Конец 15 – 16 вв.
© Бурная эпоха предопределила публицистический характер большинства произведений. Публицистика выделяется в особый род творческой деятельности. В ней наиболее концентрированно и открыто представлены кардинальные проблемы времени.
© Ведётся полемика по поводу характера государственного управления, места и роли в этом управлении царя, боярства, служивого дворянства и монашества.
© Появление т.н. обобщающих произведений как церковной, так и светской литературы, которые идеологически закрепляли объединение русских земель вокруг Москвы.
© Интерес авторов к частному человеку, его жизни, быту. Социальный статус героя уже не важен.
© Активное проявление автора в тексте, которому важно выразить, что он думает сам по тому или иному поводу.
© Поиски художественной формы, трансформация устойчивых жанров, прежде всего хождения («За три моря» Афанасия Никитина), жития («Повесть о Петре и Февронии»), появление нового жанра бытовой повести.
© Рост личностного начала обеспечил появление индивидуального стиля (публицистика Ивана Грозного). В литературу входит живая разговорная речь, вплоть до ругательств.
© Элементы Возрождения в литературе конца 15 – 16 вв.
25. Политические проблемы конца 15 – 16 вв. в повестях о Дракуле и царице Динаре.
«Сказание о Дракуле воеводе» ставит вопрос о характере власти единодержавного властителя, о значении его личности. Исторический прототип Дракулы – воевода Влад Цепеш, управлявший Румынией в середине 15 в. О его необычайной жестокости в Европе ходило много рассказов. Написанная в форме посольской «отписки», «Повесть о Дракуле» главное внимание сосредотачивает на деяниях самовластного воеводы. Эти деяния излагаются в форме небольших сюжетных рассказов, где первостепенное значение приобретает диалог, а судьба персонажа зависит от ума и находчивости собеседника, ведь государь прежде всего ценит ум, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, воинскую доблесть. Автор повести почти не высказывает своего отношения к поведению героя. Повесть лишена христианского дидактизма. Все поступки Дракула совершает по своей воле, не подстрекаемый никакими потусторонними силами. Не прославляя и не осуждая его, автор как бы приглашал читателей принять участие в решении центрального вопроса – каким должен быть великий государь: подобает ли ему быть милостивым или грозным. Этот вопрос затем главным образом ставится в публицистике.
Решению этой проблемы также посвящена «Повесть об Иверской царице Динаре». Здесь прославляется мудрая царица Грузии (Тамара). Отличительные качества царицы – христианское благочестие и воинская доблесть. Эта повесть утверждает, что только самодержец способен защитить свою державу от иноземных врагов и править царством в мире и тишине. Власть государя начинает окружаться ореолом святости, поэтому в изображении Динары широко используются приёмы агиографии, выступающие в тесном переплетении с приёмами воинских повестей. Также эта повесть свидетельствует о крепнущих культурных и литературных связях России и Грузии.
26. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию. Для своего произведения автор избирает жанр путевых записок, очерков. «Хождение» лишено религиозно-дидактических целей. Никитиным движет любознательность и практическая сметка. Пытливо присматриваясь к нравам и обычаям чужой страны, Афанасий свято хранит в своём сердце образ родины. Православная вера является для Никитина символом родины. Переменить веру для него равносильно изменить родине. Однако автор чужд религиозного фанатизма. Он внимательно присматривается к религиозным обрядам, описывает святыни.
Что описывается в «Хождении»:
© Обилие автобиографического материала
© Интерес русского человека к быту и нраву чужой страны
© Ежегодный грандиозный базар
© Особенности климата Индии
© Местные легенды
Особенности «Хождения»:
© Просторечная и разговорная лексика русского языка переплетается с арабскими, персидскими, турецкими словами
© Лаконизм, умение подмечать и описывать главное
© Точность и строгая фактичность
Всё это выгодно отличает «Хождение» от описаний Индии европейскими путешественниками.
27. Публицистика 16 в.: авторы, темы, идеи, стиль.
Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях.
В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьях владимирских", которое в отличие от "Повести временных лет" выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. В одну из подчиненных ему областей на берега Вислы он якобы послал своего брата Пруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один из наследников Августа, Пруса и Рюрика - древнерусский князь Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти: шапку-венец, драгоценные бармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом и венчались все последующие русские князья. Таким образом, обе легенды - и о происхождении княжеской власти от римского императора, и о получении царских регалий из Константинополя - имели своей целью укрепить авторитет власти на Руси, обосновывали стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы.
В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея "Москва – третий Рим". В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима - собственно Рим и Константинополь - погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Следовательно, мысль Филофея должна приниматься не как претензия Русского государства на мировое господство или мессианство, но в смысле большой ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея.
Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства.
В конце 40 - начале 50-х годов XVI в. пишет свои челобитные Ивану IV Иван Семенович Пересветов (возможно, вымышленная личность). Для изложения своих взглядов Пересветов пользуется своеобразным литературным приемом. Он рисует несуществовавшего идеального монарха - Махмет-Салтана турецкого, который, сосредоточив в своих руках всю власть, сумел тем не менее установить в своем государстве справедливые отношения и твердый правопорядок. В своей политике Махмет-Салтан опирался на "воинников". За усердную службу он хорошо оплачивал своих воинов из казны, в которую стекались все доходы его царства.
Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского "царя" Константина, который "вельможам своим волю дал". Они же отстранили его от власти и злоупотреблениями довели страну до гибели.
Поэтому образцом для Пересветова выступал сильный правитель, но не самовластец, ибо кроме прав у него были и обязанности перед "воинниками", которыми он и был "силен и славен". Пересветов, следовательно, обращал внимание на дворянство как государственную опору, а боярство обвинял в трусости и недостатке служебного рвения. Стремясь к усилению военной мощи, Пересветов выступал против института холопства, так как рабы, понятно, воины плохие. "Которая земля порабощена, - писал он, - в той земле все зло сотворяется". Такова в общих чертах программа государственного устройства одного нз публицистов того времени.
Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем в знаменитой переписке (1564-1577) Ивана Грозного с князем Андреем Курбским - одним из его сторонников в 50-е годы. Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царю послание, обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил. Вся переписка составляет два послания царя и три князя, которым был написан также памфлет "История о великом князе Московском". Обоих авторов отличает широкая образованность: они знали античность, историю Рима, Византии и Руси, Библию и богословскую литературу. Оба обладали незаурядным литературным талантом.
Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады. К управлению государством, по его мысли, необходимо привлекать "мудрых советников" и даже "всенародных человек". Следовательно, Курбский выступал за монархию, но ограниченную. Царь Иван же истинной монархией считал только монархию с неограниченной властью. Это он и доказывал - в данном случае с пером в руках. Аргументами служат прежде всего факты из прежней истории, согласно которым "самодержавство" существует в Русской земле "божиим соизволением" "издревле" - с князя Владимира Святославовича. Однако в малолетство Ивана IV "бояре и вельможи" "от бога державу данную мне от прародителей наших под свою власть отторгли". Это, по мнению царя, грозило гибелью государству. Теперь настало время вернуть самодержавную власть, при которой не царь действует для блага подданных, а обязанностью их является верная служба государю. Все жители страны - от холопа до князя – это государевы холопы. "А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же", - лаконично формулировал царь Иван свой принцип неограниченного правления.
Творчество М. Грека.
Родился в Албании, принадлежал знатному роду. Юные годы Грека прошли в странствиях по городам Италии. Там он становится монахом доминиканского монастыря св. Марка. Спустя некоторое время Грек возвращается в православие. Затем прибывает в Москву, где служит переводчиком.
Первые оригинальные произведения Максима Грека посвящены обличению черного духовенства и защите «нестяжания». В монастырях процветают пьянство, чревоугодие, гомосексуализм, разврат, сребролюбие, праздность. Развращённым русским монахам Грек противопоставляет католических.
Защите «нестяжания» посвящен полемический философский трактат «Беседа ума с душой». Ум – аллегория высоких нравственных принципов монашества, душа – воплощение пороков.
В «Слове о покаянии» Грек с большим сочувствием говорит о монастырском крестьянине, изнуряемом непосильным трудом.
В «Стезании Любостяжателя с нестяжателем» Грек доказывает необходимость добровольного отказа монастырей от своих вотчинных прав.
Активная защита «нестяжательства», обличение монашества были поставлены ему в вину. Но литературно-публицистическую деятельность Грек не прекращал и в заточении. Он выступал с критикой религиозного формализма, выдвигал требование логического подхода к текстам «писания». Касался он и политических вопросов. В аллегорическом образе одиноко неутешно плачущей вдовы Василии-царства Грек изображает русское государство. Так, Грек ставит вопрос о необходимости разумного управления государством без кровопролитий, жестокости и лихоимства.
Все сочинения Максима Грека написаны в строгом соответствии с правилами риторического и грамматического искусства. Он развивает свои мысли в чёткой логической последовательности, аргументируя каждое положение. Литературная манера Максима Грека оказала большое влияние на его учеников и последователей: Андрея Курбского и Зиновия Отенского.