На берегу Большой Кокшаги расположена небольшая деревушка Кокшамары. В этой деревне 11 апреля (24 апреля по новому стилю) 1886 года родился И.С.Ключников.Отец его, Степан Петрович, большую часть своей трудовой жизни проработавший на сплаве леса на Волге, обладал характером жизнерадостным, энергичным и волевым. А от матери Анастасии Яковлевны Ключниковой (урожденной Ишпайкиной), он унаследовал большую музыкальность, искренность и чистоту души. Иван рос добрым, жизнерадостным мальчиком. Был рослым, крепким, с кудрявыми волосами. Рано научился играть на гармошке и гуслях.Краткий хронограф жизни, творчества и музыкальной деятельности И.С.Палантая1893 году поступает в первый класс. Сразу становится активным участником школьного хора. 1896 году летом работает на сплаве леса по реке Кокшаге. 1902 году поступает в двухклассное училище в городе Уфе. Спустя два года получает свидетельство об окончании училища. 1905 году поступает регентские классы при Казанском музыкальном училище РМО. Одновременно работает помощником делопроизводителя канцелярии Казанской духовной семинарии. Впервые сталкивается с социалистами, становится участником социал-демократического кружка. Занимается устной агитацией и распространением нелегальной литературы в родной деревне. Участвует в Кокшамарском восстании. 1906 году осеню арестован и заключён в Казанскую тюрьму, где просидел полгода, а затем без суда и следствия этапом выслан в город Вельск Вологодской губернии. 1907-1908 годах отбывает ссылку. Организует хор из числа ссыльных и жителей города. 1908 года в октябре возвращается из ссылки. В Казане поступает на регентские курсы при музыкальном училище. 1909 году получает аттестат регента и учителя пения средней школы. 1911год - служащий в конторе промыслов Абомелек-Лазарево. Учитель пения в двухклассной школе в селе Усолье Пермскойц губернии. 1912 год -заводоуправление Шуваловых переводит И.С.Ключникова в город Лысьву на завод бухгалтером в контору и регентом вновь выстроенного и открытого собора. Одновременно он работает учителем пения в частной гимназии. 1914 год, январь - женитьба на Марии Александровне Ежовой. В июле получает годовой отпуск с сохранением содержания для продолжения музыкального образования. Поступает учиться на регентские курсы им. С.В.Смоленского при Петербургской придворной капелле. 1915 году окончил учёбу в капелле. Получает звание регента второго разряда. Возвращается в Лысьву. 1917 год - преподаватель в мужской гимназии, счетовод завода. Февраль - Революция. Избран членом Совета рабочих депутатов и членом коллегии отдела народного образования. 1918 году работал секретарём Делового совета государственного завода. Вступает в партию. 1919 год, январь - Вятка. Инструктор ГубОНО школ мари. Работа в Сернурской волости. Апрель - Краснококшайск. Преподаватель пения и музыки в учительской семинарии, заведующий педкурсами. А летом совместно с В.М.Васильевым и Я.А.Эшпаем принимает участие в этнографической экспедиции по записи горномарийских песен. В этом же году создает свое первое произведение «Кынелза, шогалза!» («Встаньте, поднимитесь»), а также обработки для многоголосного хора марийских народных песен «Сур куку гане» («Сизой кукушкой»), «Изи вÿдет йогалеш» («Воды маленькой реки»), «Вичкыж мардежет пуалеш» («Дует тихий ветерок»), «Кÿкшын-кÿкшын» («Высоко-высоко»), «Йÿдшын кужужым кö пала» («Длину ночи кто знает»). 1920 году составляет сборник песен для пионеров и школьников. Летом участвует во второй этнографической экспедиции по записи народных марийских песен. 1920 году, осеню из учащихся педтехникума организует хор. 1921, весна организует тематический вечер, посвященной П.И.Чайковскому. Выступает на первом всемарийском съезде работников просвещения с докладом «О музыкальном образовании мари». 1 марта торжественный концерт по случаю провозглашения Марийской автономной области. Впервые исполняются произведения И.С.Палантая, специально написанные к этой дате: «Мари Совет погынымашлан». В августе 1923 года объединенный хор И.С.Палантая был приглашен в Москву на сельскохозяйственную выставку для участия в Первой олимпиаде хоров Советской России. Хор был удостоен второй премии олимпиады, уступив первое место хору М.Е. Пятницкого. Факт присвоения второй премии марийскому хору говорит о значительных достижениях композитора в работе с хором и о музыкальных способностях марийского народа. Хор приглашен на заседание этнографической секции ГИМНа (Государственный институт музыкальной науки).Там И.С.Палантай познакомился с председателем этнографической секции, известным знатоком народной песни А.Д.Кастальским. Осеню выходит сборник народных песен «Марла мураш туныктымо савыктыш», предназначенный для обучения музыке учащихся начальных школ, составленный И.С.Палантаем. К сборнику дано приложения из хоровых произведений композитора. Поступает учиться в Московскую консерваторию. 1924 году готовит для издания сборник «Пионер муро». 1925 год - сочиняет песни, в том числе «Мурызылан» («Певцу»). 1926 год, зима -интенсивная подготовка к празднованию 5-летия Марийской автономной области. Пишет песни «Кÿсле» («Гусли»), «Йывырте» («Радуйся»). Печатает своих хоровых произведений «Тÿшкан муралтена» («Споем дружно»). 1 марта - концерт в честь юбилея МАО а помещении Маргостеатра. Выступает хор И.С.Палантая в составе 150 человек. А в апреле по настоянию врачей уезжает в санаторий а Сочи. В 11 июня скончался в Москве в туберкулёзном институте.В июне 1936года в связи с 10-летием со дня смерти И.С.Палантая президиум Марийского Облисполкома постановил: присвоить марийскому техникуму искусств имя композитора. 1938 год - выпуск Московским государственным издательством «Искусство» сборника И.С.Палантая «Избранные песни для хора а капелла». В сборник вошли 13 произведений композитора. В ноябре 1957 года - открытие мемориальной доски на доме в г. Йошкар-Оле, где жил И.С.Палантай. А в 1958 году, 13 июля - открытие памятника И.С.Палантаю на родине, в деревне Кокшамары. В августе-сентябре - Куйбышевская студия кинохроники выпустил документальный фильм «Композитор Палантай». 1960 год - выпуск сборника хоровых произведений композитора «Мурызылан» («Певцу») под редакцией А.И.Искандарова Марийским книжным издательством. В июне 1961года - открылся Дом-музей им.И.С.Палантая. Скромный бревенчатый домик в Йошкар-Оле под номером 25 на улице Льва Толстого. Здесь когда-то жил и творил замечательный марийский композитор И.С.Ключников-Палантай. На открытии присутствовала жена Палантая – Мария Александровна Ключникова, дочь – преподавательница Йошкар-Олинской музыкальной школы Маргарита Ивановна Яшмолкина, его внучки. В апреле 1972 - эксгумация праха И.С.Палантая на Ваганьковском кладбище в Москве. В мае - открыли мемориальную доску памяти И.С.Палантая и Я.А.Эшпая в школе, где учились композиторы в деревне Кокшамары. 18 май - торжественная церемония перезахоронения праха композитора на Туруновском кладбище в г. Йошкар-Ола.
Яков Андреевич Эшпай
Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), заслуженный деятель искусств Марийской АССР. Родился в деревне Какшамарий (Кокшамары) Звениговского района Республики Марий Эл. С детских лет работал на лесозаготовках, на сплаве. Рано научился играть на гармонике, кÿсле, скрипке. Профессиональном музыкальное образование получил в Казанском музыкальном училищеА котором учился с 1910 года сначала на регенских курсах, затем в классе композиции у Р.А. Гуммерта. После окончания (1913), служил в армии (1914-1917), где руководил полковым хором, играл в оркестре. В 1917 году возвратился в родные края. По-прежнему учительствовал, занимался просветительской деятельностью, собирал фольклор. В 1928 году переехал в Москву. Музыкальное образование продолжил в Московской консерватории (1927-1930, класс профессора Г.Э. Конюса), а затем – в аспирантуре (1930-1933). Одновременно работал заведующим национальным сектором музыкального издательства (Музгиз) и научным сотрудником МарНИИ. Я.Эшпай вошел в историю национальной культуры как первый профессиональный исследователь музыкального творчества мари. Автор ряда специальных работ, посвящённых различным вопросам песенного творчества мари, участник многих фольклорных экспедиций, впервые записавший в числе многих редких напевов горных, восточных мари и образцы трудовых песен, один из основоположников марийской симфонической музыки. На протяжении всей жизни Я.Эшпай собирал и изучал песни своего народа, многие из которых впоследствии вошли в сборник «Марий калык муро» (1957год). В1940 году Я.Эшпай опубликовал книгу «Национальные музыкальные инструменты марийцев» и в 1946 году защитил по ней кандидатскую диссертацию. Шиялтыш был любимым инструментом композитора. Заслуги Якова Эшпая в области развития национальной культуры отмечены присвоением его имени Марийской государственной филармонии и одной из улиц г.Йошкар-Олы.