Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Марийский музыкальный театр




в 1968 году принято решение о создании в Йошкар-Оле Марийского Государственного объединенного музыкально-драматического театра им. М. Шкетана. Предпосылки к зарождению музыкального театра в марийской республике сложились еще в 1963 году, когда состоялась премьера первой марийской героико-романтической оперы Э. Сапаева «Акпытыр». «Опера была поставлена силами самодеятельных и профессиональных исполнителей в количестве 300 человек» [1]. Главным дирижером оперы был заслуженный деятель искусств ЯАССР Г.Ф Гаврилов, а балетмейстером - заслуженный артист РСФСР и ТАССР А.Ф. Нарыков. Таким образом,1 октября 1968 года был создан новый творческий коллектив, способный собрать все ценнейшие национальные богатства музыкальной, хоровой культуры народа мари и воплотить их в сценических произведениях искусства большого полотна.В начале 70-х годов композитор Анатолий Борисович Луппов приступает к работе над первым марийским балетом «Лесная легенда». Обращение А.Б.Луппова к балетному жанру было во многом закономерным явлением в творчестве композитора. «В этот период он достиг композиторской зрелости, в его творческом портфеле находились значительные произведения симфонического и концертного жанра с ярко выраженным национальным тематизмом. Изучая и преломляя фольклор в своем творчестве, композитор проник в тайны народного искусства, марийские песенные интонации органично вошли в его сочинения и определили их своеобразие» [2. С. 44].. Несколько раз композитор брался за идею сочинения балетной музыки, но не мог найти подходящий сюжет. Только прочитав народные марийские предания и легенды, определился в выборе темы будущей работы. «Осенью 1969 года А.Б. Луппов встретился с В.Ф. Наваевой и предложил ей написать либретто. Но либретто рождалось с большим трудом. Было написано несколько вариантов, но не один из них не перекликался первоначальным замыслом композитора. После многочисленных изменений и правок, А. Луппов приступил к работе над балетом» [3]. Клавиатуру балета композитор завершил летом 1971 года, а партитуру - 10 октября 1972 года. Летом 1971 года В. Наваева покидает театр и в августе того года приезжает Энн Эрович Рая. Композитор и балетмейстер начинают совместную работу. Им пришлось переделать либретто, сократить и переписать музыку к некоторым частям. Э.Э. Рая начал изучать особенности танцевальной культуры народа мари, консультировался со специалистами, учеными МарНИИ.

Приказом №119 от 2 ноября 1972 года художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР С.И. Иванов утвердил постановочную группу и распределил роли первого национального балета А. Луппова «Лесная легенда» (сначала балет был назван «Легенда об Аксае и Эрике»). «Постановщиком был назначен Э.Э. Рая, педагогом-репетитором Г.И. Цыганова, дирижером В.Д. Куценко, художником Р.С. Чебатурина, концертмейстером Ж.Н. Бричева» [4].

Вся постановочная группа с большим энтузиазмом приступила к работе. Балетмейстеру пришлось нелегко. Труппа была маленькой – всего 26 танцоров. Перед исполнителями стояла очень сложная задача: во время спектакля им предстояло шесть раз переодеваться, менять грим, парик. Исполнителей вдохновляла эмоциональная, хорошо организованная музыка. Она подсказывала и хореографическое решение, и помогала при сочинении танцевального рисунка. Очень интересной и сложной задачей было сочетать классику с марийским фольклором, найти верный сплав в этом сочетании. Танцевальный текст, сложившийся на основе плодотворного синтеза классического танца и национальных народных танцев, получился оригинальным, колоритным. Марийский танец дал балетмейстеру целое богатство выразительных средств в движениях рук, которые очень умело использовал в марийском национальном балете. Э. Рая утверждал, что «такое богатство имеет право выйти за рамки национального искусства, стать интернациональным, разнообразить пластику рук в нашем советском балете» [5].

Сам мастер танца считал, что «не все еще удалось в должной степени. Это относится, в частности, и «лесным людям», их оживлению. Здесь немного неудачное либретто. Надо еще кое-что обдумать, доделать…Нужно еще доработать массовые сцены в плане актерском, в световом оформлении. Такие доработки неизбежны в любом спектакле, а в этом случае тем более понятны – создан первый марийский балет. И мы продолжаем работать, чтобы найти более выразительные нюансы, чтобы балет от спектакля к спектаклю улучшался и молодел» [6].

«Лесная легенда» - одно из значительных произведений творчества А. Луппова. Она подытожила все лучшее, что было достигнуто композитором к тому периоду в инструментальной музыке, в частности, в симфонической. Главный герой балета Аксай, влюбленный в юную крестьянку Эрику, стремится разгадать тайну леса, вступает в единоборство с самым сильным и злым духом – Кереметом – и побеждает его, освобождая людей от злых чар. Ценой своей жизни помогает ему в этом волшебница Шайви, девушка, соблазненная когда-то Кереметом.

Заслуга Э.Э. Рая еще и в том, что он очень удачно подобрал актерский состав. Аксай – Я.Глейзер утверждает себя как смелый, волевой представитель марийского народа. Это настоящий герой. Танец Я. Глейзера мужественен и строг. По-разному подходят к решению роли главной героини и А. Александровой с Г. Михалевой. Эрика А. Александровой - хрупкое, нежное создание. Танец Г. Михалевой более земной, эмоционально наполненный. Интересна Г. Климанова (Шайви). Она хорошо передает всю гамму чувств своей героини – боль души, страх перед Кереметом. В. Кузьминых в роли Керемета поражает хорошей техникой, поистине змеиной гибкостью. Образы балета покоряют поэтической одухотворенностью, тонким лиризмом, сочностью жанровых сцен, красочным оркестровым нарядом. Балет «Лесная легенда» связана с лучшими традициями русского классического балета. Вместе с тем и либретто, и музыка балета привлекают своеобразием, идущим от традиций поэтического и музыкального фольклора.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 912 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2285 - | 2064 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.024 с.