Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 15 страница




Показательно, что в индустриально развитых демократиче­ских странах средний гражданин в повседневной жизни при нормальных условиях лишь спорадически соприкасается с госу­дарством, зачастую имея весьма смутное представление о поли­тических событиях, происходящих в «коридорах власти» и «сто­лицах», за пределами своей общины, деревни, городка. Более того, для него государство нечто отдаленное, чуждое, вмешательство которого в частные дела нежелательно. Например, значительной части американцев присущи недоверие и даже неприязненное от­ношение к государству, государственным институтам и отожде­ствляемой с ними политике вообще. Общеизвестен и тот факт, что американцы отдают предпочтение правительствам штатов пе­ред федеральным правительством, органам местного правитель­ства перед правительствами штатов, семье, общине и индивиду перед обществом в целом.

Либерально-демократическая система включает принцип «со­гласия не соглашаться» с мнениями и позициями других членов или групп общества. «Недостаточно иметь охрану только от правительственной тирании,— писал Дж.С.Милль,— но необ­ходимо иметь охрану и от тирании господствующего в обще­стве мнения или чувства, от свойственного обществу тяготе­ния, хотя и не уголовными мерами, насильно навязывать свои идеи и свои правила тем индивидам, которые с ним расходят­ся в своих понятиях... Есть граница, дальше которой общест­венное мнение не может законно вмешиваться в индивидуаль­ную независимость; надо установить эту границу, надо охранять ее от нарушений — это также необходимо, как не­обходима охрана от политического деспотизма». «Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм»,— утверждал Милль. И, действительно, где нет свободы несогласия или гос­подствует принцип единогласия, там нет и не может быть демо­кратии, независимо от того, как она называется — «народной», «либеральной», «буржуазной», «социалистической».

В этом смысле демократии близки принципы критического рационализма, особенно готовность выслушивать критические ар­гументы и учиться на опыте, руководствуясь принципом: «Я мо­гу заблуждаться, прав можешь быть ты, и вместе мы, возмож­но, нападем на след истины». При таком подходе при решении сколько-нибудь значимых проблем в идеале отвергается волевое навязывание позиций одной части общества другой его части. С дан­ной точки зрения существенным признаком демократии как формы правления большинства является соблюдение интересов и прав меньшинств. Это, в частности, выражается в наличии ло­яльной и конструктивной оппозиции в качестве законного парт­нера в демократическом процессе. Терпимость в отношении эле­ментов, которые отвергают фундаментальные принципы демократии и ее право на существование, не может быть прием­лема, поскольку они представляют угрозу самому существованию демократии. Само собой предполагается соблюдение и правитель­ством и оппозицией «правил игры», суть которых состоит в об­щепринятом согласии на мирную передачу власти от одной (по­бежденной) партии другой (победившей) в ходе избирательного процесса, ротацию власти на всех уровнях и т.д. Различным не­зависимым как от государства, так и друг от друга организаци­ям, ассоциациям, иным заинтересованным группам на законных основаниях предоставляются конституционные гарантии мирной конкуренции за доступ к власти.

Особо важное значение имеет то, что в отличие от тоталитар­ной и авторитарной моделей, где сила занимает статус prima ratio, т.е. первого, или главного аргумента, призванного решать воз­никающие в обществе конфликты путем нанесения противной сто­роне поражения, в демократической модели сила отодвинута на задний план и оставлена про запас в качестве ultima ratio, т.е. последнего аргумента, используемого только в случае необходи­мости, а конфликты разрешаются путем соглашений, компромис­сов, судебных разбирательств.

Недостатки и достоинства демократии

Демократия в значительной мере представляет собой меха­низм или средства решения возникающих в обществе проблем. В этом смысле главное ее предназначение состоит в создании при­емлемых для большинства людей рамок и механизмов разреше­ния конфликтов. Поэтому в процедурах демократии важное ме­сто занимает определение источников конфликта и его субъектов. Поскольку демократия — это процесс, в котором участвуют раз­нообразные силы, ее ни в коем случае нельзя свести к какому бы то ни было одному цвету, одному «изму». Самое главное со­стоит в том, чтобы при любых путях и средствах реализации ос­новополагающих принципов демократии последние были со­блюдены.

Здесь уместно привести весьма удачную аналогию П.И.Новгородцева. Дав одной из своих статей название «Демократия на распутье» (заимствовано у английского исследователя Дж. Гирн-шоу — автора одноименной книги), он объяснял суть данного по­нятия так: «Поскольку демократия есть система свободы, есть система политического релятивизма, для которого нет ниче­го абсолютного, который все готов допустить, всякую полити­ческую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы,— она и есть всегда распутье: ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не за­прещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относительности, терпимости, широчайших допуще­ний и признаний». В этом сила, жизнеспособность и одновременно слабость демократии. В стремлении же избавиться от заложен­ных в ней слабостей, исправить, заменить формальную демокра­тию «сущностной», «социальной» или иными формами «истин­ной» демократии имманентно присутствует опасность тотализации путем слияния общества и государства и соответственно унич­тожения самой демократии.

Не случайно Ж.Ж.Руссо, который говорил об освобождении человека, обеспечении его безграничной свободы путем стирания границ между управляющими и управляемыми, некоторые ав­торы не без определенных оснований причисляют к духовным пред­течам тоталитаризма. «Каждый из нас,— провозглашал Руссо,— отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руковод­ство обществами, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». При такой постановке вопроса не существует места каким бы то ни было оппозициям правящему большинству, равно как и места подчинения управляемым уп­равляющим. Властвует абстрактная общая воля, которой долж­ны подчиняться и те, и другие. «Если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле,— утверждал Руссо,— то он будет при­нужден к повиновению всем политическим организмам; а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным». Однако, как справедливо отмечал германский политолог И.Изен-зее, принуждение к «истинной свободе приведет к тому, что в ра­дикальной демократии тюрьма будет называться «Libertas».

Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противника­ми демократии, предупреждали о ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в ти­ранию. Продолжая эту тенденцию, И.В.Гете писал: «Ничто так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из куч­ки сильных лидеров, из плутов, которые приспосабливаются, из сла­бых, которые ассимилируются, и из массы, которая движет­ся за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет».

Подобных не совсем лестных оценок деятельности демокра­тии выдающимися мыслителями прошлого множество. Но доста­точно отметить, что опыт XX в. в целом подтвердил правоту А. де Токвиля, предупреждавшего о таящихся в демократии опасностях для свободы, возможностях «тирании большинства», которая может быть не менее, если не более жестокой, чем ти­рания немногих или одного. Здесь уместно отметить, что А. де Токвиль был одним из тех, кто рассматривал развитие государственно-политических систем по пути демократии как неизбеж­ную закономерность. Комментируя эту мысль, П.И.Новгородцев писал в 1923 г.: «В странах, испытавших эту форму (демокра­тию.— К.Г.) на практике, она давно уже перестала быть пред­метом страха, но она перестала быть и предметом поклоне­ния. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое зем­ное установление, она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить». Разумеет­ся, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки она самая лучшая и самая гуманная форма прав­ления из всех до сих пор известных. У.Черчилль как-то говорил, что «демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных».

Демократическая форма правления действительно характери­зуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффектив­ную и вместе с тем более соответствующую воле большинства чле­нов общества и одновременно духу свободы личности форму правления. Достоинства демократии могут быть сомнительны, но по­роки диктатуры самоочевидным. Очевидны относительность, вре­менная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсег­да разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию. Демократия есть прежде всего фундаментальная установка, своего рода шкала ценностей, опре­деленная концепция человека и его места в обществе.

В некотором смысле демократия представляет собой также об­раз жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о ра­венстве всех людей перед законом и праве каждого члена обще­ства на жизнь, свободу и частную собственность. Очевидно, что демократия предполагает определенные условия для своего ут­верждения и нормального функционирования. Важно, чтобы каждый человек сознавал не только пределы своих интересов и прав, но также пределы своей ответственности и обязанности к само­ограничению. А это вещи, приобретаемые в результате длитель­ного исторического опыта. «Если демократия открывает ши­рокий простор свободной игре сил, проявляющихся в обществе,— писал П.И.Новгородцев,— то необходимо, чтобы эти силы под­чиняли себя некоторому высшему обязывающему их началу. Сво­бода, отрицающая начала общей связи и солидарности всех чле­нов общения, приходит к самоуничтожению и разрушению основ государственной жизни».

Несмотря на большую по сравнению с другими моделями по­литической системы сложность демократии, ее выживаемость во многом зависит от того, насколько ее принципы и механизмы до­ступны пониманию среднего человека, от того, что избиратели подразумевают под подлинной демократией. Сущность демокра­тии в политических, социальных и экономических проявлени­ях определяется ее возможностями как морального и духовного фактора, детерминирующего общественное сознание. Демократи­ческая форма правления сохраняет жизнеспособность и эффек­тивно функционирует в силу активного участия граждан в делах общества, обеспечения высокого уровня информации о состоянии общественных дел и широко распространенного чувства граждан­ской ответственности. Что касается современных условий пар­ламентской демократии,— всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, то очевидно, что ни одно прави­тельство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Здесь немаловажное значение имеют состояние умов общества, социально-психологический климат, общественное мнение. В этой связи показательно, что, несмот­ря на различия — порой существенные — по широкому спект­ру идей и концепций общественного и государственно-политиче­ского устройства, большинство политически активного населения стран Запада разделяет идеи конституционализма, индивидуа­лизма, свободы вероисповедания, свободы слова и печати.

Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпо­сылки для признания каждой из противоборствующих сторон «за­конности» существования разнообразных конфликтующих друг с другом интересов, группировок, партий. В этом контексте важно подчеркнуть, что стабильность в обществе и обеспечение такой законности имеют мало шансов, когда политические про­тиворечия совпадают с мнениями социального, религиозного, куль­турного, расового, этнонационального или иного разделения в обществе. Стабильность демократии особенно эффективно обес­печивается в том случае, если главные политические партии име­ют сторонников среди различных слоев и групп населения.

Конституционные основания демократии

Демократический характер политической системы опреде­ляется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует гражданские сво­боды и права человека, плюрализм, договорную систему и прин­цип представительства. Важное значение для развития демокра­тической теории имели формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений на политическую власть, ограни­чений, требуемых для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага. Первоначаль­но эти ограничения носили чисто личностный и духовный ха­рактер. Правитель считался наместником самого бога и в си­лу этого не имел права делать нечто такого, что противоречило бы воле всевышнего. Этот внутренний запрет составлял могу­щественный стимул до тех пор, пока правители добровольно при­нимали моральные императивы традиций, обычного права, ве­ры, учения церкви и др. Однако постепенно стала очевидна необходимость также более или менее четко очерченных внеш­них ограничений. Средневековая идея договора между народом и правителем действовала довольно эффективно. В случае на­рушения этого договора правитель в теории переставал быть ко­ролем и превращался в тирана и тем самым народ оказывался вправе не подчиняться его власти.

Некоторые политические мыслители (например, Исидор Севильский) считали, что правитель должен быть ограничен соб­ственными законами. Принцип римского права в тот период интерпретировался как средство, с помощью которого народ ут­верждает своего правителя и устанавливает четко очерченные рам­ки, в которых правитель вправе действовать. Здесь можно обна­ружить первые зародыши идеи конституционного правления, впоследствии ставшей одной из несущих конструкций демокра­тической теории.

Принцип конституционного правления, который прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции, стал в не­котором роде материальным воплощением идеи ограничения действий верховной власти в рамках народного согласия. Но что же такое конституционное правление и конституция? Говоря о «кон­ституции государства», Аристотель имел в виду его сущностное содержание, или структуру. В аналогичном духе говорилось о «конституции человека». В таком широком смысле любое го­сударство имеет свою «конституцию». У древних греков консти­туция (Politea) означала форму правления, следовательно, счи­талось, что все шесть форм правления, которые выделял Арис­тотель, имели конституции.

История все же отдала предпочтение иному пониманию кон­ституции и конституционализма. Здесь уместно отметить и сле­дующий момент. Великая хартия вольностей, принятая еще в 1215 г. и входящая в число действующих конституционных ак­тов Великобритании, является писаным документом. Такие пар­ламентские акты, как законы о реформах 1832, 1867 и 1884 гг., которые расширили право голоса граждан Великобритании, представляют собой писаные статусы и равнозначны по своей зна­чимости конституционным положениям.

Конституция, независимо от формы, включает принципы организации, законы, правила, нормы, регулирующие деятель­ность государства. В узком смысле, когда говорят, например, о кон­ституционном режиме, то имют в виду, что этот режим или пра­вительство подлежит определенным ограничениям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не про­извольно, по своему усмотрению. Под «конституционализмом» понимается также комплекс теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы.

С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности властителя. Именно в силу того, что суверен во всех странах ставился выше закона, стала неизбежна революция, призванная подчинить его закону и создать законодательные со­брания, в той или иной форме и степени представляющие волю народа. Отсюда появление в ходе французской революции 1789 г. и особенно революций 1848 г. «писаных» конституций на евро­пейском континенте.

Главная идея конституции — это разделение и ограниче­ние власти для оптимального обеспечения свободы. Заслугу от­цов-основателей американской конституции лорд Дж. Эктон ви­дел в том, что им удалось решить проблему, которая веками волновала многих политических философов и мыслителей. Суть этой проблемы состояла в следующем: как наделить го­сударство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффек­тивность управления, и в то же время ограничить эти полно­мочия, для того чтобы исключить незаконное ущемление граж­данских свобод.

Конституция определяет горизонтальное и вертикальное рас­пределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти, фиксируя, какие органы или ветви осуществляют соот­ветственно законодательные, исполнительные и судебные функ­ции, как они формируются, как взаимодействют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены пра­вительства, взаимодействия правительства и оппозиции, приня­тия политических решений и др.

В этом пункте вопрос о конституционализме соприкасает­ся со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правитель­ство — это по своей сути демократическое правительство. Поч­ти все писаные конституции содержат декларацию относитель­но основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, а также относительно того, как они свя­заны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет писаной кон­ституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, а традицией и обычаем утверждаются их преро­гативы и рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть «краткой и туманной», отражает ре­альности эпохи, в которой конституции являются сводами пра­вил с широкими потенциальными возможностями для злоупо­треблений.

В современных условиях жизнеспособность конституции из­меряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов влас­ти, как суды, законодательные собрания, исполнительные орга­ны, политические партии и др. Конституция обеспечивает необ­ходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка.

Любая конституция, заслуживающая это название, включает в себя следующие основополагающие положения: верховенство закона, конституционные права, реализация которых обеспечи­вается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политиче­ской борьбы. Демократическая конституция выполняет три ос­новополагающие функции: выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксацию определен­ной формы правления; предоставление и одновременно ограни­чение властных полномочий правительства.

Например, английская конституция (большей частью непи­саная) представляет собой по сути общую сумму властных пол­номочий, которыми, как считает палата общин, выступающая в качестве представителя народа, она владеет в рамках доктри­ны о полновластии парламента. Эта «сумма» меняется в зависи­мости от конкретного периода. Конституция же федеральной рес­публики (например, США) включает сумму определенных властных прерогатив, от которых составляющие республику штаты отказались и передали центральному правительству. Штаты также приняли собственные конституции, в соответствии с которыми они пользуются суверенитетом и всей полнотой вла­сти во всех вопросах, кроме тех, решение которых они делеги­ровали центральному правительству. Унитарные государства име­ют конституции, представляющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, что оставляет широкое поле для маневра законодательной и ис­полнительной ветвям власти.

Конституция фиксирует фундаментальные принципы поли­тического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конститу­ционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассма­тривать как своеобразную узду на политическую власть, призван­ную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. В таком контексте конституция дополня­ет существующие в обществе противовесы власти, такие как об­щепринятые морально-этические правила и нормы, системы ценностей, промежуточные институты (семья, община, церковь, заинтересованные группы и др.).

Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный камень конституционализма, и поэтому та или иначе система ограниче­ний занимает центральное место в любой конституции, заслужи­вающей это название. Утверждение тех или иных специфичес­ких путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив высших органов вла­сти и фиксированные процедуры, по которым оно действует.

Либерально-демократические режимы

Разобрав основные параметры и принципы либерально-демо­кратической политической системы, перейдем теперь к анали­зу основных режимов этой системы. Выше уже говорилось о том, что классификация либерально-демократических режимов про­изводится исходя из характера разделения властей, конфигура­ции государственных институтов, их функций и др. Как отме­чалось ранее, по данному признаку различаются парламентский, президентский, смешанный президентско-парламентский режи­мы. С этой точки зрения особенно бросается в глаза роль, кото­рую играют глава государства и глава правительства.

В парламентском режиме глава государства — это, по сути дела, титулярный церемониальный руководитель страны, кото­рый символизирует суверенитет и величие государства. Он зани­мает первое место в иерархии церемониальных, почетных рангов и выполняет ряд особых задач в области внешней и внутренней политики. Он может носить официальный титул короля или ко­ролевы в конституционных монархиях, как в Швеции, Норвегии, Великобритании, Бельгии, Дании, Голландии, Испании и др., или президента в президентской или парламентской республике, как в США, Франции, Германии, Италии и т.д. Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы государства при парламент­ской форме правления проявляется, в частности, в том, что он из­бирается в большинстве случаев не в ходе всеобщего прямого го­лосования, а специально уполномоченными органами, например парламентом. Так, президент ФРГ избирается особым собранием, одна половина которого формируется из депутатов бундестага, а дру­гая — из представителей земельных парламентов. Что касается конституционных монархий, то там глава государства — мо­нарх — получает власть по наследству.

Центральную роль в парламентском режиме играет парламент. Он занимает привилегированное положение по отношению к дру­гим органам государственной власти. Прототип парламента как органа сословного представительства возник еще в ХIII в. в Ан­глии. Но реальное значение парламент как самостоятельная ветвь государственной власти (законодательной и представи­тельной) приобрел после социально-политических революций XVII—XIX вв. Ныне парламент и парламентаризм стали неотъ­емлемыми структурными и функциональными элементами по­литической системы либерально-демократического типа.

В разных странах для обозначения законодательного и пред­ставительного органа власти применяются разные названия. «Парламент» как собственное наименование высшего представи­тельного органа власти применяется в Великобритании, Италии, Японии, Канаде, Бельгии, Индии и других странах. В США и стра­нах Латинской Америки он называется конгрессом, в Шве­ции — риксдагом, Финляндии сеймом, в России — Федеральным Собранием и др.

В государствах с федеративной формой государственного ус­тройства парламенты, как правило, строятся по двухпалатной си­стеме (США, Канада, ФРГ, Австралия, Россия и др.). Причем ниж­ние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты образуются путем прямых выборов. Верхние же палаты в разных странах образуются по-разному: в США, Ита­лии и некоторых других странах на основе прямых выборов, в ФРГ, Индии,— путем непрямых, многоступенчатых выборов, причем в ряде стран (Великобритания, Канада) часть их членов занима­ет места в порядке наследования или назначения.

Важное значение имеет независимость членов парламента. Первоначально парламент был создан в качестве не только проти­вовеса правительству, но и в роли инструмента представительст­ва граждан. Сам факт, что депутаты парламента избираются, на­деляет их значительной долей независимости в отношении правительства. Он не зависит от последнего как в плане выдвиже­ния кандидатов на выборах, так и в плане отзыва или увольнения, за исключением тех случаев, когда правительство вправе распус­тить парламент и назначить новые выборы. Чтобы стать депута­том и сохранить за собой эту должность, члену парламента доста­точно обеспечить себе доверие и поддержку избирателей своего избирательного округа. В этом контексте особо важное значение име­ет то, что депутаты парламента избираются прямым всеобщим го­лосованием и выступают в качестве выразителей народного суве­ренитета. Их независимость проявляется, в частности, в том, что на них распространяется парламентский иммунитет, согласно ко­торому в пределах своей деятельности они пользуются принципом неприкосновенности. В случае совершения тем или иным депута­том уголовно наказуемых преступлений для его привлечения к уго­ловной ответственности требуется специальное решение парла­мента, лишающие его иммунитета и статуса неприкосновенности.

Для организации своей деятельности парламент создает ряд органов и выбирает должностных лиц (председателя, спикера, их заместителей, секретарей и т.д.). Среди них важное место зани­мают различные комитеты и комиссии, которые, как правило, составляются из членов всех представленных в парламенте пар­тий пропорционально их численности. В функции парламента вхо­дят разработка и принятие законов, принятие государственного бюджета, ратификация международных договоров, избрание ор­ганов конституционного надзора и др. В странах, где предусмот­рена ответственность правительства перед парламентом, послед­ний формирует правительство и контролирует его деятельность. Если глава государства всего лишь церемониальный руководи­тель, то глава правительства — главный активный политичес­кий руководитель страны. В разных странах он называется по разному: премьер-министр, премьер, председатель совета мини­стров. Ему принадлежит главная роль в формировании полити­ки и руководстве правительством. Что касается самого правитель­ства, то его формирует та партия, которая обладает большинством в парламенте и несет перед ним ответственность.

Самого главу правительства тоже назначает, по крайней ме­ре формально, парламент. Главная задача парламента — форми­рование правительства. Именно в ходе парламентских выборов выясняется, какая партия или коалиция партий будет формиро­вать правительство. Типичный образец парламентского режима дает ФРГ. Здесь вся полнота законодательной власти передана законодательному собранию, или парламенту в лице бундестага. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бунде­стаг не только формирует правительство, но и выбирает главу пра­вительства — канцлера. Причем фракция партии большинства играет активную роль в работе правительства, в принятии им от­ветственных решений. Само правительство формируется из чис­ла депутатов парламента, представляющих партийные фракции парламентского большинства. В состав кабинетов министров, как правило, не приглашаются беспартийные специалисты.

Сильными позициями обладает исполнительная власть в пар­ламентской форме правления в Великобритании. Здесь партия, победившая на парламентских выборах, становится правящей и фор­мирует правительство, а вторая образует «официальную оппози­цию ее величества», ожидая своей очереди для победы на сле­дующих выборах. Премьер-министр, избираемый партией большинства в парламенте, обладает довольно широкими полно­мочиями. Причем правительство вправе осуществлять далеко иду­щие изменения в обществе, такие, например, как национализа­ция ряда ведущих отраслей экономики (при правительстве лей­бористов) или денационализация и реприватизация тех или иных отраслей (при консервативном правительстве М.Тэтчер).

Нередко в парламентских республиках высший законода­тельный орган по тем или иным причинам может быть распущен досрочно. При этом назначаются внеочередные выборы. Здесь важ­но отметить и то, что при парламентском режиме правительст­во не всегда формируется партией, завоевавшей наибольшее чис­ло голосов. Так, в ФРГ, Австрии, Ирландии, Норвегии, Швеции не раз правительство возглавляла партия, занявшая по числу за­воеванных на выборах голосов второе место и вступившая при этом в коалицию с какой-либо небольшой партией. Ценой такого положения может стать нестабильность правительства, его зави­симость от колебаний позиций входящих в коалицию мелких пар­тий. Так, переход в 1972 г. из социал-либеральной правительст­венной коалиции восьми депутатов в оппозиционный лагерь создал в бундестаге ФРГ своеобразную патовую ситуацию и при­вел к необходимости его роспуска и проведения досрочных пар­ламентских выборов. В 1982 г. выход из правительственной ко­алиции небольшой фракции свободно-демократической партии обеспечил возможность создания правоцентристского блока во гла­ве с ХДС/ХСС и привел к досрочным парламентским выборам 1983 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 289 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2286 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.