ü«Сказание о Мамаевом побоище» - Присутствуют языческие элементы, например, обращение Дмитрия к силам природы, наличие художественного вымысла, элемента психологизма.
üЛетописная повесть «О Куликовской битве» - повесть была создана «по горячим следам». В ней излагаются основные факты и дается эмоционально-экспрессивная публицистическая оценка этим фактам. Центр.герой – московский князь Дмитрий Иванович. Это идеальный христианин, отважный воин, который бьется впереди. Он противопоставлен в повести нечестивому злодею Мамаю и его союзниками – литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом – предателем. Предательство «своего» вызывает особое негодование автора. Много ист.деталей. Основная цель – показать превосходство храбрости русских войск над высокоумием татар и заклеймить позором предательство рязанского князя Олега.
ü«Задонщина» - поэтическая повесть, посвященная прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Стиль радостный, автор проникнут осознанием конца периода печали. «Задонщине» присущи следы деловой прозы и строфичность, которая подчеркивается одинаковыми зачинами. Нет упоминания о предательстве Олега, весь пафос, лирически взволнованный и патетический, направлен на пропаганду идеи сплочения, так как благодаря единству и была одержана победа.
20. «Задонщина»: центральная идея, ее сюжетно-композиционные средства выражения, образная система (в сравнении со «Словом о полку Игореве»)
«Задонщина» - поэтическая повесть, посвященная прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами, факты автор черпал из летописной повести, а литературным образцом служило «Слово о полку Игореве». Использование в «Задонщине» поэтического плана и худ.приемов «Слова» обусловлено идейно-художественным замыслом этого произведения, где сопоставлялись события прошлого и современности. «Слово» призывало к объединению для борьбы с врагом, а «Задонщина» прославляла единение, благодаря которому и была одержана победа.
Воинская доблесть и мужество князей характеризуются теми же приемами, что и в «Слове». Тоже восхваляется вещий Боян.
Павших воинов оплакивают жены, их плачи построены, подобно плачу Ярославны, на обращении к Дону, ветру, Москве-реке.
Стиль радостный, автор проникнут осознанием конца периода печали. По сравнению со «Словом» «Задонщина» более абстрагирует, психологизирует действие, убираются языческие мифологические образы, усиливается христианский элемент. В уста героев вкладываются благочестивые размышления, вводится религиозная фантастика. Сложные метафорические образы «Слова», символика, связанные с языческой мифологией, отсутствуют, но шире используются некоторые приемы устной народной поэзии. (гуси, лебеди, соколы, волки и проч.) «Задонщине» присущи следы деловой прозы и строфичность, которая подчеркивается одинаковыми зачинами. Нет упоминания о предательстве Олега, весь пафос, лирически взволнованный и патетический, направлен на пропаганду идеи сплочения, так как благодаря единству и была одержана победа.
21. Отражение политической теории «Москва – третий Рим» в древнерусской литературе.
1380 г. – победа на Куликовом поле
1439 г. – падает авторитет Византии (Флорентийская уния)
1448 г. – автокефальность Руси
1453 г. – завоевание Византии турками
Московская Русь претендует на роль Вселенской Империи и Вселенской церкви.
Лучше всего эта теория получила отражение в послании к Василию III Филофея. А также в текстах:
© «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера: символическое знамение борьбы змея (мусульманства) с орлом (христианством) – падение Константинополя. И указание Львом Премудрым на «русый» народ, который спасёт Византию. Героем изображён император Константин. Жестоким, но справедливым изображается турецкий султан Магмет (новый шаг в развитии исторической повести).
© «Повесть о Вавилонском царстве» (переводной текст)
© «Сказание о князьях Владимирских» (начало 16 в.): попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи Августом-Кесарем. Эта легенда служила важным политическим средством обоснования прав московских князей на царский титул и на самодержавную форму правления государством, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского государства.
22. Житийная литература 14 – 15 вв. Творчество Епифания Премудрого.
В конце 14 – начале 15 вв. в агиографической литературе происходит возрождение экспрессивно-эмоционального стиля литературы. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства, укреплением авторитета великокняжеской власти. На первый план выдвигается нравственный идеал человека целеустремлённого, стойкого, способного к самопожертвованию во имя блага народа.
Епифаний Премудрый большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря из-за его богатой библиотеки. Его перу принадлежат два произведения.
«Житие Стефана Пермского». Цель жития – прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Житие открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и «Плач и похвала инока списающа»). Главную заслугу Стефана Епифаний видит в его просветительской деятельности, в создании пермской азбуки и переводе на пермский язык «священного писания». Плачи в этом житии выражают не только чувство скорби пермских людей, но и чувство восторга, удивления перед величием подвига героя.
Житие нарушало традиционные рамки канона:
© Размером
© Обилием фактического материала
© Критику симонии («поставление» на церковные должности за деньги)
© Новой трактовкой отрицательного героя
© Отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес
© Композиционной структурой.
По-видимому, Епифаний предназначал его для индивидуального чтения и, подобно Феофану Греку, писал невзирая на канонические образцы.
«Житие Сергия Радонежского». Оно написано с большой исторической точностью, но стиль изложения менее риторичен. Епифаний хорошо передаёт факты биографии Сергия, с лирической теплотой говорит о его деятельности, связанной с укреплением централизованного Русского государства. Задача – актуализировать память о Сергии (через 25 лет после его смерти), запечатлеть его в истории, духовной русской жизни. Текст насыщен чудесами (даже до рождения).
Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал русский язык, содействовал дальнейшему развитию литературы, изображая психологические состояния человека, динамику его чувств.
23. Особенности Новгородской литературы 14 – 15 вв.
В 14 – 15 вв. Новгород был крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром северо-западной Руси. Типичная феодальная республика. Складываются 2 своеобразные «партии»: московская (крестьяне, заинтересованные в централизации управления) и литовская (боярская торговая олигархия) Острая классовая борьба.
Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. По поручению Евфимия II в начале 15 в. создаётся Софийский временник, где центром истории Руси признаётся Новгород. В 14 в. активно развивается жанр хождений («Хожение Стефана Новгородца»). Расцвет Новгородской агиографии падает на вторую треть 15 в. Евфимий II устанавливает почитание местных новгородских святых, покровителей города: архиепископов Иоанна и Моисея.
«Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Много лет Иоанн мечтал побывать в Иерусалиме. Однажды в его кувшин забрался бес. Он перекрестил его. Бес взмолился, что отвезёт его в Иерусалим, при условии того, что он никому не расскажет. Иоанн рассказывает о своих приключениях, как о своём знакомом. Но договор нарушен. Бес творит пакости святителю. Новгородцы решают, что человеку, который ведёт непотребную жизнь, не подобает быть святителем. Его посадили на плот, но он плывёт вверх к стенам монастыря, как доказательство невиновности.
«Повесть о новгородском посаднике Щиле». Щил занимался ростовщичеством. Завещал родственникам, чтобы они отпевали его в церкви. После 40 дней молитв чудо – Щил по грудь выходит из ада и т.д. 3 иллюстрации – 120 дней. Против «откупания» грехов выступали «стригольники», считавшие, что не должно быть посредников между человеком и Богом.
«Повесть о новгородском белом клобуке». Повесть состоит из 3 частей. Первая – история возникновения клобука (головной убор священника). Константин передаёт его Сильвестру в Рим. Вторая – переход клобука из Рима в Константинополь (православие). Третья часть – переход из Византии в Великий Новгород. Там клобук встречает архиепископ Василий, предупреждённый ангелом о его прибытии. Предполагают, автор повести – толмач Дмитрий Герасимов. «Новгород – третий Рим».
Таким образом, особенности новгородской литературы:
© Сепаратистские тенденции, культивируемые правящими верхами феодального общества
© Прославление местных святынь, архиепископов
© Широко используется легендарный повествовательный материал
© Сюжетная занимательность
© Конкретность изображения
© Простота стиля.