Среди немецких социологов функционалистской ориентации ведущее место принадлежит Никласу Луману (1927-1999). Разработанная им теория социальной системы является одной из наиболее влиятельных в современной немецкой социологии. Получив юридическое образование, Луман обращается к занятиям социологией уже в довольно зрелом возрасте.
Основные положения социологической теории Лумана были изложены в работе «Социальные системы. Очерк общей теории», изданной в 1984 г. В 80-90 г. он опубликовал большое число трудов, дополнявших и конкретизировавших его исходные теоретические установки. В этот период Луман стремится использовать свою общую теорию социальной системы для анализа разнообразных сфер общественной жизни, включая экономику, политику, право, искусство. Свое завершение теоретическая деятельность Лумана получила в монументальном труде «Общество общества» (1997). Среди источников теории Лумана называют функционализм Парсонса, философскую антропологию А.Гелена, феноменологию. Кроме того, значительное влияние на разработку этой теории оказало заимствование ряда понятий общей теории систем, кибернетики, биологии.
Во введении к своей работе «Социальные системы. Очерк общей теории» Луман говорит о кризисном состоянии современной социологии. Одной из причин кризиса он считает отсутствие в социологической науке единой теории. Луман предпринимает попытку систематизировать разработки такой теории, которая могла бы претендовать на роль общепризнанной парадигмы в социологии. С помощью единой теории он стремится обосновать единство социологии как научной дисциплины. С точки зрения Лумана, идеи классиков социальной мысли не могут послужить основой для разработки единой теории. Все многообразие их идей он сводит к 2-м направлениям: позитивной социологии и критической социологии. Наиболее яркими представителями этих 2-х направлений выступают соответственно Дюркгейм и Маркс. Свою собственную теорию Луман противопоставляет как позитивной так и критической социологии. По его мнению, для преобразования социологической теории необходимо перенести в нее новые понятия, возникшие в др.научных дисциплинах.
Луман выделяет 3 этапа в развитии системного подхода в социологии. На первом этапе общество рассматривалось как некая целостность, во многом аналогичная биологическому организму. При этом считалось, что социальное целое больше суммы своих частей, так как благодаря взаимосвязям между частями возникают качественно новые свойства системы. На втором этапе стали подчеркиваться различия между обществом как социальной системой и организмом как системой биологической. Возникло понимание того, что системы могут не только закрытыми, но и открытыми. Третий этап эволюции системного мышления связан с концепцией самопроизводящейся и самореферентной системы. Именно на этом этапе в социологию проникают новейшие достижения кибернетики и общей теории систем.
В социологической теории Л. система характеризуется не как определенная модель или идеально-типическая конструкция, но как безусловная реальность. Л. Начинает с того, что постулирует существование системы. Формулировка «то, что есть - система» служит основой для всех дальнейших теоретических построений. Важное значение для Л. имеет отношение «система – окружающий мир». Центральным пунктом его теории является различие системы и окружающей среды. Л. рассматривает систему как нечто, способное отличать себя от внешней среды и постоянно воспроизводить границу, отделяющую ее от этой среды. Он подчеркивает, что система снижает комплексность окружающего мира, так как она избирательно реагирует на внешние воздействия. По сравнению с внешним миром система является более упорядоченной и дифференцированной.
Л.говорит о самоорганизации системы. Он отмечает, что хотя система зависит от окружающего мира и не может без него обходиться, она тем не менее не определяется влиянием внешней среды. Система может сама себя организовать и выстроить свой собственный порядок. С точки зрения Л., ситема является самовоспроизводящейся (аутопойетической). Понятие аутопойесиса первоначально использовалось в биологии применительно к живой клетке биологического организма. Считалось, что химические условия жизни постоянно воспроизводятся в самой клетке, а не вносятся в нее извне. Аутопойетическая система сама производит свои элементы при помощи действующей сети таких же элементов. Л. распространил понятие аутопойесиса в том числе и на социальные системы. В соответствии с его интерпретацией, общество является одним из примеров подобной аутопойетической системы. Характеризуя понятие общества, Л. указывает на наличие в социологической теории предпосылок, препятствующих познанию социальной реальности. К их числу он относит представление о том, что общество состоит из конкретных людей и отношений между ними; что общества являются территориально ограниченными, что общества как группы людей или как территории могут быть наблюдаемыми извне. Согласно Л., системная теория призвана преодолеть противоречия, являющиеся следствием такого подхода к исследованию общества.
Луман: следует различать 3 уровня анализа общества: 1. общую теорию, 2. теорию социальных систем, 3. теорию системы общества как особого случая социальных систем. Он полагает, что общая теория систем не достаточна для анализа общества. Необходимо так же определить особенности социальных систем и особенности общества как одной из таких систем. В числе социальных систем Л. выделяет системы взаимодействия между непосредственно присутствующими, системы организации, основанные на формальных правилах членства и общество в целом.
Простейшим элементом социальной системы по Л. выступает коммуникация. Согласно такой точке зрения, общество образуют коммуникации, а не социальные действия или социальные роли. В отличие от Парсонса, Луман отказывается от обоснования социологии как науки о действии. Всякая коммуникация является изначально социальной, так как в ней должны участвовать не менее 2-х субъектов. В процессе коммуникации проводится различение информации, сообщения и понимания.
Согласно Л., коммуникативная система является полностью закрытой, так как компоненты, из которых она состоит, воспроизводятся через коммуникацию. В этом смысле коммуникативная система является аутопойетической, то есть ее элементарные части производятся самой системой. На уровне собственных операций системы у нее нет каких либо контактов с окружающей средой. Это не означает полную изолированность системы от внешнего мира. Л. подчеркивает лишь тот факт, что коммуникативная система может воспроизводиться только благодаря своим собственным операциям.
Коммуникация не возможна без участия сознания, но сознание не является носителем коммуникации. С точка зрения Л. системы сознания также являются оперативно закрытыми и не могут установить непосредственный контакт между собой. По отношению к социальной системе системы сознания образуют часть ее внешней среды.
Коммуникацию отличает от любого рода биологических процессов то, что она представляет собой операцию, способную к самонаблюдению. Общество выступает как самореферентная система, способная описывать себя. Наблюдение общества не может осуществляться извне, так как по Л. не существует каких-либо иных социальных систем за пределами общества. Всякое наблюдение является наблюдением самой системы. Вместе с тем в рамках системы общества может одновременно происходить множество коммуникаций, сопровождающихся самонаблюдением, но ни одно из таких самонаблюдений не может претендовать на выражение единственно правильного мнения об обществе.
Луман рассматривает также эволюцию социальной системы. С его точки зрения, социальная эволюция характеризуется усилением дифференциации общества. Вначале Л. проводит различие между сегментарной и не сегментарной дифференциацией, что во многом напоминает понятия механической и органической солидарности в социологии Дюркгейма. Сегментарная дифференциация означает разделение общества на элементы, выполняющие идентичные функции, тогда как второй из указанных типов предполагает выделение элементов с различными функциями. В свою очередь несегментарная дифференциация может быть иерархической или функциональной. В первом случае элементы социальной системы стратифицированы, а во втором – между ними устанавливается функциональная взаимозависимость. Как утверждает Л., в своей эволюции человеческое общество последовательно проходит этапы сегментарной, иерархической и функциональной дифференциации. В современном обществе в целом преобладает функциональная дифференциация, хотя в нем сохраняются и определенные элементы предшествующих типов дифференциации.
Политику Л. рассматривает как сферу, где осуществляется принятие коллективно обязательных решений. С его точки зрения, принятие таких решений способствует преодолению разногласий и лучшей координации действий в рамках социальной системы. Как полагает Л., в ходе социальной дифференциации возникает необходимость выделения политической системы как одной из подсистем общества. Деятельность политической системы призвана обеспечить возможность проведения в жизнь коллективно обязательных решений и консенсус по их поводу.
Политическая система, также подвержена структурной дифференциации. На ранней стадии своего развития политическая система фактически совпадает с государством, но затем положение изменяется.
Увеличение сложности социальной и политической систем по Л. означает возрастание риска, связанного с принятием решений. Вследствие этого политическая система должна развивать механизмы, позволяющие уменьшить риск. Одним из таких механизмов выступает растущая рефлексивность политического процесса, когда коллективно обязательные решения анализируются и обсуждаются участниками политического процесса. Кроме того, важное значение имеет выделение автономной правовой системы, устанавливающей определенные рамки для политических решений.
В теории Л. право рассматривается как одна из подсистем социальной системы. Согласно Л. правовая коммуникация существенно отличается от коммуникации в экономической или политической сфере, поскольку система права обладает своим собственным критерием выделения того, что является предметом коммуникации. В качестве такого критерия выступает бинарный код «правовое/неправовое». Хотя система права может реагировать на воздействие экономической или политической систем, но такое воздействие переосмысливается в ее собственных категориях. Экономика и политика, которые являются для системы права частью ее внешней среды, не могут определять содержание правовой коммуникации.
В работах 90-х годов Л. все чаще вел речь о том, что социальная система приобрела глобальный характер. Развитие современных средств информации сделало возможной практически мгновенную коммуникацию между удаленными друг от друга регионами мира. С точка зрения коммуникации региональных обществ более не существует. Все они включены в единую мировую систему. Поэтому социология, как полагал Л., должна сегодня сосредоточиться на изучении социальной системы мирового общества.
Системная теория Л. широко обсуждалась в немецкой социологии и в меньшей степени в англоязычных странах. Еще в начале 70-х годов с критикой раннего варианта этой теории выступил Ю. Хабермас. В дальнейшем по мере развития системной теории Л. его взгляды неоднократно становились предметом дискуссий немецких социологов. В то же время сформировался круг ученых, активно использующих понятийный аппарат Л. для рассмотрения разнообразных социологических проблем в таких сферах как социология религии, социология политики, экономическая социология. В последние годы влияние идей Л. все в большей степени распространяется за перделами германии.