Характерной особенностью развития русской литературы 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих произведений как церковной, так и светской литератур, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг политического, религиозного и культурного центра Москвы. Путём объединения памятников местных областных литератур, их идейно-стилистической переработки создаётся единая общерусская литература, приобретающая общегосударственное, политическое значение. Колоссальная работа по собиранию церковной письменности, её стилистической и идеологической обработке была проделана по инициативе и под руководством митрополита Макария.
«Великие Четьи-Минеи». В Новгороде Макарий начал собирать все святые книги. В Москве он созывает два церковных собора по канонизации мнимо чтимых святых. Оба собора канонизировали 40 святых. Этот акт имел важное политическое значение, способствуя идеологическому укреплению авторитета светской и церковной власти.
Общерусские летописные своды. Воскресенская летопись: история Руси с момента образования Киевского государства до 1541 г., нет стилистического единства. Никоновская летопись: придано стилистическое единство.
Степенная книга. Попытка систематического прагматического изложения истории Русского Московского царства в форме генеалогической преемственности от Рюрика до Ивана Грозного. Излагается в форме агиобиографий его правителей по степеням родства. И Степенная книга, и летописные своды исполняли роль официального исторического документа.
«Домострой». Составление приписывается попу Сильвестру. Регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни (рекомендует один метод – палку). Это первая «Энциклопедия домашнего хозяйства». Его ценность – в широком отражении реальных особенностей русского быта и языка 16 столетия.
Упорядочению церковной и нравственной жизни был посвящён специальный «Стоглавый» церковный собор.
«История о Казанском царстве». Это связное историческое повествование, пронизанное единой историко-публицистической концепцией. Здесь возвеличивается Московское царство и его правитель: вся история Казани рассматривается как история постепенного усиления её зависимости от Москвы. Центральный герой – Иван Грозный, личность которого даётся в ореоле военной и царской славы. Но при этом автор подчёркивает храбрость не только русских воинов, но и их врагов – казанцев. Также в «Истории» отводится большое место изображению внутреннего психологического состояния её персонажей.
«Сказание о киевских богатырях». Оригинальная литературная обработка устно-поэтического былинного сюжета. Свидетельствует о развитии новых тенденций в повествовательной литературе 16 в., об усиливающемся проникновении в неё фольклора, её демократизации, а также об отходе от исторических сюжетов и стремлении к эпическим обобщениям и занимательности.
31. «Повесть о Петре и Февронии»: особенности жанра, образ центральной героини.
Создана в середине 16 в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.
Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 в. Однако вокруг этих имён был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести. С устно-поэтической народной традицией связан образ Февронии. На первый план выдвигается её необычайная мудрость. Она «одерживает» победу над слугой князя Петра, и над самим Петром, состязаясь с ним в мудрости. Также Феврония согласна уврачевать язвы Петра при одном условии – стать его женой. Подобно героиням русских народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за своё счастье. До конца дней она свято хранит свою любовь к мужу. По требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое дорогое – своего супруга.
Характер центральной героини в повести дан весьма многогранно. Дочь крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силой ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с неизменным постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Её чудесный обаятельный образ заслоняет собою фигуру князя Петра.
В повести намечена тема социального неравенства. Бояре обвиняют Февронию в нарушении порядка: она неподобающим княгине образом ведёт себя за столом. Повесть резко осуждает своеволие боярства. Бояре не хотят, чтобы Феврония господствовала их жёнами.
Характерная особенность повести – отражение в ней некоторых деталей крестьянского и княжеского быта.
Агиографические элементы не играют существенной роли. В повести отсутствуют характерные для жития описания благочестивого происхождения героев. Весьма своеобразны и те «чудеса», которые совершает Феврония: собранные ею со стола хлебные крошки превращаются в фимиам (таким образом обвинение, возведённое на неё боярами, отводится), а маленькие деревца наутро превращаются в большие деревья (символ животворящей силы любви и супружеской верности). Утверждением этой силой и отрицанием монашеского аскетического идеала служит также посмертное чудо: после смерти их тела оказываются в одном гробу.
Ореолом святости окружается не аскетическая монашеская жизнь, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. Таким образом, «Повесть о Петре и Февронии» принадлежит к числу оригинальнейших высокохудожественных произведений дрл, ставивших острые социальные, политические и морально-этические вопросы. Это подлинный гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви. Начальная стадия развития жанра светской бытовой повести.