Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовая коммуникация как социальный институт 9 страница




Дальнейшее развитие идей протокоммуникативистики в XIX в. связано с возникновением и становлением массового общества, ши­рокомасштабные процессы в котором (в частности рост миграции, населения, преступности и т.п.) порождали необходимость новых си-

1 Позитивизм (отлат. positivus — положительный) — учение о роли специаль­
ных наук, являющихся источником истинного знания, которые ограничиваются
описанием и систематизацией фактов, не претендуя на объяснение их природы.

2 От греч. homologos — соответственный, подобный.

3 Греч, homogenes — общий, равный, соответствует в рус. яз. «однородный»
в противоположность geterogenes — другой, неоднородный.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

стем контроля и координации деятельности всех ветвей власти. На­чинает формироваться количественный подход к изучению общества, делаются попытки измерения происходящих в нем процессов, что оз­начало отказ от понимания его как организма и иной подход к прин­ципам его изучения. Начало этому процессу положил бельгийский биолог, астроном и математик Адольф Кетле (1796—1874) — основа­тель новой науки социального измерения, которую он назвал соци­альной физикой. Именно А. Кетле является основоположником со­циальной статистики1 и демографии.

Заслугой Кетле является создание нового предмета исследования — соци­ального индивидуума, который ранее, при рассмотрении общества как организ­ма, вообще не попадал в поле зрения исследователей. Главной «единицей» изме­рения был для него «средний человек», по состоянию которого можно было рас­считывать социальные патологии, кризисы, неравновесие социального порядка и т.д. На основе составленных Кетле таблиц смертности и таблиц противозакон­ных действий (именовавшихся в тот период «моральной статистикой») он пы­тался выделить показатели преступности в зависимости от пола, возраста, кли­матических и социальных условий с целью обнаружения законов «морального порядка», выполняющих в обществе ту же роль, что в природе выполняют физи­ческие законы.

Примерно через полвека на заложенной А. Кетле основе возника­ет криминология, базирующаяся на измерении человеческих качеств.

Основателем «антропометрии», нашедшей широкое распространение в деятельности органов следствия в XIX в., стал француз Луи Бертильон, чье имя получил метод классификации преступников «бертильонаж». Позже возникает особая дисциплина — криминальная антропология, создателем которой был ита­льянец Чезаре Ломброзо, а также биометрия и евгеника англичанина сэра Фрэн­сиса Гальтона. Все эти исследователи пытались идентифицировать индивидов по их склонностям (предрасположенности) к преступлению, которая проявлялась в особом наборе внешних черт, а разработанными ими методиками пользова­лись судьи, судебные медики, полиция. (В классических детективах XIX и нача­ла XX вв. мы постоянно сталкиваемся с этими именами.)

Эти исследования базировались на подходе социальной патологии, фунда­ментом которого была «органицистская» теория общественного организма, т.е.

1 Статистика (отлат. status— состояние) — 1) количественный учет мас­совых явлений; 2) наука, изучающая количественные показатели изменений в обществе.


 

Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

общество рассматривалось как аналог живого организма; отклонения от нормаль­ного его функционирования — социальные патологии или болезни, источник которых лежит во «врожденной» неспособности отдельных людей к «нормаль­ному» поведению. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах Чезаре Ломброзо, а 1876 г., когда была опубликована его книга «Преступный человек», считается отправной точкой патологического осмысления девиантности'. Идея Ломброзо заключается в том, что существует так называемый преступный тип людей — преступников от рождения.

Как врач, производивший вскрытие трупов, Ломброзо во время патолого-анатомического исследования тела преступника, известного своими разбойны­ми нападениями, обнаружил ярко выраженное сходство строения его черепа с черепом низших обезьян, т.е. атавизм2. Он предположил, что этот тип людей не способен следовать требованиям цивилизованной жизни в силу врожденной предрасположенности к совершению преступлений. В целях проверки своей ги­потезы он провел серию сравнительных измерений строений тела 400 заключен­ных и группы солдат, в результате которых были зафиксированы такие призна­ки, как необычные размеры головы, дефекты глаз, низкий скошенный лоб, боль­шие уши, массивные челюсти, толстые губы, густые курчавые волосы, непро­порционально длинные руки и т.д. У 43% заключенных имелось пять и более ата­вистических признаков и только у 11 % солдат было найдено по четыре (по неко­торым данным до трех) таких признаков, что позволило считать преступное по­ведение, по крайней мере тех людей, кто имеет определенные атавистические характеристики, биологически обусловленным3.

В конце XIX в. теория «врожденной преступности» была весьма влиятель­на и распространена, но более поздние масштабные исследования показали от­сутствие физических различий между преступниками и не-преступниками, и от нее в конце концов отказались, хотя уже в XX в. предпринимались неоднократ­ные попытки возродить ее на новых основаниях, используя открытия генетики (особый набор «преступных» хромосом). С социологической точки зрения, пре­ступность — социальная категория, содержание которой меняется в ходе разви­тия общества: то, что считается преступлением в одном обществе в определен­ный исторический период, оценивается иначе в другом обществе и в иное время (это относится даже к убийству), поэтому поиск чисто биологических объясне­ний этого социально изменчивого феномена некорректен.

1 Девиантность (от лат. deviatio — отклонение) — отклонение; девиантное по­
ведение — отклоняющееся поведение, в криминологии — причина преступности.

2 Атавизм (от лат. atavi — предки), или реверсия — появление у взрослых
организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков.

3 Описание исследований Ломброзо см.: Pfohl S. Images of Deviance and
Social Control: A Sociological History. N. Y., 1994. P. 104-106.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

В тесной связи с этими исследованиями возникает и психология
толпы, ориентированная на изучения поведения человека в массе: во
Франции —ГюставЛебон (1841-1931) и ГабриельТард (1843-1904), в
Италии — Сципио Зигеле (1868— 1913), об идеях которых речь шла в гл.
1 в связи с понятиями «масса» и «массовое общество». Основной труд
С. Зигеле «Преступная толпа» был издан в Турине в 1891 г., где под пре­
ступлениями толпы он понимал любого рода коллективное плебейс­
кое насилие — от стачки до массового восстания. В каждой толпе есть
ведущие и ведомые, гипнотизеры и гипнотизируемые, которые пользу­
ются силой внушения. Новой формой внушения является, по Зигеле,
пресса (если в первом издании она упоминается вскользь, то во вто­
ром, вышедшем через 10 лет [1901], ее воздействие обсуждается доста­
точно широко). Журналистов, особенно тех, кто освещают преступле­
ния и судебные процессы над преступниками, Зигеле уподобляет гон­
чарам, а их читателей — сырой глине, которой они придают желаемую
форму. Согласно Зигеле, внушение и галлюционирование превращают
индивида в толпе в автомат или лунатика (зомби в современной терми­
нологии). Похожим образом анализирует поведение человеческих мно­
жеств в «Психологии толпы» (1895)
Г. Лебон, чьи идеи настолько совпадали с положениями С. Зигеле, что
его даже обвинили в плагиате.

Г. Лебон и Г. Тард создали классический вариант социально-пси­хологического подхода к исследованию и объяснению особенностей «массы». Главная их заслуга состоит в научном описании и характе­ристике феномена «толпы» — своеобразной первичной, «элементар­ной» формы социальной массы, — в выявлении «законов толпы» («ду­ховного единства толпы») и механизмов политического лидерства (о чем подробнее речь пойдет в гл. 5). Их наблюдения, что жизнь чело­века среди больших скоплений людей протекает по особым законам, знание которых позволяет обращаться с «наличной массой» с необ­ходимой осторожностью, можно передать так: в социальных общнос­тях, связанных с «непосредственным» взаимодействием людей, пове­дение последних определяется не столько сознанием, сколько эмоцио­нально-психическими, бессознательными и однотипными сопережи­ваниями. Эти переживания приводят толпу как «игрище всех внешних возбуждений» в состояние гнева, пребывая в нем, она «рабски поко-


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

ряется импульсам, которые получает»1 и «требует голов и голов»2. Пе­режив период возбуждения, удовлетворив свою жажду действия, толпа превращается в бессознательный автомат, повинующийся внушениям3, в орудие лидера-демагога (как пишет Лебон, следуя инстинкту поиска себе подобных, толпа идет за «химерическими и поверхностными ума­ми»4), причем под действием обстоятельств дух толпы может охваты­вать и целые народы5.

Лебон вводит понятие «душа толпы», подразумевая под ним кол­лективное психическое состояние ее членов; она тождественна душе примитивного человека, в ней преобладает эмоциональное, женское начало и сосуществуют легковерие и некритичность, жажда иллюзий, преклонение перед силой и деспотизм, догматизм и нетерпимость к инакомыслию.

Лебон фактически отождествлял толпу и массу с «народными классами», что вело к весьма неутешительным выводам: будучи лишь орудием в руках безответственных политических шарлатанов, толпа («массы») играет деструктивную роль в социальной жизни, но перс­пектива одна — наступающий XX в. будет «эрой толпы».

Значительно оптимистичнее смотрит в будущее Г. Тард, предло­живший для научного оборота понятие «публика», сделав важное зак­лючение: «Век толп уже в прошлом, наступает эра публики». В этих двух понятиях Тард фиксирует разные степени и формы взаимодей­ствия людей: непосредственного, физического («толпа») и опосредо­ванного, не требующего физического контакта («публика»). Толпой, по Тарду, может быть как случайное, гетерогенное, так и неорганизо­ванное, но социально гомогенное образование, однако это всегда «аморфная группа», пребывающая в различных состояниях: выжида­ющая, внимающая, манифестирующая или действующая.

Если толпа является древнейшим социальным явлением, воз­никающим при физическом контакте и представляющим собой ре-

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 167.

2 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 118.

3 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 269.

4 Он же. Психология социализма//Литературное обозрение, 1991, №6. С 83.

5 Он же. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 157.


4.1. Протокоммуникативистикаот Адама Смита до Зигмунда Фрейда

зультат физического заражения, то публика или публики1 — продукт долгой истории становления человеческого общества. Связь, объеди­няющая отдельных индивидов в публику, — умственная или, говоря современным языком, коммуникативная, обусловленная в первую очередь распространением знаний. Поэтому публика в ее современ­ном понимании возникает только с появлением первого массового коммуникативного средства — книгопечатания, а потому она умнее и просвещеннее толпы, более терпима, а ее действия гораздо плодотвор­нее: «Толпа в гневе требует голов и голов. Деятельность публики, к счастью, менее первобытна и столь же легко обращается к идеалу ре­форм и утопий, как к идеям остракизма, преследования и грабежа»2. Реально воздействовать на общественную жизнь публика во Фран­ции начинает значительно позже, заявляя о себе в эпоху Людовика XIV. Зарождение собственно политической публики, довольно быстро вбирающей в себя все другие ее виды —литературную, философскую и т.п., относится ко второй половине XVIII в., а ее утверждение как ве­дущей формы выражения общественных интересов приходится на пе­риод Великой французской революции 1789—1793 гг., которая, соб­ственно, и породила журналистику как особую форму профессиональ­ной деятельности (вспомним аналогичную роль английских клубов). Соединение индивидов в публику, по мнению Тарда, осуществляется через особое духовно-психологическое образование — общественное мнение, а человек, оказывающий в силу своих профессиональных за­нятий влияние на это мнение или даже формирующий его, становит­ся центральной фигурой политического процесса. Это, по Тарду, жур­налисты — публицисты, превращающиеся в центральные фигуры по­литического процесса и способные выполнять некоторые функции психологического воздействия, обычно присущие вожакам толпы. Не­смотря на «просвещенность» публики, у нее много общего с толпой: разновидности ее нетерпимы и под видом общественного мнения тре­буют, чтобы всё им уступало, «даже истина»; как и толпу, публику зна­чительно быстрее и легче объединить на «негативе»: открыть для нее

1 От лат. publicum — общественный.

2 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 118.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

новый крупный объект ненависти — одно из верных средств попасть в «короли журнализма»1.

Человек, по Тарду, в каждый момент времени может принадле­жать только одной толпе, но быть частью разных публик. Если толпа сравнительно быстро распадается, а составляющие ее люди как бы приходят «в себя», возвращая утраченные в ней индивидуальные ка­чества, то публика существует значительно дольше, а принадлежность к ней становится постоянным индивидуальным свойством. Многие выявленные Тардом более ста лет назад особенности психологии мас­сового воздействия сохраняют свою значимость и поныне. Таковы, в частности, его идеи о том, что однотипное потребление знаний (ин­формации) уже само по себе создает социальную и психологическую связь, независимо от классовых интересов и происхождения (так фор­мируется публика), а также анализ нового для того времени типа вклю­ченности в политический процесс — человека одной газеты. Весьма важен сделанный Тардом вывод о роли основного способа массовой коммуникации — «задавать» определенную направленность созна­ния. Так, существует связь между космополитическим мышлением XVIII в. и культурно-психологическим «перевесом» книги над газе­той: книга по своей природе предназначена для выражения общих идей, сохраняющих свою значимость длительное время. XIX в. — век газет, ориентированных на сиюминутные текущие события, важные именно для граждан данной страны. Газета усиливает коммуникатив­ную связь между людьми, говорящими на одном языке в режиме, мак­симально приближенном к реальному времени. Это формирует чув­ство национальной общности ощущением единства национальной судьбы, создавая тем самым предпосылки для развития «националь­ного» мышления, наиболее отчетливо проявляющегося в идее нацио­нального государства и в национальных движениях, что позволяет охарактеризовать XIX в. как националистический.

Сложные конфигурации, выявленные и проанализованные Г. Тар­дом, требовали рассмотрения процессов эволюции разных групп в обществе: партий, парламентов, научных и религиозных сообществ.

----------------------------------

1 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 119.


4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

Именно это положение Г. Тарда, высказанное им в начале XX в., зало­жило основы социально-психологического анализа процессов массо­вой коммуникации.

В работах Г. Лебона, С. Зигеле и Г. Тарда был описан новый тип общественного (совместного) поведения людей, принципиальная осо­бенность которого состоит в том, что оно формируется и проявляется вне устойчивых социальных групп, соответствующих дифференциа­ции данного общества. Как толпа захватывает в едином порыве пред­ставителей разных слоев, так и газета объединяет в публику людей разного социального положения, профессии, возраста и националь­ности. Это означает невозможность прямого соотнесения масссзид-ных реакций толпы, действия которой характеризуются легко возбуж­даемой агрессивностью, стихийной жестокостью, болезненным вооб­ражением, моментально создающим образы «врагов», с социальной деятельностью классов и других общественных групп. Психика инди­вида претерпевает изменения в соответствии с «законами духовного единства толпы»: «взаимозаражения», роста внушаемости индивидов, вытеснения сознательной деятельности «коллективным бессознатель­ным», иллюзии всемогущества и анонимности, стирающей чувство индивидуальной ответственности.

Г. Лебон, детально анализируя «превращения» индивида в тол­пе, выделяет новые качества «человека толпы»: исчезновение созна­тельной личности, преобладание бессознательного, одинаковое направ­ление чувств и идей, стремление превратить в действие внушенные идеи1. По его мнению, в толпе стираются индивидуальные различия и исчезает своеобразие человека. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерономное тонет в гомогенном. 3. Фрейд комменти­рует это положение Лебона следующим образом: обессиливается, «сно­сится» психическая надстройка, различная у каждого индивида, и об­нажается бессознательный фундамент, общий для всех людей2.

Лебон и Тард сформулировали три основные причины, назван­ные ими «законами», формирования новых качеств индивида в толпе:

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 163.

2 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Избранное.
Кн. 1. М.: Московский рабочий, 1990. С. 6—7.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

1) осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и ано­нимность ее, как и каждого ее члена, ведут к исчезновению в толпе чув­ства ответственности у индивида;

2) «заражение» — в толпе каждое действие, каждое чувство зара­зительно в такой степени, что индивид легко жертвует своим личным интересом в пользу всеобщего. Г. Тард называет это «усилением»: «мне­ния, сближаясь и усиливаясь взаимно, превращаются в убеждения и веру, убеждения — в фанатизм»1.

3) особая восприимчивость индивида в толпе к внушению (этот тезис ЛебонаЗ. Фрейд расценивал как признание гипнотического со­стояния индивида в массе).

Данное обстоятельство позволило интерпретировать «психоло­гию толпы», прежде всего в ее лебоновском варианте, с позиций пси­хоанализа, что и осуществил его основоположник Зигмунд Фрейд (1856-1939) в работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). По Фрейду, источник единения массы, или толпы, как скоп­ления людей — бессознательное (либидо), ее сплочение вытекает из любви всех составляющих ее индивидов к одному и тому же объекту и их иллюзии, что они в равной степени любимы вождем (это обстоя­тельство широко используют харизматические2 лидеры). Вождь, по Фрейду, — коллективная проекция образа отца-патриарха, вожака пер­вобытной стаи, в основе отношения к которому лежит пассивно ма­зохистская установка и в присутствии которого собственная воля унич­тожается. Масса желает испытывать на себе силу неограниченной власти, и в этом ее стремлении — залог успеха любых лидеров, даже неперсонифицированных, в качестве которых могут выступать и СМИ. Если внутри массы агрессивность уменьшается, т.е. индивиды перестают ненавидеть друг друга, то возрастает их ненависть к внеш-

1 Гард Г. Преступность толпы//Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 128.

2 Харизма (от греч. charisma — дар благодати, «дар божий») — исключи­
тельная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъесте­
ственная сила. Заимствованное из религии понятие введено М. Вебером для обо­
значения особого типа господства — харизматического, которое основано на
безоговорочном подчинении властителю, обладающему исключительностью, в
силу веры в его избранность. Примерами таких лидеров в современной истории
являются Гитлер, Сталин, отчасти Б. Ельцин.


4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

ним объектам (этот процесс фиксируется социологией в различных те­ориях— групповых отличий, «навешивания ярлыков», взаимоотноше­ний «своих» и «чужих»).

Вообще феномен массового поведения, базирующийся на представлении о «среднем человеке» А. Кетле, является одним из основ­ных представлений всего корпуса социальных наук: индивидуальное по­ведение сложно и непредсказуемо, тогда как массовое поведение подда­ется прогнозу. Именно на этом базируются исследования общественно­го мнения, аудиометрия как приборное измерение аудитории (см. гл. 5), имеющие огромное значение не только для изучения, но и реального функционирования современных информационных процессов.

Таковы в самом общем виде основные идеи подготовительного этапа, лежащие в основе уже собственно исследований массовой ком­муникации, возникших в рамках Чикагской социологической школы в начале XX в.

4.2

Возникновение американской традиции

исследований СМИ: Чикагская школа

Чикагский университет сыграл особую роль в становлении социоло­гии как науки: именно там в 1892 г. был открыт первый в мире социо­логический факультет, в 1894 г. вышел в свет первый учебник социо­логии — «Введение в изучение общества» А. Смолла и Дж. Винсента. В следующем, 1895 г., по инициативе А. Смолла начинает издаваться American Journal of Sociology, бывший первым и на протяжении 25 лет единственным журналом подобного рода и существующий до сих пор. В 1905 г. при активном участии того же Смолла создается Американс­кое социологическое общество. Все эти очевидные свидетельства ин-ституционализации американской социологии как научной дисцип­лины произошли именно в рамках факультета социологии Чикагско­го университета, на базе которого сложилась Чикагская социологи­ческая школа — одна из первых научных школ в социологии, оказав­шая, в частности, огромное влияние на развитие коммуникативисти-ки и медиаисследований.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

В первое десятилетие XX в. тема коммуникации становится весь­ма популярной в США в качестве одного из элементов изучения горо­да: именно в Чикагской школе возникает социология города, или ур­банистическая социология. Значение городов для процесса индустри­ализации не нуждается в специальном разъяснении, однако для Аме­рики как «страны эмигрантов» города играли особую роль: именно они стали подлинным «плавильным тиглем», где складывалась нация и воз­никали «новые американцы». Однако даже для Америки начала XX в. Чикаго — Город с большой буквы: в 1900 г. половину его населения со­ставляли эмигранты, в основном немцы, скандинавы, ирландцы, по­ляки, евреи, чехи, литовцы и хорваты. Макс Вебер, посетивший Чика­го в 1904 г., сравнивал его с человеком, с которого содрали кожу так, что видно, как работают его внутренние органы. Это объясняет, поче­му именно в Чикаго возникла социология города и почему именно там проблемы социальной интеграции, стабилизации, социальной и куль­турной адаптации эмигрантских сообществ, социального контроля в целом, с которыми американское общество столкнулось в огромных масштабах, были особенно остры.

Преимуществом Чикагской школы по сравнению со спекулятив­ной европейской социологией того времени была ориентация на эм­пирические исследования, концентрировавшиеся на изучении горо­да как «социальной лаборатории», что являлось одной из ее характер­ных черт. Другой и весьма важной ее особенностью стало тесное взаи­модействие с видными представителями других научных дисциплин, работавшими на факультетах Чикагского университета — философс­ком (Дж. Г. Мид), политических наук (X. Лассуэл, Л. Уайт), психоло­гии (Л. Терстоун, Дж. Уотсон), экономики (Т. Веблен) и др. Каждое из названных имен не только прославлено в своей области, но стало из­вестным и в междисциплинарных областях исследований, проводив­шихся в рамках Чикагской социологической школы. Это позволяет говорить о том, что в деятельности школы уже в начале XX в. суще­ствовала «междисциплинарность», предполагающая сотрудничество представителей различных наук в целях обогащения подходов и ме­тодов изучения многообразных феноменов социальной действитель­ности, способствующая резкому приращению знания и формулиро­ванию нетривиальных гипотез. Только в 60-е годы прошлого века про-


4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

блемы междисциплинарности стали широко обсуждаться как новая тенденция в развитии научного знания.

Расцвет Чикагской социологической школы в 1920—1930-е годы связан с именем Роберта Парка (1864—1944), основы же идей, полу­чивших развитие в деятельности школы, были заложены в трудах Чарлза Хортона Кули (1864—1929), который впервые в 1909 г. выделил комму­никацию в качестве предмета социологического изучения, рассмотрев ее как орудие превращения человеческой мысли в актуальную соци­альную реальность путем ее приобщения к «большому», т.е. массовому, сознанию1. Заслуга Кули состоит в выделении и разграничении двух разных типов коммуникации — межличностной и массовой.

4.2.1

«Первичная группа» —

основа межличностной коммуникации (Ч. Кули)

Исследуя процессы «осложнения традиционных уз общинной (com­munity) жизни» под влиянием урбанизации, а для Америки — эмигра­ции, Кули впервые выделил традиционный способ коммуникации — коммуникацию в так называемых первичных группах— крестьянских об­щинах, семьях, соседских группах, группах сверстников (понятие пер­вичных групп также введено им в социологию). Для первичных групп характерны отношения, основанные на кровном родстве, дружеских либо соседских узах, т.е. на «интимной, лицом к лицу ассоциации и коопера­ции». Первичные группы, по мнению Кули, воплощают в себе универ­сальный характер человеческой природы: «Они не меняются. Они пер­вичны потому, что дают индивиду самый ранний и самый полный опыт социального единства, а также потому, что они не подвержены измене­ниям в той же степени, что более сложные группы (макроструктуры, го­воря современным языком. — Л. Ч.), но представляют собой сравнитель­но постоянный источник формирования и изменения последних»2.

1 Cooley C.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N. Y., 1953. P. 112.

1 Idem. Primary group and human nature//ed. by J. Manis, B. Melzer. Symbolic Interaction: A Reader in Social Psychology. Boston, 1972. P. 158.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

Атмосфера большого города, усугубленная ситуацией эмигранта, ведет к разрушению коммуникации, основанной на социальной при­роде человека, характерной для первичных групп, «ответственных» за социализацию. Это в определенном смысле означает распад соци­альных связей вообще. В условиях чужой страны, чужих нравов и обы­чаев, чужого языка эмигранты постоянно сталкиваются с «коммуни­кационным вакуумом»: люди обнаруживают, что прошлый опыт, как и традиционные способы коммуникации, «не работает», а достаточ­но надежного нового опыта нет. Следствием утраты «почвы под нога­ми» оказывались постоянная напряженность и нервные срывы, что, в свою очередь, усиливало ощущение неустойчивости и неустроеннос­ти жизни.

Необходимо восстановить утраченную коммуникацию, но ею не может быть коммуникация, характерная для первичной группы, по­скольку этот тип социальной связи в новой ситуации невосстановим. Требуется иная социализация, приводящая этих людей к «общему зна­менателю», т.е. прививающая им навыки и компетенции, характер­ные для ранее неизвестной социальной среды. Это, согласно Кули, массовая коммуникация, оперирующая ясными и наглядными, легко усваиваемыми стереотипами.

Так формируется представление о двух типах коммуникации: первичной, межличностной, непосредственной коммуникации, ха­рактерной для первичных групп, отражающей социальную природу человека вообще, с одной стороны, и оперирующей стереотипами мас­совой коммуникации — с другой. Именно эти две формы коммуни­кации стали важными орудиями исследования процессов урбаниза­ции в рамках Чикагской социологической школы, а формирующееся изучение массовой коммуникация сыграло существенную роль в ста­новлении социологии СМИ.

4.2.2

Роль стереотипов в массовой коммуникации

Массовая коммуникация в ее первоначальном понимании предста­вителями Чикагской школы — это процесс создания стереотипов. Само


4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

понятие «стереотип»1 ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), по­нимая под стереотипом «предвзятые мнения, которые решительно уп­равляют всем процессом восприятия», описывая «обряды приоб­щения эмигрантов к американскому образу жизни» — в «плавильном тигле» Детройте. Именно стереотипы, считал Липпман, лежат в ос­нове языка массовой коммуникации. Как раз на формирование сте­реотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию ко­торой составлял «обыкновенный» или «простой человек». Первым, кто не только понял это, но и осуществил на практике, был англичанин Альфред Хамсуорт (позднее лорд Нортклиф), основавший в 1986 г. «Дейли Мэйл», а в 1903 г. — «Дейли Мирор». Их отличие от прежних газет было не только в цене, важнее всего был новый стиль подачи материалов: информация не требовала размышлений и интерпрета­ций, но предполагала (и предлагала) готовые выводы. Суть этой но­вой формы, по мнению Хамсуорта, в следующем: «Бог сделал так, что­бы люди стали читать, чтобы я мог наполнить их мозги фактами, фак­тами и еще раз фактами, а потом указывать им, что они должны ду­мать и кого они должны ненавидеть при этом». Издания подобного рода, рассчитанные на формирование стереотипов у невзыскательной публики, получила название «желтой прессы»2 (yellow press). В таких массовых изданиях на первый план выступала сенсационность, погоня за внешними эффектами как основным средством привлечения чита­телей. Классическим для данного подхода стало определение газетных новостей в конце XIX в. одним из сотрудников Херста: «Новости — это все, что заставляет читателя воскликнуть: ух ты!»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 775 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2320 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.