Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке. У царя было три сына. Старшего звали Дмитрий-царевич, среднего Василий-царевич, а младшего Иван-царевич




 

У царя было три сына. Старшего звали Дмитрий-царевич, среднего Василий-царевич, а младшего Иван-царевич. И однажды в сад царя Выслава Андроновича, в котором росла чудесная яблоня с золотыми яблоками, повадилась летать жар-птица с золотыми перьями. Царь приказал поймать жар-птицу и живой доставить во дворец, обещая в награду половину царства, а после смерти и все царство. В первую ночь пошел следить старший брат. Но он не дождался, пока прилетит жар-птица, уснул. А наутро сказал, что никого не видел и жар-птица не прилетала. То же самое случилось и со средним братом. И только младший брат не уснул, дождался жар-птицу. Когда она прилетела и села на яблоню, он успел схватить ее, но не удержал. В его руке осталось одно золотое перо. Он принес это перо своему отцу. Перо излучало ослепительный солнечный свет, озаряя всю горницу, будто в ней горело множество свеч. Царь велел своим сыновьям отыскать и привезти жар-птицу. На поиски отправились два старших брата. Иван-царевич тоже отправляется на поиски, хотя царь не сразу отпускает своего младшего сына.

«Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Иван идет и видит на своем пути развилку. В чистом поле стоит столб, на котором написано: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; поедет в правую сторону, то будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Иван-царевич решает пойти туда, где конь будет убит, а сам живым останется. Вскоре повстречался на пути ему серый волк, который набросился на его коня и разодрал его на две части. Пожалел волк Ивана и решил стать вместо его коня помощником царевичу.

«Иван-царевич сказал серому волку, куды ему ехать надобно; и серый волк помчался с ним пуще коня и чрез некоторое время как раз ночью привез Ивана-царевича к каменной стене не гораздо высокой, остановился и сказал:

– Ну, Иван-царевич, слезай с меня, с серого волка, и полезай через эту каменную стену; тут за стеною сад, а в том саду жар-птица сидит в золотой клетке. Ты жар-птицу возьми, а золотую клетку не трогай; ежели клетку возьмешь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!»

Иван-царевич перелез через каменную стену. Но, когда он увидел жар-птицу в золотой клетке, то прельстился ею. Решил Иван, что не сможет ее унести без клетки. Но как только снял он золотую клетку, пошел стук и гром по саду. К клетке подведены были струны. Прибежали караульные, схватили Ивана и привели к своему царю – Долмату.

Царь Долмат разгневался на Ивана, но обещал простить и отдать жар-птицу, если он съездит за тридевять земель, в тридесятое царство за конем златогривым. А если не сослужит службы, то царь объявит по всем государствам о воровстве Ивана-царевича.

Иван вернулся к серому волку и поведал о своей печали. Волк опять помогает царевичу, доставляет его в государство царя Афрона ночью.

«И, пришедши к белокаменным царским конюшням, серый волк Ивану-царевичу сказал:

– Ступай, Иван-царевич, в эти белокаменные конюшни (теперь караульные конюхи все крепко спят!) и бери ты коня златогривого. Только тут на стене висит золотая узда, ты ее не бери, а то худо тебе будет».

Иван вошел в конюшни, взял златогривого коня, но не устоял перед золотою уздой, снял с гвоздя. Тут же раздался гром по всем конюшням, так как к узде струны были приведены. Прибежали караульные, схватили Ивана и привели к царю Афрону.

Царь обещает простить Ивана и подарить златогривого коня, если он сослужит службу – съездит за тридевять земель, в тридесятое царство за королевной Еленой Прекрасной, в которую царь «и душою и сердцем влюбился». А если не сослужит службы, то царь объявит по всем государствам о воровстве Ивана-царевича.

Заплакал Иван и пошел к серому волку. Волк вновь укорил Ивана за непослушание, но опять помог царевичу, посадил на свою спину и доставил в государство королевны Елены Прекрасной.

Оказавшись у золотой решетки, окружавшей сад, где гуляла королевна, волк велел Ивану ожидать его в чистом поле под зеленым дубом. Серый волк сел у решетки дожидаться, когда Елена Прекрасная пойдет прогуляться в сад. К вечеру королевна вышла в сад с придворными боярынями и нянюшками. Когда она проходила мимо того места, где волк прятался, он перескочил через решетку, схватил королевну и помчался вместе с нею к Ивану. У зеленого дуба встретил Ивана-царевича, посадил себе на спину и помчал обоих к государству царя Афрона. Послали за волком погоню, чтобы Елену Прекрасную вернуть, но догнать не смогли и вернулись назад.

Полюбили Иван и Елена друг друга всем сердцем.

«– Друг мой, серый волк! Как мне, доброму молодцу не плакать и не крушиться? Я сердцем возлюбил прекрасную королевну Елену, а теперь должен отдать ее царю Афрону за коня златогривого, а ежели ее не отдам, то царь Афрон обесчестит меня во всех государствах.

– Служил я тебе много, Иван-царевич, – сказал серый волк, – сослужу и эту службу. Слушай, Иван-царевич: я сделаюсь прекрасной королевной Еленой, и ты меня отведи к царю Афрону и возьми коня златогривого; он меня почтет за настоящую королевну. И когда ты сядешь на коня златогривого и уедешь далеко, тогда я выпрошусь у царя Афрона в чистое поле погулять; и как он меня отпустит с нянюшками, и мамушками, и со всеми придворными боярынями и буду я с ними в чистом поле, тогда ты меня вспомяни – и я опять у тебя буду».

Серый волк, ударившись о землю, обернулся королевной Еленой. Иван повел серого волка к царю Афрону, а королевне велел ждать за городом.

Получил Иван в награду за королевну коня златогривого, сел на него и выехал за город, посадил с собой Елену Прекрасную и направился к государству царя Долмата за жар-птицей.

Три дня жил волк в облике королевны во дворце царя Афрона, а потом попросился в чисто поле погулять. Отпустил его царь.

Иван, разговаривая с королевной, забыл про волка, но потом вспомнил, и тут же серый волк оказался пред Иваном, посадил себе на спину царевича, а королевна на коне златогривом поехала.

Но жаль стало Ивану расставаться с конем златогривым, и попросил он волка обернуться конем. Серый волк ударился о сырую землю и стал конем златогривым. Оставил Иван королевну с конем златогривым на зеленом лугу, а сам отправился к Долмату на сером волке. Царь так обрадовался коню златогривому, что приказал сотворить пир. Два дня веселились во дворце, а на третий отдал Долмат Ивану жар-птицу вместе с золотой клеткой.

Взял Иван жар-птицу и пошел за город, сел на коня златогривого вместе с прекрасной королевной и поехал в государство своего батюшки, царя Выслава Андроновича.

Когда царь Долмат решил объездить своего коня в чистом поле, конь сбросил царя, обратился по-прежнему серым волком и догнал Ивана-царевича, посадил себе на спину и довез до того места, где коня Ивана разорвал на две части.

«– Ну, Иван-царевич, послужил я тебе довольно верою и правдою. Вот на сем месте разорвал я твоего коня надвое, до этого места и довез тебя. Слезай с меня, серого волка, теперь есть у тебя конь златогривый, так ты сядь на него и поезжай, куда тебе надобно; а я тебе больше не слуга».

Когда до дворца батюшки Выслава Андроновича оставалось двадцать верст, прилег Иван с королевною под деревом отдохнуть от зноя. Коня привязал к дереву, а клетку с жар-птицей рядом поставил.

В это время старшие братья, не найдя жар-птицы, домой возвращались и, увидев спящего Ивана с прекрасной королевной, жар-птицей и златогривым конем, решили убить брата и завладеть тем, что он добыл в чужих краях.

Дмитрий-царевич заколол спящего Ивана и разрубил на мелкие части. Разбудили братья Елену и стали расспрашивать.

«Прекрасная королевна Елена, увидя Ивана-царевича мертвого, крепко испугалась, стала плакать горькими слезами и во слезах говорила:

– Я королевна Елена Прекрасная, а достал меня Иван-царевич, которого вы злой смерти предали. Вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек – что мертвый!»

Дмитрий-царевич угрозами заставил Елену поехать с ними и говорить царю Выславу, что и ее и коня и жар-птицу они достали, а не Иван-царевич.

Дмитрий и Василий кинули жребий – кому достанется королевна, а кому – конь златогривый. Королевна досталась Василию-царевичу, а конь – Дмитрию. Отправились братья к своему родителю.

А Иван-царевич тридцать дней лежал мертв. Обнаружил его серый волк и захотел оживить. Над трупом Ивана летали ворон и двое воронят. Схватил волк одного вороненка и хотел разорвать на две части, а ворон взмолился пощадить дитя. Волк попросил ворона за это сослужить службу – слетать за тридевять земель, в тридесятое государство и принести мертвой и живой воды. На третий день ворон принес два пузырька с мертвой и живой водой и отдал серому волку.

Волк взял пузырьки, разорвал вороненка, спрыснул мертвой водой – части срослись, спрыснул живой – вороненок ожил и полетел. Так же и Ивана волк сбрызнул сначала мертвой водой – и тело срослось, спрыснул живой водой – «Иван встал и промолвил:

– Ах, куды как я долго спал!»

Рассказал ему волк, что сделали с ним братья и как он оживил царевича. «Теперь поспешай как можно скорее в свое отечество; брат твой, Василий-царевич, женится сегодня на твоей невесте – на прекрасной королевне Елене. А чтоб тебе поскорее туда поспеть, садись лучше на меня, на серого волка; я тебя на себе донесу».

Приехал Иван во дворец, вошел в палаты, где пировали за брачным столом. Увидела его Елена и тут же рассказала правду о том, как Иван добыл ее, и коня, и жар-птицу и какое зло совершили его старшие братья.

Царь Выслав разгневался на старших сыновей и посадил их в темницу. «А Иван-царевич женился на прекрасной королевне Елене и начал с нею жить полюбовно, так что один без другого ниже единой минуты пробыть не могли».

А теперь попробуем подумать, что же произошло в этой сказке, о чем она нам говорит? Три брата и царь-батюшка. Как и в сказке о Царевне-лягушке, здесь присутствуют четыре мужских принципа и не хватает женского начала. Но в отличие от «Царевны-лягушки», где повествование явно начинается с поиска недостающего женского начала, в сказке об Иване-царевиче и жар-птице этот поиск завуалирован. Только в конце повествования мы видим свадьбу Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. Поиск начинается с жар-птицы, ворующей золотые яблоки из сада царя Выслава.

Сад и яблоня с золотыми яблоками. «У того царя Выслава Андроновича был сад такой богатый, что ни в котором государстве лучше того не было; в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые».

Сад в отличие от леса состоит из посаженных плодоносящих деревьев. Если лес – область непознанного, таинственного, места, где проходили посвящения, где можно заблудиться, то сад наоборот – относится к области познанного, к возделанному пространству, к дому-сознанию. Сад примыкает к дому-дворцу, а лес находится за пределами поселений (область неизведанного). Сад – упорядоченная сфера, где каждое дерево заботливо выращивается, где пропалываются сорняки, и земля вовремя поливается, чтобы сад цвел и плодоносил. Земля – это нива души, вспахивая и засеивая которую можно вырастить волшебный сад.

 

Каждый человек – садовник, выбирающий – какие растения-качества будут посеяны, какие семена-мысли дадут всходы, расцветут какие цветы и созреют какие плоды.

 

У царя в саду драгоценные деревья и яблоня с золотыми яблоками. Т. е. царь – старое, мудрое сознание – накопил прекрасный драгоценный опыт, взрастил сад своей души, где благоухают и плодоносят семена сияющих мыслей и чувств.

Золотые яблоки соотносятся с солнцем и истиной, правдой. Это плоды истины, которые взрастил царь на своем древе познания.

Но эти золотые плоды ворует жар-птица, прилетающая из другого сада другого царя.

Выслав стремится получить жар-птицу, т. е. духовное – небесное начало.

 

Жар-птица с золотым оперением, излучающая свет, соотносится с небесной сферой, солнцем и истиной.

 

Оба старших брата уснули и не видели жар-птицу. Что значит уснуть? Братья находятся в саду – месте, где произрастают полезные качества души. Но оба засыпают и не видят полета истины и соединения светлых мыслей, озаряющих сад своим сиянием, с плодотворной сферой чувств. Не видят, потому что не аналогичны этим возвышенным качествам. У братьев спит их истинная природа. Их внутреннее высшее «Я» спит. Поэтому они не могут увидеть свое совершенство. Сон братьев – это сокрытие от их разума истины покровом неведения.

 

Птица истины прилетает к царю, чтобы вкусить прекрасные плоды сада его благоухающего сердца – пищу мудрости, произросшей из земли. Так небесное – солнечная птица и земное – дерево, укорененное в земле, соединяются. Золотые яблоки – плоды нивы души питают сферу перелетных мыслей – птиц.

 

Ивану-царевичу удается увидеть жар-птицу и даже поймать, но не удается удержать. Солнечная птица оставляет в его руках лишь одно перо сияющей мудрости. Иван-царевич смог не заснуть и увидеть птицу, т. е. его сознание имеет в себе аналогии птице-истине. Но Иван еще не прошел свой путь преображения, не имеет опыта и знаний – как удержать мудрость. И все же, в отличие от старших братьев, Иван видит птицу истины – цель своего пути.

Далее братья отправляются на поиски птицы, поиски высшего.

Присказка «едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…» подчеркивает, что действие происходит не в реальном пространстве, а пространстве мифическом. Близко – далеко – горизонтальное перемещение, низко – высоко – вертикальное перемещение. Это процессы инволюции и эволюции сознания.

 

Три дороги

 

Кто прямо поедет, будет холоден и голоден. Холод и голод противоположны изобилию, процветанию и самой жизни, поэтому ведут в конечном итоге к смерти. Холод и голод, как на физическом плане, так и в сфере чувств и мыслей. Иван отрицает этот путь, ведущий к энтропии.

Кто «поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь его будет мертв».

 

Конь

 

Кони изначально были дикими животными. Человек приручил их, т. к. кони обладают большей скоростью и помогают человеку быстрее перемещаться, и большей силой – помогают в работе. Мысли человека быстрее его действий. Недаром говорят «мысли-скакуны». Конь символически – это скорость движения разума. «Сила ума в хорошем и дурном смысле сближается с быстротою. Памва Берында приводит для слова реть, значение: вытечка конская, имеющее связь с рус. ретивый (то есть быстрый) конь» (А. Потебня. «Символ и миф в народной культуре»). И далее Потебня приводит примеры сравнений быстроты разума и мыслей с быстрым бегом коней. (Стремный и стремый – скорый, проворный, достремиться – догадаться, достремливый – догадливый, смышленый, добегающий.)

Разум нужно обуздать, прежде чем на него сесть и управлять им. Применяя терминологию Фрейда, «Я» – личность, «Оно» – конь и «Сверх-Я» – высшее начало человека. Если конь будет убит – т. е. убито «Оно», а личность «Я» останется, то сможет приобрести себе нового коня – способ перемещения, новый способ мышления. Иван выбирает эту дорогу.

Он теряет своего коня, который разодран волком на две части, т. е. разделен и несогласован, двойственен. Иван расстается со старым мышлением и приобретает взамен новое в виде волка – более быстрое и волшебное, способное к любым трансформациям и превращениям, мудрое, знающее, где находится то, что ищет герой. Но чтобы обрести такое мышление, нужно сначала расстаться со старыми концепциями. Иван выбирает дорогу освобождения от старого инертного сознания.

Дорога, где конь останется жив, а герой мертв, говорит об обратном – если убить осознающую личность, то останется конь – «оно» – неуправляемый разум, «кипящий котел инстинктов».

Волк доставляет Ивана в царство жар-птицы и объясняет, как достать ее, предупреждает об опасности – золотой клетке, которую нельзя трогать. Мудрое сознание знает, где живет истина и как ее познать, знает и искушения, мешающие ее обрести. Но Иван не смог устоять и взял клетку, чтобы нести в ней птицу. У истины нет клетки, а Иван посчитал, что без клетки она улетит. Т. е. он взял безграничную истину вместе с иллюзорностью ограничений и был пойман этими ограничениями.

Прежде чем обрести истину, Ивану нужно добыть златогривого коня «За тридевять земель, в тридесятом царстве» (см. «Исторический и символический подход к анализу сказок»). Итак, снова возвращаемся к коню, но не обычному, а с золотой гривой, венчающей голову коня. Золото соотносится с истиной и мудростью, следовательно, Иван отправляется на поиски мудрого мышления.

Как и в первом случае, Иван не слушает волка и берет золотую уздечку. Иван не может обрести мудрое мышление, привлеченный уздечкой иллюзий.

Прежде чем обрести мудрое сознание, Иван должен съездить за Еленой Прекрасной. Королевна – это прекрасная психея, возвышенная эмоциональная сфера. Иван и Елена полюбили друг друга – познающее начало и одухотворенные качества души стремятся соединиться. Иван не хочет отдавать ее взамен на златогривого коня. Волк обращается королевной. Иван получает и Елену Прекрасную и златогривого коня – мудрое сознание. Но золото мышления обретается только после того, как обретены прекрасные эмоциональные качества – королевна.

Благодаря способности учителя-волка преображаться, Иван получает и жар-птицу. Итак, отправился Иван на поиски истины – жар-птицы, но обретает ее только после долгих поисков, ошибок и мытарств, воссоединившись сначала с возвышенными качествами души и обретя мудрое мышление. Прежде чем обрести истину-птицу и мудрость – коня, герой – познающее начало – должен познать любовь к гармонии и красоте.

Волк покидает Царевича на том месте, где встретил Ивана и разорвал его коня. Как только волк – различающая мудрость – оставляет Ивана, царевич решает отдохнуть, заснуть, хотя конец пути уже совсем рядом. Иван вместе с Еленой засыпает, т. е. уподобляется своим братьям, которые спали в саду батюшки и не видели жар-птицы. Иначе они не смогли бы его убить. Иван становится аналогичен своим братьям. Несмотря на пройденный путь и полученные дары, Иван погибает, потому что расслабился, заснул, потерял бдительность. «Сон разума рождает чудовищ» (Ф. Гойя). Чудовища являются в виде старших братьев, не нашедших истины – птицы, за которой они отправились. Ивана – познающее начало – разрубают на мелкие части. Хаотичные начала – братья разделяют целостность сознания, которое обрел Иван в процессе поиска.

«То был я, который хотел, я, который не хотел: то был именно я, который желал одержимо этого, отвергая безоглядно другое. Посему боролся я с самим собой, раздирая себя самого» (Св. Августин Блаженный).

Вновь спасает Ивана серый волк. Спасает его выбор дороги, который он сделал в начале пути. Иван выбрал расстаться со старым инертным мышлением, поэтому созидательный преобразующий разум – волк вновь помогает герою. Он заставляет ворона принести мертвую и живую воду.

Ворон – обитатель небесной сферы, но он стремиться склевать тело Ивана, т. е. разрозненные части сознания. Александр Потебня пишет: «…мрак есть смерть, и оттого черный ворон – символ не только печали, но и смерти». Ворон уничтожает падаль, т. е. он санитар. Именно к этому качеству трансформации прибегает волк – преобразующий разум: ворону-санитару доверяет принести мертвую и живую воду.

 

Мертвая и живая вода

 

Мертвая вода соединяет разрозненные части, и они срастаются. Сначала нужно соединить разрозненные части сознания, чтобы воскресить гармонию. Почему вода называется мертвой? Вода очищает и растворяет грязь, уносит все темное, нечистое, омертвевшее. Это вода, которая уносит из сознания и души все мертвое, отжившее, инертное.

Живая вода вносит в воссоединенное сознание жизненную силу, питает гармонию, чтобы дать ей возможность действовать, проявляться.

Воскресший Иван возвращается в родной дом, чтобы восстановить справедливость и навести порядок в царстве, где укоренились пороки, желающие править чувствами – королевной Еленой и наследовать царство. Итак, сказка завершается заточением хаотичных начал в темницу, т. е. подчинением и обузданием их. И свадебным торжеством – соединением на троне разума с прекрасной психеей, живущих в гармонии с истиной – жар-птицей и мудростью – златогривым конем.

Главный герой уходит из дома в поисках истины и возвращается, обогащенный не только ею, но и быстротой златогривых мыслей и красотой преображенных чувств. Из тридевятых и тридесятых царств, путешествуя по вертикали сознания, он приносит драгоценные дары этих царств в свой дом – свою жизнь. Для того чтобы плодотворно и счастливо жить в своем созданном мире, нужно быть осененным светом Жар-птицы, возделать сад плодоносящих золотом яблонь, оседлать златогривых мыслей-коней и быть вечно влюбленным в красоту гармонии своей царевны-души.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1127 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2192 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.