1. История государства – это («священное» по Н. М. Карамзину) знание и опыт, который передается последующим поколениям. Историческая жизнь предполагает изучение ее многомерных и разноплановых процессов и извлечение их этого богатого опыта положительных и отрицательных уроков («Ничего не доказывает тот, кто доказывает грубо» – древнегреческое изречение).
К историческим документам, по которым изучается прошлое государства, относятся: источники письменной фиксации – летописи – «Летопись временных лет» Нестора; «Степенная книга», составленная по инициативе митрополита Макария, в которой содержится описание правления князей; «Хронограф» или Всеобщая история по византийским летописям; архивные материалы. Эти документы позволяют воссоздать картину взаимоотношений между обществом и властью в разные периоды, – как в условиях социальных катастроф, так и в условиях мирной жизни: «Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами» [1, т. 1, с. 11]. По мнению Н. М. Карамзина личность каждого человека неразрывно связана с его Отечеством [там же], в основе исторического процесса находится Человек и его деятельность.
В изучении истории факт является основополагающим. Однако, изучение отдельных фактов, их совокупности не должно быть пронизано искажением событий или вольной интерпретацией. По мнению Н. М. Карамзина «…Государственная нравственность ставит уважение к предкам достоинством к гражданину образованному [1, т. 1, с. 16]. В связи с этим, изучение истории… требует некоторого терпения, более или менее наслаждаемого удовольствием [там же, с. 15].
Исторической особенностью зарождения и развития древнерусского государства было его позднее формирование: в то время когда древние цивилизации (Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция и Древний Рим) пережили процесс зарождения, роста-развития и заката (ассимиляции) Древняя Русь только вступила на путь исторического оформления.
«Осевой точкой» в процессе зарождения государственности на Руси стал 862 г. – призыв ильменских словен к варягам («Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами» [1, т.1, с. 133] – ильменские словене платили дань варягам, именно поэтому они и обратились с призывам к пердставителям цивилизованного мира) и начало княжения трех братьев – Рюрика в Новгороде, Синеуса в Белоозере, Трувора в Изборске. После смерти Синеуса и Трувора, Рюрик стал единодержавным князем, обосновавшимся в Новгороде, ставшем «северным» центром Древнерусского государства.
Данное событие послужило основанием для формирования двух точек зрения (позиций или школ) на проблему генезиса древнерусского государства:
норманнской – авторами которой были представители западноевропейской школы XVIII в., – Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер, – настаивавшие на том, что варяги (норманны либо скандинавы) как представители цивилизованного мира, привнесли основы государственности на Русь, и положили начало постепенному преодолению ее варварского состояния;
русской, представителем которой был М. В. Ломоносов, убеждавший своих оппонентов в том, что у древних восточных славян были предпосылки к возникновению государственности, а призыв варягов лишь ускорил этот процесс. В частности, к предпосылкам возможно отнести:
– экономические – древние восточные славяне расселялись вдоль северных склонов Карпатских гор, занимая обширную территорию, богатую черноземьем, лесными массивами, водными и сухопутными путями. Природно-географические особенности предопределили типы хозяйственных укладов: земледелие (доминирующее), рыболовство, скотоводство, охотничество, собирательство (бортничество). Кроме этого, восточными славянами постепенно осваивались разные виды ремесел – кузнецкое дело, гончарное дело, резьба по дереву, ткацкое дело, ювелирное дело, развитие которых способствовало закреплению торговых отношений как между восточными славянскими племенами, так и с другими народами – шведами, чехами, поляками, немцами, греками;
– политические – у восточных славян было вече (совет старейшин) – исторически первая форма организации племенного быта внутри родо-племенных отношений;
– духовные – в условиях языческого политеизма (многобожия) сложился пантеон богов – шаг к формированию представлений об иерархии духовных ценностей и иерархии социального подчинения.
Позиции двух школ достаточно аргументировано представлены в исторической науке, а наша задача заключается в том, чтобы увидеть их отражение в реальном историческом процессе (практическое воплощение).
2. Правление Рюрика в Новгороде – 862 г. – стало началом формирования основ государственности, в частности:
– возникла новая модель государственного устройства – княжество,
– произошло административное закрепление положения князя в процессе выделения города в качестве центра зарождавшегося государства и «собирания» вокруг него других территорий,
– князь вместе в княжеской дружиной был наделен хозяйственной функцией – сбора дани.
С этих, обозначенных Рюриком позиций видится необходимость анализа их дальнейшего развития и выстраивания преемственных связей в правлении Рюриковичей. Остановимся на основных вехах в правлении этой династии в период образования государственности на Руси: IX – середина XI вв.:
879 – 882 – 912 гг. – княжение Олега сначала в Новгороде (879 г.), затем в Киеве (882 г.). С его именем связано возникновение нового «южного» центра древнерусского государства ввиду его удобного природно-географического положения – срединности – нахождения на пересечении водных и сухопутных путей. Кроме этого, с правлением князя Олега связаны военные походы на Византию, закончившиеся заключением взаимовыгодных торговых отношений в 911 г.;
912 – 945 гг. – княжение Игоря, сопряженное с усилением конфликтов между князем и восточно-славянскими племенами в связи с полюдьем (неограниченным сбором дани с основной массы населения, которая называлась люди): князь Игорь был растерзан древлянами за свою жадность;
945 – 957 гг. – княжение Ольги, обращающее на себя внимание уже тем, что на престол взошла женщина, которой в обществе отводилась роль хранительницы домашнего очага. Ольга отомстила за смерть своего муже древлянам, стерев их племя с лица земли: древляне осмелились предложить Ольге выйти замуж за их князя, Ольга оказала честь послам древлян, приказав несли их на руках, а затем они были брошены в яму и закопаны живьем; через гонца Ольга передала, что ожидает следующих важных послов от древлян, приготовила им баню по русскому обычаю, и сожгла их там; после этого Ольга сама приехала в город древлян Коростень, окропила слезою могилу мужа, угощала из питием из меда важных людей, когда они окончательно опьянели о крепкого меда, приказала убить их и телами покрыть могилу мужа, и наконец, Ольга сказала, что Киевская власть больше не будет беспокоить город Коростень и, во имя примирения, попросила от каждого дома по воробью и голубю, к птицам привязали зажженный трут (высушенный гриб трутник, или фитиль, зажигающийся от искры при высекании огня) с серой и отпустили их, птицы вернулись в свои дома и подожгли их. В связи с этой местью Ольга вошла в историю как княгиня хитрая, но сумевшая доказать свою верность мужу и дать понять, что означает установленная власть.
Однако те меры, которые предпринимала княгиня Ольга в своем правлении, были направлены на укрепление княжеского престола – основ государственности, а именно:
– снятие конфликтов между Киевской властью в связи с княжением Игоря (ее мужа) и восточно-славянскими племенами в связи с установлением уроков – фиксированных размеров дани и погостов – мест сбора дани;
– принятием православного христианства. Ольга вошла в историю государства российского как княгиня мудрая и умная, сделавшая свой выбор религии, и причисленная к лику Святых православной христианской церковью: уклонившись от оказанной ей чести стать женой Византийского императора Константина, Ольга приняла его веру.
957 – 972 гг. – княжение Святослава (сына Ольги и Игоря). С его именем связаны многочисленные военные походы и завоевания Хазарского царства (восточные соседи Руси); помогая Византии борьбе с дунайскими болгарами, завоевал Волжскую Булгарию и обосновался в г. Переяславце Дунайском, который считал центром своей земли (местом, в котором пересекаются торговые пути с разных государств). Однако Византийский император Иоанн Цимисхий, не желая господства Святослава на этой земле, организовал против него военный поход. В связи с превосходящей силой противника Святослав, обращаясь к своей дружине, произнес такие слова: «Бегство не спасет нас; волею или неволею мы должны сразиться. Не посрамим Отечества, но ляжем здесь костями! Мертвым не стыдно. Станем крепко. Иду перед Вами, и когда положу свою голову, делайте, что хотите» [1, Т. 1, с. 211]. Но в одном из таких походов Святослав был убит.
972 – 980 гг. – период борьбы за киевский престол, развернувшийся между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром. Ярополк и Олег в ходе междоусобных войн погибли. Это весьма острый период развернувшихся братоубийственных войн удалось преодолеть Владимиру, оставшемуся единодержавным.
С княжением Владимира «Красно солнышко» (980 – 1015 гг.) связана поворотная веха в укреплении основ государственности – принятие православного Христианства на Руси, формирование церкви как нового социального института.
Князь Владимир задумывался о необходимости духовного объединения восточных славян, о поиске мощной духовной скрепы. С этой целью он выслушивал своих советников и посылал послов по миру посмотреть, кто и как служит вере. Особое восхищение у послов вызвали православные храмы Византии, отличавшиеся «лепотой», т.е. красотой. Кроме этого, Византийские императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за оказанием военной помощи в подавлении восстания в г. Корсуне (или Херсонесе). Эта территория была одной из колоний Византийской империи, которая захвалила береговую линию Черного моря, разместив там свои рынки. Князь Владимир, оказав военную поддержку, потребовал в жены византийскую принцессу Анну, которая отказалась выходить замуж за язычника. Именно эта предыстория и привела Владимира к необходимости принятия православного Христианства. Сам Владимир, по одной из версий, принял крещение в г. Херсонесе – в современных границах это территория Крыма в 988/989 гг. Массовое крещение состоялось в Киеве в 989 г. – когда на берегах Днепра проводился обряд посвящения в новую веру.
С этого времени началось строительство православных храмов, соборов (Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке и др. городах), монастырей (Киево-Печерский монастырь и др.), в котором участвовали строители, архитекторы, живописцы. Привлечение мастеров искусства давало возможность обогащения русской церковной культуре – благодаря заимствованию опыта строительства мастеров романского стиля, и создания своего самобытного архитектурного стиля – зодчества. Постепенно происходило и закрепление православной церкви как социального института, к важнейшим функциям которого относятся:
– «соборность» – объединения широких народных масс;
– «миссианство» – вселения веры в людей в приход миссии – «спасителя»;
– духовное – религиозное образование и просвещение:
– предоставление крова обездоленным;
– излечивание больных.
Особо следует отметить, что православное Христианство, прочитанное как религия «смирения», примирения враждующих сторон, самая чистая и самая светлая, получало историко-культурное закрепление в условиях существовавших языческих традиций (обрядов, ритуалов, праздников земледельческого календаря в силу того, что земледелие оставалось доминирующим способом хозяйствования у большинства восточно-славянских племен). Именно поэтому на Руси складывалось двоеверие: языческие традиции прочитывались сквозь призму христианских, и, наоборот.
Принятие православного христианства и формирование церкви как социального института – это событие, которое рассматривается и сегодня не только как культурный акт, но и событие, в корне изменившее политическое и экономическое положение Руси и отношение к восточным славянам не как к варварам, а как к представителям цивилизованного мира.
1019 – 1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого при котором древнерусское государство достигло наивысшего развития – кульминации. Однако в преддверии правления Ярослава (1015 – 1019 гг.), произошли кровавые события: его сводный брат Святополк, усыновленный Владимиром, пытаясь установить свое единодержавие на Киевском престоле, убил младших братьев – Бориса и Глеба, и только затем, был убил Ярославом [1, т. 2, с. 5 – 10].
Центром Древнерусского государства был Киев, однако активным образом продолжалось градостроительство городов – Новгород, Псков, Искоростень, Белоозеро, Чернигов, Смоленск, Ростов и др.
Укреплению выгодных дипломатических и торговых отношений Древней Руси с Польшей, Францией, Венгрией способствовали выгодные брачные союзы детей Ярослава (три дочери и сыновья – Изяслав, Владимир, Святослав, Всеволод. Вячеслав, Игорь сочетались браком с наследниками престола этих государств).
А конкретно:
– произошло законодательное закрепление государственных основ в создании первого свода законов под названием «Русская правда» (документа, который свидетельствовал о переводе сложившихся и получивших историческое закрепление традиций государственного управления на законодательные «рельсы»). В нем прописывались функции:
· князя – административно-хозяйственная (объединение восточно-славянских племен, сбор дани);
· княжеской дружины – личной охраны князя, в которой служили физически крепкие, сильные, преданные князю люди, и которая участвовала в сборе дани;
· основной массы населения, с которых собиралась дань (была введена серебряная монета – свое денежное обращение).
«Русская правда» – свод законов судебного характера, в котором прописывались преступления и наказания с учетом социально-классовой иерархии (в частности, с состоятельных слоев взималась вира – денежный штраф за совершенное преступление, в то время как беднейшие слои (чернь, холопы, смерды) подвергались телесным наказаниям и казням. К этому времени сложилась иерархия зависимых людей:
– временно зависимые люди, работавшие в хозяйстве феодала за взятую ссуду и отрабатывавшие долг (купу) – закупы;
– временно зависимые люди, работавшие в хозяйстве феодалов по договору – рядовичи.
Кроме этого, создание данного документа свидетельствовало о законодательном закреплении вертикали государственной власти на основе лестничного порядка престолонаследия (передачи власти от отца к старшему сыну и далее, по старшинству).
Продолжалось и закрепление связи между церковью и государством. Происходило архитектурное развитие: строились монастыри в Киеве, здесь же в 1037 г. были построены Золотые ворота. Активно переводились греческие церковные книги на славянский язык, формировался церковный устав. Митрополитом Илларионом были описаны события законодательного закрепления основ государственности в «Слове о законе и благодати» (в 1050 г.).
Таким образом, к середине ХI в. сложилось и получило развитие древнерусское государство, в котором обозначились и самобытные традиции, и путь заимствования.
Весь этот сложный исторический процесс происхождения и развития древнерусского государства были описаны в первом летописном своде, составленном в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – «Повести временных лет».
Методические ориентиры в раскрытии темы: территориально-географические особенности расселения восточных славянских племен; норманнская и (антинорманнская) русская теории происхождения государства на Руси и их представители; роль центров – Новгорода и Киева в объединении русских земель; деятельность Киевских князей в объединении русских земель вокруг Киева в период IX – XI вв. (от князя Олега до Ярослава Мудрого); духовно-религиозное укрепление государственной власти; «Русская правда» как первая форма законодательного укрепления основ государственности Древней Руси.
Литература:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Т.1 / Н. М. Карамзин. – М., 1998.
2. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 672 с.
3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – СПб.: Кристалл, 2000. – 839 с.
4. История России (IX – XX вв.): Учеб. пособие для вузов по гуманитарным спец. / Отв. ред.: Я. А. Перехов. – М.: Гардарики, 1999. – 621 с.
5. История России с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пособие для вузов /М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов и др. – М.: Дрофа, 2000. – 655 с.
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков: Учеб. пособие./ И. Н Данилевский. – М.: Аспект-Пресс, 1998 – 399 с.
6. Мунчаев Ш. М., Устинов, В. М. История России: Учебник для вузов / Ш. М. Мунчаев. – М.: НОРИА-ИНФРА – М, 2001. – 757 с.
7. История России. Учебник / под ред. А. С. Орлова, Н. А. Георгиева. – М.: Проспект, 2002. – 544 с.
Политическая раздробленность: конец ХI – ХII вв.
Основные аспекты рассмотрения: