Газовый, или респираторный, алкалоз возникает при избыточном выведении углекислоты из организма (при гипервентиляции, гипервентиляционном управляемом дыхании). Основные причины респираторного алкалоза: острая (пневмония, бронхиальная астма, отек легких) и хроническая (правожелудочковая недостаточность, фиброз легких) гипоксия, физическая нагрузка, стимуляция дыхательного центра (опухоль мозга, энцефалит, интоксикация салицилатами, страх, боль, лихорадка), сепсис, цирроз печени, чрезмерная искусственная вентиляция легких, острая анемизация организма, отравление окисью углерода.
При хирургических операциях газовый алкалоз может возникать в фазе возбуждения при даче наркоза. Избыточное выведение углекислоты без первичной гипервентиляции происходит при вдыхании чистого кислорода за счет повышенного в крови р02 и увеличения концентрации НЬ02, который, будучи более сильной кислотой, чем Н2СО„ вытесняет последнюю из гемоглобина.
Острая и хроническая гипервентиляция резко снижает уровень С02в плазме крови, что обусловливает высвобождение из тканевых буферных систем Н+ — в итоге уменьшается алкалемия за счет уменьшения концентрации NaHCO, в плазме. Острый алкалоз усиливает процессы гликолиза с повышением продукции лактата и пирувата, уменьшающих концентрацию NaHCO, в сыворотке крови, и одновременному увеличению в ней на 1—2 ммоль соответствующих анионов. При хронической гипокапнии концентрация NaHCO, продолжает уменьшаться потому, что снижение рС02 угнетает канальцевую реабсорбцию и регенерацию гидрокарбоната.
Уменьшение концентрации гидрокарбоната в плазме при острой гипокапнии составляет всего лишь около 2 ммоль/л на каждые 10 мм рт.ст. рС02, а при хронической — 4—5 ммоль/л на каждые 10 мм рт.ст. понижения рС02.
Клинические проявления респираторного алкалоза. Больные жалуются на парестезии, онемение и покалывание в коже. При тяжелой форме алкалоза появляется мышечная тетания, так как алкалоз, с одной стороны, непосредственно усиливает нервно-мышечную возбудимость, а с другой, умеренно снижает количество Са2+ в плазме. Тяжелая форма респираторного алкалоза сопровождается спутанностью или утратой сознания, что может быть следствием гипокапнитического спазма мозговых сосудов. Алкалоз повышает возбудимость (3-адренорецепторов в сердце, сосудах, кишечнике и бронхах (отсюда тахикардия, гипотензия) и одновременно уменьшает парасимпатические эффекты (возникают запоры, обусловленные замедлением перистальтики кишечника).
Организм пытается компенсировать изменения КОС при гипокапнии за счет уменьшения щелочного резерва. Эта компенсация обусловлена участием двух механизмов:
1. При недостатке углекислоты ионы хлора выходят из эритроцитов в плазму и вытесняют НСО, из бикарбоната: С1~ + NaHCO3, -» НСО3- + NaCl. Вследствие этого уменьшается щелочной резерв и нарастает количество Н2СО3.
2. Удаление относительного избытка бикарбоната с мочой, вследствие чего моча становится щелочной.
Диагностика респираторного алкалоза базируется на основании анализа причин, клинических проявлений и данных биохимического анализа гидрокарбонатной системы плазмы. Они свидетельствуют о гипокапнии и алкалемии разной степени выраженности. Количество гидрокарбоната в плазме уменьшено, но редко бывает менее 15 нмоль/л. рН при компенсированной форме не изменено, а при декомпенсированной — повышено.
Принципы патогенетической коррекции газового алкалоза включают:
1. Коррекцию основного заболевания. Это единственно правильный метод лечения при респираторном алкалозе.
2. Назначение седативных и успокаивающих средств.
Метаболический (негазовый) алкалоз (a. metabolica; синонимы: алкалоз обменный) — алкалоз, возникающий вследствие нарушений обмена веществ и накопления в организме метаболитов со щелочными свойствами. Обычно он возникает при увеличении экскреции кислоты через желудочно-кишечный тракт или почки. В клинике метаболический алкалоз поддерживается чаще всего при усилении реабсорбции гидрокарбоната, обусловленного сокращением объема жидких сред или уменьшением количества хлоридов.
Выделяют достаточно большое число этиологических факторов, способных вызвать метаболический алкалоз. Ведущими среди них являются:
1. Дефицит в организме жидкости или хлоридов, что наблюдается при рвоте (стеноз привратника, пилороспазм, непроходимость кишечника), промывании желудка, лечении диуретиками, при гиперкапнии. Рвота и промывание желудка обычно вызывают лишь незначительный или умеренный алкалоз, хотя у больных при повышенной секреции желудочного сока промывание желудка приводит к выраженному алкалозу. Его провоцируют потери HCI с желудочным соком. При рвоте теряется также вода и хлорид натрия. В начальной стадии развития алкалоза натрий теряется также с мочой вместе с гидрокарбонатом, экскреция которого увеличена, поскольку концентрация гидрокарбоната в плазме превышает порог канальцевой реабсорбции. Эти потери обусловливают развитие дефицита жидкости хлорида. При этом активируется канальцевая реабсорбция гидрокарбоната, благодаря чему поддерживается повышенный его уровень в плазме.
2. Гиперадренокортицизм, характерный для синдрома Кушинга и первичного гиперальдостеронизма. Минимальный или умеренный алкалоз обычно наблюдается при синдроме Кушинга или первичном гиперальдостеронизме. Более тяжело он протекает у больных с гиперфункцией надпочечников, обусловленной опухолями, секретирующими АКТГ (при бронхогенной карциноме).
3. Выраженный дефицит калия в организме (от 2 ммоль/л и менее) может вызвать метаболический алкалоз. Гипокалиемия повышает выделение Н*. Этот вид алкалоза не корригируется введением хлорида натрия, но корригируется введением калия. При дефиците К* происходит переход натрия в клетки, однако замещение калия натрием происходит не в равных количествах. Каждые три недостающих К* замещаются в клетках двумя Na* и одним Н+, благодаря чему возникает внутриклеточный ацидоз несмотря на внеклеточный алкалоз.
4. Избыточное поступление в организм щелочных растворов. Однако возникающий при этом алкалоз нестоек до тех пор, пока больному не введут в большом количестве щелочной раствор. Если функция почек под угрозой, то алкалоз становится стойким даже при введении небольшого количества щелочи.
Алкалоз выявляется у больных, леченных диуретиками (кроме тех, которые угнетают реабсорбцию гидрокарбоната или ингибирующих секрецию катионов в дистальных участках нефрона), так как они уменьшают объем внеклеточной жидкости с последующим развитием гиперальдостеронизма, что стимулирует канальцевую секрецию протонов и поддерживает состояние алкалоза. Алкалоз, связанный с приемом диуретиков, протекает обычно в легкой форме.
При хронической гиперкапнии,обусловленной дыхательной недостаточностью, количество гидрокарбоната в плазме крови сохраняется на высоком уровне (см. дыхательный ацидоз). При коррекции функции внешнего дыхания рС02 сразу же снижается, но экскреция гидрокарбоната (образованного перед этим в результате работы компенсаторных механизмов почек) продолжается в течение многих дней. Постгиперкапнический алкалоз может длиться до тех пор, пока в суточный рацион не будет добавлен натрий или калий. Механизм этого явления аналогичен тому, который вызывает стойкий алкалоз при рвоте.
При сокращении объема жидких сред в организме почки сдерживают экскрецию натрия, что преобладает над остальными гомео-статическими механизмами. Поскольку при алкалозе большая часть Na+ плазмы соединена с гидрокарбонатом, то полная реабсорбция профильтрованного в клубочках натрия влечет за собой и реабсорбцию гидрокарбоната. Алкалоз продолжается до тех пор, пока уменьшение объема жидких сред не будет устранено путем введения раствора хлорида натрия.
Среди других факторов, индуцирующих и поддерживающих метаболический алкалоз, следует помнить о гиперминералокортикоидизме. При гиперпродукции минералокортикоидов повышается секреция Н+ в почках и нарастает потеря Н+ в виде аммония, что провоцирует повышение уровня гидрокарбоната в плазме. Стимуляция процесса секреции кислоты в почечных канальцах также увеличивает реабсорбцию гидрокарбоната — в итоге поддерживается состояние метаболического алкалоза. Поскольку больные с гиперпродукцией минералокортикоидов не испытывают дефицита С1_ или уменьшения объема жидких сред организма, то и не реагируют на введение хлорида натрия в качестве лечебного средства метаболического алкалоза.
Алкалоз часто сопутствует гипокалиемии, и наоборот. Дефицит калия в организме способствует поддержанию метаболического алкалоза путем стимуляции секреции кислоты в почечных канальцах, а, следовательно, усиления реабсорбции гидрокарбоната. Алкалоз сам по себе может вызвать гипокалиемию и дефицит К+ в тканях.
Специфические клинические симптомы и признаки метаболического алкалоза отсутствуют. Вместе с тем, тяжелый алкалоз сопровождается апатией, спутанностью сознания, ступором (stupor лат. оцепенение — состояние обездвиженности с полным или частичным отсутствием речевого общения с окружающими — мутизмом — и ослабленными реакциями на раздражение). Снижение в
крови концентрации ионизированного кальция. Если количество Са2+ ниже нормы, то быстрое развитие алкалоза может привести к мышечной тетании. После тетанического приступа тяжесть метаболического алкалоза уменьшается, так как в момент судорожных сокращений мышц значительно возрастает количество образующейся молочной кислоты.
Алкалоз повышает возбудимость В-адренорецепторов в сердце, сосудах, кишечнике и бронхах, одновременно уменьшая парасимпатические эффекты, что сопровождается тахикардией, снижением системного артериального давления. Отмечаются запоры, обусловленные замедлением перистальтики кишечника.
Организм пытается компенсировать метаболический алкалоз, включая ряд механизмов:
1. Связывание угольной кислотой относительного или абсолютного избытка щелочи, что будет понижать щелочной резерв.
2. Восстановление соотношения карбонатного буфера за счет перехода НС03- и С1- из эритроцитов в плазму с последующим вытеснением ионами хлора карбонатанионов из бикарбоната. НСО:1~, высвободившиеся из NaHCO, и перешедшие в плазму из эритроцитов, а также уменьшение легочной вентиляции увеличивают количество Н2С03.
3. Выведение из организма почками избытка NaHCO, и Na2HPO,.
4. Респираторная компенсация метаболического алкалоза ограничена. Она проявляется снижением легочной вентиляции и повышением рС02, но поскольку гипоксия сдерживает эту реакцию, то рС02 редко повышается до 50—55 мм рт.ст.
Диагностика. Для метаболического алкалоза характерно увеличение в плазме крови BE и гидрокарбоната. При компенсированной форме повышено рС02. При увеличении концентрации НС03~ на 1 ммоль рС02 повышается примерно на 0,6 мм рт.ст. Уровень калия в плазме часто снижен, и на ЭКГ можно увидеть типичные изменения зубцов Т и U: уплощение и инверсия зубца Т, увеличение выступа зубца U, а также прогиб сегмента ST.
У больных со стойким метаболическим алкалозом рН мочи ниже 7,0, несмотря на увеличение в плазме концентрации гидрокарбоната. При алкалозе, связанном с уменьшением объема жидких сред организма, содержание С1~ в моче невелико (менее 10 ммоль/л). Если алкалоз вызван гиперальдостеронизмом и тяжелым дефицитом К+ в организме, то количество С\~ в моче увеличено (более 20 ммоль/л).
Принципы патогенетической проекции метаболического алкалоза. Больные с легкой или умеренной степенью алкалоза редко нуждаются в специфической коррекции. При гастрическом алкалозе целесообразно внутривенноевйедение солевых растворов чтобы усилить экскрецию гидрокар6оната почками и скорригировать КОС.
Больным с алкалозом, обусловленным приемом диуретиков для коррекции электролитных нарушений полезно назначать хлорид калия. Алкалоз при гиперфункции надпочечников купируют путем специфического лечения, направленного на основное заболевание. Длительный метаболический алкалоз желудочного происхождения корригируют ацидофициржэщими веществами (разбавленный раствор соляной кислоты иликислых солей - хлорид аммония, гидрохлорид аргинина). У большей части больных можно избежать применения ацидофицирурЩих средств, если провести лечение растворами хлорида калия или хлорида натрия.