Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 26 страница




Двуглавый орел — один из древнейших символов власти, вер­ховенства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII в. до н.э. двуглавый орел символизи­ровал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображе­ния орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, да­тирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

Центральное место занимает изображение орла и в государ­ственном гербе России. По данным ряда исследований, в России стремление представлять высшую власть над людьми приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение визан­тийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Ру­сью после женитьбы Великого Московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. С тех пор российский герб постоянно подвергался измене­ниям. В последний раз он был изменен в 1856 г. по специально принятому по этому поводу закону.

Центральное место в нем занимал двуглавый орел, изображен­ный на фоне геральдического щита, который держали ангелы и ар­хангелы Михаил и Гавриил с мечом и крестом. Каждая из го­лов орла несла по короне, над которыми на некотором расстоянии возвышалась третья, значительно большая корона. Как указы­валось в описании герба в законе 1856 г. на груди орла изобра­жен «герб московский: в червленом и золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном во­оружении и лазурной приволоке на серебряном, покрытом баг­ряной тканью с золотою бахромою коне, поражающий золото­го с зелеными крыльями дракона золотым осьмиконечным наверху копьем».

В свою очередь сам геральдический щит, увенчанный импе­раторской короной, был изображен на фоне «сени» или мантии, соединенной с шлемом Александра Невского. Над ним возвыша­лась еще одна корона, а над нею хоругвь с полным повторени­ем всех названных выше изображений. Венчал хоругвь символ православия — восьмиконечный крест. Идею государства пере­давала надпись: «С нами бог». Причем этот девиз повторялся на шлеме Александра Невского и хоругви. Далее на гербе воспро­изводился целый ряд других эмблем и символов, призванных пе­редать все атрибуты и нюансы титулатуры российского царя и под­черкнуть его власть над 50 различными по политическому статусу и размерам, а также экономическому, культурному, конфессиональному положению землями Российской империи.

Как известно, эта эмблема перестала быть государственным гербом сразу после октябрьского переворота 1917 г. и установ­ления советского режима. Только в 1993 г. был утвержден но­вый герб Российской Федерации, в котором воспроизведены ос­новные атрибуты традиционного государственного герба Российской империи. В соответствующих документах этот герб описывается следующим образом: «Государственный герб Россий­ской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, по­мещенного на красном поле. Над орлом три исторические коро­ны Петра Великого (две малые — над головами и над ним — одна большого размера). В лапах орла — скипетр и держава. На гру­ди орла на красном щите изображение всадника, поражающего копьем дракона». Здесь корона — символ не монархии, как это было раньше, а суверенитета. Две головы орла символизируют то, что Россия лежит одновременно в Европе и Азии, она всегда обращена одновременно и на Запад, и на Восток. Шарообразность державы призвана говорить о единстве государства, скипетр же символизирует власть. Всадник, поражающий дракона,— древ­ний символ противоборства добра, побеждающего зло.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и под­держивают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а вы­ражается с помощью какого-либо документа, произведения ис­кусства, изречения и др. Первым и, пожалуй, фундаментальным символом американской нации и государственности является Дек­ларация независимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. и объявившая о разрыве традиционных связей тринадцати колоний с Британской империей и создании незави­симого государства — Соединенных Штатов Америки.

Декларация независимости, в которой нашли отражение ос­новополагающие идеалы и чаяния американского народа — сво­бода, равенство и национальный суверенитет, по сути дела, яви­лась первым в истории официальным документом, в котором был провозглашен принцип народного суверенитета в качестве осно­вы государственного устройства.

Важнейшим символом национальной идентичности американ­цев стала конституция страны. Большинство американцев рас­сматривают конституцию как своего рода священный документ. Некоторые политологи проводят аналогию между ней и Библи­ей, называя их «теологическими документами», поскольку в гла­зах американцев конституция, как и Библия, священна.

Самым завершенным и концентрированным воплощением идеалов свободы и прав человека в США стала статуя Свободы, возвышающаяся в нью-йоркской гавани и как бы приветствующая всех прибывающих в Америку. Для многих поколений американ­цев, да и не только американцев, она была символом «американ­ской мечты», успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия обездоленных и угнетенных со всех концов земного шара. По данным исследований феномена соци­ализации подрастающего поколения, дети всех начальных школ США называют статую Свободы и национальный звездно-поло­сатый флаг, который был принят Континентальным конгрессом 14 июня 1777 г., лучшими выразителями духа Америки. Флаг и гимн в сочетании с другими патриотическими песнями и мар­шами превратились в эмоциональное воплощение нации.

Выразителями национального духа, факторами, способству­ющими формированию национального самосознания и в то же время являющимися воплощением лица страны, могут выступать те или иные города. Если возвращаться к примеру США, то в ка­честве города-символа следует, естественно, назвать столицу страны Вашингтон. В глазах как самих американцев, так и ос­тального мира Вашингтон ассоциируется с политическим цент­ром Америки, представляется как символ американской нации и государственности. И это вполне объяснимо, если учесть, что Вашингтон — это прежде всего конгресс, президент, закон, Ка­питолий, Белый дом и здание Верховного суда, Пентагон и Гос­департамент. Здесь в здании Национального архива хранятся важ­нейшие атрибуты американской нации и государственности, в Вашингтоне расположены памятники и мемориалы отцов-ос­нователей и других выдающихся политических, общественных и государственных деятелей США. Не случайно, когда речь идет о вопросах и проблемах политического характера, под Вашинг­тоном, как правило, подразумевают Америку вообще или же пра­вительство США, подобно тому как при упоминании Москвы, Лондона, Парижа имеют в виду соответственно Россию, Велико­британию, Францию.

Вряд ли есть необходимость пояснять, что та или иная сово­купность национально-государственных и политических симво­лов характерна для большинства стран и соответствующих по­литических культур.

Религиозный аспект политической культуры

Немаловажную роль в формировании и функционировании политических культур играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, составной частью вклю­чаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью наци­ональной и исторической традиции данного народа, пронизыва­ет его культурное наследие и соответственно не может не отра­жаться и на характере его политической культуры.

Показательно, что нередко формирование той или иной на­ции, ее вступление на общественно-историческую арену обосно­вывается ссылками на некое божественное провидение. В поис­ках аргументов часто обращаются к Библии, особенно к тем ее положениям, где говорится, что бог не только правит миром, но и из­бирает из среды всех народов только один, наделяя его своей бла­годатью. Крайние формы этого мифа отводят другим народам и стра­нам лишь роль фона, на котором разворачивается история того или иного богоизбранного народа. История дает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща чуть ли не каждому великому народу, особенно в период его восхождения.

Покажем это на примере русского и американского народов. Так, автор «Сказания о князьях Владимирских», поведав о пре­емственности мировых монархий древнейших царств до римской империи, выводил основы современной ему власти от римского императора Августа. Согласно этому сказанию, Русь является за­конной наследницей всех древних мировых монархий. Естествен­но, Рюрик, положивший начало династии Рюриков, правив­ших Русью до восхождения на престол династии Романовых, ведет свой род от самих римских императоров. Постепенно сформиро­валась идея Москвы как третьего Рима — наследницы Рима и Кон­стантинополя, столицы Восточной Римской империи.

Показательно, что наряду с символами самодержавия и на­родности в формировании и укреплении русского государства и за­воевании им новых земель, стран и народов важную роль сыг­рала православная церковь. Она давала русским духовную опору, чтобы противостоять мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на тех или иных исторических этапах представ­ляли угрозу их религиозному и государственному существованию. В целом, хотя принципы веры и не преобладали в ущерб поли­тическим, религия часто использовалась для обоснования влас­ти и притязаний сначала русских князей, а затем и московских царей.

Пропагандируя грандиозную концепцию, рассматривавшую Москву как «новый Вечный город, наследницу Рима и Кон­стантинополя», церковная иерархия постоянно предупреждала царей об их священном долге превратить Московию в «Новую хри­стианскую империю», при этом сколько-нибудь четко не обозна­чая ее границы. Следует отметить, что эта доктрина сыграла не­маловажную роль в экспансии и утверждении многонациональной Российской империи на бескрайних просторах евразийского континента. Поэтому можно утверждать, что в формировании идей величия России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству — Руси-матушке, особом пути России немаловажную роль сыграла и православная вера. Не случайно многие атрибу­ты и символы православной церкви стали одновременно и сим­волами российской государственности, например храм Василия Блаженного, возвышающийся на главной площади страны ря­дом с Кремлем, да и храмы в самом Кремле, храм Христа Спа­сителя, Исаакиевский собор и др. Симптоматично, что церковь возводила в ранг святых выдающихся деятелей, которые в стро­гом смысле не являлись ее служителями. Речь идет, например, о равноапостольных Кирилле и Мефодии, св. Владимире, Алек­сандре Невском и др.

Идея богоизбранности собственного народа не чужда и аме­риканцам. С самого начала формирования американского наци­онального сознания важнейшим его компонентом было убежде­ние об особом пути развития Америки и ее роли в мировой истории. Характерно, что обосновывая исключительное место Аме­рики в мировой истории, автор Декларации независимости США, третий президент Америки Т.Джефферсон в 1785 г. пред­лагал изобразить на государственном гербе страны взятый из Биб­лии образ сынов Израиля, идущих за лучом солнца. Почти все отцы-основатели Америки были глубоко убеждены в том, что ей уготована особая судьба, особая божественная миссия.

Приверженность американцев этой идее стала основой аме­риканской «имперской» идеологии. Уже в середине XIX в. по­пытки обосновать и практически реализовать идею о превосход­стве и избранности Америки, о ее миссии руководить миром были предприняты в так называемой доктрине «предопределения судьбы» или «явного предначертания». В эту доктрину вошли популярные среди многих поколений американцев мифы о пре­восходстве и богоизбранности Америки. Суть ее состоит в утверж­дении, будто судьба американского народа с самого начала пре­допределена самим богом и Америке суждено стать образцом для всех остальных народов земного шара. Следует отметить, что важ­нейшие положения этой доктрины на различных этапах истории использовались правящими кругами США для обоснования сво­ей внешнеполитической стратегии.

Многие исследователи прямо связывают с религией респуб­ликанские и демократические институты Америки. Как утверж­дал известный французский общественный деятель и историк А. де Токвиль, истинной школой республиканских добродетелей в Америке была церковь. По его словам, религия представляла собой первый из американских политических институтов. Она была республиканской и демократической религией, которая не только включала республиканские ценности, но и давала первые уроки относительно того, как участвовать в обществен­ной жизни. По словам Токвиля, нравы в большей степени, чем законы или физические обстоятельства, способствовали успеху американской демократии, нравы же коренятся в религии.

Следует сказать, что в той или иной форме «божественная идея» прошла через историю почти всех существующих на земле на­родов, способствуя их консолидации в самые трудные для них времена.

Обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и со-циокультурный традиционализм часто идет рука об руку с со­циально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов религия тесно связана с культурной традицией как частью образа жизни в целом. Когда этот образ жизни под­вергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются опорными пунктами защиты существующей систе­мы привычного образа жизни. Поэтому вполне объяснима наблю­дающаяся у отдельных категорий населения склонность сетовать в определенных ситуациях на упадок таких традиционных цен­ностей, как закон и порядок, дисциплина, сдержанность, кон­сенсус, патриотизм и т.д.

Конфессиональный фактор часто перевешивал в прошлом, а в не­которых странах продолжает перевешивать и в настоящее вре­мя социально-классовые приверженности. Именно влияние кле­рикализма и конфессионализма на общественное сознание и соответственно на политическую культуру обусловило воз­никновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий разных ориентации, роль и значение которых нельзя оце­нить однозначно. Были и есть консервативные и даже реакци­онные конфессиональные партии и организации, но были и есть такие, которые выступали с позиций социального реформизма (например, социальное христианство). В наши дни христианская окраска помогла ХДС в ФРГ, ХДП в Италии и аналогичным пар­тиям в других странах привлечь на свою сторону многих веру­ющих трудящихся. В этих партиях наряду с консервативными есть и центристские и либеральные фракции, выступающие за реформы (например, так называемые «социальные комитеты» в ХДС).

Зачастую религиозные ценности и понятия, особенно в усло­виях эрозии или догматизации осевой идеи или осевого идеала, лежащего в основе той или иной цивилизации, оказывают на зна­чительные категории людей облагораживающее воздействие. Они удерживает их от отчаяния и безысходности, оставляя при­верженцами таких немеркнущих общечеловеческих ценностей, как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т.д. Чувство приверженности чему-то более совершенному и благо­родному, чем сам отдельно взятый человек, поднимает его в соб­ственных глазах, воспитывает в нем уважение к своему соседу, согражданину, соплеменнику, представителям других народов.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб вы­талкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказы­ваются отчужденными от существующей системы, многие из них находят утешение и убежище в религии. Наглядный пример — наша страна, где в настоящее время наблюдаются всплеск инте­реса к религиозной вере и рост религиозного сознания, откры­ваются так называемые воскресные церковные школы и др. По­этому игнорирование при изучении политической культуры религиозного начала как важного фактора политической соци­ализации было бы явным упрощением.

Подводя итог всему изложенному, можно сказать, что поли­тическая культура — весьма сложный и многослойный феномен. Она характеризуется разнообразием и изменчивостью состав­ных элементов. Более того, в рамках одной и той же политиче­ской культуры могут быть существенные различия в установках, ориентациях, политических симпатиях и антипатиях граждан одного и того же государства. Этим во многом объясняется су­ществование множества конфликтующих друг с другом идеоло­гических и идейно-политических течений.

Типологизация политической культуры

Простая констатация факта существования того или иного ком­плекса элементов, которые можно было бы объединить в кате­горию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос о том, как эти элементы реализуются в конкретном политичес­ком процессе, поведении различных групп и слоев населения. Де­ло в том, что одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в конкретном политичес­ком поведении проявляются по-разному. Поэтому в каждой по­литической культуре можно выделить совокупность тех или иных черт и характеристик, которые придают ей определен­ный колорит, некоторую специфику. Это в свою очередь позво­ляет выделить в рамках единой политической культуры отдель­ные субкультуры, в которых в той или иной концентрации могут преобладать конфессиональные, этнические, региональные или иные начала.

Сказанное особенно важно учитывать при оценке и характе­ристике политической культуры разных стран и народов. Необ­ходимо исходить из факта существования многих региональных и национальных вариаций политической культуры. Скажем, нельзя говорить о единой модели политической культуры для Ев­ропы и Ближнего Востока, западного полушария и дальневосточ­ного региона и т.п.

Каждой политической системе соответствует особая, собствен­ная базисная модель (или модели) политической культуры, ко­торая в каждой конкретной стране проявляется в национальноспецифических формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и оп­ределяются общемировоззренческими установками и ориентаци-ями людей независимо от их национально-государственной при­надлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие компоненты полити­ческой культуры и разделяются большинством населения соот­ветствующих стран.

Вместе с тем универсалистские компоненты в каждой отдель­ной стране проявляются в специфически национальных формах. Это естественно, поскольку в формировании национального са­мосознания, самой национальной идентичности участвуют как универсалистские, так и сугубо национально-культурные элемен­ты. Так, общественно-исторические, национально-культурные, ге­ографические, религиозные и иные особенности формирования и эволюции каждой нации и национального самосознания нало­жили свой глубокий отпечаток на содержание и форму ее поли­тической культуры.

Все это предполагает необходимость выделения соответству­ющих моделей политической культуры. Уже первые авторы, об­ратившиеся к данной проблематике, предложили собственные ти-пологизации политических культур. Так, Г.Алмонд выделил гомогенный, фрагментированный, смешанный и тоталитарный ти­пы. По его мнению, в англосаксонских странах (США, Велико­британии, ряде стран Британского содружества) господствует се-кулярная гомогенная политическая культура. Для нее характерны сосуществование множества конкурирующих, но до­полняющих друг друга ценностей, установок, ориентации, раци­ональный расчет при принятии решений и разрешении споров и кон­фликтов, индивидуализм, экспериментаторство и т.д. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъ­ектов политического процесса разделяют основопологающие принципы устройства существующей политической системы, об­щепринятые нормы и правила игры, ценности. Ролевые струк­туры, такие как политические партии, заинтересованные груп­пы, средства массовой информации, пользуются значительной долей самостоятельности. Отдельные индивиды принадлежат одновре­менно к множеству взаимно пересекающихся групп. В итоге признается законность всех интересов и позиций, между ними пре­валирует взаимная терпимость, что создает условия для прочно­го консенсуса и прогматического политического курса.

Политическая культура континентально-европейских стран также секулярна, но в то же время, как подчеркивал Алмонд, она фрагментирована. Во фрагментированной политической культуре среди различных группировок нет необходимого согла­сия относительно основополагающих правил политической иг­ры. Общество разделено, или фрагментировано, на множество суб­культур со своими ценностями, поведенческими нормами и стереотипами, часто несовместимыми друг с другом. В каче­стве наиболее характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой республик и Италию, политичес­кая культура которых была фрагментирована на противоборст­вующие субкультуры, укорененные в разных институтах. Груп­повые лояльности усиливали друг друга. Например, католики голосовали за партии католической ориентации, входили в като­лические профсоюзы, читали католические газеты и даже выбира­ли близких друзей среди католиков. Подобным же образом орга­низовывали и ограничивали свои связи коммунисты. Способность заинтересованных групп, партий и средств массовой информации переводить потребности и требования в приемлемые политиче­ские альтернативы была, таким образом, сильно ограничена. В то же время взаимное усиление социальных, религиозных и поли­тических лояльностей стимулирует противоречия между различ­ными субкультурами. В результате для стран с этим типом по­литической культуры характерна политическая нестабильность.

Следующий тип Алмонд назвал доиндустриальной смешан­ной политической культурой, характеризующейся сосущест­вованием традиционных и вестернизированных институтов, цен­ностей, норм и ориентации. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, бюрократия и др., которые в той или иной степени модифици­рованной форме наложены на традиционалистские реалии соот­ветствующих стран. Как результат такого наложения возника­ет особый тип, который, используя терминологию М.Вебера, Алмонд назвал харизматической политической культурой.

Последняя часто формируется в условиях эрозии традицион­ных норм, нарушения считавшихся священными обычаев и свя­зей, роста чувства неустойчивости и неопределенности. В резуль­тате в поисках защиты и устойчивости люди обращают свой взор к харизматическому лидеру. Такое смещение создает сложней­шие проблемы с точки зрения коммуникации и координации в об­ществе. Здесь различные группы часто имеют совершенно раз­ное видение стоящих перед обществом политических проблем. В итоге нестабильность и непредсказуемость являются не откло­нением от нормы, а неизбежным результатом такой политичес­кой культуры. Она господствует в модернизирующихся развива­ющихся странах.

От всех названных типов, по Алмонду, радикально отлича­ется тоталитарная политическая культура. Внешне она по сво­ей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомоген­ность искусственная, синтетическая. Поэтому отсутствуют добровольные организации и ассоциации, а система политичес­кой коммуникации контролируется из центра. Невозможно сколько-нибудь приблизительно определить степень привержен­ности населения господствующей системе.

Развивая типологию Алмонда, У.Розенбуам выделяет фрагментированные и интегрированные типы политической культуры, меж­ду которыми находятся различные модели и промежуточные ти­пы. Фрагментированный тип характеризуется отсутствием консенсуса относительно принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в Северной Ирландии и Ка­наде. В его основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это создает благоприятные условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры. Интегрированный тип отличается наличи­ем сравнительно высокой степени консенсуса по основополагаю­щим вопросам политического устройства, преобладанием граждан­ских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности).

Согласно типологизации, предложенной Д.Элейзаром, суще­ствуют три основных типа политической культуры: моралистическая, индивидуалистическая и традиционная. Другой американ­ский политолог У.Блюм обосновывал необходимость выделения только либеральной и коллективистской политических культур.

Очевидно, что рассмотренные типологизации обладают це­лым рядом достоинств, поскольку в них предприняты попытки вычленить модели политической культуры, исходя из факта су­ществования у различных народов и стран специфических на­циональных социокультурных, конфессиональных, традиционно-исторических и иных особенностей. Но вместе с тем сущест­вует целый ряд соображений, говорящих в пользу определенной корректировки этих типологизаций. Например, лишь с доволь­но серьезными оговорками можно принять схему Г.Алмонда и его коллег, которые пытались определить различия между гомоген­ной и фрагментированной политическими культурами по их спо­собности обеспечить стабильность политической системы. Попы­таемся разобраться в этом тезисе на конкретных примерах.

В качестве типичного образца фрагментированной политиче­ской культуры, как правило, приводилась итальянская. И дей­ствительно, результаты многих исследований показывают нали­чие в этой стране высокого уровня социального отчуждения и недоверия. Итальянцы скептически оценивают свои возмож­ности повлиять на политические институты и процессы, на при­нятие политических решений. Партийная система также фрагментирована на разного рода левые, центристские и правые партии, часть из которых находится в оппозиции к существую­щему социальному, экономическому и политическому порядку. О фрагментированности политической культуры свидетельству­ет, в частности, характерная для политической жизни Италии частая смена правительств.

Вместе с тем существует целый ряд стран с фрагментированными, по типологии Алмонда, политическими культурами, но характеризующимися довольно высокой степенью политиче­ской стабильности. К примеру, так называемые консоциативные демократии в Австрии, Нидерландах, Швейцарии и Бельгии являются по своему характеру фрагментированными в том смыс­ле, что они состоят, казалось бы, из нескольких конфликтующих друг с другом субкультур. Так, в Нидерландах католики, каль­винисты и неверующие настолько конфликтовали друг с другом, что некоторые исследователи считали возможным говорить о су­ществовании здесь трех самостоятельных субкультур или даже народов. А Швейцария — это единое сообщество, составленное из трех национальных субкультур. Невозможно не согласиться с утверждением, что в этих странах в течение всех послевоенных десятилетий степень политической стабильности, определенно­сти и предсказуемости отнюдь были не ниже, если не выше, чем в странах с гомогенной или интегрированной политической культурой.

В то же время преимущественно англосаксонская Канада, ко­торая, по схеме Алмонда, должна принадлежать к гомогенному типу, время от времени сотрясается конфликтами на нацио­нально-культурной почве, конфликтами, которые в последние два-три десятилетия не раз грозили самой государственной целост­ности этой страны. Что касается США, которые действительно отличаются высокой степенью политической стабильности, то не составляет секрета, что серьезные исследователи выделяют там целый ряд субкультур расово-этнического, национально-культур­ного, конфессионального и регионального характера.

Теперь рассмотрим такую характеристику, как привержен­ность харизматическому лидеру,— признак, который Алмонд счита­ет достоянием доиндустриальной или смешанной политической культуры. Не требуется особых усилий, чтобы продемонстриро­вать, что харизматичность в различных ее новых формах и мо­дификациях приобретает особую актуальность в наиболее разви­тых странах современного мира. Более того, харизматические лидеры и харизма как фактор, определяющий симпатии и/или антипа­тии избирателей и соответственно их выбор стали важнейшими элементами политической культуры всех типов в эпоху инфор­мационной революции и электронных средств массовой инфор­мации. Что касается тоталитарного типа политической культу­ры, то харизма в крайних формах поклонения вождю — фюреру также является ее неотъемлемой составной частью.

Можно было бы привести немало других нестыковок, кото­рые в определенной степени снижают убедительность рассмот­ренных типологизаций. Но и высказанные аргументы достаточ­но наглядно показывают необходимость нахождения более приемлемых критериев типологизапий политических культур со­временного мира. При этом главным условием является учет ос­новных типов или моделей политических систем, в рамках ко­торых формируются и функционируют соответствующие типы политических культур. Нельзя сказать, что Г.Алмонд и его кол­леги полностью игнорировали этот момент. Но здесь, как было показано ранее, проблема состоит в неприемлемости самого оп­ределения политической системы, которое ими предлагается.

С учетом вышеприведенной типологизаций политических систем можно выделить следующие крупные типы или модели политической культуры: органическую, либерально-демократи­ческую и смешанную.

В рамках органического типа можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной, традиционной политиче­ских культур и субкультур. При всех расхождениях общим для всех них является господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритета публичного над частным, прав и свобод группы, коллектива над индивидуальными правами и со­ответственно подчинение личности коллективу. Для носителей данного типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства, преувеличение его роли в жизни об­щества, часто доходящее до его мифологизации и даже обоже­ствления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 195 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.