Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть четверта€.  реативный город - что дальше?




Ѕлагодарности 020

„асть перва€. Ќовые урбанистические реалии

√лава 1. ќткрытие креативного города 025

√лава 2. √ородские проблемы Ч креативные решени€ 049

√лава 3. Ќовое мышление 078

„асть втора€. ƒинамика городской креативности

√лава 4. “ворческа€ трансформаци€ города 131

√лава 5. ‘ундамент креативного города 163

√лава 6.  реативна€ среда 197

„асть треть€.  онцептуальный инструментарий городской креативности

√лава 7, Ќачинаем креативное планирование 235

√лава 8. Ќовое открытие креативного города 281

√лава 9. Ёффективность и устойчивость креативного процесса 316

„асть четверта€.  реативный город - что дальше?

√лава 10.  реативный город Ч новые горизонты 357

\006\

ѕриложение 1. 376

ѕриложение 2. 378

ѕриложение 3. 379

—писок литературы 380

»нтересные веб-сайты 389

ќб агентстве Comedia 392

”казатель 394

\007\

ѕредисловие к русскому изданию

—уть концепции креативного города в том, что любое поселение - в какой бы оно ни находилось стране, Ч может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем. „тобы город или мегаполис ступили на этот путь, должны быть созданы услови€, позвол€ющие им думать, планировать и действовать творчески.

ѕоэтому центральное место в концепции креативного города занимают проблемы организационной культуры.

√осударственный, муниципальный, частный или некоммерческий сектор Ч каждый из них может по-своему помогать раскрытьс€ потенциалу города, ибо создание и воплощение креативных идей плодотворно там, где присутствует дух взаимного уважени€ и готовности делитьс€ друг с другом.

¬ городах должны возникать лидеры, которые научатс€ отдавать другим часть своей власти, чтобы повысить собственное вли€ние.

Ћишь на первый взгл€д эта иде€ парадоксальна. Ќа встрече мэров европейских городов в 2004 году в Ћондоне, было признано, что есть три элемента, определ€ющих успех города, а именно, вы должны:

Х знать, куда движетс€ ваш город, понимать его предназначение и его потенциал развити€;

\008\

Х стимулировать распространение лидерства и не думать, что городу достаточно одного лидера; это означает, что более 1 % населени€ города должны чувствовать себ€ лидерами. ¬ городе с населением 100000 должно быть 1000 лидеров, а в миллионном городе -10000;

Х поощр€ть прин€тие рискованных решений в рамках системы, основанной на принципах отчЄтности и прозрачности, ибо это дает люд€м возможность творчески участвовать в формировании города.

—егодн€ многие чувствуют себ€ незащищЄнно, ибо мир стремительно мен€етс€, и иногда даже кажетс€, что почва уходит из-под ног. ¬ажно ведь не столько то, насколько радикально мен€ютс€ устои, сколько сам факт осознани€ перемен.

¬ такой ситуации ключевыми факторами развити€ городов €вл€ютс€ адаптивность, гибкость и способность находить новые решени€.

≈сть очень мало городов, которые можно назвать креативными во всех отношени€х. ¬озможно, к этому идеалу приближаютс€ Ќью-…орк, ѕариж или Ћондон; или, например, јмстердам или ¬ена, которые в течение столетий вновь и вновь изобретали себ€ заново.

¬ажнее другое: каждый город способен стать более креативным, и это относитс€, прежде всего, к тому, как он определ€ет свои возможности и как решает свои проблемы.

÷елью €вл€етс€ создание такой атмосферы, котора€ позвол€ет городу быть креативным во всЄм, что бы он ни делал.  реативность может про€вл€ть чиновник, изобретательно борющийс€ с бюрократическими несообразност€ми; или бизнесмен, соедин€ющий стремление к выгоде с социальной ответственностью; или работник социальной сферы, про€вл€ющий предприимчивость в решении проблем своих подопечных.

 реативность вовсе не сводитс€ к творчеству в сфере искусств и она встречаетс€ не только в музыке, театре или живописи.

\009\

„ем же определ€етс€ искусство развити€ городов?

Ёто сложно-составное искусство. ≈го выдающиес€ образцы относ€тс€ к высочайшим достижени€м культуры. Ћучшие из городов сами суть изощренные произведени€. ¬ то же врем€, худшие из них служат воплощением беспам€тства, упадка и разрушени€.

ƒолгое врем€ считали, что в создании городов важны только архитектура и землепользование.

«атем к этому присоединили инженерное искусство, геодезию, топографию, строительство и проектный менеджмент. —егодн€ мы знаем, что искусство развити€ городов включает в себ€ все остальные виды искусств.

ƒело не ограничиваетс€ только созданием физической формы. ћы должны владеть:

- искусством понимани€ человеческих устремлений и потребностей,

- искусством создани€ богатства и приспособлени€ его к нуждам города;

- искусством создани€ трехмерных пространств;

- искусством организации в городе движени€ и передвижени€;

- искусством стимулировани€ человеческою потенциала;

- искусством создани€ общественной поддержки;

- искусством здорового образа жизни;

- искусством высвобождени€ вдохновени€ и использовани€ мотивации и воли жителей;

- искусством соединени€ физических объектов в едином городском ландшафте;

- искусством включени€ в ткань городской среды сельских элементов;

- искусством двигатьс€ к будущему, не забыва€ о прошлом;

- искусством создани€ праздничной атмосферы

- и многими, многими другими.

Ќо, главное, мы должны владеть искусством приращени€ экономической стоимости и человеческой ценности во всем, что бы мы ни делали.

ћировоззрение, способности и ценности, воплощенные в этих искусствах, дают возможность превратить физическое пространство в обитаемые человеческие поселени€.

¬о всех част€х света существуют примеры, демонстрирующие владение этим искусством, - будь то ћосква, котора€ стремительно превращаетс€ в мировой город, или города с богатым прошлым, такие как ¬ладимир и —уздаль, или города-новостройки, такие как “оль€тти, или обладающие огромным потенциалом развити€ наукограды.

\010\

¬ каждом городе существуют интересные проекты, «адача каждого города - собрать разрозненные проекты, соединить их в единое целое, так, чтобы, неожиданно стало:

1 + 1=3.

“ворческие решени€ всегда имеют неожиданные позитивные последстви€.

я надеюсь, что эта книга подскажет новые мысли и придаст уверенности тем, кто думает о будущем российских городов.

„арльз Ћэндри

“ирана, май 2005 года

\011\

—писок инновационных городских проектов

1. ћонпелье (‘ранци€): истори€ в знаках 33

2.  ак создать нечто из ничего. ’ей-он-”ай Ч город книг (¬еликобритани€) 35Ч36

3. ∆урнал "'Big Issue": креативное решение проблемы бездомности путем развити€ предпринимательства среди бездомных 39

4. ѕолет фантазии и смелость: реорганизаци€ городской администрации “илбурга (Ќидерланды) 44Ч45

5. ‘актура покрыти€ мостовых Ч в помощь слепым (япони€) 54

6. —н€тие бюрократической путаницы путем введени€ смарт-карты социального обеспечени€ ( ампече, ћексика) 54

7. ”становление св€зи между уборкой мусора и образованием (Ѕангалор, »нди€) 55

8. ¬озрождение городского сообщества жителей автоприцепов посредством креативных меропри€тий (ƒублин. »рланди€) 56

9. ¬оспитание гражданственности через св€зь поколений (Ќью-…орк, —Ўј) 58

10. ƒаже почтальон может собирать мусор (ћиккели, ‘инл€нди€) 60

11. »нновационный дизайн делает образование привлекательным: школа дл€ детей из трущоб (ќхала, Ќью-ƒели, »нди€) 61

12. јрхитектура как живое произведение искусства. ƒом ’ундертвассера (¬ена, јвстри€) 62Ч63

\012\

13. "Ѕабушка напрокат": восстановление св€зи поколений путем использовани€ свободного времени пенсионеров (Ѕерлин, √ермани€) 74

14. ‘ормализаци€ уборки мусора (‘илиппины) 76

15. Ѕарьеры креативности (’аддерсфилд, ¬еликобритани€) 79

16. ќт оружейных складов Ќј“ќ к раю дл€ лошадей: изобретательна€ конверси€, полжржавша€ местные традиции (“ви-стелен, √ермани€) 100

17. ястребы охот€тс€ на голубей: позволим природе самой контролировать процесс загр€знени€ (”окинг, ¬еликобритани€) 104

18.  реативное использование времени: преодоление проблем периодов затишь€ и перегруженности в ресторанах (√онконг и “окио) 106

19. ѕожилые люди охран€ют здоровье бедн€ков (ћанила, ‘илиппины) 111

20. ћен€€сь рол€ми: беспризорники тренируют полицию (јддис-јбеба, Ёфиопи€) 114

21. ѕревращение в творческую организацию: ключевые факторы 173

22. ”топические ночи (Ћондон, ¬еликобритани€)183

23. Ќова€ жизнь пространств дл€ творческих св€зей. ÷ентр искусств и медиа-технологий ( арлсруэ, √ермани€) 187

24. ћассачусстский музей современного искусства 189

25. ’удожественные сети в  Єльне 193

26. ’ельсинки: сети дл€ всех 194

27.  реативность Ч навсегда? 210

28. јвтомобили общего пользовани€ (Ѕерлин, √ермани€) 217

29. »з гр€зи в кн€зи (Ѕелу-ќризонти, Ѕразили€) 221Ч222

30. Ёкологический город (Ћестер, ¬еликобритани€) 226

31. “ам, где есть общественный контроль, Ч казна на замке (ѕорто-јлегре, Ѕразили€) 277Ч279

32. ¬ли€ние радикалов на формирование концепции устойчивого развити€ 303Ч304

33. «наток города 352

\013\

Ёпиграф от конспектера

Ќефть и газ Ц чЄрное и голубое Ђзолотої, хлопок Ц белое Ђзолотої, а творческие люди Ц Ђинтеллектуальное золото „еловечестваї!

ѕредисловие

Ёта книга имеет далеко идущие цели. ќна должна помочь люд€м творчески думать, планировать и действовать, чтобы создать фабрики идей, превращающие урбанистические инновации в реальность.

«адача этой книги Ч укрепить уверенность читател€ в том, что и он может поступать инновационно, а решени€ городских проблем осуществимы. —егодн€ города переживают смену парадиг.

ѕыта€сь решать городские проблемы с помощью старого образа мыслей, мы столкнЄмс€ с теми же преп€тстви€ми, что и раньше. Ќесмотр€ на кризис городов, эта книга оптимистична.

¬едь города предоставл€ют огромный простор дл€ коммуникации, новых идей и экономического роста.

√орода мира дают поразительные примеры того, как много самых обычных людей выказывают лидерские способности, дела€ невозможное возможным.

 нига " реативный город" балансирует между прагматикой и интеллектуальной игрой, а местами откровенно концептуальна - ведь концепции обладают силой формировать наше видение мира и упрощать то, что кажетс€ сложным. √лубинные перемены требуют переосмысление концепций и логики, которую мы примен€ем в решении проблем и управлении возможност€ми.

{V: —тало быть, Ђлогика решени€ проблем городаї должна быть зафиксирована или хот€ бы тезисно изложена. ¬ книге „арльза Ћэндри это не сделано. ќднако будет сделано в наших добавлени€х и приложени€х!}

¬еро€тно, что-то из сказанного много раз говорилось и раньше, но не об€зательно делалось в контексте проблем города, и именно это, хочетс€ верить, станет отличительной чертой этой книги.

{V: ќтличительной чертой нашего понимани€ этой книги €вл€етс€ ещЄ и другой лозунг Ђ –≈ј“»¬Ќџ… ”Ќ»¬≈–—»“≈“ї}

\014\

ќ чЄм эта книга

" реативный город" предлагает новый метод городского планировани€, который даЄт люд€м возможность творчески мыслить и действовать, дела€ наши города более жизнеспособными и управл€€ воображением и талантом.  нига не даЄт готовых рецептов, но расшир€ет Ђбанкї идей, из которых могут произрастать инновации.

¬се мы считаем, что место, где мы живем, могло бы стать лучше. ћногие знают примеры того, как можно сделать город более человечным. » все же города балансируют на грани: люди, принимающие решени€, могут или примен€ть методы, ведущие к медленному упадку, или искать пути превращении городов центры творчества и нового качества жизни.

—тарые подходы всЄ чаще не год€тс€. ƒинамика городов претерпела радикальные перемены.

ќднако нова€ городска€ утопи€ уже существует. Ёто, в частности, сумма новаторских путей, -если вз€ть по всем городам, - создани€ рабочих мест или использовани€ навыков молодежи и пожилых людей.

¬ каком-то городе мы находим вдохновл€ющие произведени€ архитектуры, а где-то Ч умные энергосберегающие устройства или транспорт, пользоватьс€ которым в радость. ≈сть торговые комплексы, сочетающие развлечение с обучением, поднимающие настроение и полные творческого духа.

\015\

ѕримеры можно найти в городах всего мира.

»ногда их трудно сделать примером дл€ подражани€. „аще мы воспринимаем город как обитель страха и вырождени€, забыва€, что именно в городах создают материальные ценности (более 80%), обеспечивающие процветание нации. √орода обладают потенциалом, способным не только решить их собственные проблемы, но и улучшить качество жизни целых регионов. Ќо пока что городска€ жизнь все ещЄ видитс€ в мрачном свете.

¬ек городов

 нига " реативный город" - это призыв к действию. ¬едь XXI век будет веком городов. Ѕолее половины населени€ мира будет жить в городах. ¬ ≈вропе число городских жителей уже превышает 75%.

ќднако большинство людей живет в городах без особого на то желани€.

¬ 1997 году исследование показало, что 84% населени€ ¬еликобритании хотели бы жить в небольшой деревне, хот€ в действительности там жили лишь 4%. ћы не в состо€нии построить достаточно деревень, но мы можем попытатьс€ сделать города тем местом, где хочетс€ жить.

Ёто возможно за счЄт воссоздани€ ценностей, которые существуют в деревне - ощущени€ уникальности места, преемственности, безопасности и предсказуемости, отчасти за счЄт чисто городских возможностей: интенсивного общени€, торговли, неожиданных удовольствий и многого другого.

\016\

“ворчество: источник жизненной силы городов

√лавный ресурс города Ц люди: человеческий ум и творческие способности.

“ворческий потенциал тех, кто живЄт в городах, определ€ет их будущий успех. —тав большими и сложными с точки зрени€ управл€емости,

города превратились в лаборатории, разрабатывающие технологические, концептуальные и социальные решени€ проблем.

¬ наши дни по€вились особые причины дл€ размышлений о проблемах городов с точки зрени€ их недостаточной креативности и инновационной де€тельности. √орода переживают переходный период, св€занный с процессом глобализации.

ѕроцесс происходит по-разному: в јзии промышленные города всЄ ещЄ растут, в то врем€ как в ≈вропе, стара€ промышленность исчезает, а добавленную стоимость создают всЄ больше за счет приложени€ интеллектуального капитала, к продуктам, процессам и услугам.

—мена парадигм и еЄ последстви€

 нига Ђ реативный городї анализирует фундаментальные изме-нени€ городской жизни. ќни представл€ют собой смену парадигм. —тарые решени€ больше не работают. Hовoe мышление должно помочь осмыслить эту ситуацию.

Ђ реативный городї не сборник материалов по успешному мировому применению городских практик, хот€ здесь ссылки и можно найти (примеры вз€ты из моего собственного опыта работы в ≈вропе и в других развитых странах мира). » хот€ истори€ урбанистического развити€ рассматриваетс€ в книге в мировом масштабе, и все же Ђ реативный городї написан с точки зрени€ европейца.

\017\

я больше знаю о европейских городах.  онечно, мне известно о великих творческих городах прошлого и насто€щего в  итае, »ндии, јфрике и ёжной јмерике, однако € глубоко пронизан европейской культурой. —ложившийс€ у мен€ образ Ђхорошего городаї отражает европейский урбанизм.

√ородской центр нейтральное место встреч дл€ всех частей города. ѕублично используемое пространство увеличивает богатство городов за счЄт усилени€ взаимодействи€, св€зей и интенсивности жизни. √ородска€ жизнь самоподдерживаема и превосходит возможности индивидуума, а смешение культур формируют потенциал городского развити€.

ѕредставленные здесь принципы анализа городских проблем могут использоватьс€ кем угодно и где угодно.

Ётот инструментарий позволит горожанам, определ€ющим политику и принимающим решени€, увидеть возможности, которые могут существовать только в городе.

 аждый город обладает творческим потенциалом, но во многих городах он заблокирован.

Ќа yдивлeниe мaлo извeстнo о городских услови€х, которые необходимы дл€ про€влени€ креативности и новаторства горожан.

Ђ реативный городї исследует динамику креативности и тем самым показывает необходимость выйти заг рамки усто€вшегос€ представлени€, что творчество €вл€етс€ прерогативой художника, а инновации нос€т преимущественно технологический характер.

ќднако социальна€ креативность имеет не меньшее право на существование.

“ворческие решени€ городских проблем

»сточник креативности Ц творческие люди и организации, обладающие отличительной особенностью: собира€сь вместе на одной территории, они формируют творческую среду.  нига Ђ реативный городї демонстрирует то, как возникает така€ среда, превращающа€ города в центры инноваций.

\018\

¬ книге показано, как создают принципиально новые виды бизнеса, как развивать экологические подходы, каковы механизмы художественных решений, позвол€ющих пробудить гражданскую гордость и творческую энергию горожан.

¬о всех случа€х € хотел пон€ть способы организации творческого потенциала. ¬ажно вы€снить, как правительство может работать с бизнесом и некоммерческими организаци€ми, и что именно способствует образованию прочных св€зей между формальными и неформальными сет€ми. ћен€ интересовала роль техники в развитии творческих городов и значимость иных форм творчества.

»нструментарий дл€ практиков

 нига " реативный город" доказывает, что изменени€ привычного способа мышлени€ способны генерировать волю и энергию, позвол€ющие по-новому взгл€нуть на возможности городов. «десь описан весь спектр подходов к "творческому мышлению", "творческому планированию" и "творческому действию". ¬ совокупности - это новый подход к городскому планированию.

¬з€тые на вооружение, эти техники могут быть усвоены и естественно включены в ежедневную практику прин€ти€ решений. Ќовые термины и пон€ти€ встречаютс€ на прот€жении всей книги. Ёто

- городска€ креативность;

- цикл городского творчества и способы его организации;

- жизненный цикл городских инноваций;

- программы исследовани€ и развити€ в области урбанистики и методы разработки, введени€ в оборот и воспроизведени€ пилотных проектов;

- культурные ресурсы и их применение;

- представление о городе как об обучающемс€ организме и, наконец,

- создание новой формы "урбанистической" грамотности - способности "читать" и понимать города, кем бы вы ни были.

\019\

«ачем нужна эта книга?

 нига " реативный город" написана ради трех целей:

1. ƒать целостный подход к анализу городской проблематики. Ёто кардинально изменит способы прин€ти€ решений, оценки ресурсов и потенциала городов, а также методы городского управлени€.

2. ѕредложить инструментарий дл€ основ нового мышлени€, помогающий по€влению новых идей и решений проблем города.

3. ¬ызвать критическую полемику и повли€ть на политику развити€ городов.

\020\

Ѕлагодарности

я хотел бы поблагодарить многих людей. ‘ранко Ѕь€нкини - за щедрый обмен иде€ми. —эра ѕитера ’олла, соавтора книги "»нновационные и устойчивые европейские города". ‘рансуа ћатарассо, чьи замечани€ и помощь в редактировании книги оказались бесценны.

Ћорда “ревора —мита и ‘онд реформ ƒжозефа –оунтри, которым € благодарен за веру в мен€ и финансовую поддержку проекта. ‘ила ¬уда, координатора программы " реативный √ород" в ’аддерсфилде.

—реди прочих мои коллеги по Comedia  ен ”орпол и Ћиз √ринхоу, про€вл€вшие неизменный интерес к будущему цивилизованных городов, а также ƒжефф ћалган и его сотрудники в "ƒемосе", такие как ѕерри 6 и „арльз Ћидбитер.

Ќа эту книгу повли€ли ’овард √арднер, √арет ћорган, ƒжейн ƒжейкобс и Apт  л€йнер. ¬ажную роль сыграли клиенты Comedia, особенно ’арри Ўульман и “имо  антелл из ’ельсинки, поддерживавшие работу над " реативным городом" более шести лет, а также друзь€, с которыми € обсуждал эти темы: “ом Ѕурке, Ѕоб ћак-Ќалти, ƒжуд Ѕлумфилд, ћарк ѕахтер, ƒжонатан ’айамс, ƒебора ƒженкинс, јйлид Ћэндри и Ћиа ∆ил€рди.

\021\

Ѕольшое спасибо ѕаулине ћатарассо за еЄ редакторскую помощь; “ому ‘лемингу, ’елен √улд и јнабел Ѕайлз, помогавшим в подборе примеров, –обу Ћлойд-ќуэн у, принимавшему участие в главе о креативных техниках, и ƒжиму Ћистеру, который помогает в проведении нашего ежегодного курса Ђ“ворческий √ородї в јмстердамской Ћетней Ўколе.

я особенно благодарен —ьюзи, ћаксу и Ќэнси, которым € наконец смогу посв€тить себ€ в большей мере.

\022 - 025\

„асть перва€. Ќовые урбанистические реалии

√лава 1. ќткрытие креативного города

¬ чем успех некоторых городов?

 онцепци€ "“ворческого √орода" родилась из размышлений о том, что некоторые города смогли приспособитьс€ к переменам, а некоторым даже удалось сделать эти перемены источником своего развити€.

Ѕарселона, —идней, —иэтл. ¬анкувер, ’ельсинки, √лазго, Ѕангалор, јхмадабад,  уритиба, –оттердам, ƒублин, городска€ агломераци€ на берегах реки Ёмшер в –уре, районы ÷юриха,  арлсруэ, —трасбурга Ч эти и другие процветающие города смогли использовать экономическую и социальную трансформацию, поставив еЄ на службу развити€. ƒругие же позволили себе стать пассивными жертвами глобальных перемен.

я работал во многих очень разных местах Ц блистательных, мрачных, безнадежных, - и мне удалось извлечь некоторые уроки. ”спешные города имеют много общего: €рко мысл€щие индивидуальности, обилие творческих организаций, €сные политические цели.

»х развитие следует решительному, но отнюдь не детерминистскому пути. ¬ них распространено лидерство, пронизывающее государственный, частный и некоммерческий секторы.

Ёто про€вл€етс€ в смелых общественных инициативах, в рискованных частных инвестици€х, в сет€х, образующих переплетение коммерческих и общественно полезных проектов.

\026\

 лючевым стало понимание культуры, котора€ выражает ценности, Ч в особенности, организационной культуры.

¬ы€вление культурной перспективы жизненно важно. ¬едь необходимо развивать новые формы сотрудничества, так как

одна лишь межведомственна€ коопераци€ и корпоративна€ работ местных властей не позвол€ют полностью использовать городской потенциал.

ќбособленные миры городского планировани€, экономической, социальной, образовательной и культурной политики ещЄ слишком немногому научились друг у друга. ѕризнание ограниченности возможностей агентства Comedia1 убедило нас в том, что успешна€ урбанистическа€ политика и менеджмент требуют б о льшего внимани€ к вопросам культуры и к тем подходам, которые нос€т творческий, целостный, упреждающий характер и опираютс€ на человеческий ресурс.

”спех городского развити€ зависит от благопри€тной трансформации мышлени€ политиков.

Ћюди, определившие успех развити€ городов, обладают набором качеств, к числу которых относ€тс€ широкий кругозор и готовность к риску, сосредоточенность на долговременных цел€х и чЄткое понимание стратегии, способность работать, опира€сь на местную специфику, и находить сильные стороны в очевидных недостатках, желание обучать и учитьс€. Ёти черты обеспечивают креативный характер люд€м, проектам, организаци€м и, наконец, -городам.

Ќо легче пон€ть креативную, творческую сущность отдельного человека, чем целого города. ¬едь город - сплав людей, институтов, организационных форм, отраслей, социальных групп и культурных ресурсов.

1Comedia Ч созданное „арльзом Ћэндри британское независимое исследовательское и консультационное агентство, специализирующеес€ на урбанистических стратеги€х и культурной политике (ѕримеч. переводчика).

\027\

ѕоскольку пон€тие творчества €вл€етс€ непростым и во многом до сих пор ассоциируетс€ с искусством и наукой, € начну с того, как € сам пришЄл к концепции творческого города.

ƒва фактора вли€ли на моЄ понимание креативности (или творческого начала): во-первых, сила мышлени€ и идей, которые формируют наше мировоззрение и, во-вторых, - важность культуры.

 реативное мышление

¬се мы несЄм в себе культурный багаж. ћой багаж - это смесь различных европейских культурных установок - в основном, немецких, британских и италь€нских, - которые сформировали моЄ мировоззрение, мою систему ценностей и мотивов.

Ёти установки и определ€ют моЄ понимание креативною города, причЄм часто толкают мен€ в противоположных направлени€х. ƒиалектичный немецкий подход подводит теоретическую базу, ищет синтетические решени€ и согласует противоречи€. јнглосаксонский подход более эмпиричен, он опираетс€ на €ркие и успешные примеры из реальной жизни. »таль€нский подход зиждетс€ на воображении и глубоком понимании культуры.

√лавный вопрос: способны ли мы изменить образ мыслей людей и организаций, и, если да, то как?

ќдин из ответов апеллирует к силе мышлени€, важности идей в создании перемен.

≈сли мы осознаем необходимость точной целостной регистрации урбанистических проблем, это сделает ненужными тыс€чи разрозненных отчетов, которые пыл€тс€ на полках архивов.

Ќеобходимо преодолеть привычку мыслить в рамках бинарных оппозиций, - барьеров на пути творческого решени€ проблем.

\028\

я подчеркиваю ценность творческого климата в городе дл€ расширени€ границ мышлени€. Ќапример:

Х ƒолжны ли урбанистические решени€ рождатьс€ на пересечении целостного воспри€ти€ проблем и категоризирующего подхода?

Х ¬ чем специфика женского подхода к городу в отличие от мужского?

Х ћогут ли сельские модели жизнеде€тельности быть полезны дл€ городов?

Х  аков баланс между поддержанием традиций и стимулированием инноваций?

Х —ледует ли поощр€ть инстинктивные или рациональные решени€?

Х  ак много должно быть в решени€х изобретЄнного, или удобнее использовать уже опробованное?

Х Ќужно ли городу снижать темпы роста и развити€ или же лучше их наращивать?

¬нимательное наблюдение за эволюцией проблемы и опора на анализ городского потенциала с позиций культуры, обыкновенно подсказывают подход€щее решение.

»спользование целостного подхода даЄт неожиданно богатые решени€. √ородска€ креативность расцветает, если люди одновременно про€вл€ют широкий взгл€д на вещи и концентрированы на мелочах, то есть способны св€зать все возможности благодар€ кругозору, и совместить практическое и концептуальное мышление.

\029\

„аще всего весь набор качеств не присущ отдельному человеку, но он может быть реализован в команде.  оманды, занимающиес€ решением городских проблем, нуждаютс€ в новых принципах подбора людей.

 ультура выходит на передний план

ћой путь к креативному городу лежал через интерес к культуре. ћен€ всегда интересовали два аспекта:

- св€зь между культурной эволюцией и формированием города, и

- глубока€ внутренн€€ св€зь между креативностью и развитием культуры.

«начительна€ часть проектов агентства Comedia была посв€щена взращиванию независимых городских средств массовой информации. ћы проводили анализ пол€ возможностей и давали советы в сфере частного и общественного радио, в издательской и книготорговой де€тельности, в области музыки, дизайна, ремеслах и театральной индустрии.

ћы придавали особое значение культурным индустри€м, - самым быстро растущим сектором современной городской экономики. — истощением существующих ресурсов и сокращением объемов традиционного производства культуру воспринимают как палочку-выручалочку.

ѕыта€сь пон€ть динамику культурных индустрий, € всЄ больше осознавал значимость этих ресурсов. я сталкивалс€ с огромной силой культурного наследи€ и традиций. Ќе потому ли в стремлении к переменам мы часто находим утешение в архитектуре, навыках, ценност€х и социальных ритуалах прошлого?

\030\

Ќе потому ли, что в эпоху глобализации мы ищем стабильности?  ультурное наследие св€зывает нас с историей, с коллективной пам€тью, укрепл€ет наше ощущение жизни и может подготовить к встрече с будущим.

 ультурное наследие - сумма творческих усилий прошлого, а результаты творчества Ч механизм, который позвол€ет обществу развиватьс€.

ѕри этом все аспекты культуры нуждаютс€ в переосмыслении каждым следующим поколением. " реативность - это культурный эквивалент процесса генетической изменчивости"; Ђбольша€ часть новых признаков не повышают шансы на выживание..., но некоторые Ч повышают, и именно они объ€сн€ют биологическую эволюциюї (Czikszentmihalyi, 1997, с. 7).

“о же происходит и с творчеством: пусть не все пилотные проекты €вл€ютс€ успешными, однако исторически именно креативность была источником жизненной силы дл€ городов, котора€ позвол€ла им уцелеть, преодолева€ границы традиций.  ультура и креативность переплетены.

 ультура подчеркивает уникальность места. –есурсы прошлого способны всел€ть уверенность в будущем.  ультурное наследие открываетс€ заново, будь то обновленное здание, или новое использование стародавних навыков.

—егодн€шн€€ классика Ч это вчерашн€€ инноваци€.  реативность - это ещЄ и поиск нового применени€ старым вещам.

 ультурные ресурсы

 ультурные ресурсы - это материал дл€ создани€ базовых ценностей города, сырье, которое приходит на смену углю, стали и золоту.  реативность Ч метод эксплуатации этих ресурсов. ¬ажнейша€ проблема - не способы вы€влени€ культурных ресурсов, а то, как ограничить воображение, ибо реальные возможности общества не беспредельны.

\031\

 ультура должна определ€ть технологию городского планировани€, а не выступать как малорентабельное дополнение к таким вопросам как жилищное строительство, транспорт и землепользование. »менно воспри€тие перспектив города сквозь призму культуры должно задавать систему координат дл€ планировани€ городской жизни и социального развити€.

ѕонимание культуры как ресурса стало дл€ мен€ открытием, и впоследствии € уже думал о городах и их активах совершенно иначе.

¬ каждой детали городского ландшафта - сво€ истори€, котора€ может быть использована дл€ обновлени€ города. “акой взгл€д породил новую форму учета городских активов. ѕредпринима€ обзор городской экономики и социального потенциала политических традиций, мы задавались вопросом, как культурные активы могут способствовать экономическому успеху.

¬ самом деле, как старинные навыки плотницкого дела можно св€зать с современными технологи€ми? »ли как можно использовать местные традиции обучени€, чтобы представить город на рынке площадок дл€ проведени€ конференций?

ћы даже рассматривали "чувственные" характеристики города: его цвет, звук, запах, образный р€д. »ли же совершали экскурс в традиции и социальные ритуалы, так как заметили, что и такие вещи могут сделать город конкурентоспособным.

“акой подход позвол€л думать о городе как о мен€ющемс€ предмете.

” города есть индивидуальность и эмоции, свои подъемы и спады. √ород - скорее живой организм, чем механизм.

ѕо ходу исследовани€ мы освоили некоторые концептуальные приЄмы, которые могут показатьс€ банальными. ќдин из принципов заключалс€ в том, чтобы "превратить слабые стороны в сильные".

ѕоиск решений в проблемных ситуаци€х показывает, что люба€ вещь может рассматриватьс€ как ресурс развити€. Ќапример, финский город  еми, расположенный на ѕол€рном круге, страдал от сильной безработицы, так как его экономика почти целиком зависела от не очень успешной бумажной фабрики.

\032\

«десь главным активом стал снег и холод, благодар€ которым удалось построить самый большой в мире снежный дворец. Ёффект проекта превзошел все ожидани€. я слышал, что один сотрудник департамента по туризму в √лазго, узнав, что климат в городе суше, чем в »сландии, разрекламировал его как "–ивьеру дл€ исландцев".

 аждый город может иметь свою уникальную нишу. ѕринцип "сделать что-то из ничего" стал руководством к действию дл€ тех, кто развивает уродливые, холодные или знойные города.

 аждый город может стать всемирным центром какого-то вида де€тельности, если про€вит достаточно упорства, как ‘рейбург стал центром экологических исследований, Ќовый ќрлеан - центром блюза, ’ей-он-”ай - центром книжной торговли.

ѕыта€сь вы€вить специфические ресурсы данного места, можно вспомнить об опыте италь€нских городов с их "feste" и "sagre" - местными праздниками, посв€щенными любым ресурсам, которыми знаменит регион, от грибов и пасты до литературы.

—тало пон€тно, что культурные ресурсы воплощаютс€ в умени€х и талантах людей. ќни не свод€тс€ лишь к ос€заемым предметам, но про€вл€ютс€ и в символах, в де€тельности, в ассортименте местной ремесленной и промышленной продукции, в сфере услуг. «десь приход€т на пам€ть замысловатое искусство производителей сари в »ндии, мастерство резчиков по дереву на острове Ѕали, продукци€ красильщиков из ƒьенна в ћали.

 ультурные ресурсы города могут быть обнаружены в его историческом, индустриальном или художественном наследии, в таких активах как архитектура и ландшафт, местные традиции, фестивали, ритуалы, распространенные хобби и увлечени€.

Ћюбительска€ де€тельность может быть переосмыслена и настроена на производство новых товаров и услуг. „асто зр€ пренебрегают такими ресурсами как еда и кухн€, определенные виды досуга, одежда и субкультуры. Ќу

\033\

ћонпелье: истори€ в знаках

ѕосещение ћонпелье показывает, насколько легко может город поведать о своих приоритетах. «нак в аэропорту приветствует гостей на дюжине €зыков, что означает: "ћонпелье - международный город". ѕо дороге в центр знаки рассказывают о планах посадки деревьев и создании велосипедных дорожек. ѕо сути дела, тебе сообщают: "ћонпелье - экологический город". ƒальше путь проходит через кварталы, где улицы нос€т имена јльберта Ёйнштейна и јльфреда Ќобел€ ¬ывод напрашиваетс€: "ћонпелье - город новых технологий". Ќа центральной площади стоит диагностический автофургон, провозглашающий: "ћонпелье - здоровый город".  лючевые стратегии ћонпелье - стать международным, инновационным экологичным и здоровым городом.

  культурным ресурсам относ€тс€ и таланты в исполнительских и визуальных искусствах.

¬оздействие культуры

¬оздействие культуры многообразно. ќна подсказывает творческие решени€. »менно через призму культуры надо рассматривать городское развитие.  ультурные очаги креативности €вл€ютс€ очень важным сектором экономики, в котором в мировых городах, таких как Ћондон, Ќью-…орк, ћилан или Ѕерлин задействовано от 3 до 5% рабочей силы.

“уризм питаетс€ от культуры, хот€ он сфокусирован на узко понимаемой культуре - музе€х, галере€х, театрах и шопинге.

\034\

ќчевидно вли€ние культуры на поток пр€мых инвестиций крупных международных корпораций, которые ищут места, привлекательные дл€ их сотрудников. ќценива€ эффект культуры, можно сказать, что она способствует накоплению социальною капитала и усиливает готовность общества реагировать на перемены.

 ультура повышает самооценку отдельного человека, улучшает жизненные навыки. ќна открывает дорогу к нравственному благополучию людей, повышает их гражданскую ответственность, указывает новые направлени€ де€тельности.

ќсобого внимани€ заслуживают те свойства культуры, которые делают еЄ источником креативности, а в первую очередь, - еЄ способность служить отличительным знаком места.

–ассматрива€ культуру как ресурс воображени€, мы видим, как смыслы традиционной или современной культуры создают ценность места. ¬ конечном счете, именно они рождают местное своеобразие, которое жизненно необходимо в мире, где города поход€т друг на друга.

Ќапример, в Ѕейруте Solidaire осуществл€ет масштабный проект восстановлени€ городского центра; его цель - отделатьс€ от имиджа центра раздора и вернуть городу традиционное положение банковской столицы и главного перекрестка Ѕлижнего ¬остока. ќсновой дл€ этого должно стать космополитическое прошлое Ѕейрута. ¬ –иге решили оперетьс€ на ганзейское прошлое и традиции мореходства, чтобы возродить идентичность города.

 ультура завоевывает всЄ более значимые позиции. ”гроза культурных потерь сплачивала группы горожан и заставл€ла их действовать.

“акие действи€ преследуют более широкие цели, чем только спасение отдельных зданий, по сути, они €вл€ютс€ борьбой за права граждан.

Ѕазирующа€с€ в  алькутте группа PUBLIC1 стала всеиндийским организатором кампаний за сохранение таких объектов, как железнодорожна€ станци€, городска€ ратуша или ворота городского парка. ѕри этом PUBLIC прежде всего видит в этих объектах ресурс развити€ демократии, защиты прав граждан.

1 јнглийска€ аббревиатура PUBLIC Ч People United for Better Living In Cities Ч люди, объединившиес€ дл€ лучшей жизни в городах.

\035\

 ак создать нечто из ничего. ’ей-он-”ай Ч город книг (¬еликобритани€)

ƒо 1961 года ’ей-он-”ай был ничем не примечательным городком. ќн полностью зависел от ухудшавшейс€ конъюнктуры на рынке сельскохоз€йственной продукции.

¬ладелец полуразрушенного замка –ичард Ѕут зан€лс€ букинистической книжной торговлей.  ниги заполонили его замок, и он стал покупать в городе другие здани€, например, пожарную часть или закрывшийс€ кинотеатр.

»де€, что городок, полный книжных магазинов, привлечет к себе международное внимание, была необычной. ќднако букинистический магазин, расположенный в бывшем кинотеатре, вскоре получил славу "крупнейшего в мире" и был продан лондонскому бизнесмену.

  началу 1970-х за ’еем закрепилась международна€ репутаци€ книготоргового центра, и теперь в нем расположено 42 книжных магазина. ¬ них можно найти книги на любую тему «десь также есть специальные магазины детской литературы и американской литературы. ќбилие посетителей, которых привлекала необычна€ специализаци€ городка, позволили Ѕуту открывать всЄ новые магазины.

Ћичное участие –ичарда Ѕута в развитии города привело к созданию 26 рабочих мест в его магазинах и более 220 а других фирмах. Ёто обеспечило городу экономическую устойчивость. Ќаселение города сейчас составл€ет всего 1400 человек. ¬ нем и в ближайшей сельской округе действуют 15 больших гостевых домов, 4 гостиницы, множество мелких пансионов.

Ѕыстро растет число кафе и ресторанов, 12 из которых было открыто в последние четыре года. ¬ этот же период по€вились и дес€ть антикварных лавок. ≈жегодно город посещают более 110 тыс€ч туристов, наплыв гостей значительно увеличиваетс€ в мае, в период проведени€ литературного фестивал€.

34/35

–ичард Ѕут стал инициатором международного движени€ книжных городов. ѕовтор€€ опыт ’е€, малые города по всему миру пытаютс€ оживить свою экономику с помощью книжной торговли. ¬ это движение включились ћонтолье в южной ‘ранции, Ѕредевоорт в √олландии, Ѕешерель в Ѕретани, —ент-ѕьер-де- лаж в Ўвейцарии, –еду в Ѕельгии, —тилуотер в —Ўј, ‘ьЄрланд в Ќорвегии,  ампунг Ѕуку в ћалайзии, ћи€гава в японии.

»сточник: Landry, 1996

»наче сложилось в —ингапуре Ч там исчез китайский квартал, и восстановить его уже невозможно.

–азросша€с€ также запоздало оценила культурную ценность почти утраченного исторического городского центра. ќба города пон€ли, что культурные координаты цементируют городское сознание, рождают гражданскую гордость, котора€, придаЄт силы дл€ решени€ задач, которые вроде никак не св€заны с культурой.

ћногообразие креативности

–аспутыва€ клубок противоречий

„ем больше € занималс€ проблемами креативности, тем сложнее выгл€дела эта концепци€. ѕо сути, речь шла о многогранной изобретательности, способности оценивать ситуацию и находить пути решени€ трудных задач или выходы из неожиданных ситуаций.

\037\

 реативность представала как процесс вы€влени€ скрытых возможностей, как прикладное воображение, опирающеес€ на интеллект. ѕозже € осознал это €вление, его св€зь с контекстом, с конкретной исторической ситуацией.

ѕроект, креативный дл€ своего времени, не об€зательно будет таковым в другой ситуации и в другой исторический период. » хот€ креативность св€зывают с трудом художников, € встречал всЄ больше людей, работающих в бизнесе, в социальной сфере, которые подходили к решению своих задач именно творчески. ќбласть приложени€ креативности расшир€лась.

я пон€л, что творческие люди могут работать в одиночку, в группах, командах, организаци€х. ¬ организаци€х € встречал креативные процессы. ¬едь каждый может быть креативен при определенных услови€х.

Ђ√олое администрированиеї заставл€ет людей действовать по твЄрдо установленным правилам, не про€вл€€ инициативы и не раскрыва€ своих способностей. я встречал государственные организации, которые, действу€ по правилам, тер€ли из виду цели и упускали возможности.

 аждый раз, когда € проповедовал идею креативности, € неизменно натыкалс€ на глубоко укорененные преп€тстви€ к еЄ развитию. ¬ажнейшие из них Ч линейность и ограниченность мышлени€.

ќсобенно это про€вл€лось в дискусси€х со строител€ми, плановиками и финансистами, многие из которых, кажетс€, откровенно не понимали, как можно оценить то, чего нельз€ посчитать.

—ила идей

¬ то же врем€ € встречалс€ с такими креативными концепци€ми, как "‘актор четыреї (Factor Four), проектами "√лобального банка идей"1 »нститута социальных изобретений, услугами вроде "Big Issue"2.

1 "√лобальный Ѕанк »дей" (Global Ideas Bank) Ч проект британскою »нститут —оциальных »зобретений (Jnsrirute of Social Invetiovns),. в рамках коюрого осуществл€етс€ сбор и инвентаризаци€ новых креативных идей. способных изменить мир к лучшему. Ќовые идеи в банк добапл€ют посетители сайта проекта (www.globalideasbank.org), а сотрудники затем сортируют эти идеи по различным категори€м.

2 Big Issue Ч британский и международный журнал, который продают бездомные (см. ниже).

\038\

ћне стало пон€тно, что множество креативных проектов получили признание, и € задалс€ вопросом: в каких социальных услови€х возникают такие успешные креативные концепции, которые на наших глазах мен€ют мир?

ƒискуссии о том, как взрастить городскую среду дл€ оживлени€ таких непохожих друг па друга городов как Ѕрисбен, …оханнесбург, ƒурбан, —офи€ или Ѕарселона, помогли сформулировать проблему: как создаетс€ творческа€ среда?

—тало пон€тно, что креативность зависит от качества отдельных людей или организаций, или даже целых городов. “акие качества включают изобретательность и умение находить решени€; готовность прин€ть риски и взгл€нуть на проблему с неожиданной стороны; интерес к экспериментированию; но, главное, - способность к рефлексии и непрерывному учению, которое заставл€ет придумывать новые идеи.

 реативность Ч это стиль мышлени€, который более склонен к вопрошанию, нежели к критике, который атакует не только общепризнанные проблемы, но и то, с чем все привыкли уживатьс€.  реативные люди стрем€тс€ пересмотреть принципы и потому оперируют сценари€ми будущего, рассматривают возможные изобретени€, открыти€, их последстви€ и т. д.

ќни ищут общие черты в том, что, казалось бы, несопоставимо, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы.

\039\

∆урнал "Big Issue": креативное решение проблемы бездомности путем развити€ предпринимательства среди бездомных

"Big Issue" - это журнал, который продают бездомные в ¬еликобритании. Ѕлагодар€ этому они могут заработать на жизнь. —ильна€ сторона этого проекта в том, что его легко развивать путем простого копировани€.

ѕервоначально это было ежемес€чное издание, затем еженедельное. —егодн€ его тираж более 350 тыс€ч экземпл€ров и продаетс€ журнал в 13 европейских странах, в —еверной и ёжной јмерике, в ёжной јфрике и в јвстралии. Ѕлагодар€ этому проекту изменилось отношение к бездомным.

Ѕездомным удалось подн€тьс€ над ментальностью попрошайки, развить чувство собственного достоинства. — первого выпуска "Big Issue" помог 7000 бездомных, изменил отношение общества к проблеме бездомности, способствовал налаживанию партнерских отношений с полицией. ѕрибыль от продажи журнала поступает в "Big Issue Foundation" - специальный фонд, который помогает бездомным по всему миру.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1978 - | 1918 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.148 с.