ПЕРВЫЙ МЕТОД. Пациент ложится на правый бок, правая нога выпрямлена, левая согнута, голова на подушке или предплечье. Положите правый большой палец в треугольник Гринфельдта, а правую ладонь против заднемедиальной части подвздошного гребня. Левая ладонь создает противосилу на левых реберно-хрящевых суставах (Рис.6-28). Прямая техника. Надавите правым большим пальцем кпереди, медиально и кверху для мобилизации левой почки. Левой рукой мобилизируйте левую часть грудной клетки снаружи внутрь для усиления контакта правого большого пальца с почкой. При выраженном почечном ограничении вы можете почувствовать хруст соседних тканей при мобилизации почки вследствие фиброза периренального жира. Непрямая техника. После прямой мобилизации почки, как указано выше, мы используем непрямую технику для освобождения прикрепления фасции глубоко в спине. Сама почка не обладает линейной мобильностью. При птозе непрямые техники приводят к лучшей мобилизации и восстановлению правильного положения. Всегда работайте в направлении восстановления положения.
6-28: Манипуляция левой почки: пациент лежит на правом боку (1 способ)
ВТОРОЙ МЕТОД. Встаньте за пациентом, лежащем на правом боку, как описано выше. Положите правый большой палец в треугольник Гринфельдта, а остальную руку на область широчайшей мышцы спины и паравертебральной мускулатуры. Прижмите локоть к боку для увеличения силы проникновения большого пальца. Левая рука, расположенная против левых реберно-хрящевых суставов, давит на них кзади и кнаружи. Для правильной мобилизации почки большой палец должен быть направлен кпереди, медиально и кверху (Рис. 6-29). Используйте непрямую технику в конце движения. Процедура завершена, когда ваши пальцы более не встречают сопротивления, а чувствительность или боль в треугольнике Гринфельдта исчезает.
6-29: Манипуляция левой почки: пациент лежит на правом боку (2 способ)
Техника с использованием левой ноги. Пациент лежит на спине, руки на фуди, левая нога согнута. Стоя лицом к левому боку пациента, положите лучевой край правого указательного пальца в треугольник Гринфельдта. Левой рукой возьмите левое колено и придайте ему положение отведения и сгибания. Это расслабляет миофасциальные структуры в треугольнике Гринфельдта, способствуя проникновению вашего правого указательного пальца и поиску ограниченных тканей, а также давлению за нижним полюсом почки (Рис.6-30). Сохраняйте давление правого указательного пальца. Мобилизируйте колено, придавая левой ноге положение внутренней ротации, приведения и разгибания до положения ноги на кушетке. Мощная техника используется при выраженных ограничениях почки, сопровождающихся фиброзом периренальных тканей. Техника требует хорошей координации и способна привести к существенному улучшению.
6-30: Комбинированная манипуляция левой почки и ноги
СЕЛЕЗЕНКА. Первым шагом в мануальном лечении селезенки является освобождение связок, сальника и фасции, которая соединяет ее с соседними органами, диафрагмой и скелетом. Далее вы проводите ее мобилизацию.
Желудочно-диафрагмальная связка. Пациент сидит, руки на бедрах. Стоя за пациентом, используйте левую ладонь для давления на переднелатеральную часть грудной клетки медиально и кпереди, чтобы легче подойти к глубоким элементам желудочно-диафрагмальной связки. Пальцы левой руки направлены к связке (Рис.6-31). Начиная с латерального края прямой кишки, направьте пальцы правой руки кверху, кзади и немного медиально до встречи с прикреплением большой кривизны к диафрагме и ее продолжениям к левой диафрагмально-ободочной связке. Проблемы селезенки обычно вовлекают заднелатеральную порцию желудочно-диафрагмальной связки. Произведите прямое расслабление поддерживающих тканей за счет их переднелатерального растяжения, затем несколько раз поднимите наружную часть желудка для расслабления его прикреплений. Непрямая техника рекомендуется для желудочно-диафрагмальной связки, богатой механорецепторами. После освобождения тканей произведите мобилизацию грудной клетки пациента в сгибание и правый боковой наклон. Затем примите исходное положение и начните сначала. Когда ваши пальцы находятся на растянутой области, сохраняйте их давление и используйте манипуляцию/ растяжение грудной клетки для устранения связочных/ фасциальных напряжений. Проведите тело пациента вокруг ограничений вместо того, чтобы направить прямую силу на область ограничения. Это менее дискомфортно и раздражающе для пациента и более эффективно.
6-31: Манипуляция желудочно-диафрагмальной связки
Поперечный мезоколон. Эта структура часто упускается остеопатами, однако, является очень важной в лечении селезенки - особенно ее прикреплений к задней париетальной брюшине и ее продолжениям в направлении левой диафрагмально-ободочной связки и селезенке. Пациент лежит на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты. Встаньте за головой пациента иди у левого плеча и положите два больших пальца на селезеночную и печеночную флексуры кишечника (вершины нисходящей и восходящей кишки, соответственно). Кисти плоско расположены на левом и правом боку, направьте большие пальцы медиально, кзади и книзу (Рис. 6-32).Немного ослабьте давление и следуйте в направлении прослушивания. Мы предпочитаем манипуляцию поперечного мезоколона в положении лежа на спине, поскольку это способствует релаксации мышечной/связочной/фасциальной системы живота. Наша цель состоит не только в освобождении ограниченных волокон, но и в глубокой манипуляции, пощаженных тканей. По тем же причинам мы считаем техники, основанные на прослушивании, в данном случае более эффективными по сравнению с прямыми техниками.
6-32: Манипуляция поперечного мезоколона: положение лежа на спине
Левая диафрагмальнр-ободочная связка. Пациент сидит, руки на бедрах. Встаньте за пациентом, поставив для стабилизации правое колено на кушетку. Положите левую руку на левую сторону грудной клетки, а пальцы правой руки располагаются под ребрами в переднелатеральном положении (Рис. 6-33). Сместите левую половину грудной клетки кпереди, медиально и книзу. Воспользуйтесь преимуществом релаксации абдоминальных тканей для растяжения волокон диафрагмально-ободочной связки своей правой рукой. Сначала растяните волокна, которые направлены к желудку, затем те, которые идут к поперечному мезоколону, и, в заключение, те, которые идут к диафрагме. Несколько раз мобилизируйте селезеночную флексуру кишечника и повторяйте процедуру до полного освобождения прикреплений. При ограничении, которое кажется значительным, оставьте пальцы in situ легкой манипуляцией растянутых волокон в направлении прослушивания и проведите грудную клетку пациента вокруг этой области. Это прекрасный метод для безболезненного освобождения диафрагмально-ободочных прикреплений селезенки.
6-33: Манипуляция левой диафрагмально-ободочной связки: положение сидя
Мобилизация прикреплений селезенки. Положение пациента аналогично описанному выше. Вновь расположите пальцы как можно глубже и выше в переднелатеральном положении под ребрами. Приведите грудную клетку в левую ротацию и разгибание, поднимая левую диафрагмально-ободочную область. Выполните движение три или четыре раза прямой техникой, затем мобилизируйте грудную клетку и подреберные пальцы в направлении прослушивания. При правильном выполнении процедура должна оставаться безболезненной.
Левая треугольная связка печени. Положение пациента аналогично описанному выше. Поставив правое колено на кушетку, положите левую ладонь на переднюю левую часть грудной клетки на уровень восьмого-десятого реберно-хрящевых суставов так, чтобы пальцы находились на 5-6 см ниже реберного края (Рис. 6-34). ПРЯМАЯ ТЕХНИКА. Положите пальцы правой руки на белую линию. Пальцы обеих рук направлены кзади, кверху и влево. Ваша левая рука тянет ребра кпереди, медиально книзу. Положите пальцы правой руки на уровень левого края печени, и вы почувствуете левую треугольную связку как фиброзную пластину более плотной консистентнции, чем соседние ткани. Мобилизируйте эту пластину кзади и кпереди, стараясь не вызвать боли. НЕПРЯМАЯ ТЕХНИКА. Ваше положение и положение ваших рук такое же, как>и для выполнения прямой техники. Из этого положения, фокусируясь на структуре левой треугольной связки, следуйте за прослушиванием. Эта важная техника позволяет вашим рукам идти непосредственно к ограничению при мобилизации грудной клетки в направлении прослушивания. Левая треугольная связка богата проприоцепторами, и ее расслабление создает важное освобождение окружающих связок и фасций и соответствующей костно-суставной системы.
6-34: Манипуляция левой треугольной связки
Ребра относительно селезенки. Пациент лежит на спине, руки скрещены на груди, ноги выпрямлены. Стоя справа, положите правую руку под восьмое-десятое левые ребра, при этом кончики пальцев направлены на задние углы. Левая рука лежит на грудной клетке как противосила. Сместите ребра кпереди, медиально и немного книзу. Эта техника должна следовать за другими подреберными висцеральными манипуляциями. Чтобы получить наилучшие результаты на селезенке, смещайте ребра в направлении прослушивания. В конце лечения впечатление ограничения движения должно исчезнуть.
Позвонки. В данной книге мы не даем описаний манипуляций позвонков, однако обратимся к некоторым общим замечаниям. Очень редко ограничения селезенки не сопровождаются позвонковыми или реберно-позвонковыми ограничениями Т8-10. Обычно мы освобождаем мягкие околоселезеночные ткани до перехода к костно-суставным манипуляциям, поскольку это дает лучшие и более стойкие результаты. Аналогично, ограничения первого ребра являются обычно вторичными, поэтому мы всегда ищем внутренний орган или прикрепление, ответственное за механическое напряжение. Поскольку поражения первого ребра обычно вторичны, выполнение прямой манипуляции, особенно высокоскоростного типа, создает риск провокации шейно-плечевой невралгии. В посттравматические ограничения селезенки обычно вовлекается первый поясничный позвонок. Этот позвонок играет в теле роль "перелива", и его ограничения редко соотносятся с определенным органом. Мы часто проводим манипуляцию этого позвонка, поскольку это позволяет получить хороший диафрагмальный релиз.
МОТИЛЬНОСТЬ ПЕЧЕНИ, СЕЛЕЗЕНКИ И ПОЧКИ. Каждый день специалисты-травматологи диагностируют разрывы этих трех плотных органов, которые уязвимы для любого типа удара. Эти разрывы заслуживают серьезного внимания, поскольку могут носить даже фатальный характер. "Кто способен на самое большее, тот способен и на самое меньшее!" - справедливость этой поговорки трудно доказать. Тем не менее, если висцеральные разрывы происходят в результате серьезных травм, кажется вероятным, что и менее серьезные травмы могут поражать эти органы. В клинической практике мы часто обнаруживаем ограничения этих органов в результате травмы тканей. Важно вернуть мобильность, не игнорируя мотильности. Именно восстановление мотильности возвращает органам и пациенту утраченную в результате травмы энергию. Это то "дополнительное", что дает остеопатия по сравнению с традиционной медициной. (пропуск страницы.).
Заключение. Мы надеемся, что данная книга несет нашим читателям силу и особенность остеопатического подхода к травме. К прочим важным аспектам нашего подхода к травме относятся следующие. Он является глобальным. Все макро- и микроэлементы человеческого тела могут поражаться силами столкновения, вызывая локальное или общее нарушение равновесия. Должен приниматься во внимание и психоэмоциональный компонент, который способен значительно усилить ограничения тканей или даже создать новые. Он ищет причину. Симптомы являются частью остеопатической диагностики, принимаемой во внимание, однако, эти симптомы не рассматриваются в качестве основной причины механического ограничения. Мы всегда пытаемся найти причину ограничения тканей, которая часто кажется несвязанной с видимыми симптомами. Он включает ткани. Ткани обладают надежной памятью о травме. В них записывается все. Каждая ткань человеческого тела заслуживает интереса и вносит свой вклад в историю личности. Он является мануальным. В остеопатии и диагностика, и лечение осуществляется руками. Он является тонким. Определенная последовательность тестирования и оценки существенна для демонстрации неожиданных аффектов травматических последствий, особенно при застарелых повреждениях. Он полон уважения. Грубая сила никогда не является инструментом остеопата. Лечение тканей может проводиться только с уважением к ним со стороны остеопата. Только подходящий ключ легко открывает дверь. Он является научным и эмпирическим.
Остеопатия требует глубоких знаний и тренировки, но никто из нас не может отрицать эмпирического аспекта, являющегося неотъемлемой частью этого особого искусства и науки. Живопись основывается на трех основных цветах, сочетание которых дает бесконечное количество нюансов. Каждый художник использует их по-своему, в соответствии со своим собственным вдохновением. Основу музыки составляют двенадцать нот, но возможности их сочетания безграничны. Остеопатия строится на элементах анатомии, медицинской науке и механике человека, которые развиваются и применяются и едино, и разнообразно. Наша область деятельности и аллопатическая медицина одновременно различаются и дополняют друг друга к максимальной выгоде наших пациентов. Несмотря на то, что с точки зрения фундаментальных концепций остеопатия является унифицированной дисциплиной, в ней каждый остается индивидуальностью. Используя одни и те же краски и ноты, каждый специалист свободен в выражении его или ее вдохновения для поиска новых или более эффективных путей улучшения физического и эмоционального состояния пациентов.