коллег (1974), молодые заключенные с большим уважением относятся к тем, кто умеет драться, в то время как более умудренные опытом считают вспыльчивого молодого зека "болваном", который готов "плевать против ветра" (с.31).

Джон Ирвин (1990) утверждал, что в последние десятиле­тия конфликты между заключенными в большей степени приняли расовый характер в связи с тем, что среди них воз­росло число негров, латиноамериканцев и представителей других национальных меньшинств. Члены расовых и этниче­ских групп объединяются, демонстрируя ненависть к другим группам и защищая от них своих друзей. Этот вид конфликта также связан с обособлением заключенных в определенных местах. По свидетельству Банкера (1977), такая картина на­блюдается в тюрьме Сан-Квентин: "Негры... собрались вдоль северной стены, где располагались камеры - это место прозва­ли "Найроби". В результате десятилетней расовой борьбы в тюрьме укоренился неписаный закон, запрещающий всту­пать на "чужую" территорию. Черные сосредоточились в од­ном ряду, а белые и чиканос* занимали другой ряд. Наконец был заполнен ряд, где сидели белые, в то время как среди не­гров, оставались свободные места. Но белые не занимали их, а образовывали новый ряд. Официальная расовая сегрегация была отменена 10 лет назад; согласно тюремным правилам, заключенным разрешалось занимать места в любом из трех рядов, однако никто не переходил "запретную черту" и никто не стремился нарушить неписаный закон. Расизм был массо­вым психозом, охватившим всех, и скрытая расовая война продолжалась. Поэтому в столовой один ряд занимали только черные, в следующих двух или трех рядах сидели только бе­лые и чиканос, следующий ряд снова заполняли только не­гры" (с.20).

Заключение

Для трех этапов, которые мы рассмотрели (полиция, суды и тюрьмы), характерна одна важная общая.черта: взаимодей­ствие между девиантом и представителями органа социаль­ного контроля играет решающую роль. Во время ареста со­трудники полиции вступают в контакт с подозреваемым. В суде существуют определённые взаимоотношения между об­виняемым и судьей, адвокатами, присяжными заседателями и другими участниками суда. Пребывание в тюрьме также связано с взаимодействием преступника с другими заключен­ными, конвоирами и др. Американцы мексиканского происхождения.

 

 

Другами словами, девиация всегда напоминает улицу с двусторонним движением, поэтому характер взаимоотнощ-шения между девиантом и сотрудниками органа социального контроля решает исход процесса.

ДЕВИАЦИЯ В БУДУЩЕМ

Нам всем известна поговорка "Правила существуют для того, чтобы их нарушать". Пока существуют правила, люди будут их нарушать. Но в течение последних десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ос­лаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное (приватное) поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в«цаль-иейшем..

В то же время жизнь, не стоит на месте, и в результате оче­редных "крестовых походов" создаются новые правила; в свя­зи с этим возникают новые виды девиации. В качестве приме­ра возьмем возрастающее беспокойство в обществе по поводу окружающей среды. Это может привести к появлению мно­жества новых законов и возникновению новых толкований девиации. В недалеком будущем будут применяться более су­ровые меры наказания за выбрасывание мусора, ненужные затраты энергии и загрязнение воздуха или воды.

Принятие новых законов способствует росту бюрократиче­ского аппарата. Создаются органы и конторы различных ти­пов, занятые составлением постановлений и их претворением в жизнь. Одновременно против бюрократии стали выступать сторонники реформ, которые ведут борьбу в защиту личной свободы граждан. Отдельные люди и группы (например, Аме­риканский союз борьбы за гражданские свободы) пытаются оказать сопротивление вторжению правительственных, бан­ковских и кредитных органов в личную жизнь граждан.

Поскольку процесс создания новых правил и новых спосо­бов их нарушения кажется бесконечным, можно смело пред­положить, что конца девиации не предвидится. Как это ни парадоксально, в то время как значение правил в обществен­ной жизни людей возрастает, наметилась тенденция их ос­лабления в других направлениях. Например, стандарты, ре­гулирующие поведение в личной жизни (в частности, сексу­альное предпочтение), которые были значительно строже 10 лет назад, в дальнейшем могут оказаться еще более ослаблен­ными. Эта тенденция проявилась особенно ярко в Сан-Франциско, который славится терпимым отношением к многочис­ленным девиантным группам. В течение многих лет в эти группы входили представители этнических меньшинств, про­ститутки, битники, хиппи и гомосексуалисты. Иногда между ними возникают конфликты. Но в целом Сан-Франциско ско­рее олицетворяет многообразие, а не девиацию. Это объясня­ется в первую очередь тем, что представители девиантных субкультур и господствующей культуры "договариваются" друг с другом, чтобы найти приемлемые решения стоящих пе­ред ними проблем.

Уважение и терпимость к другому образу жизни обуслов­лены необходимостью. Общество становится все более мно­гообразным, поэтому прежние методы контроля за нравст­венностью не соответствуют духу времени. По-видимому, су­ществует только один способ достижения гармонии в обще­стве, развитие которого отличается плюрализмом, - нам всем следует стать терпимее и добрее друг к другу.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Девиация с трудом поддаётся определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто пред­ставляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, хроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожида­ния. С учетом этих проблем, социологи, определяют девиа­цию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

1. Девиация включает три основных компонента:

а) человека, которому свойственно определенное поведение;

б) норму или ожидание, являющиеся критерием оценки
поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующие на дан­ное поведение.

3. Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелтона, согласно которой характер поведения людей
обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы
(отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасполо­жены к такому поведению. В соответствии с другой биологи­
ческой концепцией мужчины, обладающие дополнительными

девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией..

1. На основе психологического объяснения'до сих пор не удалось выявить ни одной черты, свойственной всем преступ­никам, и обычно психологические факторы рассматриваются в сочетании с другими. Социологическое объяснение сосредо­точено на анализе социальных и культурных факторов, явля­ющихся причиной девиации. Теория аномии, сформулиро­ванная Дюркгеймом, подчеркивает роль нормативной неоп­ределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. Другое объяснение придает основное значение со­циальной дезорганизации, когда культурные ценности, нор­мы и социальные связи разрушаются, ослабевают или проти­воречат друг другу. При этих условиях возникает конфликт между разными стандартами оценки поведения. Одновремен­но ослабевает контроль за их осуществлением, что в значи­тельной мере способствует развитию подростковой преступ­ности. Мертон считает, что девиация происходит в результате разрыва между целями культуры и социально одобряемыми средствами их осуществления. Когда люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь с помощью социально одобряе­мых средств, они прибегают к незаконным средствам.

2. Культурологическое объяснение девиации сосредоточе­но на анализе культурных ценностей в той же мере, как и ре­альных возможностей возникновения девиации. Селлин и Миллер считают, что девиация возникает тогда, когда чело­век усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей. Сатерленд предложил теорию дифференцированной ассоциации, согласно которой правонарушения возникают в результате "сильного влияния ценностей, содействующих нарушению закона".

3. Теория стигматизации или наклеивания ярлыков объяс­няет девиантное поведение тем, что влиятельные группы об­ладают возможностью наклеивать ярлыки "девиантов" на представителей менее влиятельных групп. Первичная девиа­ция наблюдается тогда, когда индивид лишь время от време­ни нарушает правило, но окружающие смотрят на это скзозь пальцы, а он сам вовсе не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека наклеивают ярлык, ставят клеймо девианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам на­чинает считать себя девиантом.

4. Радикальная криминология придает основное значение сущности самой законодательной системы. Сторонники дан­ной концепций считают девиантов бунтовщиками, выступа­ющими против капиталистического общества, которое стре­мится изолировать некоторых своих членов, якобы нуждающихся в контроле.

Эта теория является примером современ­ной тенденции акцентировать внимание на природе общества и попытаться выяснить, почему оно заинтересовано в созда­нии девиации и "клеймении" девиантов.

1. Мертон классифицирует девиактмыё поступки, опираясь на анализ факторов, способствующих принятию или отрица­нию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Согласно этой клас­сификации, конформизм предполагает согласие с целями об­щества и применением законных способов их достижения; инновация подразумевает признание целей, но отрицание со­циально одобряемых средств их достижения; ритуализм свя­зан с отрицанием целей и признанием средств; ретреатизм или бегство от действительности имеет место тогда, когда че­ловек одновременно отвергает и социально одобряемые цели и средства их достижения; бунт предполагает отрицание це­лей и средств, но в з.амен предлагает новые цели и новые средства.

2. Девиация представляет собой процесс развития,в ходе которого можно выделить несколько стадий: а) формирование норм; б) сущность норм; в) совершение девиантного поступ­ка; г) признание поступка девиантным; д) признание челове­ка девиантом; е) стигматизация; ж) следствия стигматиза­ции; з) коллективные формы девиантного поведения.

1. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному пове­дению, наказать девиантов или "вернуть их в строй". Методы социального контроля включают изоляцию (или полное от­странение девианта от других людей); обособление (или огра­ничение контактов девианта с другими); реабилитацию (или подготовку девианта к возвращению к нормальной жизни). Можно выделить четыре типа неформального социального контроля: социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценку норм. Формальный контроль осуществляется ор­ганизациями, призванными регулировать соблюдение правил и укреплять конформизм.

2. Среди формальных организаций, контролирующих де­виацию, основную роль играют полиция, суды и тюрьмы. На вероятность ареста подозреваемого влияют такие факторы, как его возраст, расовая и классовая принадлежность, а так­же состав преступления. Самым распространенным способом ведения уголовных дел стала договоренность о признании ви­ны; суть его заключается в том, что подсудимый признает се­бя виновным и добивается смягчения приговора; он избавля­ется от мучительной волокиты длительного судебного процес­са. Заключенные становятся частью особой социальной системы, в которой формируются собственные статусы и роли.

 

На каждом этапе этого процесса исход дела определяется харак­тером взаимодействия между девиантом, и представителем органа контроля.

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)

Эмиль Дюркгейм был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином- Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма инте­ресовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области зна­ний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присво­ено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сор­бонне.

Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возмож­ность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию кол­лективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следо­вать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в ре­зультате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах.

Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исс­ледования проблемы самоубийства.- Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол. и даже время года. Что еще более важно, он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропор­ционально социальной интеграции. Другими словами, самоубийство пред­ставляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характер­но для представителей определенных групп и поэтому становится социальным" явлением или, как выражался Дюркгейм, "социальным фактом". Такие явления наблюдаются в течение длительного времени и существуют незави­симо от индивидуальных особенностей людей, поэтому, их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.

Концепция Дюркгейма, также как взгляды Конта и Спенсера представля­ет собой функционалистский подход к исследованию социальных явлений. "Чтобы объяснить социальный факт, - писал Дюркгейм, - мы должны выя­вить его функцию в создании социального порядка". Поэтому, когда боль­шинство криминологоз считали, что преступление обусловлено индивиду­альной патологией, Дюркгейм рассматривал его как общественное явление, которое даже исполняет некоторые позитивные социальные функции. Ни од­но общество не может обеспечить всеобщее соблюдение норм, и девиация не­обходима, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.

Как и многих ученых в области общественных наук, Дюркгейма глубоко волновали нравственные проблемы его времени. Однако он считал, что фор­мирование и функционирование социальных институтов следует изучать в высшей степени объективно; лишь после тщательного научного исследования социолог вправе вмешиваться в дела общества. Научный подход Дюркгейма оказал значительное влияние на развитие научной мысли.

 

Глава 8

ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ЖИЗНЬ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Несколько лет назад мы с женой недолго отдыхали летом в южной и западной Ирландии. Наряду с другими местами мы посетили старинный сельскохозяйственный район Каунти Клэр. Путешествуя по этому району, мы побывали во многих небольших сельских поселках. В каждом видели примеры крестьянской бедности, напоминавшие о прошлом. Нищен­ские жилища, примитивная сельскохозяйственная техника. Ничего яркого или богатого. В большинстве этих поселков но­вейшими сооружениями были лишь бензоколонки.

Во время путешествия "мы заметили, как группы мужчин собирались на обочинах дорог или в тавернах за кружкой пи­ва. Нам редко попадались женщины, лишь несколько покупа­тельниц, выходивших из бакалейной лавки или направляв­шихся к ней. В этом отражалось традиционное разобщение мужчин и женщин, характерное для сельской Ирландии.

Вокруг деревень, особенно прибрежных, много новых рос­кошных вилл. Позднее мы узнали, что многие из них - дачи французских и немецких коммерсантов. В западной Ирлан­дии их привлекли красота местного пейзажа и низкая сто­имость земли. Владельцы вилл проводили здесь свой летний отдых или сдавали другим иностранцам..





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2050 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.