Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство и научно-технический прогресс




 

ѕрин€то говорить, что искусство оказывает огромное вли€ние на науку, говорит Ѕолтун. ¬ доказательство привод€т многочисленные примеры. ѕричем чем крупнее ученый и художник, оказавший на него вли€ние, тем убедительнее звучит пример. “ак, Ёйнштейн сознавалс€, что на него оказал вли€ние ƒостоевский. ј уж если сам Ёйнштейн испытал вли€ние самого ƒостоевского, то какие могут быть сомнени€! Ќо попробуйте исследовать хот€ бы один случай вли€ни€ искусства на науку не по воспоминани€м великих де€телей культуры, а путем наблюдени€ этого случа€ в момент его осуществлени€! “ака€ ситуаци€ вполне мыслима. ”вер€ю вас, самое большее, что вы при этом откроете, это факт наложени€ во времени различных психических р€дов. —убъективно это наложение переживаетс€ как причинно-следственное отношение. Ќа самом же деле тут бессмысленно искать какой-то причинный закон, ибо процессы научного и художественного творчества описываютс€ в разноплановых системах пон€тий, исключающих, по самим определени€м этих пон€тий, применение к обозначаемым ими €влени€м пон€ти€ причинной или какой-либо иной эмпирической св€зи. ћожно, конечно, в этих процессах найти сходство. Ќо сходство не есть св€зь.  роме того, сходство можно обнаружить в любых двух произвольно вз€тых процессах.  ороче говор€, все то, что говоритс€ о вли€нии искусства на науку, пока есть ни к чему не об€зывающа€ беллетристика. я с тобой согласен, говорит ћазила. ј как насчет обратного вли€ни€?  онечно, такое вли€ние есть, говорит Ѕолтун. » примеров сколько угодно.  осмические полеты и открыти€ атомной физики - характернейшие примеры научно-технического прогресса. ќказали они вли€ние на искусство?  онечно. Ќо намного ли больше (в относительных величинах, конечно), чем открытие велосипеда? ¬еликое искусство рождаетс€ не из глубин космоса и атома, а из фактов человеческой души и жизни, лежащих на поверхности и доступных всеобщему обозрению, - из общедоступного и общеизвестного. ¬еликое искусство есть лишь одна из форм организации этой общеизвестной земной жизни. Ќаучно-технический прогресс дает образы и сюжеты. Ќо не принципиальные проблемы. ≈сли он и касаетс€ сути дела, то лишь постольку, поскольку он порождает новую или обостр€ет обычную духовную ситуацию в тех или иных сло€х общества или в обществе вообще. “ут-то и выступает на сцену искусство. я имею в виду не искусство вообще, а искусство, специально ориентированное на духовную ситуацию такого рода. Ќе искусство, изображающее научно-технический прогресс и его последстви€, а искусство, отвечающее духовным состо€ни€м людей, оказавшихс€ в сфере действи€ этих последствий. Ётим-то ты и занимаешьс€. “ы даешь люд€м искомое ими утешение.

 

ѕќƒ’ќƒ   Ћёƒяћ

 

—ыны мои, р€вкнул могучим голосом Ќачальник. –одина не требует... –одина просит вас... –одина умол€ет... ќт имени... объ€вл€ю вам всем амнистию, гремит Ќачальник. ”ра, кричат амнистированные штрафники. «а –одину, за ’оз€ина, даешь Ќ, гремит Ќачальник. ”ра, кричат амнистированные.  акие будут просьбы, спрашивает Ќачальник. ≈сть просьба, кричит ”клонист. ћожно только за –одину? Ќачальник посмотрел на «аместител€, «аместитель на —отрудника, —отрудник на Ќачальника. ћожно, р€вкнул Ќачальник. ”ра, закричали обреченные штрафники. » пада€ от истощени€ и усталости, они побрели брать Ќ.

 

“”ѕќ—“№ ¬≈«ƒ≈ “”ѕќ—“№

 

ћен€ удручает не столько то, что они - карьеристы, говорит Ќеврастеник, сколько то, что они бездарны даже как карьеристы.  ак и везде, говорит ћазила, талант - редкость. Ќо ты же не будешь отрицать, что ’оз€ин, например, был талантливый карьерист. Ѕуду, говорит Ќеврастеник. ќн вылез только благодар€ тому, что был феноменально посредственным во всех отношени€х.  ак же так, говорит ћазила. ≈сть же воспоминани€, из которых видно, что он был незаур€дный человек. —кажи мне, кто с твоей точки зрени€ идеально бездарный человек, говорит Ќеврастеник. ѕрекрасно, поставь его хот€ бы во главе вашего —оюза. ѕодожди лет дес€ть. » он начнет такие штучки выдавать, что можно будет собрание выдающихс€ афоризмов этого кретина издавать. Ѕездарность, разв€завша€ себе руки, начинает вести себ€ так, будто она гений. » усили€ми огромного числа людей создаетс€ иллюзи€ гениальности. “ы возьми это вшивое дело с ѕретендентом! я с ћыслителем дес€тки раз говорил на эту тему. Ќо кто € такой дл€ него? ¬сего лишь Ќеврастеник, который не может даже квартиру себе устроить и толком организовать защиту диссертации. ј тут речь идет о делах большой государственной важности. ј между тем задачка была тривиальной. я ему говорил: ты человек выше среднего уровн€, во вс€ком случае - начальство и окружающие воспринимают теб€ так. ј ведешь себ€ так, как должна себ€ вести выдающа€с€ посредственность. Ёто ненормально. Ћибо уходи туда, где тво€ талантливость будет выгл€деть обычной посредственностью. ”ходи, например, к —оциологу. “ам все такие. Ћибо постарайс€ убедить всех, что ты на этом месте такое же дерьмо, как и все остальные. “ак он похлопал мен€ снисходительно по плечу, сказал, что € ничего не смыслю в политике. ј чем кончилось - тебе известно. ѕонимаешь, тут по самим правилам делани€ карьеры самым способным карьеристом оказываетс€ тот, кто наиболее бездарен именно с точки зрени€ делани€ карьеры. —пособност€ми становитс€ отсутствие каких бы то ни было способностей в смысле незаур€дности. –ешающей становитс€ готовность совершать социальные поступки определенного рода. Ќо тут речь идет уже о способности совсем в другом смысле, - в том смысле, что человек может совершить поступок (донести, солгать, оклеветать, приказать убить, самому убить). √отовность совершать те или иные социальные поступки не есть признак одаренности в том смысле, в каком мы говорим о талантливых певцах, художниках, спортсменах, ученых, политиках. “алант прирожден, а социальное поведение - нет.   таким, как ’оз€ин, ’р€к, ѕретендент, “роглодит и им подобным неприменимо пон€тие таланта, ибо они добиваютс€ успеха не за счет прирожденных способностей, а за счет отсутстви€ таковых. √отовность совершать пакости в поведении есть компенсаци€ за отсутствие прирожденных способностей или за их незначительность.

 

ќѕя“№ ћџ » ќЌ»

 

ќбсудили мою книгу. ” мен€ никогда не было иллюзий насчет ума и нравственности моих коллег. ћногие годы € их знал лично.  роме того, € знал, что в отношении средне нормальных творческих индивидов, к числу которых, за редким исключением, принадлежат мои коллеги, имеет силу социальный закон: они либо делают подлости в силу глупости, либо глупости в силу подлости. » все же € до последнего времени их идеализировал. ќтчасти - из естественной потребности иметь приличное окружение. Ќо главным образом потому, что в прошедшую "либеральную" эпоху многие ничтожества при наличии желани€, ловкости и некоторых способностей могли прослыть мужественными и значительными личност€ми. ѕричем, без особых усилий и жертв, и даже с выгодой дл€ себ€. ќни были весьма распространенным и временами даже господствующим €влением в наших кругах. ќни делали грани между людьми расплывчатыми и неопределенными. Ўли годы. ¬ силу вз€той на себ€ роли они вели себ€ прилично ровно настолько, чтобы сохранить репутацию. » это рождало некоторые иллюзии, главным образом - в их представлени€х о самих себе. » большие претензии и самомнение. Ќо эпоха кончилась. –оль исчерпала себ€. ќстались претензии судить. ѕоследстви€ этого € испытал на своей собственной шкуре. ћожно, разумеетс€, сказать, что мой случай есть индивидуальное стечение обсто€тельств. ќднако в общественной жизни общее не только про€вл€етс€ через индивидуальные судьбы, но и суммируетс€ из этих индивидуальных судеб. ¬ среде моих коллег годами копилась злоба по отношению ко мне. я ее посто€нно чувствовал, но мог не принимать во внимание. “еперь она вырвалась наружу в большом количестве и в откровенном виде. ƒавно € с такого близкого рассто€ни€ не видел, как человеческие души источают гр€зь. —осто€ние такое, будто столкнулс€ с удивительно ничтожной и потому неодолимой силой. “акое состо€ние у мен€ бывало во врем€ войны, когда ночью в земл€нке на нас нападали полчища блох. ’отелось буквально выть от сознани€ силы и в то же врем€ беззащитности. ЁЌ говорит, что у них происходит то же самое, что у нас. » методы борьбы те же. «наешь, € не против драки. Ќо чтобы дрались по-мужски. ќткрыто.  улаками. ѕусть палками, ножами. ѕусть зубами. Ќо когда мен€ начинают бить сопл€ми, у мен€ опускаютс€ руки. я говорю, что в люд€х накопилось слишком много злобы и ненависти. Ѕоюсь, что их локальные вспышки могут перерасти во всеобщие и прин€ть опасные масштабы. ≈сли, конечно, их умело направ€т. ЁЌ говорит, что у него тоже такое ощущение, будто надвигаетс€ что-то очень серьезное. я говорю, что сейчас так многие думают. ѕричем, люди будут даже разочарованы, если Ё“ќ не наступит. ќни не предчувствуют Ё“ќ, а жаждут! » делают все дл€ того, чтобы Ё“ќ пришло. ћое маленькое дело дает повод дл€ разговора обо всем, что происходит в мире и вызывает тревогу. я смотрю, как работает ЁЌ, и мое дело уже кажетс€ мне незначительным и недостойным внимани€. я говорил, что ЁЌ - мой художник. Ёто сказано слишком слабо. “ворчество ЁЌ есть неотъемлема€ часть моей жизни. Ќе могу себе представить, чтобы было бы со мной, если бы его не было. я прихожу в мастерскую ЁЌ как в храм и очищаюсь от житейской гр€зи. ј вдруг, говорит ЁЌ, на самом деле ќЌ» правы, и все, что € делаю, ерунда? √де критерий великого и ничтожного? „то стоит все это сломать, расплавить, сжечь?!  ритерий есть, говорю €, не будь его, не было бы ЁЌ. “ы такой критерий имеешь: это твой собственный разум. ќн есть наивысший суди€ того, что ты создаешь. ј насчет "расплавить" и "сжечь" - дело не в этом. —трашно тут совсем другое. √ибель человека - трагеди€ этого человека. √ибель миллионов - грандиозна€ трагеди€, но трагеди€ людей. ј есть еще трагеди€ рода человеческого. Ќо люди и есть род человеческий, говорит ЁЌ. Ќе совсем так, говорю €. Ћюди разбросаны в пространстве. –од человеческий устремлен во времени. Ёти иной аспект быти€. –од человеческий живет за счет того, что в нем врем€ от времени по€вл€ютс€ точки роста, выдающиес€ из массы людской отростки необычного. —режь их - вроде бы никаких последствий. ¬роде бы и незаметно даже. ј кто знает, к каким последстви€м приведет это невинное, на первый взгл€д, дело. » как знать, чего уже успело лишить себ€ человечество таким путем. “ы одна из таких точек роста. “во€ трагеди€ есть трагеди€ рода человеческого. “рагеди€ отсеченных возможностей. ј ты, спросил ЁЌ. ћое положение, сказал €, еще хуже. ” мен€ нет даже трагедии. ћне не удалось даже прорасти.

 

”„≈Ќ»≈ ќ ∆»“»»

 

” нас, сказал Ќеврастеник, возрождаютс€ многие традиционные €влени€ ибанской жизни. ¬от, к примеру, ѕосетитель. ќн сочин€ет свое доморощенное учение о житии. ј знаете, сколько таких учителей жити€ было когда-то в »банске? ќн бескорыстен? » такие были. Ќе пропагандирует? Ќо он и не скрывает этого. ј у нас, если человек не скрывает своих убеждений, он воспринимаетс€ как пропагандист. ј что из себ€ представл€ет его учение о житии, спросил ∆урналист. я его слушал не раз, но запомнил только обрывки, сказал Ќеврастеник. Ёто кустарна€ дребедень, и € не старалс€ запоминать. ≈го учение содержит систему правил сохранени€ физического и духовного здоровь€, правил поведени€ по отношению к знакомым (друзь€м и родным, в том числе), к сослуживцам, к начальству, к случайно встреченным лицам, с которыми приходитс€ вступать в контакт, к подчиненным, к лицам, от которых ты зависишь, к лицам, которые завис€т от теб€, а также правил отношени€ к материальным благам, к почест€м, к карьере, к удачам, к неудачам и т.д., короче говор€, систему правил поведени€ на все случаи жизни. » он сам им следует, спросил ∆урналист. —уд€ по всему, да, сказал Ќеврастеник. ќн всю жизнь занималс€ самовоспитанием, и только под старость это вылилось у него в самодельную концепцию. ≈го учение содержит позитивную и негативную часть. ¬ позитивной говоритс€ о том, что должен делать человек, чтобы сохранить физическое и духовное здоровье, а в негативной - о том, что он не должен делать. ѕервые суть правила-предписани€, вторые суть правила-запреты. я излагаю ¬ам уже свою обработку идей ѕосетител€. ” него самого это не так четко сделано и не в столь откровенной форме. ќн же самоучка. ѕравила жити€ прилагаютс€ к поступкам людей по отношению к себе и к другим люд€м. “е поступки, которые не охватываютс€ ими, житийно безразличны. Ќо сам ѕосетитель убежден, что если строго следовать его учению, то таковых не будет. ќсновные принципы дл€ правил жити€. ќни не завис€т от ситуации, т.е. если поступок об€зателен (или запрещен), то он об€зателен в любой ситуации (при наличии, конечно, условий поступка, указываемых в правиле). Ќапример, если ты обещал человеку что-то сделать, сделай это независимо от того, что это за человек, как изменились ваши отношени€ и т.п. “вое отношение к человеку не зависит от твоего отношени€ к другим люд€м и от отношени€ этого человека к другим люд€м. » так далее в таком духе. Ёто неверо€тно скучно. Ќа такой основе развиваетс€ своеобразна€ система психогимнастики и ограничений. Ќе пей. Ќе кури. Ќе занимай должностей. ћинимум вещей. ћинимум трат. ћинимум еды. ћинимум сна. ћинимум контактов с людьми, в которых устанавливаютс€ отношени€ социальной зависимости. Ќе стремись к почест€м и известности. ”мей молчать, когда говор€т другие. ”мей слушать, если хочешь быть выслушанным. Ќикаких жалоб. ¬ общем, нечто подобное йоге, но на наш манер и с учетом способа нашей жизни. Ёто любопытно, сказал ∆урналист. —ама€ любопытна€ часть его учени€ - психогимнастика, сказал Ќеврастеник. “ут он действительно достиг высот. ¬ы знаете, сколько ему лет? „то ¬ы! ≈му далеко за шестьдес€т! ќн был в крупных чинах. ¬о вс€ком случае, войну он закончил полковником. ¬ы видели, как он одет? ∆ивет на тридцать рублей в мес€ц. ј по подсчетам экономистов минимум прожиточный - шестьдес€т. „ем же все это кончитс€, спросил ∆урналист.  ак обычно, сказал Ќеврастеник. ¬се выродитс€ в анекдот. »ли умрет в одиночестве из-за банальной простуды, или попадет за решетку, вв€завшись в какую-нибудь запретную чужую ему историю. я знаю одного человека, который двадцать лет набивал себе бицепсы гантел€ми дл€ самозащиты, а воспользовалс€ результатами своих титанических усилий лишь один раз: дал по морде пь€ному, который потребовал у него закурить и, получив отказ (мой знакомый, естественно, не курил), оскорбил его по ибанскому обычаю гр€зными словами.

 

ћј——ќ¬ќ≈ »Ћ» ЁЋ»“ј–Ќќ≈

 

ќтноситс€ творчество ЁЌ к области массового или элитарного искусства? Ёто - спор о словах, а не о сути дела. „то называть массовым и элитарным искусством? ¬о-первых, искусство, доступное массам, и искусство, доступное многим, это не одно и то же. ” нас, когда говор€т о массах, имеют в виду самые низкокультурные и малообразованные слои населени€ и слои населени€, получившие образование и культуру, но утратившие их за ненадобностью и живущие так, будто ничего подобного не было. —юда относитс€, например, огромна€ арми€ техников, инженеров, учителей, врачей, офицеров и т.п. “ворчество ѕикассо, например, непон€тно массам в этом смысле. Ќо нельз€ сказать, что оно пон€тно немногим. „исло людей, которым оно пон€тно огромно. Ёлитарно оно или нет? –аботы ЁЌ можно распростран€ть массовыми тиражами. ≈сли отпечатать его альбомы - очереди сто€ть будут. ¬ несколько дней раскуп€т. —кульптуры ЁЌ надо конструировать индустриальными методами. ≈сли даже допустить, что его успех будет локализован в среде научной интеллигенции, сама эта среда - типичное массовое €вление. ј обсто€тельства вынуждают ЁЌ к роли элитарного художника в том смысле, что почти все его произведени€ остаютс€ у него в мастерской, доступные лично дл€ него и очень небольшого числа его знакомых. ≈сли в пон€тие массового искусства включать массовость продуцировани€, распространение среди достаточно широкого круга людей, массовый эффект, массовое сопереживание, массовую стандартную реакцию и т.д., то ЁЌ - потенциально характернейший художник такого рода. ќн предназначен дл€ этого. ¬еликое искусство нашего времени немыслимо как искусство немассовое (в этом смысле). ≈му потому и не дают выйти в это великое. ќн элитарен по принуждению.

 

—“–≈ћ»“≈Ћ№Ќјя ј“ј ј

 

 

ѕолучив удар под сраку,

ћы кидаемс€ в атаку.

» ползем в гр€зи по брови

—редь капусты и моркови.

ќбезврежива€ "мины",

∆рем от пуза витамины.

 

(»з "Ѕаллады")

 

ƒо Ќ километр, говорит ѕаникер. ¬ запасной роте мы проползали и поболее. “ам стимул был, говорит ”клонист. «а одно переползание мы съедали по п€ть кочанов капусты и по полсотни морковок. ¬от житуха была, говорит ѕаникер.  ончай курить, говорит Ћейтенант. ѕомните, реб€та! ¬ нашем положении выживает тот, кто бросаетс€ на амбразуры! ѕошли! — трудом вытаскива€ пудовые ноги из липкой гр€зи, реб€та пошли в атаку на Ќ. „ерез сотню шагов Ћейтенант упал. јмнистированные и обреченные штрафники залегли в гр€зь. ѕулеметы застрочили сзади. Ћейтенант встал, шагнул вперед и упал насовсем. ѕодн€лс€ ”клонист. ѕотом ѕаникер. ѕотом остальные, оставшиес€ в живых. » побрели дальше. Ћейтенант осталс€ в гр€зи. ≈му повезло. ќн был убит, и потому ему предсто€ло жить. ѕравда, эта жизнь будет вымыслом.

 

—Ћ≈ƒ—“¬»я

 

»з абстрактных допущений Ўизофреника вытекает, говорит Ќеврастеник, что прогресс общества, базирующегос€ на таких предпосылках, возможен только по воле и инициативе руководства обществом. ѕерсонализм как образ жизни и как идеологи€ здесь исключен. Ћиберализм вырождаетс€ в мразь. ј оппозици€ в принципе не может сформулировать никакую серьезную положительную программу преобразований. ќна рождаетс€ и уничтожаетс€ как болезненное €вление и не имеет никакой поддержки в массе населени€. ¬ыводы удручающие, говорит ∆урналист. Ќичего страшного, говорит Ѕолтун. Ёто же абстрактна€, а не реальна€ страна.

¬ реальности все наоборот. ¬ реальности прогресс общества невозможен даже по воле начальства, персонализм исключен, либерализм рождаетс€ как мразь, а оппозици€ не рождаетс€ совсем. “ак что никаких оснований дл€ пессимизма нет. ј кто он, этот ваш Ўизофреник, спросил ∆урналист. Ќикто, сказал Ќеврастеник. ѕросто человек, который однажды вдруг заметил, что он, помимо всего прочего, есть еще член определенного общества, удивилс€ этому и растер€лс€. Ќо растер€лс€ не от неожиданности и непонимани€, сказал Ѕолтун, а от того, что все предвидел и все пон€л. » не оставил в своей душе никакого места дл€ надежд и иллюзий, сказал ѕосетитель.

 

¬—“–≈„»

 

ѕривет, сказал —ослуживец, когда стало €сно, что он не успеет сделать вид, будто не заметил Ѕолтуна. ѕривет, сказал Ѕолтун.  ак живешь, сказал —ослуживец. » не ожида€ ответа, сказал, что сам он живет прекрасно. „то в институте у них новый отличный директор. „то они с —екретарем, ћыслителем и  исом закончили эпохальный труд, и им даже выплат€т гонорар, учитыва€ особую важность труда в борьбе с ихними течени€ми. „то “роглодита, кажетс€, отправл€ют на пенсию, так как он лежит в больнице вторую неделю после крупного инсульта, и это больша€ ЌјЎј победа. „то стихи он давно забросил. „то он с —упругой только что вернулись из-за границы. “ам, в общем, ерунда. Ќичего интересного. „то ЌјЎј  Ќ»√ј будет на голову выше и не оставит камн€ на камне. »звини, сказал он в заключение, € тороплюсь. «аседание. ƒа, представь себе, у нас будет новый журнал. ќтлична€ редколлеги€. —оциолог входит. » €, конечно. ѕривет ћазиле.  ак он там? —лухи ход€т, что... «р€ он все это зате€л... ѕроговорив еще час и построив наиболее правдоподобную модель поведени€ ћазилы (тщеславие, зависть к ѕравдецу, эгоцентризм, неуверенность в себе, изол€ци€ от мировых достижений искусства, некритичное окружение и т.п.), —ослуживец ушел, не попрощавшись.

 

 “ќ ћџ

 

ћы вам кажемс€ загадкой не потому, что мы неизмеримо сложнее амебы, говорит Ќеврастеник. — точки зрени€ способа понимани€ мы даже проще. ј потому, что вы к нам пробиваетесь через систему собственных предрассудков, нашего официального камуфл€жа и всеобщего желани€ скрыть от посторонних, кто мы на самом деле. Ќо, может быть, люди скрывают из-за неведени€, говорит ∆урналист. “ак не бывает, говорит Ќеврастеник. Ќельз€ скрыть то, чего не знаешь. —крываем, значит, знаем. » знаем, что это не стоит показывать. ј почему вы об этом говорите, спрашивает ∆урналист. ѕотому что хочу, чтобы мы стали лучше, говорит Ќеврастеник. ј дл€ этого мы должны себ€ делать по каким-то образцам, соверша€ над собой усилие. ј чтобы люди в массовых масштабах (а не одиночки) зан€лись этим, нужно обнажить, кто они есть на самом деле. Ћюди должны перед кем-то посторонним устыдитс€ своей гр€зи и прин€ть меры к тому, чтобы ее не было. ј пока мы ее пр€чем.

 

  ѕ–ќЅЋ≈ћ≈ ¬џ∆»¬јЌ»я

 

ѕроблема ЁЌ есть, прежде всего, проблема выживани€ творческой личности в современных услови€х.  леветник и Ўизофреник с чисто творческой точки зрени€ были личност€ми не менее крупными, чем ЁЌ. Ќо их нет, а ЁЌ есть. ¬ чем сила этого человека? Ћичные качества? —течение обсто€тельств? —в€зи и поддержка интеллигенции? ѕоддержка некоторых кругов руководства? ¬се это, конечно, было. Ќо не в этом суть. —начала творчеству ЁЌ у нас не придавали серьезного значени€.  азалось, что он стоит где-то в стороне от главных проблем и направлений духовной жизни общества, не мешает ее официальному торжественному шествию и занимаетс€ какими-то нелепыми пуст€ками. «а это врем€ он успел вырасти.  огда хватились, было уже поздно. ќн стал огромен и сместил центр духовной жизни общества ближе к себе. «а это врем€ он сумел сделать свои творческие интересы личными интересами достаточно большого числа людей, способных что-то делать и как-то вли€ть на ход событий.

 

ќ“÷џ » ƒ≈“»

 

ћолодежи, говорит Ќеврастеник, на нас наплевать. ќна даже не знает о нашем существовании. ј если узнает кое-что, то в искаженном с той или с другой стороны виде. ” нас с ней просто нет никаких контактов. ѕочему нет, сказал Ѕолтун. я много лет преподавал и имел контакты. Ќу и что, спрашивает ћазила.  онтактов нет, говорит Ѕолтун. ћы изолированы не только в пространстве, но и во времени. Ќо был же кто-то до нас, говорит ћазила. Ѕыли, говорит Ѕолтун. Ќо мы о них узнали после того, как стали тем, что есть. Ќо будет же кто-то после нас, говорит ћазила. Ѕудет, но они узнают о нас (если только узнают!) лишь после того, как они станут кем-то.  ем невозможна предвидеть. я вчера был в гост€х у —ослуживца, говорит Ќеврастеник. √оворили о войне, о ’оз€ине, о ’р€ке, о ѕретенденте, о ѕравдеце. ¬ общем, обычный треп.  огда на мгновение наступило молчание, маленька€ дочка —ослуживца сказала, что у них в детском саду одна девочка не ела манную кашку, и воспитательнице пришлось ее наказать за это - ее не вз€ли на прогулку. ” молодежи сво€ манна€ кашка и свои наказани€. ј на нас им наплевать. Ќо есть же кака€-то преемственность идей, говорит ћазила. ≈сть длительность и повтор€емость проблем, говорит Ѕолтун. ѕотом приходит какой-нибудь мудрец и усматривает в прошлом некую эволюцию. “ак неужели все бесследно, говорит ћазила. ѕочему бесследно, говорит Ѕолтун. —леды остаютс€, но они уход€т вглубь и тер€ютс€ бесследно.

 

ћќ–јЋ№ јЅ—ќЋё“Ќј

 

„еловек, говорит ѕосетитель, становитс€ тем, что он есть в нравственном отношении, по собственной воле и по собственному желанию. Ќормальный человек имеет перед своими глазами достаточно большое число примеров, чтобы научитьс€ различать зло и добро. Ќормальный человек по опыту знает, что такое зло и что такое добро. Ќельз€ стать злодеем по принуждению или по неведению. Ќельз€ стать пор€дочным человеком за плату. ≈сли человек негод€й, он хотел стать таким и приложил к тому усили€. „еловек сам несет полную ответственность за свою нравственность. “от, кто снимает с человека эту ответственность, безнравственен. ќценка поступков как добрых и злых, абсолютна. ќна не зависит от того, кто совершает поступок (от поступающего), от того, на кого направлен поступок (от поступаемого), от отношени€ поступающего и поступаемого к другим люд€м, от отношени€ других людей к поступающему и поступаемому. «ло и добро есть всегда и везде зло и добро. “е, кто настаивает на относительности добра и зла, т.е. на зависимости моральных оценок от конкретных ситуаций, те априори исключают нравственность. ¬ этом случае вместо нравственности преподнос€т видимость нравственности, антинравственность. Ќе в смысле аморализма - аморализм есть €вление в рамках нравственных оценок, - а в смысле нравственности с обратным знаком.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 873 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

742 - | 563 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.