Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 20 страница




Официальный австралийский бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования: бюллетени имеют одинаковый цвет и включают имена всех кандидатов на выборные должнос­ти. Эта реформа способствовала обеспечению секретности го­лосования и уменьшила возможности запугивания и подкупа из­бирателей. В то же время австралийский бюллетень давал избирателям возможность делать выбор на основе индивидуаль­ных, а не коллективных достоинств кандидатов, отдавать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кан­дидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список.

Именно введение австралийского бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного голосования в Америке, при ко­тором избиратель может голосовать за кандидата республикан­ской партии на пост президента и за кандидата демократов на пост члена палаты представителей или сената и наоборот. К на­стоящему времени в США специальные машины, которые нача­ли вводить в 90-х годах, почти полностью вытеснили бумажные бюллетени. Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что и в астралийском бюллетене, устанавливаются в специальных зашторенных поме­щениях, что обеспечивает тайну голосования. Избиратель, удо­стоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на соответствующий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитамых им кандидатов из той и другой партии.

Избирательные машины значительно упрощают технику го­лосования, облегчают и сокращают время на подсчет голосов, так что в момент закрытия избирательных участков они выдают ре­зультаты голосования.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандида­тов. Например, в Великобритании любой претендент на выбор­ную должность формально вправе участвовать в выборах в ка­честве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него само­го еще несколькими избирателями. Но все же реально кандида­ты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-ми­нистр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответ­ственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно та­кая же процедура существует в большинстве стран с парламент­ским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения пре­зидентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Офи­циально она начинается в феврале года выборов с праймериз в шта­те Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других выбор­ных должностей. При этом избирательная кампания проходит два этапа.

На первом этапе — этапе первичных выборов — борьба раз­ворачивается между претендентами на номинацию внутри пар­тий. Этот этап завершается общенациональными съездами пар­тий, которые, как правило, созываются в июле-августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и ут­верждают официальных кандидатов партий на посты президен­та и вице-президента страны, а также формулируют и принима­ют их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается из­бранием президента, вице-президента и других выборных долж­ностных лиц в первый понедельник после первого вторника в ноябре месяце.

Следует отметить также специфику процедуры избирания пре­зидента США, которая отличается от процедуры избрания выс­ших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели фор­мально как бы прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации 50 шта­тов и федерального округа Колумбия предоставляют имена кан­дидатов соответствующему должностному лицу вместе со спис­ком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии.

Институт коллегии выборщиков и двухэтапное голосование были установлены отцами-основателями, что явилось результа­том компромисса между сторонниками большей автономии шта­тов и теми, кто выступал за большую централизацию государ­ства и всенародные прямые выборы. Избирательная система построена по принципу: один голос от одного избирателя, но на уровне штатов. При этом победу одерживает тот, кто получает наибольшее число голосов. Тем самым учитывается федеральный принцип государственно-политического устройства. Каждому выборщику предписывалось взвесить все за и против и проголо­совать за тех кандидатов на пост президента и вице-президента, которых он считает наиболее подходящими. Конституция не связывала выборщиков обязательством проголосовать за конкрет­ного кандидата. Но постепенно по мере развития партийной си­стемы соображения квалификации были оттеснены на второй план партийной приверженностью выборщиков. Установилось прави­ло, по которому избранные выборщики обязаны были голосовать за определенного кандидата. В конечном итоге они превратились в партийных агентов, обязанных морально и политически под­держивать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и воз­можность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничи­вается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обес­печить стабильность и преемственность политического руковод­ства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, что­бы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Основные типы избирательной системы

Результаты выборов, определяющие победителей и побежден­ных, во многом зависят от типа избирательной системы. Сущест­вуют два ее основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного ок­руга избирается один депутат. Победителем на выборах счита­ется кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кан­дидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% го­лосов. Показательно, что не раз консервативная партия Велико­британии одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между лейбористской партией и либерал-социал-демократическим аль­янсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в за­конодательные собрания избирались от округов — по одному от каждого. Чтобы одержать победу, партия должна завоевать в ок­руге большинство голосов. Меньшинство оказывается непредставленным в законодательном собрании.

При мажоритарной системе большинство, полученное побе­дившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и отно­сительное. В первом случае победителем считается кандидат, за­воевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, когда ни один из кандидатов не по­лучает требуемого числа голосов, назначается второй тур выбо­ров, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре побе­дителем выходит уже кандидат, набравший относительное боль­шинство голосов, т.е., получавший больше голосов, чем все ос­тальные кандидаты каждый в отдельности.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Фран­ции, Японии.

Многие континентально-европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждо­го округа избирается несколько кандидатов, число которых рас­пределяется пропорционально количеству завоеванных партия­ми голосов. Здесь создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разде­лить их между партиями пропорционально завоеванным ими го­лосам. Если, например, одна партия получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2. Ес­ли три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, им предоставляется по одному месту. Однако если бы такой большой дистрикт был бы расчленен на 5 маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов всех избирателей, т.е. большинство (при условии, что если бы ее сила распределялась примерно равномер­но по первоначальному большому дистрикту). Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предо­ставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой, поощряет партии меньшинств и способствует сохране­нию многопартийной системы. В Америке, если кандидат не за­воевывает большинство, то он не получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате кандидат, набравший 51% го­лосов избирателей, получает все 100% голосов выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для полу­чения голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное количество голосов по всей стране, а геогра­фически концентрированную в каком-либо округе поддержку боль­шинства избирателей. А это означает, что если третья партия и одер­жит победу в том или ином округе, или даже штате, она все же останется местным явлением.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорци­ональная система. Так, в ФРГ одна половина состава бундеста­га избирается на основ мажоритарной системы в один тур, а дру­гая — на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, а сенат — на системе пропорционально­го представительства. При этом отмечено, что мажоритарная си­стема в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а ма­жоритарная в два тура — объединению партий в коалиции.

Контрольные вопросы

1. Какова роль института всеобщих выборов?

2. В чем суть избирательного процесса?

3. Что понимается под избирательной кампанией?

4. Порядок проведения избирательных кампаний.

5. В чем состоят роль и функции избирательной системы?

6. Какие существуют типы избирательной системы?

7. Перечислите основные механизмы и процедуры избирательного процесса.

Глава 10 ДЕМОКРАТИЯ В НЕЗАПАДНОМ МИРЕ

С середины 70-х годов с развертыванием революционных движений в странах Южной Европы — Греции, Испании и Португалии — против гос­подствующих там диктаторских режимов возникла своего рода волна де­мократического движения, прокатившаяся как будто через всю планету, включая и черную Африку. В 80-х годах наметилась тенденция к отступлению авто­ритарных и диктаторских режимов в различных регионах земного шара. Период конца 80-х—начала 90-х годов, совпавший с окончанием холодной войны и биполярного миропорядка, ознаменовался дальнейшей экспансией де­мократической политической системы, демократических институтов, цен­ностей, установок и норм. Впечатляющие изменения произошли в странах Латинской Америки. Поистине гигантским прорывом в этом направлении стал крах советского блока и реализация антитолитарных революций в Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза.

Феномен экспансии демократии

Обращение бывших коммунистических стран к Западу убе­дило многих в том, что на смену тоталитарным и авторитарным режимам повсюду приходит демократия, расширение и консо­лидация демократии стали господствующей и долговременной тенден­цией мирового развития. Для обозначения вновь появившихся режимов даже был изобретен специальный термин: новые демо­кратии.

На африканском континенте буквально за несколько лет по­сле 1989 г. господствовавшие там авторитарные или однопартий­ные режимы вступили в полосу глубокого кризиса и, казалось, демократия добилась внушительных успехов. В течение 1991-1992 гг. во многих африканских странах (Бенине, Буркина-Фасо, Камеруне, Капо-Верде, Конго, Кот-д'Ивуаре, Джибути, Мадагаскаре, Мавритании, Намибии, Нигере, Замбии, Гамбии, Гвинее, Кении, Сенегале) были проведены выборы на многопар­тийной основе. Хотя, надо признать, что в ряде стран, например в Мадагаскаре, Анголе и Кении, законность и честность выбо­ров были поставлены под сомнение, а в некоторых странах гос­подствовавшие ранее партии сумели сохранить власть и полити­ческий контроль. На Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Па­кистане и Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные органы власти. Аналогичные сдви­ги произошли в арабских странах — Йемене и Иордании, а так­же в Албании, Монголии и Непале. Подытоживая эти факты, ор­ганизация «Фридом Хаус», публикующая результаты ежегодного анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1972 г. в мире насчитывалось 42 свободные страны, то в 1991 г. их число возросло до 75.

В свете подобных фактов уже в 1989 г. появилась нашумев­шая в тот момент статья Ф.Фукуямы, который провозгласил окон­чательную победу западной либеральной демократии во всемир­ном масштабе и объявил о «конце истории».

Так ли это? Поиск ответа не этот вопрос поднимает массу кар­динальных проблем современного мирового развития, каждая из которых требует самостоятельного исследования. В их числе затронем лишь одну: сводятся ли процессы, происходящие в эко­номических, социальных, политических и иных структурах раз­личных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению сюда западных институтов, ценностей и идеалов? Являются ли эти процессы показателем пол­ной и окончательной победы Запада и западной цивилизации над остальной ойкуменой и соответственно свидетельством «конца ис­тории»? Или же мы имеем дело с более глубинными и сложны­ми вещами, а не просто с победой одного «изма» над другими?

Из изложенного выше можно убедиться в том, что в центре дискуссий и споров по данной проблематике стоит вопрос об экс­пансии демократии и перспективах ее утверждения во всемир­ном масштабе. Именно на этой теме концентрируется внимание в предлагаемых ниже рассуждениях.

Соотношение рыночной экономики и демократии

В этом аспекте вновь и вновь возникает вопрос о совмести­мости друг с другом западных и восточных культур и традиций, об их способности идти навстречу друг другу, дополнять друг дру­га. При любом угле зрения в фокусе внимания оказывается во­прос о совместимости принципов либерализма, демократии и ры­ночных отношений с основополагающими ценностями, нормами и установками восточных народов и культур. Особую актуальность этой проблеме в наших глазах придает то, что одним из существенных факторов, препятствующих демократическому переустройству политической системы страны, является отсут­ствие инфраструктуры рыночной экономики.

Поэтому неудивительно, что, рассматривая рыночную эконо­мику как необходимое условие утверждения и институционализации демократии, у нас не без определенных оснований зачас­тую проводят прямую аналогию между ними. И действительно, демократическое государство является гарантом существования и эффективного функционирования рыночных отношений и сво­бодной конкуренции, самого капитализма как социально-эконо­мической системы. Освобождая людей от внеэкономических форм принуждения, ликвидируя всякого рода сословные и но­менклатурные привилегии, демократия создает наилучшие ус­ловия для реализации экономической свободы индивидуально­го члена общества. Заключая рынок в рамки закона и порядка, делая его объектом правового регулирования, демократия при­звана обеспечить легитимность свободно-рыночных отношений. В этом смысле свобода есть функция нормально работающих ин­ститутов собственности и законности.

Во второй половине 50—60-х годов ряд исследователей на ос­нове сравнительного изучения процессов социально-политичес­кого развития в разных странах пришли к выводу, что уровень индустриализации и модернизации, совокупного общественного продукта на душу населения, грамотности населения и т.д. не­разрывно связан с политической демократизацией. Суть этого те­зиса предельно четко сформулировал С.М.Липсет: «Чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы эта нация стала демократической». И действительно, эко­номический рост и повышение совокупного национального до­хода на душу населения способствуют расширению круга состо­ятельных лиц и особенно среднего класса, росту образовательного уровня, появлению новых центров власти и влияния, расшире­нию возможностей для экономического выбора, возникновению более сложных взаимоотношений между гражданами страны и т.д. Показательно, что к началу 70-х годов Испания являлась единственной из 19 индустриально развитых стран с рыночной экономикой, в которой господствовал авторитарный режим.

Однако в 60—70-х годах ряд стран Латинской Америки и Вос­точной Азии с авторитарными режимами добились внушитель­ных успехов в сфере экономики, но не претерпели каких-либо значительных сдвигов в сторону политической демократии. Бо­лее того, имело место возрождение авторитаризма в ряде стран третьего мира, особенно в Латинской Америке. Это, естествен­но, поколебало тезис С.Липсета. Так, Т.Л.Карл и Ф.Шмиттер обос­новывали мысль о том, что экономический рост и более справед­ливое распределение благ следует рассматривать не как предпосылку, а, наоборот, как результат демократических пре­образований в политической сфере. Ряд авторов отстаивали мне­ние, согласно которому экономический рост лучше обеспечива­ется авторитарной властью, нежели демократической.

Но положение дел в этом плане заметно изменилось с сере­дины 70-х годов, когда, как говорилось выше, обозначился сдвиг в сторону демократизации целой группы стран в различ­ных регионах земного шара. Анализ опыта этих стран убедительно показывает, что более или менее жизнеспособные демократиче­ские режимы утвердились именно в благополучных с социаль­но-экономической точки зрения странах.

При всех возможных здесь оговорках очевидно, что эффек­тивно функционирующая демократия так или иначе связана с бо­лее или менее высоким уровнем экономического развития, оп­ределяющим такие важные параметры жизненных стандартов, как уровень урбанизации, потребление энергии, процент ВНП, идущий на здравоохранение, образование и науку, отсутствие резких социальных контрастов. Все это, как показывает опыт XX века, зависит от степени развития рыночных отношений. При этом необходимо учесть, что взятые сами по себе свободно-рыночные отношения при определенных условиях могут со­здать препятствия для эффективной реализации принципов плюралистической демократии, к подрыву или, по крайней ме­ре, ослаблению демократических норм и правил игры. Об этом не следовало бы забывать нашим политикам и представителям гуманитарных и социальных наук, особенно тем, которые пола­гают, что установление рыночных отношений автоматически при­ведет к утверждению демократических принципов в политиче­ской сфере.

Весь мировой опыт XX столетия убедительно свидетельству­ет, что нередко капитализм, хотя, возможно, и деформирован­ный, вполне совмещался с подлинно тираническими формами прав­ления. Не секрет, что при нацистском режиме в Германии, фашистском — в Италии, франкистском — в Испании диктатор­ские политические машины были созданы на капиталистической в своей основе инфраструктуре, хотя она и была подчинена все­могущему государству.

Наиболее свежий пример такой амальгамы дает пиночетовский режим в Чили. Как известно, в сентябре 1973 г. генерал А.Пиночет пришел к власти на штыках мятежной армии, недо­вольной социальными преобразованиями социалиста С.Альенде, которые в определенной степени шли вразрез с интересами де­ловых кругов страны. Пиночет и возглавляемая им военная хунта в полном объеме (насколько это было возможно в чилий­ских условиях) восстановили привилегии имущих слоев населения. Более того, привлекли в качестве архитектора экономики стра­ны одного из решительных сторонников рыночных отношений и жестких форм монетаризма М.Фридмана. Пиночетовский режим — наиболее наглядный пример, свидетельствующий о том, что капитализм и рыночные отношения необходимые, но недо­статочные условия для утверждения политической демократии. А мало ли было и сейчас еще существует режимов, в которых авторитаризм в политике органически сочетается с рыночной эко­номикой?

Признание неудачи плановой экономики и предпочтение рынку и демократии не должны привести к забвению, что зна­чение этих категорий варьируется от страны к стране. Неудача реформ Горбачева и одновременный успех экономических пре­образований в ряде азиатских стран, особенно в Китае, воочию свидетельствуют о необоснованности тезиса, согласно которому утверждение рыночной экономики предполагает в качестве сво­его предварительного условия утверждение демократии. На пер­вый взгляд, парадокс состоит в том, что в последние годы наи­более успешным переход к рыночной экономике был при авторитарных режимах. Можно со всей ответственностью утверж­дать, что рыночная экономика в принципе совместима со всеми политическими режимами.

Иначе говоря, безоговорочно отождествляя понятия «ры­нок» и «демократия», забывают о том, что рынок и демократия не всегда и не обязательно идут рука об руку. Либерализм, в том числе и экономический с его апологией свободной конку­ренции, самым тесным образом связан с демократией. Но все же демократия не сводится к либерализму. Если либерализм, взя­тый сам по себе, базируется на идеях приоритета и самоценно­сти отдельно взятой личности, ее основополагающих правах и свободах, то демократия предполагает суверенитет или верхо­венство народа, политическое равенство всех граждан, приори­тет воли большинства. С определенной долей упрощения мож­но сказать, что либерализм отдает предпочтение свободе перед равенством, а демократия — равенству перед свободой. В послед­ние десятилетия XIX—XX вв. произошло органическое слияние этих двух начал — либерализм, равно как и другие течения об­щественно-политической мысли, интегрировал в себя идеи, прин­ципы и ценности демократии. Более того, в современных усло­виях либерализм в значительной мере пронизан социальным началом и его ни в коем случае нельзя отождествлять ни с классическим либерализмом, ни с сегодняшним экономическим либерализ­мом чикагской школы. Тем более нельзя отождествлять с эти­ми последними демократию. Так что же понимается под демо­кратией?

Демократия как народовластие

Необходимо иметь в виду следующий весьма важный, но не всегда учитываемый момент. Как известно, термин «демократия» в дословном переводе с древнегреческого языка означает «наро­довластие», или «власть народа». В этом смысле важнейшим при­знаком демократии является признание народа каждой кон­кретной страны носителем верховной власти. Причем разные народы могут по-разному трактовать содержание и формы этого народо­властия. Имеются существенные разночтения в понимании де­мократии в античном мире и на современном Западе. Почему мы должны исключить разное ее понимание в разных культурах и у раз­ных народов в наши дни? Чтобы положительно ответить на этот вопрос достаточно взглянуть на политическую карту Западной Европы и Северной Америки, где базовые демократические цен­ности и принципы получили практическое воплощение в разно­образных политических режимах, соответствующих националь­но-культурным, историческим и иным традициям стран и народов региона. Почему же нельзя допустить, что народовластие у на­родов и стран других регионов, в том числе и России, может иметь иное содержание, иные параметры и конфигурацию, чем, ска­жем, у американцев, французов, англичан и др.?

Демократия продемонстрировала способность приспосабливать­ся к самым различным национально-культурным условиям. Но при этом особо хочется подчеркнуть, что привитие и институционализация демократических форм политической самоорга­низации общества на той или иной национальной почве отнюдь не может сводиться к механической трансплантации готовых форм, принципов и институтов западной демократии. Существуют нор­мы, ценности и институты, которые в силу своей исторической и политико-культурной специфики не могут быть воспроизведе­ны в чистом виде вне их первоначального контекста. В массиве национального сознания каждого народа имеются базисные, врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, ха­рактер данного народа, и они не могут не накладывать родовую печать на его политическую систему. Перспективы модерниза­ции и демократизации в значительной степени зависят от состо­яния сознания народа, степени его готовности принять и реали­зовать основные принципы и нормы рынка и политической демократии. Иначе говоря, необходимо, чтобы каждый народ со­зрел для соответствующих форм и механизмов политической са­моорганизации. А это вещи, достигаемые в результате длитель­ного исторического опыта.

Напомню в этой связи, что формирование и институционализация рыночной экономики и особенно политической демокра­тии на самом Западе заняли несколько веков. Основными пово­ротными пунктами этого длительного процесса стали Английская буржуазная революция середины XVII в., так называемая слав­ная революция 1688 г., война за независимость США 1776—1783 гг.. Великая французская революция конца XVIII в. и серия буржуазных революций середины XIX в. Если в США республиканский строй с либерально-демократическими инсти­тутами сформировался в конце XVIII в., то во Франции он окон­чательно сформировался только в конце XIX в. Что касается Ита­лии и Германии, то здесь демократия окончательно утвердилась только после второй мировой войны, а в трех южноевропей­ских странах — Греции, Португалии и Испании — с середины 70-х годов. В Восточной же Европе дорогу демократизации от­крыли антитоталитарные революции конца 80-х годов и развал Советского Союза в 1991 г.

Демократия может утвердиться и институционализировать-ся на конкретной национальной почве лишь в том случае, если общепринятые демократические ценности и нормы станут пове­денческими установками большинства населения. Но чтобы стать действительным демократом в собственном смысле слова, человек должен родиться, вырасти, социализироваться в соответ­ствующей социокультурной среде. Природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной куль­турой, традицией, с чем-то таким, что вызывает в нем гордость за собственный язык, собственную символику. Западные образ­цы государственности базируются на гражданском обществе, в основе которого лежит принцип приватности и раздельности между разнообразными, зачастую конфликтующими частными интересами. Идея демократии в ее евроцентристском понимании зиждется на постулате, согласно которому индивид важнее груп­пы. Иное дело на Востоке. Если на Западе более актуален вопрос об индивидуальных правах и свободах, то в большинстве восточ­ных стран приоритет отдается групповым правам и интересам. Но правомерно ли на этом основании утверждать, что демокра­тический путь развития противопоказан этим странам?

Правильный ответ на этот вопрос предполагает поиски отве­тов на целый ряд других вопросов. Прежде всего важно опреде­лить, что мы конкретно понимаем под демократией и совмести­ма ли она с коллективистским, солидаристским, групповым и иным началами, ассоциируемыми с Востоком, а с определен­ными оговорками и с Россией.

Совместима ли демократия с незападными культурами?

Здесь следует подчеркнуть, что в принципе некорректно рас­сматривать восточные культуры как исключительно коллекти­вистские, а западные — как исключительно индивидуалист­ские, при этом ассоциируя первое начало исключительно с пассивностью и застоем, а второе — преимущественно со спо­собностью к развитию. Как представляется, коллективистское и ин­дивидуалистическое начала, взятые сами по себе, присутствуют во всех культурах, как в восточных, так и западных, но выра­жаются и проявляются они с разной интенсивностью. В этом смыс­ле можно говорить лишь о преобладании (а не о полной моноплии или об отсутствии) в том или ином регионе или стране того или иного начала.

Но дело не только и в этом. Если вникнуть в сущность цен­ностей, норм и установок демократии, то обнаружится, что в них в принципе отсутствует какое бы то ни было противопоставление коллективизма индивидуализму, солидаризма эгоизму, государ­ственного вмешательства рыночному началу. В этом контексте немаловажный интерес для нас представляет опыт Японии и неко­торых других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

По сей день не затихают дискуссии относительно того, насколь­ко укоренилась демократия в Японии и можно ли назвать институционализировавшуюся там политическую систему демократией в общепринятом смысле данного слова. Это во многом объясняется характерным для японской демократии националь­ным колоритом, который действительно отличает ее от западных моделей демократии. Более того, констатируя ее историческое сво­еобразие, специалисты говорят о существовании «демократии япон­ского типа», которая представляет собой некий гибрид, воз­можно, превосходящий оригинал, т.е. западную модель, по своей жизнестойкости и продуктивности.

Анализ сущностных характеристик национального сознания народов Японии и других стран АТР свидетельствует о том, что в самой базовой ткани их менталитета присутствуют те элемен­ты, которые при соответствующих условиях готовы к восприя­тию и воспроизводству ценностей и отношений рынка и полити­ческой демократии.

Остановимся на некоторых из них. Как показывают многие исследования, в отличие от иудео-христианской и исламской традиций, которые основываются на вере в единого трансцендент­ного бога, ценностные системы в японской и китайской тради­циях характеризуются преимущественной ориентацией на посюсторонние проблемы. К тому же как конфуцианству, так и буд­дизму чужд монотеизм, что делало их в сущности открытыми ве­роисповедными системами, хотя буддизму не чужда вера в транс­цендентную божественность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.