Вместо того, чтобы предать свои жизни больным родителям, находящимся внутри нас, мы выбираем веру в духовную силу, большую, чем мы, однако мы определяем Её сами.
В моих силах решить проблемы в моей жизни, я признал, что мне необходимо принять себя и учиться заботиться о себе. Я обнаружил, что уже не могу снова подчинить себя нуждам или требованиям других.
Я медитировал и молился, чтобы помочь себе быть заботливым, терпеливым и внимательным к ранимому человеку, скрывающемуся внутри меня. В качестве отправной точки я представил себя как очень маленького мальчика и начал лелеять, заботиться об этом потерянном, испуганном малыше, который спрятался, чтобы выжить. Один из предпринятых мной шагов был таким - я ежедневно спокойно сидел в течение нескольких минут, повторяя фразу «Я люблю тебя, малыш Тони». Поначалу я чувствовал себя глупо, но вскоре я стал ощущать, что глубже понимаю своего внутреннего ребёнка и то, что он пережил. Так же как ответственность Высшей Силы - дать нам безусловную любовь, так и наша ответственность - дать своему ребёнку безусловную любовь.
Я также узнал, что такой заботливый подход может помочь соединить разрыв между мной и родителями. Я мог сидеть в тишине и представлять своего отца испуганным, сбитым с толку, обороняющимся маленьким мальчиком (каким он и был), и представлять себя, обнимающим этого малыша. В моих силах было практиковать принятие и понимание себя. Я начал отличать здоровые действия от нездоровых, злых людей от принимающих и разумных, положительные ситуации от отрицательных – т.е. предпринимать меры, приближающие меня к любви к самому себе.
Шаг 4. Мы выполнили тщательное и лишенное обвинений описание наших родителей, потому что, в сущности, мы стали ими.
Мы исследуем - без обвинения - поведение наших родителей. Эмоциональные реакции взрослых детей алкоголиков на жизнь - это в значительной степени соединение шаблонов поведения наших родителей. Воспитание в алкогольной семье почти неизменно означает, что мы берём как созидательные, так и разрушительные качества наших родителей. Чтобы простить и принять самих себя, нам необходимо ясно видеть, кем мы стали и насколько мы всё еще реагируем на жизнь, как наши родители. Независимо от того, как далеко позади, по нашему мнению, мы оставили родителей, они всегда были с нами.
Многие взрослые дети алкоголиков рассказывали мне о том, что в молодости поклялись не стать похожими на своих родителей, однако, очнувшись через много лет, обнаружили, что во многом скопировали их шаблоны поведения и взаимоотношений. То, что сбивает с толку многих взрослых детей алкоголиков - это отличие их финансового, образовательного, профессионального или социального положения от родительского, то из этого следует, что они никак не могли стать «как их родители».
В процессе работы по Четвёртому Шагу мы можем сделать два важных открытия. Первое - мы увидим, насколько же действительно мы напоминаем наших родителей в эмоциональном плане, даже при том, что, возможно, избежали алкоголизма (или других семейных проблем), пока росли. Второе - мы можем видеть некоторые общие черты в установках и поведении, но прийти к пониманию боли, страха, смятения и печали тяжёлого положения наших родителей. В этом понимании могут быть семена прощения и принятия.
Шаг 5. Мы признали перед нашей Высшей Силой, перед самим собой и другим человеком истинную природу нашей детской покинутости.
Проводя тщательное и лишённое обвинений описание наших родителей, мы приходим к пониманию того, как мы реагировали, приспосабливались, бунтовали, сопротивлялись, но в конце концов покинули сами себя. Когда мы анализируем природу болезни наших родителей, мы осознаём, сколько их шаблонов поведения подменило нашу юношескую чистоту и непосредственность, мы видим всё то отчаянное приспособление, всю боязливую защиту, выстроенную нами, всю подавленность, разочарование и бегство. Из-за этих механизмов, которые родители преподали нам, мы действительно покинули себя.
Все эти приобретённые вредные шаблоны поведения, перенятые нами, - действительно потери нашего детства. Нам необходимо признать это перед нашей Высшей Силой, перед самим собой и другим человеком, чтобы мы могли двигаться в сторону здоровой личности. Смысл этого шага в том, чтобы помочь нам признать, как мы были эмоционально покинуты как дети, и как мы покинули сами себя и стали нашими родителями.