Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Тлетворный дух




Тело усопшего иеросхимонаха отца Зосимы приготовили к погребению поустановленному чину. Умерших монахов и схимников, как известно, не омывают."Егда кто от монахов ко господу отыдет (сказано в Большом Требнике), тоучиненный монах (то есть для сего назначенный) отирает тело его теплоюводой, творя прежде губою (то-есть греческою губкой) крест на челескончавшегося, на персех, на руках и на ногах и на коленах, вящше же ничтоже". Все это и исполнил над усопшим сам отец Паисий. После отирания одел егов монашеское одеяние и обвил мантиею; для чего, по правилу, несколькоразрезал ее, чтоб обвить крестообразно. На голову надел ему куколь сосьмиконечным крестом. Куколь оставлен был открытым, лик же усопшего закрыличерным воздухом. В руки ему положили икону спасителя. В таком виде к утрупереложили его во гроб (уже прежде давно заготовленный). Гроб жевознамерились оставить в кельи (в первой большой комнате, в той самой, вкоторой покойный старец принимал братию и мирских) на весь день. Так какусопший по чину был иеросхимонах, то над ним следовало иеромонахам же ииеродиаконам читать не Псалтирь, а Евангелие. Начал чтение, сейчас послепанихиды, отец Иосиф; отец же Паисий, сам пожелавший читать потом весь деньи всю ночь, пока еще был очень занят и озабочен, вместе с отцом настоятелемскита, ибо вдруг стало обнаруживаться, и чем далее, тем более, и вмонастырской братии и в прибывавших из монастырских гостиниц и из городатолпами мирских нечто необычайное, какое-то неслыханное и "неподобающее"даже волнение и нетерпеливое ожидание. И настоятель и отец Паисий прилагаливсе старания по возможности успокоить столь суетливо волнующихся. Когда ужедостаточно ободняло, то из города начали прибывать некоторые даже такие, коизахватили с собою больных своих, особенно детей, - точно ждали для сегонарочно сей минуты, видимо уповая на немедленную силу исцеления, какая, повере их, не могла замедлить обнаружиться. И вот тут только обнаружилось, докакой степени все у нас приобыкли считать усопшего старца еще при жизни егоза несомненного и великого святого. И между прибывающими были далеко не изодного лишь простонародья. Это великое ожидание верующих, столь поспешно иобнаженно выказываемое и даже с нетерпением и чуть не с требованием,казалось отцу Паисию несомненным соблазном, и хотя еще и задолго импредчувствованным, но на самом деле превысившим его ожидания. Встречаясь совзволнованными из иноков, отец Паисий стал даже выговаривать им: "Таковое истоль немедленное ожидание чего-то великого", говорил он, "есть легкомыслие,возможное лишь между светскими, нам же неподобающее". Но его мало слушали, иотец Паисий с беспокойством замечал это, несмотря на то, что даже и сам(если уж все вспоминать правдиво), хотя и возмущался слишком нетерпеливымиожиданиями и находил в них легкомыслие и суету, но потаенно про себя, вглубине души своей, ждал почти того же, чего и сии взволнованные, в чем самсебе не мог не сознаться. Тем не менее ему особенно неприятны были иныевстречи, возбуждавшие в нем, по некоему предчувствию, большие сомнения. Втеснившейся в кельи усопшего толпе заметил он с отвращением душевным (закоторое сам себя тут же и попрекнул) присутствие, например, Ракитина, илидалекого гостя обдорского инока, все еще пребывавшего в монастыре, и обоихих отец Паисий вдруг почему-то счел подозрительными, - хотя и не их однихможно было заметить в этом же смысле. Инок обдорский изо всех волновавшихсявыдавался наиболее суетящимся; заметить его можно было всюду, во всехместах: везде он расспрашивал, везде прислушивался, везде шептался скаким-то особенным таинственным видом. Выражение же лица имел самоенетерпеливое и как бы уже раздраженное тем, что ожидаемое столь долго несовершается. А что до Ракитина, то тот, как оказалось потом, очутился стольрано в ските по особливому поручению госпожи Хохлаковой. Сия добрая, нобесхарактерная женщина, которая сама не могла быть допущена в скит, чутьлишь проснулась и узнала о преставившемся, вдруг прониклась стольстремительным любопытством, что немедленно отрядила вместо себя в скитРакитина, с тем, чтобы тот все наблюдал и немедленно доносил ей письменно,примерно в каждые полчаса, о всем, что произойдет. Ракитина же считала оназа самого благочестивого и верующего молодого человека - до того он умел совсеми обойтись и каждому представиться сообразно с желанием того, еслитолько усматривал в сем малейшую для себя выгоду. День был ясный и светлый,и из прибывших богомольцев многие толпились около скитских могил, наиболеескученных кругом храма, равно как и рассыпанных по всему скиту. Обходя скит.отец Паисий вдруг вспомянул об Алеше и о том, что давно он его не видел, ссамой почти ночи. И только что вспомнил о нем, как тотчас же и приметил егов самом отдаленном углу скита, у ограды, сидящего на могильном камне одногодревле почившего и знаменитого по подвигам своим инока. Он сидел спиной кскиту, лицом к ограде и как бы прятался за памятник. Подойдя вплоть, отецПаисий увидел, что он, закрыв обеими ладонями лицо, хотя и безгласно, ногорько плачет, сотрясаясь всем телом своим от рыданий. Отец Паисий постоялнад ним несколько. - Полно, сыне милый, полно, друг, - прочувствованно произнес оннаконец, - чего ты? Радуйся, а не плачь. Или не знаешь, что сей день естьвеличайший из дней его? Где он теперь, в минуту сию, вспомни-ка лишь о том! Алеша взглянул было на него, открыв свое распухшее от слез, как умалого ребенка лицо, но тотчас же, ни слова не вымолвив, отвернулся и сновазакрылся обеими ладонями. - А пожалуй, что и так, - произнес отец Паисий вдумчиво, - пожалуй иплачь, Христос тебе эти слезы послал. "Умилительные слезки твои лишь отдыхдушевный и к веселию сердца твоего милого послужат", - прибавил он уже просебя, отходя от Алеши и любовно о нем думая. Отошел он впрочем поскорее, ибопочувствовал, что и сам пожалуй, глядя на него, заплачет. Время между темшло, монастырские службы и панихиды по усопшем продолжались в порядке. ОтецПаисий снова заменил отца Иосифа у гроба и снова принял от него чтениеЕвангелия. Но еще не минуло и трех часов пополудни, как совершилось нечто, очем упомянул я еще в конце прошлой книги, нечто, до того никем у наснеожиданное и до того в разрез всеобщему упованию, что, повторяю, подробнаяи суетная повесть о сем происшествии даже до сих пор с чрезвычайною живостиювспоминается в нашем городе и по всей нашей окрестности. Тут, прибавлю ещераз от себя лично: мне почти противно вспоминать об этом суетном исоблазнительном событии, в сущности же самом пустом и естественном, и яконечно выпустил бы его в рассказе моем вовсе без упоминовения, если бы неповлияло оно сильнейшим и известным образом на душу и сердце главного, хотяи будущего героя рассказа моего, Алеши, составив в душе его как бы перелом ипереворот, потрясший, но и укрепивший его разум уже окончательно, на всюжизнь и к известной цели. Итак к рассказу: Когда еще до свету положили уготованное к погребениютело старца во гроб и вынесли его в первую, бывшую приемную комнату, товозник было между находившимися у гроба вопрос: надо ли отворить в комнатеокна? Но вопрос сей, высказанный кем-то мимоходом и мельком, остался безответа и почти незамеченным, - разве лишь заметили его, да и то про себя,некоторые из присутствующих лишь в том смысле, что ожидание тления итлетворного духа от тела такого почившего есть сущая нелепость, достойнаядаже сожаления (если не усмешки), относительно малой веры и легкомыслияизрекшего вопрос сей. Ибо ждали совершенно противоположного. И вот, вскорости после полудня началось нечто, сначала принимаемое входившими ивыходившими лишь молча и про себя, и даже с видимою боязнью каждого сообщитькому-либо начинающуюся мысль свою, но к трем часам пополудня обнаружившеесяуже столь ясно и неопровержимо, что известие о сем мигом облетело весь скити всех богомольцев-посетителей скита, тотчас же проникло и в монастырь иповергло в удивление всех монастырских, а наконец, чрез самый малый срок,достигло и города и взволновало в нем всех, и верующих и неверующих.Неверующие возрадовались, а что до верующих, то нашлись иные из нихвозрадовавшиеся даже более самих неверующих, ибо "любят люди падениеправедного и позор его", как изрек сам покойный старец в одном из поученийсвоих. Дело в том, что от гроба стал исходить мало-по-малу, но чем далее,тем более замечаемый тлетворный дух, к трем же часам пополудни уже слишкомявственно обнаружившийся и все постепенно усиливавшийся. И давно уже небывало и даже припомнить невозможно было из всей прошлой жизни монастырянашего такого соблазна, грубо разнузданного, а в другом каком случае такдаже и невозможного, какой обнаружился тотчас же вслед за сим событием междусамими даже иноками. Потом уже, и после многих даже лет, иные разумные инокинаши, припоминая весь тот день в подробности, удивлялись и ужасались тому,каким это образом соблазн мог достигнуть тогда такой степени. Ибо и преждесего случалось, что умирали иноки весьма праведной жизни и праведность коихбыла у всех на виду. старцы богобоязненные, а между тем и от их смиренныхгробов исходил дух тлетворный, естественно, как и у всех мертвецовпоявившийся. но сие не производило же соблазна и даже малейшего какого-либоволнения. Конечно, были некие и у нас из древле преставившихся, воспоминаниео коих сохранилось еще живо в монастыре, и останки коих, по преданию, необнаружили тления, что умилительно и таинственно повлияло на братию исохранилось в памяти ее как нечто благолепное и чудесное и как обетование вбудущем еще большей славы от их гробниц, если только волею божией придеттому время. Из таковых особенно сохранялась память о дожившем до ста пятилет старце Иове, знаменитом подвижнике, великом постнике и молчальнике,преставившемся уже давно, еще в десятых годах нынешнего столетия, и могилукоторого с особым и чрезвычайным уважением показывали всем впервыеприбывающим богомольцам, таинственно упоминая при сем о некиих великихнадеждах. (Это та самая могила, на которой отец Паисий застал утром сидящимАлешу.) Кроме сего древле-почившего старца жива была таковая же память и опреставившемся сравнительно уже недавно великом отце иеросхимонахе, старцеВарсонофии, - том самом, от которого отец Зосима и принял старчество, икоторого, при жизни его, все приходившие в монастырь богомольцы считалипрямо за юродивого. О сих обоих сохранилось в предании, что лежали они вгробах своих как живые и погребены были совсем нетленными и что даже лики ихкак бы просветлели в гробу. А некие так даже вспоминали настоятельно, что оттелес их осязалось явственно благоухание. Но несмотря даже и на стольвнушительные воспоминания сии, все же трудно было бы объяснить ту прямуюпричину, по которой у гроба старца Зосимы могло произойти стольлегкомысленное, нелепое и злобное явление. Что до меня лично, то полагаю,что тут одновременно сошлось и много другого, много разных причин заодноповлиявших. Из таковых, например, была даже самая эта закоренелая вражда кстарчеству, как к зловредному новшеству, глубоко таившаяся в монастыре вумах еще многих иноков. А потом, конечно, и главное, была зависть к святостиусопшего, столь сильно установившейся при жизни его, что и возражать какбудто было воспрещено. Ибо хотя покойный старец и привлек к себе многих, ине столько чудесами, сколько любовью, и воздвиг кругом себя как бы целый мирего любящих, тем не менее, и даже тем более, сим же самым породил к себе изавистников, а вслед затем и ожесточенных врагов, и явных, и тайных, и нетолько между монастырскими, но даже и между светскими. Никому-то, например,он не сделал вреда, но вот: "Зачем де его считают столь святым?" И один лишьсей вопрос, повторяясь постепенно, породил наконец целую бездну самойненасытимой злобы. Вот почему и думаю я, что многие, заслышав тлетворный духот тела его, да еще в такой скорости, - ибо не прошло еще и дня со смертиего, - были безмерно обрадованы; равно как из преданных старцу и доселечтивших его нашлись тотчас же таковые, что были сим событием чуть неоскорблены и обижены лично. Постепенность же дела происходила следующимобразом. Лишь только начало обнаруживаться тление, то уже по одному видувходивших в келью усопшего иноков можно было заключить, зачем они приходят.Войдет, постоит недолго и выходит подтвердить скорее весть другим, толпоюожидающим извне. Иные из сих ожидавших скорбно покивали главами, но другиедаже и скрывать уже не хотели своей радости, явно сиявшей в озлобленныхвзорах их. И никто-то их не укорял более, никто-то доброго гласа не подымал,что было даже и чудно, ибо преданных усопшему старцу было в монастыре все жебольшинство; но уж так видно сам господь допустил, чтобы на сей разменьшинство временно одержало верх. В скорости стали являться в келью такимиже соглядатаями и светские, более из образованных посетителей. Простого женароду входило мало, хотя и столпилось много его у ворот скитских.Несомненно то, что именно после трех часов прилив посетителей светскихвесьма усилился, и именно вследствие соблазнительного известия. Те, кои быможет и не прибыли в сей день вовсе, и не располагали прибыть, теперьнарочно приехали, между ними некоторые значительного чина особы. Впрочем,благочиние наружно еще не нарушалось, и отец Паисий твердо и раздельно, слицом строгим, продолжал читать Евангелие в голос, как бы не замечаясовершавшегося, хотя давно уже заметил нечто необычайное. Но вот и до негостали достигать голоса, сперва весьма тихие, но постепенно твердевшие иободрявшиеся. "Знать суд-то божий не то, что человеческий!" заслышал вдруготец Паисий. Вымолвил сие первее всех один светский, городской чиновник,человек уже пожилой и, сколь известно было о нем, весьма набожный, но,вымолвив вслух, повторил лишь то, что давно промеж себя повторяли иноки другдругу на ухо. Те давно уже вымолвили сие безнадежное слово, и хуже всегобыло то, что с каждою почти минутой обнаруживалось и возрастало при этомслове некое торжество. Вскоре однако и самое даже благочиние началонарушаться, и вот точно все почувствовали себя в каком-то даже праве егонарушить. "И почему бы сие могло случиться", говорили некоторые из иноков,сначала как бы и сожалея, - "тело имел не великое, сухое, к костямприросшее, откуда бы тут духу быть?" "Значит, нарочно хотел бог указать",поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же,ибо опять-таки указывали, что если б и быть духу естественно, как от всякогоусопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явноюпоспешностью, по крайности чрез сутки бы, а "этот естество предупредил",стало быть тут никто как бог и нарочитый перст его. Указать хотел. Суждениесие поражало неотразимо. Кроткий отец иеромонах Иосиф, библиотекарь, любимецпокойного, стал было возражать некоторым из злословников, что "не везде ведьэто и так" и что не догмат же какой в православии сия необходимость нетлениятелес праведников, а лишь мнение, и что в самых даже православных странах,на Афоне например, духом тлетворным не столь смущаются, и не нетлениетелесное считается там главным признаком прославления спасенных, а цветкостей их, когда телеса их полежат уже многие годы в земле и даже истлеют вней, "и если обрящутся кости желты, как воск, то вот и главнейший знак, чтопрославил господь усопшего праведного; если же не желты, а черны обрящутся,то значит не удостоил такого господь славы, - вот как на Афоне, местевеликом, где издревле нерушимо и в светлейшей чистоте сохраняетсяправославие", заключил отец Иосиф. Но речи смиренного отца пронеслись безвнушения и даже вызвали отпор насмешливый: "это все ученость и новшества,нечего и слушать", - порешили про себя иноки. "У нас по-старому; мало линовшеств теперь выходит, всем и подражать?" прибавляли другие. "У нас неменее ихнего святых отцов было. Они там под туркой сидят и все перезабыли. Уних и православие давно замутилось, да и колоколов у них нет", присоединялисамые насмешливые. Отец Иосиф отошел с горестию, тем более, что и сам-товысказал свое мнение не весьма твердо, а как бы и сам ему мало веруя. Но сосмущением провидел, что начинается нечто очень неблаговидное и что возвышаетглаву даже самое непослушание. Мало-по-малу, вслед за отцом Иосифом, затихлии все голоса рассудительные, И как-то так сошлось, что все любившиепокойного старца и с умиленным послушанием принимавшие установлениестарчества страшно чего-то вдруг испугались и, встречаясь друг с другом,робко лишь заглядывали один другому в лицо. Враги же старчества, яконовшества, гордо подняли голову. "От покойного старца Варсонофия не толькодуху не было, но точилось благоухание", злорадно напоминали они, "но нестарчеством заслужил, а тем, что и сам праведен был". А вслед за сим нановопреставившегося старца посыпались уже осуждения и самые даже обвинения:"несправедливо учил; учил, что жизнь есть великая радость, а не смирениеслезное", говорили одни, из наиболее бестолковых. "По-модному веровал, огняматериального во аде не признавал" - присоединяли другие еще техбестолковее. "К посту был не строг, сладости себе разрешал, варение вишневоеел с чаем, очень любил, барыни ему присылали. Схимнику ли чаи распивать?"слышалось от иных завиствующих. "Возгордясь сидел, с жестокостью припоминалисамые злорадные, за святого себя почитал, на коленки пред ним повергались,яко должное ему принимал". "Таинством исповеди злоупотреблял", злобнымшепотом прибавляли самые ярые противники старчества, и это даже из самыхстарейших и суровых в богомольи своем иноков, истинных постников имолчальников, замолчавших при жизни усопшего, но вдруг теперь отверзших устасвои, что было уже ужасно, ибо сильно влияли словеса их на молодых и еще неустановившихся иноков. Весьма выслушивал все сие и обдорский гость монашекот святого Сильвестра, глубоко воздыхая и покивая главою: "Нет, видноотец-то Ферапонт справедливо вчера судил", подумывал он про себя, а туткак-раз и показался отец Ферапонт; как бы именно чтоб усугубить потрясениевышел. Упомянул уже я прежде, что выходил он из своей деревянной келийки напасеке редко, даже в церковь подолгу не являлся и что попущали ему это якобыюродивому, не связывая его правилом общим для всех. Но если сказать по всейправде, то попущалось ему все сие даже и по некоторой необходимости. Ибостоль великого постника и молчальника, дни и ночи молящегося (даже изасыпал, на коленках стоя), как-то даже и зазорно было настоятельнообременять общим уставом, если он сам не хотел подчиниться. "Он и всех-тонас святее и исполняет труднейшее чем по уставу" - сказали бы тогда иноки,"а что в церковь не ходит, то значит сам знает, когда ему ходить, у негосвой устав". Ради сего-то вероятного ропота и соблазна и оставляли отцаФерапонта в покое. Старца Зосиму, как уже и всем известно было сие, не любилотец Ферапонт чрезвычайно; и вот и к нему в его келийку донеслась вдругвесть о том, что "суд-то божий значит не тот, что у человеков, и чтоестество даже предупредил". Надо полагать, что из первых сбегал ему передатьизвестие обдорский гость, вчера посещавший его и во ужасе от него вчераотшедший. Упомянул я тоже, что отец Паисий, твердо и незыблемо стоявший ичитавший над гробом, хотя и не мог слышать и видеть, что происходило внекельи, но в сердце своем все главное безошибочно предугадал, ибо знал средусвою насквозь. Смущен же не был, а ожидал всего, что еще могло произойти,без страха, пронзающим взглядом следя за будущим исходом волнения, ужепредставлявшимся умственному взору его. Как вдруг необычайный и уже явнонарушавший благочиние шум в сенях поразил слух его. Дверь отвориласьнастежь, и на пороге показался отец Ферапонт. За ним, как примечалось, идаже ясно было видно из кельи, столпилось внизу у крылечка много монахов,сопровождавших его, а между ними и светских. Сопровождавшие однако не вошлии на крылечко не поднялись, но остановясь ждали, что скажет и сделает отецФерапонт далее, ибо предчувствовали они, и даже с некоторым страхом,несмотря на все дерзновение свое, что пришел он не даром. Остановясь напороге, отец Ферапонт воздел руки, и из-под правой руки его выглянули острыеи любопытные глазки обдорского гостя, единого не утерпевшего и взбежавшегово след отцу Ферапонту по лесенке из-за превеликого своего любопытства.Прочие же кроме него, только что с шумом отворилась настеж дверь, напротивпотеснились еще более назад от внезапного страха. Подняв руки горе, отецФерапонт вдруг завопил: - Извергая извергну! - и тотчас же начал, обращаясь во все четырестороны попеременно, крестить стены и все четыре угла кельи рукой. Этодействие отца Ферапонта тотчас же поняли сопровождавшие его; ибо знали, чтои всегда так делал, куда ни входил, и что и не сядет и слова не скажет,прежде чем не изгонит нечистую силу. - Сатана изыди, сатана изыди! - повторял он с каждым крестом. -Извергая извергну! - возопил он опять. Был он в своей грубой рясе,подпоясанной вервием. Из-под посконной рубахи выглядывала обнаженная грудьего; обросшая седыми волосами. Ноги же совсем были босы. Как только стал онмахать руками, стали сотрясаться и звенеть жестокие вериги, которые носил онпод рясой. Отец Паисий прервал чтение, выступил вперед и стал пред ним вожидании. - Почто пришел, честный отче? Почто благочиние нарушаешь? Почто стадосмиренное возмущаешь? - проговорил он наконец, строго смотря на него. - Чесо ради пришел еси? Чесо просиши? Како веруеши? - прокричал отецФерапонт юродствуя, - притек здешних ваших гостей изгонять, чертей поганых.Смотрю, много ль их без меня накопили. Веником их березовым выметать хочу. - Нечистого изгоняешь, а может сам ему же и служишь, - безбоязненнопродолжал отец Паисий, - и кто про себя сказать может: "свят есть"? Не тыли, отче? - Поган есмь, а не свят. В кресла не сяду и не восхощу себе аки идолупоклонения! - загремел отец Ферапонт. - Ныне людие веру святую губят.Покойник, святой-то ваш, - обернулся он к толпе, указывая перстом на гроб, -чертей отвергал. Пурганцу от чертей давал. Вот они и развелись у вас какпауки по углам. А днесь и сам провонял. В сем указание господне великоевидим. А это и действительно однажды так случилось при жизни отца Зосимы.Единому от иноков стала сниться, а под конец и наяву представляться нечистаясила. Когда же он, в величайшем страхе, открыл сие старцу, тот посоветовалему непрерывную молитву и усиленный пост. Но когда и это не помогло,посоветовал, не оставляя поста и молитвы, принять одного лекарства. О семмногие тогда соблазнялись и говорили меж собой, покивая главами, - пуще жевсех отец Ферапонт, которому тотчас же тогда поспешили передать некоторыехулители о сем "необычайном" в таком особливом случае распоряжении старца. - Изыди отче! - повелительно произнес отец Паисий, - не человеки судят,а бог. Может здесь "указание" видим такое, коего не в силах понять ни ты, ния и никто. Изыди отче, и стадо не возмущай! - повторил он настойчиво. - Постов не содержал по чину схимы своей, потому и указание вышло. Сиеясно есть, а скрывать грех! - не унимался расходившийся во рвении своем непо разуму изувер. - Канфетою прельщался, барыни ему в карманах привозили,чаем сладобился, чреву жертвовал, сладостями его наполняя, а ум помышлениемнадменным... Посему и срам претерпел... - Легкомысленны словеса твои, отче! - возвысил голос и отец Паисий, -посту и подвижничеству твоему удивляюсь, но легкомысленны словеса твои,якобы изрек юноша в миру, непостоянный и младоумный. Изыди же отче,повелеваю тебе, - прогремел в заключение отец Паисий. - Я-то изыду! - проговорил отец Ферапонт, как бы несколько исмутившись, но не покидая озлобления своего, - ученые вы! От большого разумавознеслись над моим ничтожеством. Притек я сюда малограмотен, а здесь, что изнал, забыл, сам господь бог от премудрости вашей меня маленького защитил... Отец Паисий стоял над ним и ждал с твердостью. Отец Ферапонт помолчал ивдруг, пригорюнившись и приложив правую ладонь к щеке, произнес нараспев,взирая на гроб усопшего старца: - Над ним заутра "Помощника и покровителя" станут петь - канонпреславный, а надо мною, когда подохну, всего-то лишь "Кая житейскаясладость" - стихирчик малый [при выносе тела (из келии в церковь и послеотпевания, из церкви на кладбище) монаха и схимонаха, поются стихиры: "Каяжитейская сладость..." Если же почивший был иеросхимонахом, то поют канон:"Помощник и покровитель..."], - проговорил он слезно и сожалительно. -Возгордились и вознеслись, пусто место сие! - завопил он вдруг как безумныйи, махнув рукой, быстро повернулся и быстро сошел по ступенькам с крылечкавниз. Ожидавшая внизу толпа заколебалась; иные пошли за ним тотчас же, ноиные замедлили, ибо келья все еще была отперта, а отец Паисий, выйдя вследза отцом Ферапонтом на крылечко, стоя наблюдал. Но расходившийся старик ещене окончил всего: отойдя шагов двадцать, он вдруг обратился в сторонузаходящего солнца, воздел над собою обе руки и, - как бы кто подкосил его, -рухнулся на землю с превеликим криком: - Мой господь победил! Христос победил заходящу солнцу! - неистовопрокричал он, воздевая к солнцу руки и пав лицом ниц на землю, зарыдал вголос как малое дитя, весь сотрясаясь от слез своих и распростирая по землеруки. Тут уж все бросились к нему, раздались восклицания, ответноерыдание... Исступление какое-то всех обуяло. - Вот кто свят! вот кто праведен! - раздавались возгласы уже небоязненно, - вот кому в старцах сидеть, - прибавляли другие уже озлобленно. - Не сядет он в старцах... Сам отвергнет... не послужит проклятомуновшеству... не станет ихним дурачествам подражать, - тотчас же подхватилидругие голоса, и до чего бы это дошло, трудно и представить себе, но как-разударил в ту минуту колокол, призывая к службе. Все вдруг стали креститься.Поднялся и отец Ферапонт и, ограждая себя крестным знамением, пошел к своейкелье не оглядываясь, все еще продолжая восклицать, но уже нечто совсемнесвязное. За ним потекли было некоторые, в малом числе, но большинствостало расходиться, поспешая к службе. Отец Паисий передал чтение отцу Иосифуи сошел вниз. Исступленными кликами изуверов он поколебаться не мог, носердце его вдруг загрустило и затосковало о чем-то особливо, и онпочувствовал это. Он остановился и вдруг спросил себя: "Отчего сия грустьмоя даже до упадка духа?" и с удивлением постиг тотчас же, что сия внезапнаягрусть его происходит повидимому от самой малой и особливой причины: дело втом, что в толпе, теснившейся сейчас у входа в келью, заприметил он междупрочими волнующимися и Алешу, и вспомнил он, что, увидав его, тотчас жепочувствовал тогда в сердце своем как бы некую боль. "Да неужто же сеймладый столь много значит ныне в сердце моем?" вдруг с удивлением вопросилон себя. В эту минуту Алеша как раз проходил мимо него, как бы поспешаякуда-то, но не в сторону храма. Взоры их встретились. Алеша быстро отвелсвои глаза и опустил их в землю, и уже по одному виду юноши отец Паисийдогадался, какая в минуту сию происходит в нем сильная перемена. - Или и ты соблазнился? - воскликнул вдруг отец Паисий, - да неужто жеи ты с маловерными! - прибавил он горестно. Алеша остановился и как-то неопределенно взглянул на отца Паисия, носнова быстро отвел глаза и снова опустил их к земле. Стоял же боком и неповернулся лицом к вопрошавшему. Отец Паисий наблюдал внимательно. - Куда же поспешаешь? К службе благовестят, - вопросил он вновь, ноАлеша опять ответа не дал. - Али из скита уходишь? Как же не спросясь-то, не благословясь? Алеша вдруг криво усмехнулся, странно, очень странно вскинул навопрошавшего отца свои очи, на того, кому вверил его умирая бывшийруководитель его, бывший владыка сердца и ума его, возлюбленный старец его,и вдруг, все попрежнему без ответа, махнул рукой, как бы не заботясь даже ио почтительности, и быстрыми шагами пошел к выходным вратам вон из скита. - Возвратишься еще! - прошептал отец Паисий, смотря во след ему сгорестным удивлением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2284 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.