Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Алексей Искандарович Искандаров




Алексей Искандарович Искандаров родился 21 марта 1906 года в деревне Ирсаево (Ирсайал) в музыкальной семье. Лучше всех пел его отец – Искандар. Говорят: запевал на одном конце деревни, было слышно на другом.

Алексей учился в начальной земской школе деревни Митряево. Затем поступил в двухклассное иногородческое училище деревни Сахарово. Позже это училище реорганизуют в детский дом. Именно здесь происходит событие, которое можно считать важным: он впервые слышит хор, многоголосое хоровое пение. Оно производит на него неизгладимое впечатление. От своего учителя В. Г. Бекбулатова Алексей Искандаров впервые услышал о композиторе Иване Степановиче Ключникове - Палантае, который пишет марийские песни для хора. Песни Палантая пел и хор детского дома, в том числе “Интернационал” на марийском языке в переложении Палантая.

В декабре 1920 года воспитанников детского дома, учащихся старших классов, везут в Николо-Березовку на Каме - в педтехникум. Среди них был и Искандаров, а также известный впоследствие писатель Яныш Ялкайн. Эта дружба стала союзом двух творческих личностей.

В 1924 году техникум переводят в город Бирск. Здесь он встречается с замечательными людьми, марийскими учителями-просветителями, которые многим помогли в его музыкальном становлении. Учитель музыки М. Е. Крылов обучал его игре на пианино. Директор педтехникума Л. Я. Мендияров лично знал композитора Палантая. Мендияров дал денег на дорогу, рекомендательное письмо, и Алексей Искандаров в 1925 году поехал в город Краснококшайск к композитору. Палантай принял его и рекомендовал учиться музыке серьезно, если он хочет стать музыкантом. Под его руководством Алексей прошел первоначальную школу дирижера-хормейстера, был старостой хора, приобрел навыки практической работы, часто проводил спевки, репетиции в отсутствии учителя. Общение с замечательным музыкантом явилось важной ступенью профессионального роста Искандарова.

В педтехникуме он впервые делает попытку сочинения музыки. Это была обработка восточно-марийской песни “Снеге” по законам Палантая.

После завершения учебы Искандаров уезжает работать в Мари-Турекский район - в Нартасский сельскохозяйственный техникум учителем музыки и пения. Однако мысль и желание стать музыкантом, учиться музыке дальше не покидают Искандарова.

В 1928 году он поступает в Московскую государственную консерваторию на дирижерско-хоровой факультет и учится у таких мастеров хорового дирижирования, как П. К. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Никольский, И. В. Способин, А. В. Александров. В консерватории возвращается к сочинению музыки. Характерной тенденцией образования того времени было стремление приблизить учебный процесс к жизни, к практическим запросам культурного развития. Была установлена и обязательная длительная производственная практика.

Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.).

 

П.С.ТойдемарНеутомимый пропагандист марийской народной музыки, народный артист Марийской АССР Павел Степанович Тойдемар.В деревне Кожлаер, что расположена в 17 километрах от районного центра Морки Марийской АССР, в 1899 году в семье крестьянина Степана Захаровича Стеколщикова родился сын Павел. Пяти лет от роду он остался без матери, с жестоким отцом. Тяжелая крестьянская и ремесленная работа (Павел был подручным отца – стекольщика, маляра) отнимала всё время, мальчику некогда было думать о грамоте. От горького детства у Павла Степановича осталось лишь одно светлое воспоминание, связанное с музыкой. Его отец был талантливым исполнителем на марийских народных инструментах: гуслях, волынке, свирели и гармонике. Прислушиваясь, присматриваясь и подражая отцу, он пытался тайком от него играть на этих инструментах. Пытливый ум, природные музыкальные способности, страстное желание проникнуть в тайны музыки, наблюдательность помогли Павлу. Вскоре он стал первым гармонистом в деревне. Но это его не удовлетворяет. Его влекут гусли, волынка, свирель – инструменты, по духу и характеру наиболее отвечающие народной песне. Павел пытался смастерить гусли и волынку. Однако под неумелыми руками инструменты получились несовершенными.В 1919 году Павел уходит в Красную Армию. А Казани, в полковом ликбезе при штабе запасной армии ПРИВО, двадцатилетний юноша впервые садится за букварь. За три года службы в армии Павел Степанович успешно заканчивает школу ликбеза. По окончании военной службы Павел вернулся в родную деревню. Юношу не покидала мысль уехать куда-нибудь и заняться любимым делом.Удобный случай представился очень скоро. В1924 году по районам молодой Марийской автономной области гастролировала концертная бригада артистов-любителей Государственного передвижного театра, руководимая Н.А.Смирновым. В конце августа эта бригада посетила и деревню Кожлаер. Во время концерта он познакомился с одним из известных в республике гармонистов и фольклористов, одним из основоположником Марийского государственного театра – Н.А.Смирновым, с артистами А.Г.Страусовой, Т.И.Соколовым и другими деятелями молодого марийского искусства, ставшим впоследствии верными друзьями и соратниками Тойдемара. Увидев, что он хорошо играет на народных инструментах, его пригласили участвовать в концертах в ближайших деревнях. Молодой музыкант с радостью принял приглашение и вместе со всеми артистами отправился на гастроли.По возвращении домой он твёрдо решил переселиться в Краснококшайск. Осенью, после завершения полевых работ, Павел покинул родную деревню и переступил заветный порог Народного дома, где помещался тогда передвижной театр. Его зачислили в труппу театра в качестве народного музыканта. Началась пора интенсивного творческого труда. Выступая на концертах совместно с драматическими артистами в качестве исполнителя на народных инструментах, Павел Степанович все больше и больше увлекался сценой, мечтал об овладении актёрским мастерством, об учёбе.В 1926 году Марийский государственный театр получил новое здание, а в 1927 году решением Марийского областного комитета ВКП (б) была создана театральная студия, прибывшие из деревень, посёлков и города, в числе их и Павел Степанович. В период пребывания П.С.Тойдемара в театре произошла его знакомство с основоположником марийской профессиональной музыкальной культуры – первым марийским композитором И.С.Ключниковым-Палантаем. Знакомство с И.С.Палантаем и немногочисленные полученные у него уроки благотворно отразились на формировании творческой индивидуальности П.С.Тойдемара. Он начинает усиленно заниматься музыкой, изучает нотную грамоту, пробует записывать марийские мелодии, организует хоры в учебных заведениях.В этот период он проявляет себя многосторонне: как актёр, помощник режиссёра в театре и как исполнитель на народных инструментах, повсюду выступающий с большим успехом, как публицист и общественный деятель. Его статья в журнале «Туныктымо паша» («Учебная работа») «Как организовать деревенский театр», опубликованная в 1927 году, не утратила своей актуальности и значимости. При содействии П.С.Тойдемара в республике возникло немало коллективов художественной самодеятельности.В 1927 году на экранах страны появился первый марийский кинофильм «Марий Кужер», посвященный новой марийской деревне. П.С.Тойдемар исполнял в нём одну из главных ролей.В1926 году Павел Степанович окончил краткосрочные инструкторские курсы при Московском Доме народного творчества им. Поленова, а через некоторое время и театральную студию в Йошкар-Оле.Продолжая работать в студии, Павел Степанович с успехом проявляет себя и как артист драмы. Созданные им образы в пьесах «Мўкш отар» («Пасека»), «Илыше вўд» («Живая вода»), «Акпатыр», «Кайык лудо» («Дикая утка»), классика марийской художественной литературы С.Г.Чавайна, а также в пьесе М.Шкетана и других марийских драматургов свидетельствуют о ярком сценическом таланте артиста, обладающего способностью с большой жизненной правдивостью раскрывать душевный мир героев. В конце лета 1930 года марийский театр выехал в Москву для участия во всесоюзной олимпиаде искусств. Гастроли театра в Москве прошли очень успешно. П.С.Тойдемар выступал и как артист драмы и как исполнитель на народных инструментах – гуслях, свирели и волынке. Окрылённый успехом, он решает продолжать учёбу и поступает в Московский музыкальный техникум им. Октябрьской революции на отделение народных инструментов. ВМоскве Павлу Степановичу пришлось проявить себя и в практической деятельности. Здесь он встретил композитора Я.А.Эшпая, который работал тогда редактором национального вещания Всесоюзного радио. П.С.Тойдемар принимал участие во всех передачах, организованных Я.А.Эшпаем. Помимо того, он выступал на многочисленных концертах и вечерах, посвященных марийской музыкальной культуре, руководил хором марийских студентов, обучавшихся в Москве; работал помощником режиссёра студии «Востоккино», принимал активное участие в съёмках нескольких кинофильмов, записывался на граммофонные пластинки.В этот период происходит его встреча с известным учёным-фольклористом, профессором Ю.М.Соколовым. По его совету П.С.Тойдемар сотрудничает в музее народоведения в отделе музыкального фольклора, где ещё ближе и глубже знакомится с народными инструментами. Он общается с такими знатоками народной инструментальной музыки, как Г.П.Любимов, М.К.Северский, В.М.Беляев и др. Разносторонняя работа отнимала у П.С.Тойдемара много времени. Увлеченный ею, он оставил учёбу в техникуме и в 1937 году выехал Новосибирск в качестве артиста эстрады и редактора радиовещания. Одновременно он состоял руководителем концертной бригады местной филармонии по обслуживанию лесорубов, сплавщиков леса, рабочих золотых приисков, шахтёров Кузбасса.Благодаря П.С.Тойдемару марийские песни звучали и на сибирских просторах.В 1940 году по приглашению Комитета по делам искусств П.С.Тойдемар возвратился в Йошкар-Олу. Он был назначен руководителем ансамбля гусляров Марийской государственной филармонии и солистом-исполнителем на народных музыкальных инструментах. Развёртывается большая творческая работа и систематическая учёба. Состав коллектива увеличивается благодаря талантливой молодёжи из самодеятельности, повышается художественный уровень исполнения, расширяется репертуар. В короткий срок ансамбль гусляров становиться самым популярным исполнительским коллективом в республике.Ансамбль гусляров Марийской государственной филармонии объездил многие города Советского Союза и всюду, где ни выступал, его встречали как желанного гостя. Но Павла Степановича это уже не удовлетворяло. Он поставил перед собой задачу создать народный оркестр, в котором были бы объединены все наиболее распространённые марийские музыкальные инструменты. Но работа по организации оркестра народных инструментов была прервана в июне 1941 года. В 1943 году для обслуживания солдат и офицеров действующей армии организуется фронтовая эстрадная бригада. Руководителем её назначается П.С.Тойдемар. В 1943-1945 годах бригада трижды выезжала на фронт, и везде её выступления получали самые лучшие отзывы. Родина высоко оценила деятельность фронтовой бригады и её руководителя П.С.Тойдемара, наградив его и особо отличившихся артистов орденами и медалями Советского Союза. Правительство республики присвоило ему в 1944 году почётное звание заслуженного артиста Марийской АССР.После окончания войны эстрадная бригада во главе с Павлом Степановичем выехала на гастроли по городам и сёлам Кировской, Горьковской, Владимирской, Костромской, Ивановской. Московской, Ростовской и других областей.Неутомимый пропагандист марийской народной музыки, П.С.Тойдемар, как руководитель ансамбля песни и танца Маргосфилармонии, как один из солистов, побывал во многих городах и сёлах Кавказа, Урала, Сибири, Средней Азии и других районов нашей страны. Им сыграны сотни народных песен и танцевальных наигрышей на гуслях, свирели, волынке и гармонике.П.С.Тойдемар постоянно что-то мастерил, создавал экспериментальные образцы марийских музыкальных инструментов. Им были сконструированы свирели, волынка и два варианта усовершенствованных гуслей с переключающимся механизмом. Для этого он многое передумал, беседовал со знатоками, консультировался у разных мастеров. 1957 году ездил в Киев к украинскому музыкальному мастеру В.П.Тузиченко. Он по чертежам П.С.Тойдемара изготовил модель гуслей с переключательным механизмом, позволяющим перестраивать инструмент на всем его диапазоне в четырнадцать тональностей. И.П.Тойдемар работал над усовершенствованием не только гуслей, но и других марийских народных инструментов (марийская скрипка (ия ковыж), урожайная труба (сўрем пуч).Правительство Марийской автономной республики высоко оценило деятельность П.С.Тойдемара в области пропаганды марийского национального искусства. В день 50-летия со дня рождения и 25-летия музыкально-общественной деятельности ему было присвоено почётное звание народного артиста Марийской АССР. Правительство наградило его орденом Красной Звезды, двумя медалями и грамотой.До последних дней жизни П.С.Тойдемар оставался преданным искусству. Строил новые планы развития народно-музыкального инструментария. Но безвременная смерть, последовавшая 18 апреля 1958 года во время одной из гастрольных поездок, не позволила осуществиться смелым его замыслам.

 

Кузьма Алексеевич Смирнов (1917-1963)

Родился 10 октября в деревне Шихмамат Медведевского района РМЭ. Рос в крестьянской семье. После окончания Йошкар-Олинского музыкального училища поступил в Ленинградскую консерваторию. Его педагогами в области композиции были профессор Х.С.Кушнарёв, Д.Д.Шостакович, Б.А.Арапов.

Во время учебы в училище, консерватории и особенно в годы работы в МарНИИ – сначала заведующим сектором искусств, а затем – научным сотрудником по музыкальному фольклору (1943-1947) – Смирнов много ездит по Марийской республике, Башкирской, Татарской АССР, Кировской и Пермской областях с целью записи музыкального фольклора. Им было собрано и обработано около 700 марийских народных мелодий.

Своеобразием и оригинальностью отличаются обработки народных песен Смирнова, основанные на сочинении приемов народного творчества и профессионального искусства. К.Смирнов впервые в истории марийской музыки обращает к крупным симфоническим жанрам. Им созданы две симфонии, фантазия на горномарийские темы, музыкальные картины, поэма и др. Музыка к драматическим спектаклям, романсы, произведения для фортепиано, для скрипки и фортепиано – таков далеко не полный перечень жанров, свидетельствующий о широте творческих интересов композитора.

Значительный вклад в развитие национального искусства отмечен присвоением его имени ДМШ в посёлке Медведево.

 

Андрей Эшпай

Имя и творчество Андрея Яковлевича Эшпая — выдающегося композитора современности, народного артиста СССР, лауреата Ленинской Государственной премий широко известны в стране и за рубежом. Восхищение талантом его, продолжающего вот уже более 60 лет удивлять музыкальный мир многочисленными и разнообразными по жанрам произведениями (симфонии, оперетты, балеты, камерные и вокальные сочинения, музыка к кино- и телефильмам, песни и романсы), не только не ослабевает, но и продолжает с каждым годом завоёвывать сердца все новых и новых поклонников. Это непосредственно касается и его малой родины — Республики Марий Эл, жители которой гордятся замечательным земляком, называют А.Я.Эшпая самым достойным представителем народа мари. Московские же соплеменники считают его своим духовным лидером, образцом благородства и высокого патриотического служения людям, избрав Почётным президентом региональной общественной организации «Землячество Марий Эл» с момента её зарождения.Родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл. Его отец Я.А.Эшпай – композитор и фольклорист, один из основоположников марийской профессиональной музыки. В 1928 году семья переезжает в Москву. Музыкой начал заниматься в Гнесинской школе в классе фортепиано В.В.Листовой (1933-1941). В 1944 году, после учебы в Чкаловском пулеметном училище и в Военном институте иностранных дел попадает на фронт. Воевал в Польше и Германии, дошел до Берлина. Награждён орденами Красной звезды, Великой Отечественной войны 2-й степени и медалями. В 1946 году поступает в музыкальное училище при консерватории, а через два года становится студентом Московской государственной консерватории, затем аспирантом. И в училище, и в консерватории занимается по двум специальностям – фортепиано и композиция. Последующие годы А.Эшпай работает в Союзе композиторов России и СССР (секретарь правления и председатель приемной комиссии). Участвует во многих конкурсах то как конкурсант (на 5-м Всемирном фестивале молодёжи – 1-я премия за «Венгерские напевы»), то как член жюри (конкурс пианистов в Югославии и др.) или Председатель (на 6-м, 8-м и 11-м) Международных конкурсах имени П.И.Чайковского. В течении ряда лет преподает композицию В Московском консерватории (1965-1970). Ведёт активную общественно-политическую деятельность: является членом Общества дружбы и культуры связей с зарубежными странами, членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, Почётным членом общества Ф.Листа (США), Президентом Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) и др. А.Эшпай – автор 9 симфоний 18 концертов для различных солирующих инструментов, 2 балетов, кантаты, множества камерно-инструментальных и эстрадных произведений, музыки к более 60 кинофильмам, большего числа песен и обработок народных мелодий. Его имя присвоено ДШИ г.Козьмодемьянска

 

Юрий Евдокимов

Не каждая российская деревня может похвастаться тем, что один из ее жителей - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна своей республики. А вот деревня Иванково Суксунского района Прикамья может гордиться этим с полным правом. Создатель гимна Республики Марий Эл, преподаватель Суксунской детской школы искусств Юрий Евдокимов в 1993 году вернулся после тридцатилетнего отсутствия на свою малую родину.

За прошедшие годы он сделал многое, в том числе работал с одаренными детьми в Йошкар-Олинском специальном музыкально-художественном интернате, в хоровой капелле, где совмещал обязанности солиста, хормейстера и композитора.

Сейчас все свои знания, умения и опыт Юрий Савватеевич отдает суксунским ребятишкам - учит их основам музыкальной грамоты и вокалу. Его выпускники побеждают в конкурсах вокалистов, поступают в музыкальные колледжи и училища. Несмотря на то, что Евдокимов живет в небольшой деревне, его музыкальные сборники издаются в Йошкар-Оле. А гордость музыканта, детский вокальный ансамбль «Урал СЭМ», которым он руководит вот уже 10 лет, знают во всех марийских и татарских деревнях Суксунского района.

В феврале 2003 года «Урал СЭМ» участвовал в областном празднике национальной авторской песни «Мир дому твоему» и победил в номинации «Развитие и сохранение марийской песни», исполняя песни самого Юрия Евдокимова. Композитор строго следит за правильным исполнением, чтобы были выдержаны национальные марийские особенности пения.

С большим воодушевлением и темпераментно вел балет дирижер В. Куценко, стремясь как можно глубже раскрыть сложную партитуру композитора. Декорация и костюмы Р. Чебатуриной помогли воплощению замысла спектакля.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1666 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2420 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.