Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологическое объяснение 1 страница




Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социаль­ные и культурные факторы, на основе которых людей счита­ют девиантами.


Теория аномии

Впервые социологическое объяснение девиации было пред­ложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (букваль­но "разрегулированность"). Объясняя это явление, он под­черкивал, что социальные правила играют важную роль в ре­гуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (т.е. их удовольствия и разочарова­ния) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризи­сов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, вопло­щенным в социальные нормах. В результате люди испытыва­ют состояние запутанности и дезориентации. Чтобы проде­монстрировать воздействие аномии на поведение людей,. Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономиче­ских спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданный упа­док и процветание связаны с "нарушениями коллективного порядка". Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует девиантному поведению (Дюркгейм, 1897).

Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причи­ной девиантного поведения, и в наши дни считается обще­признанной. Термин "социальная дезорганизация" обозна­чает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или про­тиворечат друг другу. Это может быть, например, результа­том смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, проявляющих верность раз­личным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения. Это может наблюдаться при высоком уров­не миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей. В своем классическом исследовании Шоу и Маккэй (1942) установили, что официальный уровень правонаруше­ний среди подростков особенно высок в городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюда­ется высокая степень текучести населения. Для жизни таких


районов характерен не только конфликт между культурными ценностями (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлять (Коэн, Шорт, 1961). Противоре­чивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выра­жение в понятии "социальных обручей", введенном Трэви-сом Хирши (1969). Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в пра­вильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности (на­пример, во внешкольных занятиях) и чем глубже их привя­занность к родителям, школе и сверстникам, тем меньше ве­роятность, что они совершат девиантные поступки. Исследо­вание 1300 юношей с белым цветом кожи (в возрасте от 12 до 18 лет) в некоторой степени подтвердило точку зрения Хир-ши.Например, среди подростков, которые стремились "быть полностью похожими на своих отцов" (измерение степени привязанности к родителям), 64 процента имеют низкий уро­вень правонарушений; среди тех, кто не проявили желания быть похожими на отцов, этот показатель составил 41 про­цент. Однако этот вывод не подтвердило исследование, прове­денное Хинделангом (1973), который обнаружил, что слиш­ком глубокая привязанность к сверстникам способствует пра­вонарушениям. Это означает, что группы сверстников дейст­вительно регулируют поведение своих членов, но они же мо­гут поощрять преступное поведение.

Теория аномии Мертона

Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в кон­цепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоре­чивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые или институционализирован­ные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму.


Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в аме­риканском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограничен­ное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэ­кету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками. Мы вернемся к обсуждению взглядов Мертона на последствия аномии в следующих разделах.

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Исследование преступности путем изучения жертв преступлений

Наверное, каждому из нас известно, что уровень преступности нынче по­высился. Но каков этот уровень преступности в современной Америке? Как ни странно, никто не может точно ответить на этот вопрос. Статистические данные, которыми располагает полиция, являются главным источником ин­формации о преступности. Но о чем в действительности свидетельствуют эти данные? Когда полицейское управление сообщает о росте преступности, граждане, проживающие в данной местности, часто испытывают страх и тре­вогу. Такие сообщения могут не отражать реального положения с преступно­стью. Возможно, в них находит отражение тот факт, что задержано больше преступников, или это свидетельствует о том, что улучшилась информация о преступлениях.

В настоящее время.мы не располагаем достоверными сведениями о кри­минальной активности. Статистические данные, имеющиеся в распоряже­нии полиции, основаны на "сообщениях" о преступлениях и арестах, но эти показатели не надежны. К тому же о многих преступлениях нигде не сообща­ется - например, жертвы изнасилований часто избегают обращаться в пол­ицию.

Статистика не отражает нераскрытые преступления, например, подкуп таможенных чиновников. Она также не учитывает, что полиция ссылается на действия других учреждений, например, больниц и организаций системы социального обеспечения. И поскольку многие преступления никогда не рас­крываются, по количеству арестов нельзя судить об общем уровне преступно­сти. Данные об убийствах и жестоких изнасилованиях обычно не предаются огласке при задержании подозреваемых. Однако что касается многих других видов преступлений, арест далеко не всегда влечет за собой осуждение. На­пример, в случае задержания подозреваемых "раскрывается" лишь четверть всех ограблений и угонов автомобилей. По-видимому, официальные данные не учитывают множество нераскрытых, засекреченных и незарегистрирован­ных преступлений.

Принимая во внимание эти проблемы, президентская комиссия по охране правопорядка и управлению выбрала другой подход. Было решено сосредото­чить внимание на опросе жертв преступлений. В 1966 г. уполномоченный

8—635

этой комиссии поручил Центру исследования общественного мнения при Чи­кагском университете провести обследование 10 000 семей и выяснить, были ли они когда-либо жертвами преступлений. Комиссия провела также весьма интенсивное изучение криминогенных зон во многих городах.

Результаты оказались потрясающими. Было установлено, что пострадав­ших от преступлений оказалось вдвое больше, чем сообщало ФБР. В дейст­вительности произошло в 3,5 раза больше изнасилований и в три раза больше ограблений. В некоторых криминогенных районах выявили в 3-10 раз боль­ше преступлений, по сравнению с данными, представленными полицией. Исследование также установило, что в криминогенных районах ежегодно со­вершается от 10 000 до 24 000 преступлений на 100 000 жителей. Это означа­ет, что даже при самом заниженном подсчете каждый десятый человек еже­годно становится жертвой преступления - эта цифра на 400 процентов пре­вышает данные, представленные полицией.

. Хотя эти данные полны драматизма, они, по-видимому, тоже занижены. Результаты исследования не учитывают преступления, совершенные против торговых фирм и организаций. Возможно, занижено число преступлений против детей. А человеческая память слишком ненадежна. Люди могут за­быть даже о серьезных преступлениях, которые произошли давно; тем более они не помнят о незначительных проступках. В связи с этим возникают но­вые проблемы, но постепенно они решаются. Изучение жертв преступлений полезно и в теоретическом, и в практическом отношении. С теоретической точки зрения усовершенствование методов исследования означает включение в анализ как социологических (доход, образование и расовая принадлеж­ность), так и психологических факторов (страх перед преступникам.и и отно­шение к правоохранительным органам) для выявления характерных черт жертвы преступления. Возможно, это поможет выяснить, почему одни люди становятся жертвами преступлений чаще других.

С практической точки зрения это исследование должно дать нам более точные сведения об уровнях преступности - такая информация играет важ­ную роль в планировании деятельности полиции и формировании обще­ственной политики в отношении борьбы с преступностью. Когда сообщается о росте преступности, рядовой гражданин обычно приходит к заключению, что полиция не справляется со своей работой. Но на самом деле чаще бывает нао­борот. Низкий уровнь преступности может свидетельствовать о том, что пол­иция смотрит сквозь пальцы на деятельность многих преступных элементов. Изучение жертв преступлений могло бы представить общественности более правдивую картину усилий полиции. Более того, вторичный анализ стати­стических данных мог бы служить в качестве своего рода контроля. В настоя­щее время правоохранительные органы обладают монополией на сведения о преступности, а это означает, что они могут подтасовывать статистичссхие данные в своих интересах. Если общественность получит доступ к другим исг точникам информации, вероятность такой фальсификации уменьшится.

Культурологические объяснения

Концепции социальной дезорганизации рассматривают со­циальные силы, которые "толкают" человека на путь девиа­ции. Так называемые культурные теории девиации по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе Культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, "побуждающих" людей к девиантному поведению.

 

Селлин (1938) подчеркивал, что девиация возникает в ре­зультате конфликтов между нормами культуры. Он занимал­ся изучением поведения отдельных групп, нормы которых от­личаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция скорее ассоциируется с кара­тельной или продажной организацией, чем со службой по ох­ране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом,.становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Миллер (1958) углубил идею Селлияа о взаимосвязи меж­ду культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя об­щества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители сред­них слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

Селлин и Миллер считают, что девиация имеет место, ког­да индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы ко­торой противоречат нормам доминирующи культуры. Но по­чему лишь некоторые люди усваивают ценности "девиант-ной" субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Эдвин Сатерленд (1939) пытался объяснить это на основе понятий дифференцированной ассоциации. Ок утверждал, что пре­ступности (форма девиации, которая интересовала его в пер­вую очередь) обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

Теория Сатерленда значительно точнее и глубже, чем под­сказанная здравым смыслом уверенность в том, что девиация - это результат того, что человек связался с плохой компа­нией. Криминальная девиация является результатом преиму­щественного общения с носителями преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы, сочетания кото­рых способствуют криминальному поведению. Он подчерк­нул, что важную роль в этом играют не контакты с безличны­ми организациями или институтами (например, с законода-

тельными органами или церковью), а повседневное общение -в школе, дома или на месте постоянных "уличных тусовок". Юноши из городского гетто, которые общаются с представи­телями уличных банд, торговцами наркотиками и проститутками более часто, чем со своими законопослушными родителями и молодыми людьми, стремящимися получить хорошее образование, в большей мере склонны одобрять преступное I поведение. Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Клауорд и Оулин (Клауорд, 1959; Клауорд, Оулин, 1960) так же, как Сатерленд, считают, что причины правонарушения не только в социальной дезорганизации и крушении иде­алов. Они указывают на благоприятные возможности, кото­рые открывает девиантное поведение, особенно если оно су­лит реальные блага. В некоторых сферах деятельности юно­ши усваивают ролевые модели преуспевающих девиантов, речь идет о людях, участвующих в организованной или про­фессиональной преступности; они завоевали влияние, пре­стиж и высокое положение в обществе. Часто такие люди занимаются организованной торговлей наркотиками и другими видами преступной деятельности, вовлекая в нее молодежь. Возможности процветания соблазняют людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам достижения успеха.

Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения)

Теории, рассмотренные до сих пор, основаны главным об­разом на анализе личностных особенностей девианта, а также социальных и культурных факторов, способствующих девиа­ции. Однако за последние 20 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые основное внимание об­ращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиа­ции, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык "девианта".

Говард Беккер предложил концепцию, противоположную обсуждавшимся выше. В своей книге "Аутсайдеры" (1963) он отверг многие психологические и социологические объясне­ния девиации, потому что они основаны на "медицинской мо­дели", согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле "больным'*.

 

Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способно­стью влиятельных групп общества (имеются в виду законода­тели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. "Социальные группы создают девиа­цию, - писал он, - поскольку они следуют правилам, наруше­ние которых считается девиацией; кроме того, они навязыва­ют эти правила определенным людям, которым "наклеивают­ся ярлыки" аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не ка­чество поступка, который совершает человек, а скорее след­ствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя" (с.9).

Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стиг­матизации (наклеивания ярлыков), т.к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо "девиантов" членам менее влиятельных групп. С че­ловеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительно­сти), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Именно так поступали с неграми в Аме­рике. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Ко­роче говоря, Беккер высказал мысль, что "суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оценивают другие люди" (с. 14).

Большинство людей нарушают некоторые социальные пра­вила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной. Администратор делает приписки к счету, кто-то пытается за­ниматься гомосексуализмом. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий пра­вила, скорее всего, не считает себя девиантом. Лемерт (1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произойдет, если друг, член семьи, коллега или служащий правоохранительных, органов узнают о таких поступках и расскажут другим? Чаете это приводит к тому, что называет­ся вторичной девиацией: на человека ставят клеймо девиан­та; окружающие начинают обращаться с ним как с девиан­том, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

Кем же являются те, кто может заставить других подчи­няться своим правилам? Беккер утверждает, что это зависит от распределения политической и экономической власти. На­пример, психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми людей считают психически неполноценными.

 

Беккер также подчеркивает роль так называемых "борцов за нравственность", организующих "крестовые походы", если они побеждают, создается новая система правил и появляются новые девианты). Восемнадцатая поправка к Конституции США, на основе которой был принят закон о запрете продажи спиртных напитков, возникла в результате такого "крепово­го похода" (Беккер, 1963).

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отно­шение к людям, как девиантам.

Эта теория подвергается критике. Гоув и другие исследова­тели считают, что ее сторонники "стоят на стороне обездо­ленных", которые оказались на дне общества и не могут ока­зать сопротивление тем, кто навешивает на них ярлыки деви­антов. Сравнительно недавно Пивен (1981) отметила, что сторонники этой концепции в какой-то мере преувеличивают пассивность девиантов и их неспособность бороться с правя­щими классами. Она утверждает, что в действительности из­вестно много людей, оказывающих сопротивление, иногда ус­пешное, попыткам властей унизить их и поставить на колени. Она приводит пример борьбы негров юга Америки, которые отвергают нормы, навязываемые им окружающим обще­ством, и организуют бойкоты, сидячие забастовки и марши протеста. Согласно точке зрения Пивен, девиация подразуме­вает конфликт в большей мере, чем предполагают сторонни­ки теории наклеивания ярлыков.

Конфликтологический подход

Еще более ярко выраженный политический подход к деви­ации выбран группой социологов, которые называют себя "радикальными криминологами". Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов; утверждают, что такие концепции характеризуют общество как абсолютно единое целое. Согласно их точке зре­ния, создание законов и подчинение им является частью кон­фликта, происходящего в обществе между различными груп­пами. Чтобы пояснить суть этой концепции, Остин Турк (1969) привел следующий довод: когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники полиции с большей готовностью применяют зако­ны, соответствующие их собственной субкультуре (скажем, запрещающие гомосексуализм), чем те, которые противоре­чат ей (например, защищающие гражданские права). Кроме того, полиция в первую очередь применяет законы, направ­ленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

Квинни (1977) рассматривает данную проблему с маркси­стской точки зрения. Он утверждает, что законы и.деятель­ность правоохранительных органов - это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) ис­пользуют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев, заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев (Чемблисс, 1964). Далее Квинни подчеркивает, что даже за­коны, якобы противоречащие интересам правящих тклассов (например, принятое в 30-е и 40-е г. XX в. законодательство, поддержавшее требование профсоюзов), в действительности служат этим интересам. Ведь если бы такое законодательство не было принято, мог произойти революционный взрыв, что привело бы к коренным изменениям социального строя. -

Таким образом, "радикальная криминология" не интере­суется, почему люди нарушают законы, а занимается анали­зом сущности самой законодательной системы. Более того, сторонники этой теории рассматривают "девиантов" не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится "изолировать и поместить в психиатрические боль­ницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множест­во своих членов, якобы нуждающихся в контроле" (Тэйлор и др., 1973.С.269).

Мы убедились в том, что существуют глубокие различия между различными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. (См. табл. 7-2). Но для всех этих теорий характерна общая тенденция, кото­рую мы рассмотрим подробнее в 10-й и 18-й главах. В послед­нее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, "толкающим" людей к деви-антному поведению. Новейшие теории, особенно "новая кри­минология", делают акцент на характере общества и стре-"мятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации..

Новейшие теории намного более критичны к существую­щему социальному устройству, они доказывают необходи­мость исправления не отдельных'людей, а всего общества в целом.

 

Таблица 7-2. Теории девиации

 

Тип объ-      
яснения Теория Автор Основная идея
Биологи- Физические чер- Ломброво Физические особенности явля-
ческое ты связаны с преступными   ются, причиной девиации
  наклонностями.    
  Определенное Шелдон  
  строение тела,    
  наиболее часто встречающееся среди девиантов    
Психоло- Психоаналити- Фрейд Конфликты, свойственные
гическое ческая теория   личности, вызывают девиа­цию
Социоло- Аномия Дюрк- Девиация, в частности само-
гическое   гейм убийства, происходит вслед­ствие нарушения или отсут­ствия ясных социальных норм
  Социальная дез- Шоу и Девиации многих видов возни-
  организация Маккэй кают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разруша­ются, ослабевают или стано­вятся противоречивыми
  Аномия Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной куль­туре целями и социальными способами их достижения
  Культурологи- Селлин, Причиной девиации являются
  ческие теории Миллер, конфликты между нормами
    Су тер- субкультуры и господствую-
    ленд, Клауорд и Оулин щей культуры
  Теория стигма- Беккер Девиация - своего рода клеймо,
  тизации (клей-   копюрое группы, обладающие
  мения)   властью, ставят на поведе­ние менее защищенных групп
  Радикальная Турк, Девиация является результа-
  криминология Квинни, том противодействия нор-
    Тэйлор, мам капиталистического об-
    Уолтон иЯнг щества
       

Типологизация девиантвого поведения связана с трудно­стями, поскольку любые его проявления - осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и т.д. - можно считать как девиантными, так и недеваантными; все определяется нормативными требовани­ями, на основе которых они оцениваются. Поэтому, навер­ное, нет смысла пытаться составить точную классификацию типов абсолютно девиаитного поведения, хотя некоторые из них, например изнасилование и кровосмешение, большинство людей (но не все) считают девиантными. Каким же обра­зом тицологизировать девиантное поведение?

По-видимому, классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разрабо­танных до сих пор. Мы уже знакомы с его концепцией -деви­ация возникает в результате аномии, разрыва между куль­турными целями и социально одобряемыми средствами их до­стижения. Исходя из этого Мертон строит типологию девиан­тных поступков. Она представлена в табл. 7-3.

В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их до­стижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финан­совый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единствен­ный тип недевиантного поведения.

Вторая возможная реакция называется инновацией; она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой це­лями, но отрицает социально одобряемые способы их дости­жения. "Инноватор" будет использовать новые, но незакон­ные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления бе­лых воротничков"(вроде растраты чужих денег).

Третья реакция, названная ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой дове­денное до абсурда) использовать социально одобряемые сред­ства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, наста­ивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все уэто делается.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.