Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовая коммуникация как социальный институт 12 страница





4.4. «Массовое убеждение» исследования К. Ховланда

приятия сообщений массовой коммуникации, он выдвинул гипотезу о дифференцированном воздействии коммуникации: воздействие на ауди­торию зависит от психологической структуры индивида, т.е. различий в индивидуально-личностных характеристиках составляющих ее лю­дей. В ходе лабораторных экспериментов по изучению систем устано­вок людей, принимающих сообщения, и их отношения к источнику информации, где в качестве испытуемых выступали студенты, гипоте­за подтвердилась: были выявлены типы личности с разной степенью «внушаемости» (или «убеждаемости»). Предложенная К. Ховландом мо­дель «индивидуальных различий», в рамках которой представлена со­вокупность опосредующих факторов индивидуального восприятия информации масс-медиа, получила название «психодинамической»1 и впоследствии активно использовалась в коммуникативистике, хотя доказательная «сила» ее ставилась под сомнение, которое всегда выс­казывается в отношении социально-психологических экспериментов в лабораторных условиях. Во-первых, в этой искусственно созданной среде внимание испытуемых целиком сосредоточено на определен­ном предмете, в данном случае — на сообщениях массовой коммуни­кации, т.е. игнорируются реальные условия повседневной жизни, не­избежно рассеивающие внимание. Во-вторых, студенты, с которыми работал Ховланд, составляют лишь один и весьма специфический сег­мент аудитории масс-медиа, значительно отличаясь от других групп своей ориентацией на знания и открытостью по отношению к иным точкам зрения. Поэтому результаты лабораторных экспериментов не всегда и не полностью подтверждаются в естественных условиях, а по­тому должны применяться с осторожностью2.

В ходе дальнейших экспериментов, направленных на выявление факторов убеждающего эффекта информационных сообщений, Хов­ланд с коллегами показали, что убедительная сила воздействия мас­совой информации возрастает, если соблюдается его четкая адрес­ность, т.е. ориентация на определенный сегмент аудитории: люди с

1 Hovland C.I., Janis I.L., Kelley H.H. Communication and Persuasion:
Psycological Studies of Opinion Change. New Haven: Yale University Press, 1953.

2 См. об этом: Davidson P. IV., Boy Ian G., Yu F.T.C. Mass Media: Systems and
Effects. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. P. 161.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

низким уровнем образования и низкой самооценкой легче поддаются убеждающему воздействию СМИ. Эти же закономерности были зафик­сированы в исследованиях Л. Фестингера, получивших название теории когнитивного диссонанса, о которой мы подробнее поговорим ниже (см. гл. 6). В общем, психодинамическая модель К. Ховланда сыграла роль своего рода рычага, под воздействием которого убеждение в значимости факторов индивидуального характера в восприятии информации окреп­ло.

4.5

Итоги второго этапа

Итак, в ходе второго этапа изучения массовой коммуникации, когда разворачиваются масштабные социологические и социально-психо­логические исследования, стало очевидно, что господствовавшие ра­нее представления о всепроникающем воздействии массовой комму­никации не находят эмпирического подтверждения и им на смену приходит новая доминирующая гипотеза — «ограниченного воздей­ствия» массовой коммуникации. Как писал известный американский исследователь Дж. Клаппер, подытоживая второй период исследова­ния СМИ, «массовая коммуникация не является необходимой и дос­таточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов»1. При этом происходит значительное расширение как исследовательского поля, так и масштабов изучения феномена массовой коммуникации: начинают активно разрабатываться проблемы потребительского вы­бора, особую роль играют исследования в области рекламы. Если ре­зюмировать результаты этого этапа научных исследований коммуни­кации, длившегося с середины 1940-х до начала 1970-х годов, то мож­но выявить следующие его черты:

1. господствующая, но не единственная теория — структурный функционализм, ориентированный на изучение посредующих фак­торов, или подсистем социального действия, одной из которых явля­ется массовая коммуникация;

_ 1 KlapperJ. The Effects of Mass Communication. N. Y., 1960.


4.5. Итоги второго этапа

2. отказ от атомизма и бихевиористского принципа «стимул — реакция»: индивиды социально не изолированы, составляют соци­альные группы и взаимодействуют между собой, а отклик (реакция) на информацию СМИ не является прямым, но опосредуется многи­ми факторами, прежде всего индивидуального характера;

3. массовая коммуникация функционирует не изолированно, а в сложном социальном контексте, ее влияние ограничивается други­ми источниками идей, знаний и власти, представляет собой «двухсту­пенчатый процесс», в ходе которого постоянно осуществляется филь­трация информации, но не только гейткиперами, а и неформальны­ми лидерами мнений;

4. в ходе массовой коммуникации наблюдаются два взаимосвя­занных процесса: с одной стороны, восприятие и внимание, с другой — реакция в форме принятия или непринятия информационного сооб­щения. Из-за опосредованного характера принятия информации вос­приятие не всегда предполагает реакцию. Тем самым фиксируется от­каз от идеи Г. Лассуэла о прямом воздействии информационных (про­пагандистских) сообщений — теории «подкожного впрыскивания». В ходе информационных кампаний индивиды ведут себя по-разному: одни — лидеры мнений — более активны в информационном поиске, более общительны, могут оказывать значительное влияние на осталь­ных членов группы; другие — скорее пассивны и полагаются на зна­чимые для них мнения, выявляющиеся при личных контактах, кото­рые влияют на персональное принятие решений;

5. общепризнанной становится модель минимального воздей­ствия СМИ, формированию которой способствовали, в частности:

а) доказанное выборочное восприятие — индивиды принимают
информацию, совпадающую с их установками и представлениями, и
отвергают противоречащую им;

б) признание роли групповых норм, более значимых для их чле­
нов, чем индивидуальные.

Более того, именно в этот период некоторые исследователи даже выдвинули тезис о «бессилии медиа» (media impotence)1. На протяже-

1 Lang G., Lang К. Mass Communication and Public Opinion: Strategies for Research // M. Rosenberg, R.H.Turner (cds.) / Social Psychology: Sociological Perspectives. N. Y.: Basic Books, 1981. P. 659.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

нии трех десятилетий оценки воздействия СМИ претерпели весьма зна­чительную эволюцию: от представлений о «магической пули», от ко­торой нет спасения, до отрицания их роли вообще. Такой разброс мне­ний имеет удовлетворительное историческое объяснение. Господство­вавшая на начальном этапе лассуэловская позиция о «всесилии медиа» отражала общую нестабильную ситуацию в переполненном конфлик­тами мире между двумя мировыми войнами, где частную жизнь цели­ком и полностью определяли внешние, т.е. не зависящие от человека обстоятельства, о которых ему сообщали СМИ. Получая информацию о значимых исторических событиях и изменениях от масс-медиа, люди невольно ассоциируют эти сообщения с самим посредником, иначе говоря, увеличивающаяся зависимость от медиа как источника инфор­мации и руководителя деятельностью (путем трансляции возможных образцов поведения) характерна именно для периодов социальных из­менений и общественной нестабильности1.

Возрождение после Второй мировой войны стабильности при­ватного существования, обретение частной жизнью утраченной ра­нее ценности и наслаждение от такого существования, в которое люди, уставшие от тягот и потерь, уходят с головой, ведет к неизбежной ут­рате средствами массовой информации как источника знаний об этом теперь уже сравнительно мало значимом внешнем мире большой сте­пени своего влияния, что и отразилось в представлениях о минималь­ном воздействии СМИ или даже их бессилии.

Сравнивая в целом результаты второго этапа исследований мас­совой коммуникации с первым, можно отметить больший реализм в подходах к изучению этого сложного феномена, связанный с отказом от одномерного подхода к его анализу, чему в наибольшей степени способствовали развернувшиеся эмпирические исследования.

Говоря об этапах изучения масс-медиа, мы, естественно, выде­ляем довольно жесткие временные рамки каждого из них, однако сле­дует иметь в виду, что хронология в развитии такого сложного фено-

1 См. посвященные этому статьи: Ball-Rokeach S.J., DeFleurM. L. A Dependency Model of Mass Media effects / Communication Research, 1976, N 3. P. 3—21; Ball-Rokeach S.J. The Origins of Individual Media-System Dependency / Communication Research, 1985, N 12 (4). P. 485-510.


мена, каким является процесс научного исследование, — вещь доста­точно условная. В рамках господствовавшего в тот период структур­но-функционалистского подхода вызревали новые возможности, про­явившиеся позднее. Одной из таких новых тем являлся анализ раз­влечения (entertainment).

4.5.1

Развлечение — «наркотизирующая»

функция СМИ

Парадоксы, свойственные человеческой жизни, характеризуют не в меньшей степени процесс ее научного изучения. Минимизация воз­действия СМИ оказалась лишь частичной, сопровождаясь невидан­ным доселе усилением воздействия масс-медиа на приватную сферу жизнедеятельности, а именно принятием на себя одной из важней­ших функций в условиях стабильного общества: функции развлече­ния, роль которого в обществе с уменьшением рабочего и увеличени­ем свободного времени, т.е. досуга, постоянно возрастает, и заполня­ется это время преимущественно СМИ. Как писали еще в 1948 г. Пол Лазарсфельд и Роберт Мертон: «Борьба за расширение свободного времени, демократизацию образования, социальное обеспечение осу­ществлялась с мыслью о том, что у людей будет возможность обра­щаться к выдающимся культурным ценностям... Однако теперь люди реализуют его [досуг. —А.Ч.] больше в связи с Радио Колумбия, неже­ли в связи с Колумбийским университетом»1. Способность масс-ме­диа отвлекать людей от активного социального действия, канализи­руя их энергию в сферу развлечения, позволили авторам сделать вы­вод, что «в этом специфическом отношении средства массовой ин­формации могут быть причислены к наиболее эффективным и при­знанным социальным наркотикам. Они настолько эффективны, что наркоман не осознает своей болезни»2. В наибольшей степени этой

1 Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, Popular Taste and Organized
Social Action / L. Bryson (cd.) // The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and
Brothers, 1948. P. 99.

2 Ibid. P. 100.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

способностью обладает новое средство массовой коммуникации — те­левидение, широкомасштабное изучение которого предпринял амери­канский исследователь, представитель структурного функционализма Мелвин Дефлер1 с целью объяснить отношения, сложившиеся в аме­риканском «обществе изобилия» к середине 60-х годов XX в. между со­держанием продукции масс-медиа и вкусами аудитории.

В качестве основного содержания массовой коммуникации он рассматривал развлечение, что отражало реалии функционирования не только TV, но и всех американских СМИ в тот период — именно этот блок составлял большую часть материалов национальных СМИ и собирал самую широкую аудиторию. (Отметим, что впоследствии именно развлечение начинает пронизывать все СМИ, выступая как основное содержание любой информации.) Наибольшее число зри­телей, по оценкам Дефлера, привлекают материалы, ориентирован­ные на массовые, зачастую невзыскательные вкусы: фильмы, телеви­зионные постановки, материалы газет и журналов, в которых акцент делается на примитивном юморе, банальной мелодраме (мыльные оперы), происшествиях, нередко на демонстрации физического на­силия, жестокости и т.п. (Хотя с момента исследований американс­кого ученого прошло более 40 лет, но, как показывает практика, все вышеперечисленное до сих пор собирает наиболее многочисленные телевизионные аудитории во всем мире.) Именно эта часть аудито­рии уже в силу своей многочисленности обладала наибольшей значи­мостью на рынке товаров и услуг, а потому ее вкусы были определяю­щими для производителей медийного продукта, в значительной мере зависящих от рекламодателей (широко известно отношение последних к СМИ, выражаемое формулой: «мы платим вам деньги, а вы предос­тавляете нам аудиторию»). Именно в «обладании» аудиторией — сила и власть медиа.

Рассматривая общество в качестве внешней системы, представ­ляющей собой сочетание социальных, культурных и экономических условий, Дефлер оценивал СМИ как одну из совокупностей подсис­тем, вписанных в общество. Социальная система массовой коммуни-

1 De Fleur M. Theories of Mass Communication, N. У.: David McKay, 1966 (2nd ed.- 1970).


4.5. Итоги второго этапа

кации состоит из нескольких важнейших составляющих, которые в те­оретическом плане являются ролевыми подсистемами:

1. аудитория, дифференцированная по вкусам, образовательно­му уровню, возрасту и т.д.,

2. организации исследования аудитории,

3. организации, создающие и распространяющие содержание масс-медиа,

4. спонсоры или рекламодатели,

5. рекламные агентства.

Дефлер выделяет также подсистему контроля, к которой относит:

1. совокупность законодательных органов различного уровня,

2. агентства по контролю за соблюдением нормативных актов,

3. самодеятельные ассоциации, способствующие контролю. Внутренним «стержнем» функционирования системы массовой

коммуникации в целом являются, по мнению Дефлера, деньги, по­скольку большинство ее частей — это профессиональные ролевые структуры, персонал которых получает заработную плату. Системо­образующей составляющей является аудитория, от которой зависят все профессиональные ролевые структуры, так как именно на ауди­торию ориентирована система в целом.

Цель функционирования системы медиа — обеспечение ауди­тории развлекательным содержанием, удовлетворяющим потребнос­ти максимально широкой аудитории. Исполнение запросов в развле­чении — не просто способ занять чем-то свободное время, но значи­мая социальная функция, помогающая физической и психологичес­кой рел аксации, т.е. отдыху. Чередование труда и отдыха как естествен­ных ритмов человеческой жизни позволяет аудитории более успешно выполнять предписанные трудовые социальные роли, что соответству­ет потребностям системы в целом, позволяя поддерживать ее в состо­янии равновесия. В этом, по М. Дефлеру, — основная функция СМИ как подсистемы социального действия в рамках структурного функ­ционализма.

Для успешного выполнения этой функции содержание телеви­зионных программ должно удовлетворять двум основным требовани­ям. Во-первых, материалы должны привлекать внимание аудитории и убеждать в необходимости приобретения различных товаров. [Реа-


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

лизация рекламной модели AIDA: привлекать внимание (attention), вызывать интерес (interest), стимулировать желание (desire), вести к действию (action)]. Во-вторых, содержание предлагаемых материалов не должно выходить за рамки существующих в обществе моральных норм и стандартов, поскольку только таким образом можно избежать нежелательных санкций в отношении производителей информаци­онного продукта со стороны регулирующих систему медиаструктур, прежде всего государства.

По мнению М. Дефлера, массовое развлекательное содержание является ключевым элементом медиасистемы. Именно в силу этого массовые коммуникации могут выполнять свою основную обществен­ную функцию сточки зрения структурного функционализма — обес­печивать стабильность социальной системы в целом.

Позже американский коммуникативист Нейл Постман, продол­жив исследование роли телевидения в американском обществе, обоб­щил полученные данные в книге под характерным заголовком «Раз­влекая себя до смерти»1. Развивая идеи П. Лазарсфельда и Р. Мертона о наркотизирующей функции телевидения, связанной со специфи­кой ориентированных на развлечение изобразительных телеобразов, которые ведут к изменениям в сознании, придавая ему «черты бес­форменности и абсурда»2, Постман обращается к соме— придуман­ному Олдосом Хаксли наркотику. В романе-антиутопии «О дивный новый мир» этот «социально одобряемый» наркотик «успокаивает, дает радостный настрой, вызывает приятные галлюцинации», обла­дая «всеми плюсами христианства и алкоголя — и ни единым их ми­нусом»3. Если вспомнить, что американцы, поданным Лазарсфель­да и Мертона, смотрели телевизор по три часа в день (столько же проводит у экрана средний россиянин сегодня), а содержание пере­дач носит преимущественно развлекательный характер, то представ­ление о наркотизирующей дисфункции телевидения сегодня еще бо­лее уместно.

1 Postman N. Amusing Ourselves to Death. Harmondsworth: Penguin Books, 1985.

2 Ibid. P. 27.

3 Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет. СПб., 1999. С. 61.


■■*


4.5. Итоги второго этапа

Рисунок 3. Социальная система массовой коммуникации

Источник: De Fleur M.L. Theories of Mass Communication 2nd ed. N.Y., 1970. P. 212.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

4.5.2

Типологии функций (основных задач)

масс-медиа в обществе

В соответствии с представлением о «хорошем» обществе, альтернати­вой которому выступал тоталитаризм в виде советской коммунисти­ческой системы, структурный функционализм формулировал требо­вания к СМИ, получившие свое выражение в типологии их функций. Как было сказано ранее, первую типологию функций СМИ пред­ложил еще Г. Лассуэл, выделявший 1) наблюдение за окружающей средой, 2) корреляцию деятельности частей общества для ответа на вызовы внешней среды и 3) передачу культурного наследия. Позже Райт С. дополнил (1960) эту типологию ключевой функцией развле­чения, обеспечивающей снятие напряжения и релаксацию и помога­ющей людям справляться с жизненными трудностями, а обществу со­храняться. Усиление воздейстия масс-медиа на политику и их роль в трансляции коммерческой пропаганды (рекламы) привело к расши­рению задач СМИ, куда стали включать еще одну функцию — моби­лизацию.

Итак, доставшаяся в наследство от структурного функционализ­ма типология базовых задач (функций) медиа в обществе и достигшая высокого уровня в ходе дальнейшего развития, ныне имеет следую­щий вид1.

Информация:

информирование о событиях и процессах в обществе и мире; отслеживание отношений с властью;

продвижение инноваций, усиление адаптационного потенциа­ла и прогресса. Корреляция:

объяснение, интерпретация и комментирование смысла собы­тий и сообщений;

поддержка установленных авторитетов и норм; социализация;

1 McQual D. Mass Communication Theory. 4th ed. L.: Sage, 2000. P. 80-81.


4.5. Итоги второго этапа

координация отдельных видов деятельности; создание консенсуса в обществе;

формирование представлений о порядке приоритетов и суще­ствующих статусов. Преемственность:

выражение ценностей доминирующей культуры, а также при­знанных субкультур и новых культурных движений; обеспечение развития общности ценностей. Развлечения:

развлечение, отвлечение и релаксация; снятие социальной напряженности. Мобилизация:

кампании (призыв и объединение в действии) за социальные цели в политической, экономической и военной сферах, в отно­шении труда и религиозных споров.

В этой типологии отразились представления структурного функ­ционализма как о наличном обществе, так и, соответственно, идеи о том, какие СМИ ему нужны.

Второй этап — периоддоминирования структурно-функциона-листской парадигмы1, отражавшей взгляды на роль медиа, подкреп­ленные типичными практиками социологических исследований, со­циально-психологическими лабораторными экспериментами и ста­тистическим анализом. В основе этой парадигмы лежал нормативный по своей сути взгляд на общество, поддержание которого считалось

_____________________

1 Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — обычно пример из истории, используемый для доказательства, сравнения. Благодаря книге амери­канца Томаса Куна «Структура научных революций» (1962; рус. яз. — 1975) пара­дигма стала одним из ключевых понятий современной науки, объединяющем совокупность убеждений, ценностей, исследовательских методов и технических средств, принятых научных сообществом и поддерживающих существование на­учной традиции (см. «Академический порядок знаний», гл. 2). Парадигма по со­держанию шире понятия «научной теории», поскольку именно парадигма фор­мирует строение той или иной науки в определенное время. Существование об­щепризнанной парадигмы — признак зрелости науки, а смена парадигм ведет к научной революции — изменению элементов самой дисциплины.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

основной функцией медиа. Это «хорошее общество», достойное под­держки, является демократическим (обеспечивающим на основе все­общего избирательного права представительство интересов всех групп населения), либеральным (секуляризированным', обеспечивающим свободу рыночной конкуренции и индивидуального развития, как и свободу совести, слова и выражения мнений), плюралистическим (ин­ституционализированное разделение компетенций между партиями и интересами) и упорядоченным (мирное, социально интегрированное, легитимное2). Взгляд, согласно которому медиа играют ключевую роль в пропаганде и распространении ценностей «западного образа жиз­ни», т.е. «хорошего» общества, получил широкое распространение как в среде медиа, так и у исследователей. Фактически, это видение отра­жало идеал общественного устройства, характерного для США в се­редине прошлого века, когда доминирование США никем не оспари­валось (кроме СССР, в силу своей «закрытости» исключенного из ин­формационного потока, идущего из Северной Америки).

В конце 60-х годов XX в. стали очевидны недостатки господству­ющей парадигмы изучения масс-медиа:

1.терминологические неточности, которые затрудняли дальнейшее развитие: «лидеры мнений» наделе не производят (не генерируют) идеи в собственном смысле слова, но лишь интерпретируют сообщения;

2.жесткое деление аудитории на активных и пассивных зрите­лей, слушателей, читателей не вполне верно, поскольку даже самые пассивные члены группы обладают собственным мнением, лишь час­тично ориентируясь на мнения других;

3.рассмотрение процесса воздействия масс-медиа как «двухсту­пенчатого» оказалось упрощенным: в более поздних исследованиях было зафиксировано свыше двух ступеней восприятия массовой ин­формации;

4.процесс воздействия массовой коммуникации не обязательно носит опосредованный характер, нередко это воздействие бывает пря­мым и непосредственным.

1 Секуляризация (лат. saecularis — светский) — освобождение от влияния
церкви.

2 Легитимация (лат. legitimus — законный) — признание (подтверждение)
законности права или полномочия.


4.5. Итоги второго этапа

Идея минимальных эффектов представлялась сомнительной, но для ее опровержения требовались более глубокие исследования и тон­кие методики.

Вопросы

для самостоятельной работы

1. Попытайтесь сформулировать основные идеи протокоммуникати-вистики.

2. Что такое стереотип и каково его значение для процессов массовой коммуникации?

3. В чем состоит смысл пропаганды, по Г. Лассуэлу, и какова ее роль в современном обществе?

4. Перечислите составные элементы «классической парадигмы»
Г. Лассуэла.

5. Что такое гейткипинг и какова роль гейткиперов в процессе массо­вой коммуникации?

6. Раскройте смысл понятия «hypodermic needle» применительно к массовой коммуникации и пропаганде.

7. Воспроизведите типологию основных функций массовой комму­никации, по Г. Лассуэлу.

8. Назовите главные идеи П. Лазарсфельда и Р. Мертона относитель­но воздействия массовой коммуникации на аудиторию.

9. Проанализируйте роль жанра развлечения в деятельности СМИ и ее социальные последствия.

10. Покажите недостаточность теории структурного функционализ­
ма применительно к анализу СМИ.


 

Гл а в а 5

новейший этап исследований сми:

ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1637 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.